А-н-н-у-ш-к-а

                ШКОЛЬНЫЕ  ГОДЫ.


                Аннушка,  рождённая  через  год  после  рождения  Маши, считала  свою  старшую  сестричку  чуть  ли  не главной  в  семье.  Мать  была  занята  домашним  хозяйством  и  нянчила  маленького  Сашку.  Отец  постоянно  пропадал  на  работе,  -  то  в школе,  то  в  техникуме,  а  во  время  каникул  уезжал  в  Москву  или  в Питер  на  дополнительные  заработки. 

                На  преподавательскую  зарплату  очень  трудно  было  прокормить  семью, особенно   когда  в  семье  росли  девочки,  которых  надо  было хорошо  одевать  и  нормально  воспитывать,  а  значит  необходимо  было  кроме  учебников  покупать им  книги,  ноты,  спортивные  костюмы,  нарядные  платья,  туфли, коньки,  лыжи  и  прочее-прочее.... 

                Аннушка   с   самого   раннего   своего   детства   постоянно  находилась  рядом  с  сестричкой.  Вместе  они  ходили  в  детский  садик  и,  вцепившись  в руку  Машеньки,  маленькая  Аннушка  постоянно,  как тень, всегда   и  всюду  семенила  за  своей  старшей  сестричкой...

                В  садике  они  ходили  в  одну  и  ту  же  группу,  рядом  спали  в  тихий  час,  вместе  обедали  и  играли  в  одни  и  те  же  игры  и  куклы.  И  так  же,  взявшись  за  руки,  возвращались  домой.  Неразлучницы...

                Детсад  был  недалеко  от  дома.  Поэтому  девочек  отпускали  одних,  не  боясь,  что  они  заблудятся  или  потеряются.
                Городок  Локоть был  небольшим  по количеству  населения,  движения  там особенно  не было,  так  как  кроме  гужевого (лошадиного)  транспорта,  были ещё два-три  автобуса,  да пару  небольших  маломощных грузовиков,  что  обслуживали  винный  завод.  Вот  и  всё ...  Локоть -  глухая  провинция ...

                Аннушка  во  всём  полагалась  на  сестричку  и  слушалась  её,  как  примерный  ребёнок.  Если  Машеньке  вдруг  вздумалось  пойти  не  домой,  а  в  центр  города,  Анечка  молчаливо  топала  следом,  твёрдо зная,  что  так  надо  и  нечего  задавать  глупых  вопросов.

                Когда  об  их  путешествии  узнавала  мать,  то  в  первую  очередь  наказание  доставалась  Машке.  Все  знали,  что  всему  виной  Маша.
Анечка  лишь  послушно  следовала  за  сестрой.  И  тут  уж  ничего  нельзя  было сделать.  Для  Анечки  Маша  была  путеводной  звездой  и  надёжной  защитой от любой  беды.  Даже  подрастающий  боевой  и  задиристый  братик не  имел  для  неё  такого авторитета,  как  старшая  сестра,  которой  как говорится,  "море  по колено"...

                Но  девочки  подрастали  и,  казалось,  Анечка  должна  была  стать самостоятельной. Но  нет... Мать  только  вздыхала  и  горестно причитала: "Да  что  же  это  такое?  У  тебя,  Нюра,  своей  головы  нет ?  Чего  ты  на  Машку  смотришь ?  Своим  умом надо  жить,  а  не  за  сестрой,  как  тень  идти..."

                Но  сколько  бы  мать  ни  причитала,  сколько  бы  отец  не  читал  ей  нотации,  Аннушка  по-прежнему  была  и  оставалась  верной  тенью  своей  смелой,  самостоятельной  сестры...

                И  когда  Машенька  пошла  в школу,  а  Анечка  осталась  одна  доме,  она  вдруг  ощутила  себя  жутко  одинокой  и  всеми  забытой.
И  тогда  впервые  она  заплакала. Аннушка забилась  в  тёмный  угол  между  стеной  и  старым  громоздким  буфетом  и  проплакала там  до  самого  прихода  сестры.

