День марабу или вечер двух солнц

     День марабу или вечер двух солнц.

Седьмое мая 2010.года. Нахожусь в скрадке для охоты на гусей. Он  нашими стараниями укреплен прямо на льду большого тундрового озера  и представляет собой  каркас из брусков высотой полтора метра и немного поболее  в длину и ширину. Обтянут белым полотнищем, в нужных местах  прорезаны отверстия  для наблюдения за подлетающими гусями. Метрах в сорока на льду расположились двенадцать гусиных чучелов Возможность поставить скрадок и чучела прямо на льду особенно ценна - чучела видны на льду более ярко и правдоподобно, что сильнее привлекает гусей. В этом году из-за малоснежья  тундровые ручьи очень слабы и не помогают солнцу, ветру и дождям  съедать лед. Чучела родились в солнечной Италии  и выполнены настолько искусно, что, опираясь на лед  ярко-красными лапами,  создают иллюзию полного сходства с живыми гусями. Они  изображают отдыхающих и кормящихся  гуменников и белолобых гусей. Вопреки самому точному в мире метеопрогнозу, обещающему сегодня полнейшее метеобезобразие  в виде мокрого снега и дождя, на улице было тихо и ясно. Только легкий бодрящий морозец  сковал все тундровые оттайки на  озерах и талую воду на поверхности  озера, где за пять охотничьих весен нашими стараниями были добыты не один десяток весенних гусаков. Сижу экипированный в сугубо весеннюю одежду и обувь. По- колымски это  наличие на теле термобелья  и армейского  камуфляжного костюма, усиленного зимним полукомбинезоном .Для полноты ощущений на тебе надета  куртка от ветровлагозащитного костюма  и зимняя куртка с капюшоном. Ноги в сухости и тепле поддерживают старые добрые валенки, защищенные от влаги остатками холодной войны - бахилами от общевойскового защитного комплекта. Вы скажете, зачем все это носить на себе  в майский день?
 Ответом будет знаменитый колымский афоризм - «Обмороженных здесь гораздо больше, чем ошпаренных”. Имеющийся личный опыт позволяет согласиться с этой аксиомой.
Сижу, наслаждаясь утренней тишиной, куда я сбежал из теплого любимого и до боли желанного длительной  зимой домика. Там тепло и по полевому уютно. В нём пережита не одна пурга, когда  как дикий зверь она стремится порвать защиту человека от ёё неуемного и безжалостного буйства. Возможность побыть наедине с утренней весенней тундрой, невозможно переоценить. Чем я и воспользовался ,проснулся пораньше ,тихонько оделся и вышел ,стараясь не разбудить двоих  напарников-Сергея и Вадима. Они мирно спали, пользуясь редкой возможностью отоспаться после  стрессов и морального прессинга большого города.
 В тот день все трое, как ошпаренные, вылетали из домика в пять утра, разбуженные голосами проходящей гусиной стаи. Звук в домике слышен сильнее, чем на улице, поэтому удар по барабанным перепонкам  гортанного крика гуменников мгновенно угнал остатки сна. Каждый  из друзей держал  в руках  мощный многозарядный полуавтомат ,готовый при помощи стрелка  прервать полет крепкокрылого красавца- гуся. На ночь оружие  заботливо укладывалось на нары, рядом со спальными местами. Стволы были направлены в сторону дверей.  На утренний неласковый воздух друзья вылетели в футболках и трико.
-Где идут? - спросил Вадим, по наблюдая за  нашими с Сергеем действиями.
Он все воспринимал с максимумом эмоций. Ведь это была первая в его жизни настоящая гусиная охота- с десятидневным отъездом на Ланковскую тундру в поисках желанной охотничьей удачи. Гусиные голоса  приближались. В тихом утреннем воздухе они раздавались особенно звонко и создавали иллюзию,. что  гуси идут низко.
-Да вон же они, почти над нами,- сказал Сергей, указывая на  безопасно проходящую на  высоте стайку птиц в пятнадцать.
-Не вижу, - возбужденно сказал Вадим, пытаясь увидеть птиц.

-Да вон они идут метрах в двухстах. Расслабься-это не наши,- успокоил Вадима напарник.

-Мужики, а может еще подремлем немножко? - предложил я, зябко поеживаясь.

Возражений не последовало, и мы вернулись в тепло домика. Ощущение когда попадаешь в спальник  после пребывания  на холодном утреннем воздухе очень трудно передать. Это лучше испытать. Тебя постепенно начинает окутывать мягкое тепло, помогающее расслабиться  озябшей коже. Тебе кажется,что тепло тебя начинает укутывать еще сильнее, возвращается расслабление и умиротворение. Ненадолго вновь погружаешься в сладкий плен сна уже в тепле. Наверное, так выглядит маленькое счастье. В плену находился  часа полтора. Проснулся с мыслью:
-А не уйти ли мне на зорьку пораньше? Вдруг налетят?
Тихонько встал, стараясь не разбудить мирно спящих друзей, подбросил дров в прогорающую печку, надел описанный раньше весенний колымский комплект и вышел  из домика на встречу событиям  желанного охотничьего дня. Преодолевать замерзшую  полосу  талой воды перед выходом на лед нужно очень осторожно. Вода покрылась довольно толстой корочкой льда,  и мне приходилось шагать по особому - поднимать ногу для очередного шага, ставить на ледовую корочку вертикально, проламывать ее и опускать   ступню на находящийся под водой лед. Со стороны это похоже на движение робота из мультфильма, но лучше немного побыть роботом, чем  ощутить  всю прелесть общения со злой весенней водой.Кроме того –берег бахилы от пореза.. Благополучно преодолел это место и отправился к скрадку. От кромки льда ,на котором он стоит меня отделяли  метров десять .Вроде бы все просто- пять-шесть метров до кромки льда ,но на дне не грунт ,а лед ,при том не гладкий как на катке. Там могут быть бугорки и ямки ,трещины на которых можно поскользнуться  и грохнуться в воду. К моржам я себя не отношу ,поэтому на берегу меня поджидал толстый шест высотой около трех метров. С ним проще и безопаснее. Можно даже обкалывать впереди себя корочку льда  Перевесил ружье через плечо ,и  опираясь на шест начал продвигаться к цели.. Прощупывая ногой дно ,не спеша подобрался к кромке, положил на неё шест, оперся на него  и выбрался на лед.

