Крыса! Эфиопский дневник 78

Оказывается, на вилле есть телефон. Никто не звонил, и я его обнаружил случайно. Он стоял в уголке, на тумбочке, прикрытый какой-то накидкой. Снял трубку – гудит! Удивился… Вероятно, работает… Вечером нашёл телефонную книгу – толстенную, страниц больше 500. Там номера квартирных и служебных телефонов  во всех провинциях и городах Эфиопии. И в  Аддис Абебе – тоже. Решил позвонить жене. Тем более, что уезжая в эту командировку, записал на всякий случай телефонные номера – и в Аддис Абебе, и в Дире-Даве.

В нашей квартире – в Теклу Деста Билдинг – телефона нет. Поэтому  позвонил  переводчику, который жил на другом этаже. Он обрадовано поздоровался. Спросил, как дела, когда меня отпустят обратно.  А я  пытался узнать у него – сколько будет длиться моя командировка в Харрар. Уже почти два месяца… Он ответил, что никто ничего не знает.  Советник – в отъезде. Администратор, который послал меня в командировку – на такой вопрос  прекратил разговор и сказал, что бы его об этом больше  не спрашивали!  Я попросил переводчика не говорить моей жене всего этого, а успокоить – что, мол, «скоро командировка в Харрар закончится…»

Потом переводчик позвал к телефону мою жену. А я – перезвонил, что бы не затягивать время разговора. Дальше - обычный нервный разговор.   Я говорил, что скучаю… Что в Харраре всё спокойно… Всё хорошо…  Что работы мало, условия жизни прекрасные…  Врал – что скоро придёт распоряжение вернуться мне в Аддис Абебу.  Жена нервничала, я пытался её успокоить. Пообещал позвонить ещё. В общем,  переговоры эти - одна нервотрёпка!
 
Потом позвонил в Дире-Даву.  Там тоже  есть Офис. Дозвонился сразу. Ответил мужчина по-русски. Спросил  его – когда может быть самолёт из Аддис Абебы? И не знает ли он, когда прилетит Советник в Дире-Даву?  Мужчина помолчал несколько секунд, потом спросил:
- «Вы наверное, недавно в этой стране?»
- «Да, не слишком давно, второй год…»

- «Самолёт будет тогда, когда он  прилетит в Дире-Даву…»
- «А точнее – нельзя узнать?» - настаивал я.
- «Вот я приеду в Харрар на этой неделе, и расскажу вам подробнее… Сейчас – рассказать не могу… До свиданья!» - завершил он разговор. 

Оставил  в покое телефон, решил больше никуда не звонить. Опять закончилась вода в цистерне виллы - уха еллем! Забанья заполнил цистерну, открыв кран на склоне холма. 

Сварил очередной суп,  на этот раз - уху из советских рыбных консервов, поел сам и  накормил собачку Марусю, Покормил черепах свежей капустой и картошкой. Позанимался амхарским  языком. Дополнил список сомалийских слов  для моего словаря. Старался заняться чем угодно, лишь бы отогнать одолевавшие мысли и  не ломать голову…

Было ясно,  что моя командировка затягивается на неопределённое время… Она уже перевалила полтора месяца… Ведь распоряжение о возвращении может дать только Советник, а он, скорее всего, даже не знает, что я в командировке… Ни - позвонить ему, ни – встретиться… Обстоятельства сложились неблагоприятно… Может быть, он приедет когда-то в Дире-Даву? Тогда этот момент нужно не упустить…   
 
Закончив эти занятия, сделал обход двора виллы, но третью черепаху не смог найти. Но заметил, что зацвели бананы, растущие во дворе. Появился цветок, который с каждым днём удлинялся и удлинялся, формируя вдоль цветка крохотные зачатки бананчиков.  Потом я изо дня в день наблюдал развитие грозди бананов, которая всё увеличивалась и увеличивалась.

Ночь - очень тёмная. На небе – ни звёздочки. Где-то вдали погромыхивал гром, постепенно приближаясь.  Потушил свет и незаметно заснул. Разбудил меня грохот стёкол в кухне. Не поняв в чём дело, я несколько секунд лежал неподвижно, пытаясь понять, что же происходит в кухне?!

А там – грохотали бутылки одна о другую! Кто же это там безобразничает? Кто забрался в кухню? Воры?! Но там – красть нечего… Встав в темноте, не зажигая свет, тихо я подошёл к двери кухни… Потом рывком открыл туда дверь и щёлкнул выключателем – никого… Но грохот бутылок раздавался из кухонной тумбочки!

