Глава 5 Рим и Израиль

Красс, не отрываясь, наблюдал за ходом поединка между Акором и Итамаром. Вот такие рабы, как этот Итамар, ему необходимы. С их помощью он добьется своих целей. «Труден только первый шаг», гласит то ли греческая, то ли латинская пословица.
Красс решил посетить гладиаторскую школу, где находился Итамар. Его намерение пришлось отложить на два месяца - слишком много накопилось дел. Наконец он выкроил свободную минутку и один и без оружия направился в гладиаторскую школу.
Ее хозяин - грек Андрос -  услужливо склонился пред Крассом и сладким голосом спросил:
-Господин хочет приобрести для себя гладиаторов?
-Может быть, ответил Красс, но сначала я должен побеседовать с одним из них. Я имею в виду Итамара.
-Конечно, конечно, патрон, - пробормотал Андрос и позвал за Итамаром. Тот появился - все такой же худой и такой же бесстрастный
-Ты можешь покинуть нас, сказал Красс Андросу, и тот мгновенно исчез.
Красс показал Итамару на стол и два, стула, стоящие в середине комнаты, и приказал:
-Садись
Тот мгновенно повиновался
Красс сел напротив него - лицом к лицу, глаза в глаза
-А теперь скажи мне, почему ты не убил Акора и всех гладиаторов, которых побеждал? - произнес Красс.
-Не я даровал им жизнь, не я ее отниму, - ответил Итамар.
-Можешь не продолжать. Я слышал о ваших иудейских сказках - воскресение из мертвых, пророчества о Мессии и все прочее. Ты знаешь, что, если так будет и продолжаться и дальше, ты неминуемо погибнешь.
-Да, знаю.
-Я всегда интересовался такими людьми, как ты, продолжил Красс,  - вот, например философ Зенон, принявший мученическую смерть.
-Я знаю про Зенона, ответил Итамар.
-Ты, видимо, неплохо говоришь по-гречески.
-Да, так же как и по латыни, свободно.
-Кто твои родители?
-Такие же рабы, как и я. Вы, римляне, сделали их рабами. Я с детства  отличался тягой к знаниям, но меня обучили  гладиаторскому искусству. Хотя я научился грамоте и в перерывах между схватками  прочел немало книг
Ты, видно, сильно нас ненавидишь, -  рассмеялся Красс
-Иногда до такой степени, что мечтаю, чтобы напротив меня в образе гладиатора стоял весь ваш Рим, угнетающий и убивающий сотни тысяч людей. И поверь, что этого гладиатора я убил бы, несмотря на поднятые пальцы зрителей. Я не мечтаю извести всех римлян, но я ненавижу Рим.
-Так ответь мне на тот же вопрос, проговорил Красс, почему ты так не ценишь жизнь?  Моя, например, мне очень дорога.
-Что я могу тебе ответить, что я могу сказать человеку, который убил столько людей?
-Да, убил, - у Красса сверкнули глаза, - и убью еще раз, если понадобится. И буду спокоен и счастлив. Ты думаешь, я не страдал, - захлебываясь от гнева, говорил Красс представляешь ли ты жалкий иудей что я пережил когда узнал, что отца и дядю убили, что демократы конфисковали все наше имущество и пустили нас по миру. Но я смог все вынести, все перенести и я поднялся, я выкарабкался, а теперь спокоен и исполнен надежд. Таково мое будущее, а твое?
-Однажды, проговорил Итамар, люди всех племен, населяющих Землю - римлян, эллинов, иудеев, фракийцев, эфиопов, карфагенян, галлов, германцев и других - поймут, что нет римлян, эллинов и варваров, а есть одна семья, имя которой – человечество. И тогда не будет больше страданий и мучений, а, главное, смерти. «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь». Мы в свободе  и счастье будем наслаждаться жизнью в этом лучшем из миров. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов7 … Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»
Итамар говорил так проникновенно, что перед глазами Красса невольно предстала картина этой всеобщей гармонии и счастья. Но это длилось лишь минуту. Затем Красс опять вспомнил, что он римлянин и патриций, а, значит, призван повелевать миром, и, следовательно, всеобщего равенства нет и никогда не будет.
И в этот же момент он вновь увидел закопченные  стены школы гладиаторов, грязный стол с двумя стульями и подростка, сидевшего напротив него.
-Ты, видимо, читал Зенона Китийского или какого-нибудь другого стоика, - произнес Красс, -  и ты – либо сумасшедший, либо философ. А может и то, и другое. Так вот, запомни навсегда, мой философ, твои грезы никогда не сбудутся, и гарантия этому - римские легионы, одерживающие победу за победой. Рим призван править миром. Мы много терпели, много выстрадали, потеряли наших самых лучших сынов (и дочерей тоже).  И мы сполна заплатили за наше господство. Отвага и храбрость - вот то, что выделяет  римлян среди других людей. Или римский народ не рождал Публия Сципиона, Муция Сцеволу, Квинта Метелла, Фабия Кунктатора и многих, многих других? Так было и будет. Мы покорили десятки и народов, чьи имена до сих пор были неизвестны, и мы будем властвовать до конца мироздания.  Так будет всегда, и ничто не сможет этому помешать. Но  мне ты понравился. И я куплю тебя у твоего хозяина. Ты станешь моим писцом. А каким окажется твое будущее, зависит только от тебя.
7 Исайя 26:19
8 Исайя 2:4


Рецензии