-В следующий раз придется надевать  болотные сапоги или забродники .Еще немного и вода будет уже выше колена,- подумал про себя и направился к скрадку.
Он ждал меня сегодня ,ждал  всю долгую колымскую зиму ,стоящий у озера и переживший не одну жестокую пургу. Ведь только раз в году он облачается в белое полотнище с бойницами и становится непременным атрибутом таинства под название м весенняя гусиная охота. Пригнувшись вошел внутрь ,снял оружие ,поставил в угол, достал бинокль и в утренней тишине начал осматривать  озеро и небо насколько позволяют возможности бинокля.. Ну очень хочется еще раз ощутить в руках ласкающую тяжесть красавца-гуменника., по воле местного Духа Охоты  уже ставшего твоим трофеем.
  -А вокруг тишина , и слава Богу мертвые с косам не стоят,-подумал я про себя ,оглядев окрестности. Участки талой воды поверх льда озера  были покрыты коркой ,поэтому присутствие нормального водоплавающего помимо его воли  исключалось. Обзор неба не позволил хотя бы увидеть проходящую гусиную стаю. Тишину майского утра с колымской корректировкой нарушали только самцы куропаток ,обитающие в прибрежных к озеру перелесках. .Звук голосов этих еще белых и ошалевших от наступающей весны далек от звуков оперных арий, но приходилось довольствоваться этим. Возможность послушать такое утро грезится в долгие зимние месяцы ,когда за окном бесится очередная пурга. Я пробыл в скрадке около получаса ,наслаждаясь тишиной и прохладой. Только единственный раз увидел и услышал проходящий табун гусей птиц в пятьдесят. Шли они на высоте полета вертолета и я с удовольствием пронаблюдал их чарующий полет ,ведущий их на бескрайние просторы Колымы и Чукотки. Я вновь погрузился в тишину ,впитывая ее каждой клеточкой организма.  Первого гуся  мне удалось взять вчера. Как только послышались гусиные крики .,мы с напарником уже сидели в скрадке. Гусь немного двинулся , в бинокль наблюдали пролетающие на недоступной для выстрела высоте  гусиные стаи. Только слышно их было издалека  и Вадим со свойственной ему эмоциональностью обострен но реагировал на все это.
-Сергей ,летят слева !!-возбужденно говорил он и начинал искать гусей в небе , по особому складывая пальцы перед глазами.
-Где летят?,- более спокойно спрашивал я его ,хотя эмоции тоже били через край.
-Да вон же ,-почти по-детски говорил Вадим, показывая на пролетающую стаю.
-И чего ты будешь с  ней делать? Их можно достать только огнем из зенитной установки ? Возможностей твоей вертикалки явно не хватит, -шутливо охлаждал я охотничий пыл друга. Тот день продолжал радовать нас солнцем и тишиной .Мы были на охоте только второй день и как подарок принимали эту тишину.
-Опять летят,- не менее возбужденно прошептал Вадим ,увидев проходящую небольшую стайку .Она направлялась на озеро мирно дремавшего в домике напарника. Нам не удалось развернуть их ни при помощи электронного ни голосового манка .
-Вадим ,дружище .Еще немного и ты выйдешь из скрадка прямо ,а не через выход. Неужели так свербит и гусака хочется? -шутливо спросил я Вадима.
Он глянул на меня ,изобразил поддельную обиду и спросил:
-Ну  и кто ты после этого?
  Гусь  тянул вяло ,изредка взбадривая нас своими криками. Вадим  не прекращал наблюдении за воздухом, поэтому я решил просто:
-С его зрением он все равно увидит гусаков ,поэтому наблюдатель у нас старательный и дальнозоркий, -подумал про себя, наблюдая за Вадимом.
-Сергей ,идут, -как-то особенно  эмоционально сказал Вадим.
Слетаю со стульчика ,привстаю и вижу метрах в трехстах стаю крупных гусей птиц из десяти, идущих на доступной для выстрела высоте .и идущих в нашу сторону. На несколько секунд включаю электронный манок и наблюдаю уже через смотровую щель за поведением птиц. Строй нарушился ,птицы начали  снижаться. Я выключил  манок и  в голосовой  дал несколько сигналов посадки. Почувствовал ,как напряжение начинало нарастать, в теле появилась неведомая сила.На мои звуки посадки послышались низкие басовитые отзывы.
-Неужели таежники? -мелькнула шальная мысль
-Сергей ,скажешь ,когда можно будет стрелять, -прошептал Вадим ,также приникнув к смотровой щели.
Сердце учащенно забилось в предвкушении развязки. Представляю что сейчас испытывал Вадим. Ведь это его первая гусиная охота. Гуси продолжали находить на нас ,но снижаться перестали и вновь выстроились в клин.
-Вероятно передумали присесть  к чучелам. Ну вы не садитесь ,а хотя бы метрах в шестидесяти пройдите. И мы постараемся вам показать как выглядит кузькина мать,- подумал я по себя, уже удерживая  палец на предохранителе. Время как бы замедлило свое течение или даже остановилось .Я наблюдал за полетом  и ждал ,когда гуси достигнут точки открытия огня. Они вероятно заметили какую-то фальш, раздался настороженный крик вожака и уже подошедшая на выстрел стая начала отворачивать влево и набирать высоту.
-Нет ребята ,так не пойдет, -подумал я .
-Вадик ,бьем !!!- сказал я напарнику и мы одновременно встали в скрадке в готовности к открытию огня.
Гуси начали обходить скрадок со стороны Вадима. Наше появление заставило гусей максимально быстро начать набор высоты ,но в зоне огня они еще находились.
Раздался  выстрел Вадима и по непонятным пока причинам  он прекратил огонь.
-Помогай ,”Мурочка”.Ведь твоими патрончиками ты можешь доставить гумакам массу неприятностей ,-мысленно обратился я к стволу, выцеливая  одного из гусаков. Выстрел,-промах!! Гуси тревожно, низко и басовито загоготали Второй выстрел заставил гуся  зависнуть в воздухе, он расправил крылья и начал снижение. Выношу ствол и делаю еще один выстрел по   уходящим уже влево гусям. Увидел,как один из них  после выстрела тоже  пошел к земле .В стволе и магазине еще были два патрона ,но я прекратил огонь .В воздухе находились два подранка и нужно было засечь места их падения.. Бросаю взгляд на первого гусака-тот планировал, скорее уже падал на открытое место между скрадком и прибрежным лесом. Упал он  в прилегающий к лесу снежник. Второй тянул в левый край озера.
-Вадим ,смотри ,куда падает второй,- сказал я ,сам наблюдая за первым. Плохо .что у человека только два глаза .В подобном случае еще несколько бы не помешали.
Ответа от Вадима не услышал, поэтому глянул куда тянул второй подранок. Он  с расправленными крыльями тянул  к снежнику, образовавшемуся  в прибрежном перелеске. Как смог ,засек место падения.
-Ты чего не стрелял второй раз?- спросил я Вадима.
-Осечка, -горестно ответил он.
 -Видел куда падал второй ?-задал я еще один вопрос.
-Нет,я перезаряжал ружье.,-послышалось в ответ.
Я глянул на снежник ,на границе которого стоял сбитый гусь.Подранки могут приподнести  массу сюрпризов ,поэтому  я быстро вылез из скрадка и бегом бросился к ледяной кромке. При помощи шеста  преодолел водную преграду и побежал к подранку. Его нужно было добрать немедленно- сюрпризы мне не нужны.Я прицелился и выстрелил метров  с пятидесяти. Дробовой сноп уложил гусака на снег..
-Браво “Мурочка”,-погладил я любимый ствол ,приближаясь к гусю .Он нашел силы встать и попробовал уползать в сторону бесснежной тундры. А вот этого нельзя допускать никак.. Пришлось еще одним выстрелом  поставить точку в гусиной жизни.
Утопая по пояс в талом снегу я добрался до желанного трофея. Ощущение .когда поднимаешь за шею первого гуменника в любом охотничьем сезоне описать невозможно .Его просто нужно пережить, а это только для охотников и избранных.Оглядел внимательно трофей. Грудь темная .со слегка охристым отливом ,более темный верх тела ,строение головы не оставили сомнений- первым моим трофеем в этом сезоне стал таежный гуменник. Орнитологи до сих пор спорят о том ,отнести таежного гуменника к отдельному виду  или подвиду гуменника обыкновенного .Напарник уже ждал меня на берегу.
-С полем ,дружище ,-искренне поздравил меня он.
-Теперь пойдем поищем второго. Упал возле вон тех трех лиственниц, -сказал  я  и направился  к указанному месту.
Трофей я оставил возле снежника и мы с напарником направились к месту падения.
-Проверяем вот этот участок  берега, леса и тундры,- ограничил я границы поиска  и мы принялись искать подранка, обследую каждую ямку ,каждый кустик и любое другое место ,где может затаится  гусь. Увы полчаса поисков ничего не дали.
-Увы это не наш. Такое тоже бывает- ,грустно сказал я. Было очень жарко, ведь в моей одежде долго ходить просто утомительно. Мы пробовали искать гусака вечером  и на следующий день- но увы. Вероятно,он был  ранен легко и смог  улететь или убежать. Ведь я не видел, как он исчез за этой небольшой рощицей.С оттенком грусти вернулись в скрадок. Больше налетов  в тот день не было.
Из глубины приятных воспоминаний меня  вернули чавкающие  шаги ,минут через двадцать  раздавшиеся со стороны домика  Я привстал и увидел  бредущего к скрадку Вадима. Он подошел  к берегу и начал искать второй шест, предусмотрительно оставленный на берегу.
-Уважаемый.чего не спится ? Или вам не дают покоя лавры незабвенного Михаила Самуэльевича  Паниковского. Он тоже очень любил гусей,-шутливо обратился я к нему.