                А  на  следующий  день, вцепившись в   руку  сестры. она  пошла  вместе  в  ней  в  школу.  Мать,  не  углядев за  Анной,   металась  по двору,  в  поисках  пропавшей  дочери,  пока  соседи  не  сказали,  что  видели,  как  обе  девочки  ушли  в  школу.  Прибежав  на  школьный  двор,  бедная  мать  увидала  своих  дочерей,  которые  прыгали  в  "классики"  во  время  переменки. 

                Схватив  Аннушку  за  руку  и  обругав  Машку  за  самовольство,  мама  увела  младшенькую  доченьку  домой.  Но  на  следующий  день  Аннушка  опять  ушла  вместе  с  Машенькой  в  школу  и  сидела  во  дворе,  пока  старшая  была   на  уроках. 

                И мать  и  отец  были   расстроены  и  озадачены  таким  оборотом  дел  и  поговорив  с  учителем  первого  класса  и  директором  школы,  решили  разрешить  Аннушке  ходить  в  школу  вместе  со  старшей  сестрой. Так  неразлучница  Анюта  стала  посещать  первый  класс  и с  тех  пор  была во  всём  наравне  с  Машей.

                Но  в отличии  от  Маши  Аннушка  не участвовала  в  многочисленных  кружках,  куда  ходила  Маша...  Она  больше  времени  уделяла  учёбе  и   именно в  это  время  стала  много  читать.  Но  так как  книг  в  детской  библиотеке  было   мало,  Аннушка  читала  те  книги,  которые  привозил  отец  из  своих  столичных  поездок,   а  ещё  прекрасные  книги  приносила  Маша  от  соседей.

                Эти  красивые, с  тиснённым  золотом,  очень  хорошие книги  с  замечательными  картинками.  Машенька  брала  их  у  бывшей  гувернантки  немки  и  у  изящно-хрупкой  француженки.   Им  эти  книги  достались  от  детей  бывших  хозяев  имения.  Книги  были  так  красивы,   что  прежде  чем  открыть  их
и читать,  отец  заставлял  девочек  мыть  руки   и   учил  из  аккуратно  листать  страницы,   не  загибая  их  и  не  зализывая  пальцы...  Это  были  первые  уроки  правильного  и  бережного  обращения  с  ценными  вещами  и  особенно  с  книгами.

                Благодаря  этим  книгам,  девочки  с  малых  лет  знали  и  прочли  такие  произведения,  как  "Всадник  без  головы" Майн  Рида,  "Таинственный  остров"  Жюль  Верна,  "Человек-невидимка" Герберта Уэльса  и  другие популярные  книги.  И  с  юных  лет  в  семье  знали  Гейне, Гёте, Джек  Лондона,  Голсуорси, Шерлока  Холмса, Пушкина, Лермонтова, Байрона  и  Жуковского...

                Потом  в  их  доме  появился  Шекспир  и  Толстой,  Достоевский  и  Драйзер... Бывшие  гувернантки,  ставшие  преподавателями  в  школе,  открыли  для  многих  учеников  мировую  литературную  классику.  Они  научили  любить их  уважать  книги,  как  источник  знаний  и  молчаливых  друзей... Это  была  хорошая  школа...

                Глядя  на  то,  какие умные,  красивые  и всё  знающие  были  учителя  в  школе  (бывшие  дворцовые  учителя  для  барских  детей ),  Аннушка
мечтала  стать  такой  же  умной  и  красивой,  как  они.  И  в  мыслях  она  видела  себя  стоящей  перед  учениками  в  классе,   хорошо  одетой  и  очень  умной,  и даже  красивой,  привлекательной...
                Она  мечтала  поскорее  стать  взрослой  и  вот  так  же  стоять  в  классе  перед  учениками  и  рассказывать  детям  о  том,  какая  большая  наша  планета  Земля  и  как  много  народу  живёт  на  ней,  и  какие  большие  города  построили  люди  в  своих  странах и  как  интересно  жить  и  путешествовать  по  всему  миру... 

                И  ещё  она  будет  говорить  о  родной  стране  и  об  её  истории,  и  о  том,  какими  мы  были  раньше  и  какими  будем  в  будущем.  Ах,  как  это  замечательно!  Вот  только  бы  поскорее  вырасти  и  стать, наконец,  большой.  И  жить настоящей  интересной  взрослой  жизнью...
 

               


Рецензии