Кто туда забрался?! Что за зверь? Или – змея? Но зачем ей пустые бутылки?!
Рывком я открыл дверцу тумбочки и отскочил на всякий случай к двери, ведущей в холл… И вдруг из тумбочки выскочила громадная крыса, покрупнее любой кошки! Туловище – сантиметров более тридцати, не считая хвоста… Я мигом захлопнул дверь из кухни в холл, что бы крыса не вскочила туда…

Крыса молнией помчалась по кухне, металась из угла в угол,  стараясь найти выход. Вскочила на тумбочку, с неё на газовую печку, холодильник, прыгая легко в высоту на уровень моего роста!  Я действительно испугался! Поднял руки, опасаясь,  что она может прыгнуть прямо в лицо и  укусить! Но крыса с разбега пробежала вертикально вверх по выходной двери и выскочила  во двор через проём над дверью, который был оставлен, вероятно, для вентиляции…

Что искала крыса в тумбочке? Для чего устроила концерт, тарабаня по бутылкам – не понятно… У меня отлегло на душе… Закрыв дверь в кухню, я лёг спать на диване в холле… А на улице громыхал гром. Мощные раскаты сотрясали виллу… В окна видны вспышки молний, ярко освещающие двор, качающиеся от бешенных  порывов ветра деревья, бананы…

И вот – хлынул ливень… Он с такой силой лупил по окнам, что казалось, что стёкла еле выдерживают…  Подумал, что крыса испугалась грома, молний и искала себе пристанище в кухне от непогоды…

Еле заснул… Сколько прошло времени? Но во дворе раздались голоса – Доктор! Госпиталь! Опять приехал Амбуланс… Мигом одевшись, вышел во двор… Ветер мгновенно вывернул наизнанку и сломал мой зонтик, и я его бросил у порога… Двор был залит водой – сплошная глубокая лужа… Полные туфли…  Вышел на улицу. 

Амбуланс стоит против калитки.  Шагнул к нему – но не рассчитал… И вместо того что бы перейти по мостику – угодил прямо в канаву, залитую водой, мчащейся по ней как по быстрому ручью… Окунулся по пояс в воду… Выбрался на шоссе… Дверь в кузов мне открыла комиссарша…  В  другой руке она держала свой неизменный «Калашников»…

- «Дождливый сезон, доктор!» -  приветливо улыбнулась она и  добавила «Привезли  раненых!»  Я поздоровался и улыбнулся это несчастной, которой приходилось по ночам, да ещё в такую мерзкую погоду, с автоматом в руках охранять меня. Но таково распоряжение начальника Госпиталя!

В госпитале переоделся в костюм для операционной, повесив  мокрую одежду сушиться. Персонал уже приготовил всё для операций, которые мы немедленно начали.  Закончив работу,  в том же операционном костюме  уехал  спать на виллу. Ливень не унимался. 

Утром – тишина… Солнце сияет… Вода ушла… Земля просохла… Впечатление, что ночью и не было ни ливня, ни грома, ни молний беспрестанно полосующих небо яркими вспышками, ни бушующих потоков воды на улице… И канава  между тротуаром и шоссе – сухая, вроде там и не было стремительной  реки! В этом – основная особенность Харара – ливни по ночам, а днём прекрасная погода.

На следующий вечер, когда я потушил свет и пытался заснуть, в кухне вдруг начал дребезжать и трястись холодильник… Что ещё там случилось? Открыл дверь в кухню, заглянул за холодильник – а там между охлаждающей решёткой и корпусом застряла, вероятно, та же огромная крыса! Задняя стенка холодильника – тёплая,  а  к ночи стало прохладно… Вот она и пришла погреться!

Крыса барахталась между решёткой и задней стенкой холодильника Потом кое-как выбралась оттуда и начала метаться по кухне! Опять повторились её скачки, подпрыгивания вверх, и, наконец, она снова выскочила через отверстие над дверью…  Утром,  найдя  кусок фанеры,  прибил его, закрыв проём над дверью. Визиты крысы прекратились.

Размышляя, подумал, что возможно крыса ходила в гости к хозяевам виллы и входила в круг животных их домашнего зоопарка? Черепахи, собака, возможно – и крыса… Кто ещё может там быть? Во всяком случае, я перестал постоянно держать открытой дверь из кухни во двор – и  открывал только когда кормил животных… Неизвестно – кто ещё живёт в тёмных уголках двора виллы?


Рецензии