-Ты чего не разбудил?-беззлобно ворчал он ,при помощи шеста преодолевая  разделяющее его от кромки льда препятствие.
-Да вы так сладко спали ,что даже будить не хотелось, -ответил я .

Вадим  просочился в скрадок и теперь мы вдвоем  дождались своей удачи Разместились на стульчиках и погрузились в сладостное ожидание его величества Гусиного Налета. Как здорово, что  изготавливая  скрадок я сделал его пригодным для нахождения в нем двоих человек.
- Сергей .как обычно летят гуси- левой или правой стороной долины ? Может мы находимся вдали от места пролета? –опять наивно спросил напарник..
-Дружище .если в этом небе сегодня есть наши гуси ,то они будут нашими. Вспомни как вчера- был наш налет и мы взяли свое. Так будет и сегодня. Гусь идет  разными путями- иногда  левой стороной долины ,иногда правой .Часто серединой ,где мы и находимся. Так что расслабься,. возьмешь ты своего гусака, -успокоил я друга.
В этот момент на озере соседей прозвучали пять торопливых выстрелов.
-Сергей .стреляли ,ведь могут налететь с той стороны?,-сказал Вадим  оборачиваясь в сторону, откуда раздались выстрелы.
-Все может быть, -ответил я  с улыбкой.
Посидели еще минут тридцать. Гусей не было нигде и никаких .Напарник немного успокоился ,но желание добыть гусака у него не уменьшилось.
-Сергей,пойдем в домик ,чайку хлебнем ,-предложил я Вадиму.
-Давай еще немного посидим,-предложил он.
Я согласился присев на стульчик. В этот момент сзади я услышал  непонятный звук .Раздавался он с небольшой высоты и перемещался в пространстве  в сторону озера соседей.
-А это кто кричал?,-спросил Вадим, тоже услышавший этот звук.
-Пока не знаю Прилетит –увидим ,-ответил я ему.
Мы еще некоторое время  посидели в скрадке ,наслаждаясь тишиной.
-Вроде бы где-то гакнуло! -азартно сказал Вадим.
Мы встали Вадим начал осматривать левую сторону от скрадка ,а я в бинокль правую.
Я  увидел проходящую на космической высоте довольно большую стаю ,которая отчаянно гомоня  украсила своим появлением тишину Ланковского неба. Шли красиво, правильным  клином, покоряя воздушный океан. Я невольно залюбовался зрелищем .
-Сергей,тихо!!! Летит !!,-свистящим шепотом сказал  Вадим, призывая прекратить созерцательную охоту и заняться делом. Я оторвался от бинокля и глянул  в том направлении ,куда указал Вадим. На первый взгляд мне показалось, что летит чайка к нашим чучелам. До сих пор не могу понять ,почему  я сразу не  разглядел размеры птицы .
-Да вроде бы чайка, -неуверенно сказал я.
Тем временем приближающийся к чучелам неопознанный летучий и живой объект продолжал лететь к скрадку и послушный какому-то седьмому чувству я вновь повернул голову влево. Картинка была забавной. На чучела планировала светло-серая птица ,с гораздо большим размахом крыльев чем у гуся .При внимательном  рассмотрении  она отдаленно напоминала лебедя. Сознание начало работать в ускоренном темпе ,но единственное, что я успел произнести после увиденного было короткое и обращенное к Вадиму.
-Ну ни хрена себе чайка!! Мочи!!
Сам же увидел, что птица начала разворачиваться Оказалось, что она имеет длинную шею ,но я в горячке не заметил другие важные детали  ее строения ..Неопознанный живой летающий объект  разворачивался  в воздухе почти на месте. Все это промелькнуло  в голове за доли секунды .еще доли секунды ушли на то ,чтобы верная “Мурочка “ оказалась у плеча ,а уходящая  в угон  большая цель была обречена. После второго выстрела ,птица рухнула на лед .В скрадке повисла пауза .Я глянул на напарника. Тот недоуменно смотрел то на меня .ведь я просил его  сделать ,то сделал сейчас сам.
-Когда успел и что это было? -слегка ошарашено спросил он меня.
-Ну что успел ,это ладно, а вот кого уронили пока не знаю,- не менее ошарашенно ответил я.
В четыре глаза мы наблюдали за местом падения птицы .Из-за небольшого тороса ,за который упала птица показались две очень длинных  ноги без признаков  перепонок на ногах..
- Хм, интересное кино Кого- же мы грохнули ?-недоуменно спросил я самого себя наблюдая в бинокль  за четырьмя когтями на шевелящихся  лапах. Они с явной укоризной  двигались в воздухе некоторое время ,а затем исчезли за торосом.
-Возможно это  какой -нибудь журавль,- предположил я ,зная по рассказам друзей ,что их часто добывают на Чукотке . Как содержимое котла ,приготовленное соответствующим способом  он их вполне устраивает.
-Если так ,то при отсутствии  белогвардейцев возможно сделать запланированную колбасу. Друзья отзывались о журавлятинке  как об  очень вкусной и деликатесной вещи.
Ты пробовал ее когда-нибудь ? - спросил я друга. 

-Да пока не приходилось,-послышалось в ответ..

Между тем из-за тороса как черт из табакерки появилась наша птица.Как оказалось достал я его на расстоянии не менее семидесяти метров патронами Магнум 12*89 мм.
 Пришлось добрать птицу ,.выйдя из скрадка. В бинокль  заметили,то спина птицы светло-серая,  белое. Часть головы черного цвета. Мне не доводилось добывать журавлей и я по прежнему не знал ,кто стал нашим трофеем.
-Если журавль ,то и отбивных из грудины можно наделать или даже колбасу,-мечтательно сказал я ,по всей видимости напоминая Кота Матроскина.
Затем прикинули как доставать  нашу чудо –добычу. Решили,что это можно сделать только при помощи лодки и после  оттайки верховой воды на озере. Иначе нельзя- слишком рискованно выходить к месту падения птицы даже с шестом. Уж больно купаться не хочется. Одинаково опасно плыть на лодке ,подвергаясь опасности ее пробить и  искупаться в неласковой весенней воде. Не хотелось по правде ни того ,ни другого.
-Ну что ,напарник .пойдем пить чай,- предложил я Вадиму ,принимая его давнее предложение.
Вернулись в теплый домик ,повесили оружие на гвозди возле дверей..Оно было готово к ведению огня ,но поставлено на  предохранитель. Ведь ежегодно кто-нибудь из нас добывает гусей прямо от домика. Наш напарник уже почти проснулся ,но еще не поднялся. Наше появление ускорило это процесс. Он слышал нашу стрельбу и ждал .когда мы расскажем о ее причинах.
- Серега ,случилось страшное .Стрельнули хрен знает кого !!- заинтриговал я друга и коротко рассказал ему о произошедшем.
-Х-м-м, интересное кино. Посмотрим позже вторую серию, -философски заметил он вставая  с лежанки.
-Кстати господа, если мне не изменяет память кто-то обещал гусака с брусникой ,- добавил  Сергей, уже сидя на краю лежанки .При этом он многозначительно глянул на  меня.За время наших совместных с ним охот ,сложилась  традиция- кулинарную визитную карточку нашего домика  готовлю я. Три года назад мне пришла в голову идея соединить воедино в чугунном котле вкусы ароматной дикой  гусятины, соли .специй ,лаврового листа ,лука кисло-сладкой брусники и сметаны.Идея была одобрена сразу методом тотального уничтожения блюда в первый и последующий разы. Поэтому этот шутливый выпад явно не застал меня врасплох.
-Оголодавших  без упомянутого блюда уведомляю-часа в три будете приглашены на дегустацию. Вопросы есть?- парировал  я выпад.
Приготовление блюда заняло около двух часов. Друзья направились по скрадкам в надежде на налет а я остался вместе с печкой воевать с гусаком. Не буду описывать подробно сам процесс приготовления ,он увлекателен и полон своей прелести. Но могу без лишней скромности сказать, что результат как всегда превосходит ожидания. Каждый раз блюдо получается неповторимым. За это время я несколько раз выходил из домика .Пару раз выскакивал на крики проходящих гусей –ведь очень часто налеты бывают прямо на наш домик. На улице поднялся ветер, стало прохладнее и как-то менее уютно. Гуси проходили вне выстрела и я возвращался к плите .Ведь после того ,как в блюдо опускается сметана необходимо постоянно его помешивать во избежание пригорания. За это время был приготовлен салат из свежей капусты с майонезом и специями. К назначенному времени собрались напарники. Сергей вернулся первым. Повесил ствол на гвоздь и вошел в домик.
- Какой гнусный ветер поднялся. Хоть и шел спиной к ветру пробрало основательно Даже промерз немного ,-сказал напарник входя в теплый домик.
-Да у тебя здесь слюной захлебнуться можно,- сказал он .предвкушая  отменную трапезу.
-Может просто перекусим и не будем захлебываться ,-предложил я .
-Знаю по опыту ,просто легким обедом  не отделаемся Уже проверено- после приема этого блюда последствия обеда нужно перележать.,- обреченно сказал Сергей.
-Вот так и мучаемся, -добавил я.
В этот момент вернулся Вадим и мы приступили к трапезе.
 Сергей традиционно угостил Деда, нашего Духа Охоты. По гулу печки ,принявшей хорошую водочку с гусятинкой на закуску, мы поняли, что ему это понравилось.
-Сергей .так что мы будем делать с той загадочной птицей, которая сейчас лежит на озере? ,-лукаво спросил Вадим
-Принесем  увидим, .Ну если это все же журавль  я думаю найдется способ его кулинарной обработки, -ответил .я наслаждаясь гусиной ножкой в розоватом соусе.
Обед прошел на “Бис”. Правда в этот раз сил троих мужиков  не хватило ,чтобы расправиться с содержимым котла даже под хорошую водочку .В нем осталось еще много вкуснейшего блюда. Ну очень большим оказался гуменник, несмотря на то, что мы честно старались  его уничтожить.
-Ну что голуби ,после такого обеда передвигаться можно только до лежанки. Вы как хотите а я на боковую,отрабатывать контакт щеки с подушкой минут так шестьдесят .Прошу не беспокоить Поспим и пойдем доставать вашу неизвестную птицу,- сказал Сергей и с удовольствием растянулся на лежанке.
Возражений не последовало. Мы заняли свои места на лежанках и минимум на час погрузились в сон сытого удава. Спали как и наметили около часа. Сон был сладок .
 Проснулись от порывов ветра.
-Значит ветер не угомонился .Придется доставать птицу в ветер,- с сожалением сказал Сергей ,поднимаясь с лежанки.
-Сейчас мы с Вадиком пойдем на озеро ,возьмем лодку и метров пятьдесят фала .Привяжем  лодку и ты меня подстрахуешь со льда. Этого любителя подстрелить непонятно кого в лодку садить нельзя. Он потонет вместе с ней, и птицей,- добавил он одеваясь.
Мужики одевались .по доброму ворча на меня .
-Это ты во всем виноват ,вечно стрельнет кого-либо ,вот и мучайся после этого ,-продолжал  меня  тиранить напарник.
  -Да ,ладно простите подлеца .Больше не буду, -шутливо оправдывался я ,провожая друзей на неласковый ветер.
 Я решил подколоть дров и пополнить их запас в домике. И на какое-то время  не наблюдал за происходящим.Когда  шел в домик с охапкой наколотых дров ,заметил. что  Сергей движется вдоль берега озера в противоположный его конец, движется быстро и как-то сосредоточенно. Вадим стоит нарядом на берегу напротив выхода к скрадку.
-Что бы это значило ? –подумал я ,взял бинокль и решил осмотреться.
Верховая вода на озере оттаяла ,ветер всколыхнул на ней сильную рябь. Выходить на нашей лодочке в такой ветер даже на эту воду было сложно. Я глянул на место ,где мы оставили нашу загадочную птицу и не увидел ее. Стало понятно ,что произошло. Сильный порыв ветра подхватил наш  трофей и  увлек на противоположный берег озера.. Загадочный трофей прибило в траву на противоположном берегу озера.
 -Ну вот .сейчас чего-либо из  журавлятинки  приготовим ,-продолжал я плотоядно  тешить себя надеждой на деликатес.
Вадим  приближался к домику,а Сергей продолжал на неласковом ветру двигаться по берегу озера в поисках трофея. В бинокль я увидел, как Сергей споткнулся ,упал ,по всей видимости чертыхнулся. Он поднял птицу и двинулся назад. Насколько я мог судить глядя в бинокль, птица в длину была довольно крупной ,но появилось предчувствие чего-то забавного. Подошел Вадим.
-Унесло ветром нашу птичку ,-слегка разочарованно сказал Вадик.
-Да куда она может деться с озера. Ведь ее успокоили основательно Вон Сергей несет .сейчас узнаем кто кому Рабинович. Ну и чего-нибудь приготовим, ей богу ,-продолжал я дурачиться.
  По мере приближения  Сергея предчувствие забавного усиливалось. Выражение лица подошедшего  описать очень трудно. Из под его неизменных очков на нас был устремлен очень  интересный взгляд. Он был наполнен доброй иронией  и умеренным  притворным недовольством  Как я понял он был готов сделать три вещи одновременно -рассмеяться ,наехать на нас и поворчать. .В руках  он держал  птицу как оказалось гораздо меньших размеров чем мы предполагали.
Мы с Вадимом стояли в готовности получить заслуженный прикол и тоже рассмеяться.
Сергей подошел к нам ,протянул мне  птицу и с только ему свойственной ироничной интонацией в голосе назидательно сказал:
-Забирайте вашего марабу и больше не стреляте кого папало. Стрельнули вы ,а вымочить  нижнюю часть тела, вытаскивая это чудо из воды, зто мне. Как-то это не совсем  не . вдохновляет.
Мы с Вадимом переломились в пояснице, .схватившись за животы и переживали приступ гомерического хохота. Настолько  удачной оказался экспромт напарника.
-Во артисты ,ржут как бургундские лошади .А  я ,понимаешь мокрый и замерзший, пойду переодеваться.. И еще –кто тут собирался делать колбасу из этого марабу? Несмотря на то что размах крыльев не менее двух метров  он вместе с клювом ,пером и когтями весит не больше гуся пискульки.- опять шутливо произнес друг ,сам сдержанно посмеиваясь и лукаво глядя на меня. Мы стали приходить в себя от приступа. На земле лежала птица  с серой спиной ,белым оперением груди .Оранжевый конический клюв был не менее двадцати пяти сантиметров в длину, лапы на первый взгляд около восьмидесяти сантиметров, крылья .как уже говорилось не менее двух метров в размахе. Голова была черной ,на ней  красовались забавные хохолки из перьев.
-Это явно не журавль, скорее всего какая-то из цапель, -неуверенно  предположил я ,рассматривая птицу.
К тому  времени вернулся  немного подобревший Сергей, весело глянул на нас и сказал еще одну  историческую фразу:
-Господа  у нас произошло знаменательное событие. Впервые за все годы моих охот на Ланковой  в нашем домике организовывается клуб юных марабуистов.
Новый приступ смеха поразил всех троих. Смеялись практически до икоты.
-Послушай ,Сергей ,этот добрый главный марабуист хотел нас накормить этим марабу. Кто он после этого? -спросил Вадим.
-Просто явно не  добрый человек ,-в тон Вадиму сказал Сергей.
-Послушайте ,вы ,добрые люди. Гуся может стрельнуть любой балбес ,вы вот марабу стрельните? И  кто знает, может быть это будет деликатесом? Будете нападать ,не поленюсь ведь приготовлю, - защищался я от нападок друзей.
Это вызвало еще один приступ смеха. Этот утих  быстрее первых –просто уже устали смеяться.
-Мужики ,смех смехом ,но если глянуть на все это по другому, произошло нечто интересное. Вполне возможно ,что эта птица может быть редкой  для нашего региона. Поэтому пусть случайно добытая птичка послужит науке. Сейчас я ее спрячу в снег, сохраню и затем передам орнитологам Института биологических проблем Севера,-сказал я мужикам.
- А вот это дело, -дружно согласились друзья.
-Мужики ,на правах главного марабуиста предлагаю обмыть это дело традиционными тремя стопочками. Марабу этого достойна. Да и тебе после купания не повредит лишний стопарик ,- предложил я друзьям.
Никто возражать не стал ,вернулись за стол ,собрали на стол чего Бог послал ,напонили три стопочки.
-Ну ,за марабу и создание клуба марабуистов на Ланковской тундре,-предложил я
Возражений не было. Два другие тоста были такими же.
Между тем на улице продолжал веселиться  ветер, гуси в знак протеста против условий  пролета напрочь  игнорировали наше общество. Время неумолимо продвигалось в вечеру.
 До вечерней зорьки оставалось еще много времени и мы каждый решили заняться своими делами. Я решил отеребить своего гусака и направился  для этого  в перелесок напротив  скрадка. Оружие взял с собой ,прихватил и складное кресло для удобства. Без оружия нельзя никак- вдруг налетят. Я занял свое место и принялся  за ощипывание. Процедура не из  приятных и совсем не является украшением охоты. Сбить красивым выстрелом  это приятно- а сохранить птицу  это уже работа и не самая приятная.
Как всегда с трудом ощипал крылья .полегче было с ощипыванием  груди ,спины и шеи.
Особую прелесть  вызывает эта процедура  на сильном ветру. Перо и пух вопреки всем законам физики попадают в воздушные завихрения  и норовят застрять  в усах, уже отросшей бородке .залететь за шиворот, налипнуть на одежде. Получатся довольно забавное зрелище .если перефразировать Аркадия Райкина –весь в пере, но  с гусаком.
Опалив гуся по возвращению к домику я приступил к разделке трофея. Поразило ,то .что гусь в этом году  очень жирный- все внутренности были залиты янтарным жиром. В последствии Вадим натопил его по всем правилам- в водяной бане. В итоге после промывки и обтекания трофей был помещен  в чистый полиэтиленовый пакет и закопан  в естественный природный холодильник - ближайший снежник. Рядом в отдельную ямку я поместил пока неопознанного марабу.  Собрались в домике часов в восемь вечера.
-Ну ,что мужики .хоть гусь и не идет ,в скрадки все равно на зорьку  пойдем, -предложил  я и неспешно начал собираться.  Друзья поддержали меня и вскоре мы покинули домик и разошлись по своим скрадкам.. К этому времени ветер поутих, стало как –то непривычно тихо и торжественно. Вот только эту царственную тишину нарушали крики куропачей.
Мы с Вадимом заняли свое место в скрадке. Мы ему оказали шефскую помощь-Сергей передал  для охоты свой запасной полуавтоматТОЗ-87.Нельзя же было допускать, чтобы  друг остался с одностволкой. Тишину вечера ,плавно погружающегося в закат разорвала серия из пяти выстрелов.
-На кого-то налетели,- сожалением произнес Вадим.
-Ну не накого-то а на команду известного тебе Валерия. Взял гуся или не взял, но тишину нарушил и слух порадовал сразу же пятью выстрелами. А мы своего сегодня возьмем,. Есть сегодня наши гусаки в этом небе,-с уверенностью сказал я себе и напарнику.
Было самое лучшее время нахождения в скрадке во время вечерней зари, когда солнце уже практически приблизилось к горизонту. Как украшением, оно было прикрыто над горизонтом плотными облаками. Из под них на еще синее небо вырывались  солнечные лучи. Восточная сторона небосклона стала темнеть и оттуда на тундру начала надвигаться волна пока еле уловимой серости. Наши взгляды были устремлены на закат. Ведь чаще гуси появляются именно оттуда и мы до боли в глазах всматривались и до звона в ушах вслушивались в надежде  на наш и ничей больше долгожданный налет. Вадим истомился   и даже немного беспокоился. Закат продолжал радовать нас своей прелестью..
-И тишина .даже гуси не летают и  только куропачи орут. Ладно хоть мертвые с косами не стоят,-подбодрил я друга..
Он глянул на меня с легкой грустью  и я понимал его охотничью душу .Ну очень ему хотелось взять весеннего и волею охотничьей судьбы первого гусака. Ну ничего, всему свое время –придет и его удача. Гусиный крик  в такой тишине показался неестественно громким и неожиданным .Он раздался  справа Я быстро отыскал глазами источник долгожданного звука. Справа через наш домик на наш скрадок  налетал небольшой  табун гуменников.Первым как всегда отреагировал Вадим 
-Сергей вон они,- громко прошептал он.
Взгляд был устремлен вправо, глаза горели первобытным огнем добытчика.
Я успел глянуть на него,подумав :-Все,этот сел на иглу. Ему такая игла на пользу. Он  ведь в душе охотник.
-Присели- ,жестко сказал я ,одновременно приседая ,и на несколько секунд включил электронный манок. Одновременно продолжал  наблюдать за стайкой.Они смешались в полете ,довернули ,немного снизились  и продолжили лететь на нас. В огороженном полотном  пространстве скрадка  напряжение ощущалось физически ,постоянно нарастая..
  Я выключил манок ,наблюдал в смотровую щель за гусями. Вожак прокричал ,требуя ответа с земли. от тех, кого они считали гусями, приглашающими их отдохнуть.
Я ответил в голосовой .Стайка продолжала  налетать на  нас.Им оставалось пролететь метров сто до опасного рубежа.
-Вадик ,товсь, -подал я команду другу. Напряжение росло, сердце колотилось, в висках кровь пульсировала молоточками. Что бы понять это нужно  один раз прочуствовать. Забыть это невозможно  и ты  попадаешь в сети Богини Дианы .Судя по поведению и полету  гусей ближе к скрадку они не подвернут и на круг заходить не будут..
-Вадик ,бъем ,-скомандовал я и мы одновременно с ним встали совершенно неожиданно для гусей.
  Выстрел в одного из гусей заставил его просесть в полете и задержаться в воздухе. Вторым выстрелом я заставил его начать падение. В этот момент начал стрелять Вадим ,после второго его выстрела один гусак расправил крылья и начал планировать в конец озера. Я наблюдал  падение двух гусаков –своего и первого в жизни Вадикова.
 Мой гусак грохнулся  на  открытую воду метрах  в сорока .
-Так ,этот вроде бы приводнился ,-подумал я .в то же время наблюдая за тем .как раненый напарником гусь с расправленными крыльями планировал в дальний угол озера.  Последние метры перед приземлением  его сильно покачивало в воздухе.
-Ранен крепко, -предположил я, увидев как гусь упал на границу берега и воды и тут же спрятался за единственной в этом месте кочкой.
-Ну и какого-хрена ты здесь торчишь? Вперед  гусака добирать!! Ты видел где упал?-спросил я друга.
Он на какое-то время впал в легкий ступор. На меня был устремлен удивленный взгляд ,помноженный на неизведанный ранее залповый выброс адреналина. Ведь всегда что-то бывает впервые. Такое  сейчас происходило с другом. Это был первый в его жизни сбитый гусак. Но он еще не стал трофеем ,поэтому я продолжал шутливо нападать на друга.
-Давай быстро вытекай из скрадка  и вперед вон к той кочке .Подранок упал туда,.да и мне нужно своего добрать, сказал я Вадиму .Он необычайно резво покинул скрадок и, очень быстро сошел в воду с кромки льда .Выбрался на берег и держа ружье наизготовку направился добирать гусака. Я вылез вслед за другом ,взял лежавший возле него шест  и направился  к подранку. На воде он еще пытался отплывать от кромки льда. Одним  выстрелом  я успокоил подранка ,забросил ружье за спину и простукивая лед шестом впереди себя, начал приближаться к своей добыче. .Изредка  поглядывал в конец озера. Там Вадим  с ружьем наизготовку с роковой неизбежностью приближался к месту падения гусака.  Наконец я приблизился к тому месту на кромке льда, где я смог шестом достать своего неподвижно лежащего на воде подранка. Еще немного и рука ощутила упругую крепость пера на гусиной шее .Душа запела ,по телу растеклась приятная истома.
-Спасибо дедушка за гуменничка, -поблагодарил я Духа Охоты  Ланковской тундры, встряхивая в руке красавца-гуменника..
Перевел взгляд на место, куда ушел Вадим. Он осторожно подходил к берегу ,в готовности к выстрелу. Гусь сидел под кочкой плотно. Только приближение Вадима метров за пятнадцать- двадцать заставило его покинуть укрытие и броситься из травы на открытую воду. Друг отреагировал мгновенно- выстрел жестко хлестанул по водной глади и накрыл гусака.
-Ну вот и друг у нас с гусем,- с радостью подумал я ,наблюдая  за тем .как друг вошел в воду и взял  за шею своего первого в жизни честно взятого гусака.
Вадим держал трофей за шею и шел ко мне.
-С полем дружище, -прокричал я другу.
Он наверняка услышал его ,но погруженный в свои мысли шел молча ,поднимая гусака в руке к лицу и стараясь внимательно его рассмотреть. Он остановился напротив места нашего выхода на лед.
-Ну что, с полем тебя дружище и с первым гусаком ,-еще раз  поздравил я друга, .стоящего  на берегу и бессознательно перебирающего  перышки на гусиной шее. Он глянул на меня и наконец сказал.
- Тяжеленький !!Спасибо ,Сергей .что с вашей помощью я переживаю этот чудесный день,- ответил Вадим .по прежнему не отпуская добычу.
-Вадик расслабься .никуда он больше не денется, а .тебе придется сходить за фотоаппаратом. Ведь это твой первый гусак ,-подначил я друга. Выражение  лица его выражало полнейшее умиротворение. Вброшенный в кровь адреналин подействовал на него успокаивающе, хотя иногда бывает наоборот. Гуся он оставил на берегу ,а сам направился в домик за фотоаппаратом. Ведь и вправду ,в жизни все бывает впервые ,в том числе и день первого гусака. И это знаменательное событие достойно того. чтобы запечатлеть его для  охотничьей биографии Вадима.
Он вернулся быстро, сразу же подошел к лежавшему на берегу гусю и вновь взял его в руки. По всей видимости, когда он держал его в руках  эффект от добычи его Первого гусак многократно усиливался. Я спустился в воду ,подошел к Вадиму ,взял у него фотоаппарат .повесил на шею и опираясь на шест, вернулся на лед.
-Вадим, возьми шест, поскользнешься ,-попытался я окликнуть напарника. Тот стоял у кромки воды, поднял свой трофей за крыло и продолжал перебирать пальцами упругие перья на груди гуменника. Он как-то по особому медленно повернулся ,глянул на меня и тщательно ,ступая по находящемуся под водой льду , приближался к его кромке, также медленно поднялся на лед.
-Ты чего такой  тормознутый ? Давай я тебя из фотоаппарата щелкну. Ведь событие историческое Только не пришлось бы за тобой бегать с фотографиями .Ну что начнем фотосессию?.,- попытался я взбодрить друга..
 Мы сделали несколько особенно памятных для друга снимков. Гусак Вадика был  .явно не из мелким .Впоследствии оказалось, что размах крыльев этого  гусачка составил 148 сантиметров. Запечатлели и  меня с моим трофеем.Ведь каждый добытый гусь всегда неповторим и памятен. Адреналин после удачных и красивых выстрелов как-то ослабил свое действие .Вадим вернулся к реальности, подошел к скрадку ,уложил гусака на лед  и занял свое место в скрадке, следом за ним это сделал я. Запахнул полог скрадка и мы вновь оказались отгороженными от внешнего мира стенками из белой материи. Зорька продолжалась. Мы еще немного просидели в скрадке. Сидели молча ,наслаждаясь тишиной, радовавшей нас и  .позволявшей уйти от всех забот большого города.
- Сергей .чего–то гусаков больше не видать и не слыхать ,-нарушил вопросом тишину Вадим
-Такое тоже бывает и  очень часто. А я вижу тебе понравилось, -по доброму пошутил я над напарником.
- А то !! Глядишь и во вкус войду ,-шутливо ответил друг.
   Закат продолжал играть красками .меняя оттенки освещения  тундры и неба. Тундра серела ,оттенки серого побеждали в неравной борьбе со светом .становились еще более серыми и в итоге должны стать черными. Только на западной части небосклона уходившее за горизонт солнце боролось с временно наступающим царством темноты. В этот вечер на небосклоне остались  немного перистых облаков на чистом небосклоне. Небо  по мере удаления  спрятавшегося солнца тоже уступало серому ,становясь сначала серо-голубым ,затем сероватым и совсем серым. Багрянец заката  еще радовал глаз .как напоминание об ушедшем солнце .Сочетание последней синевы неба и багрянца давало потрясающий вид.Каждый закат  неповторим .как и каждый гусак. Последние багряные лучи еще отражались в полосе прибрежной оттайки .придавая багряный оттенок отражению в воде прибрежных  лиственниц. Лед озера  тоже становился серым. как и все на Ланковской тундре. Только вода пока не поддавалась натиску серого и была  серебристо-стальной или серебристо –багряной.
 -Сергей .смотри .на небе второе солнце,- как-то загадочно сказал Вадим.
-Кто его туда мог повесить? -спросил я  в ответ, не вставая со стульчика.
-Да ты погляди ,-почти восторженно сказал Вадим.
Я привстал  и глянул на небо. Увиденное  поразило. Действительно .левее заката ,куда спряталось солнце появилась второй довольно большой святящийся шар. Солнцем его можно было назвать с большой натяжкой ,но при известном напряжении фантазии на небе было два солнышка.
-Вадик ,сегодня Дед послал нам  уникальный денек-марабу ,твоего первого гусака и вечер двух солнц., -сказал я продолжая наблюдать за  небесной картинкой. В перистых облаках, находящихся левее заката  второй шар светился  тремя цветами солнечного спектра-красным, .желтым и зеленоватым.  Наверное,в облаках  было повышенное содержание влаги ,или даже снег,. проходя через которые солнечные закатные лучи давали такую уникальную картинку.Мы завороженно наблюдали за неописуемой небесной красотой в полной тишине .Ее не нарушали ни гуси, ни ставшие родными куропачи, каждый вечер устраивающие нам массаж барабанных перепонок. Картинка  двух солнц  была видна на небосклоне еще минут двадцать, затем стала исчезать вместе с уходящим за горизонт солнцем.
-Вадик ,ты когда- нибудь   видел такое? ,-спросил я друга.
- Первый раз и хотелось бы повторить, -послышалось в ответ.
В этот момент тишину вечера разорвал крик куропача., как будто на стекло высыпали горох и для усиления эффекта провели металлом по стеклу.
-Вот зараза ,не мог еще помолчать и поберечь тишину. Не дай бог попадется на выстрел, грохну ,-пригрозил я  куропачу.
-А он тебе нужен? Имей совесть .У него ведь тоже весна,- благодушно сказал Вадим..
-Да и то верно,- согласился я с другом.
Как-то незаметно исчезло с небосклона второе солнце ,вслед за ним спряталось и первое.
Мы  стояли в скрадке, пораженные всем увиденным и пережитым за этот великолепный день.
-Ну что напарник ,не пора ли принять по стопочке и плотно поужинать? -предложил я другу .
Возражений не последовало. Мы покинули скрадок ,перешли со льда не берег. Ощущение  тяжести гусака в руке при движении к домику  переполняет  тебя удовлетворением  и благодарностью  Духу Охоты за посланную удачу. Гусак раскачивается  в руке в такт твоим шагам. При свете налобных  фонарей подошли к домику ,повесили оружие на гвозди, подошли к вешалке ,поселили на ней наши трофеи. Фотоснимки на память в полной темноте получились очень колоритными.. В этот момент вернулся Сергей. Сегодня удача обошла его стороной ,но в нашей компании зависть не живет. Мы можем только порадоваться  за успехи друг друга.
-С полем ,мужики ,-поздравил нас Сергей .
Разжигается печка, развешивается одежда для просушки, заносится в домик, и разряжается  оружие, готовится ужин, наполняются ритуальные стопочки. Сегодня благодарить Деда за удачу мне. Под понимающее шипение осветительной лампы  я подошел к потрескивающей печке ,открыл ее и обратился к Деду:
-Дедушка ты послал на сегодня прекрасный день. По твоей воле добыли гусей, подстрелили пока неизвестную птицу, наблюдали закат дух солнц. Этот день только для охотников или избранных тобой. Благодарю тебя дедушка за все .что ты посылаешь нам ,-проникновенно сказал я  и выплеснул  треть стопочки водки в огонь печи
В ответ послышался удовлетворенный гул. Следом в огонь был отправлен кусок колбаски на закуску.
-Значит, принял, если печка загудела, - удовлетворенно отметил Сергей.
И здесь же добавил: - Вадик, ты за своего первого слово скажешь завтра. Дед тоже не любит перебора - становится вредным и злым, поэтому давай сейчас по стопарику за Вашу удачу,
Возражений не последовало. Последний тост в этот вечер был таким:
-За нас, главных марабуистов Ланковской тундры
Переполненные впечатлениями  после традиционного чая, друзья заняли свои место на лежанках. Я погасил лампу и прилег на свое место. Еще один незабываемый охотничий день прожит, оставив о себе великолепную память и неизгладимые впечатления. Сморило быстро, но ночью неоднократно  во сне прокручивались сцены добычи  обоих моих трофеев - красавца гуменника и пока неопознанной птицы.

PS. Как и наметили неопознанный   марабу был сохранен в снежнике и доставлен в город. Две ночи он провел в моей домашней морозильной камере .В первый рабочий день после возвращения с тундры я решил передать его орнитологам Института Биологических проблем Севера .В этом здании не был давно и когда бабушка ,переселившаяся на вахту из Гулага вместе со своей охранной вышкой  безаппеляционно потребовала от меня паспорт я был очень удивлен. Не предполагал, что объект по степени секретности похож на атомное хранилище. Только знакомство с одним из заместителей директора института помогло мне проникнуть в здание .В спину уперся недобрый взгляд Гулаговской бабушки. Оказалось, что все орнитологи в поле, а без них материал просто  никому не нужен. На мое счастье еще не успел уехать в поля Арсений Васильевич. Кречмар. Я привез многострадального марабу к нему домой. Он меня встретил приветливо и с неподдельным интересом осмотрел  птицу.
Совершенно определенно заявил, то это серая цапля. Случаи наблюдений  охотниками учеными фиксировались, но подтверждение факта залета этой птицы в высокие широты произошло впервые. Оказалось, что сами того не желая, мы добычей этой птицы помогли нашей северной  науке.
 Выходя от Арсения Васильевича про себя подумал:
-Ну ладно, серую цаплю мы добыли. В следующий раз придется  добывать марабу .Непременно….


Рецензии
Михаил Кречмар не родственник Арсению Кречмару?

Анатолий Шишкин   10.07.2011 14:18     Заявить о нарушении
Сын.Знаю лично обоих.

Сергей Малашко   11.07.2011 16:15   Заявить о нарушении
Сын печатается на прозе.ру. Можете взять у меня на него ссылку в избранных авторах.

Анатолий Шишкин   12.07.2011 17:37   Заявить о нарушении