Пи Pi 1997

Посмотрел фильм 1997 года «Пи» режиссера Дэррена Аронофски. Итальянское и испанское название фильма содержит уточняющие фразы: «Пи: вера в хаос», «Пи: теорема бреда». А по-английски «Пи» произносится как «пай».

Гениальный математик Макс Коэн считает, что математика есть всё, и ткань Вселенной была сшита именно с ее помощью. Он пытается найти универсальный код, который позволит познать ему истину. Однако ему не чуждо и земное: помимо идеи чистого абсолюта, его интересует еще и такая второстепенная для мироздания вещь как механизм изменений котировок биржевых акций.

Поиски даются Максу очень сложно — помимо проблем с электронными устройствами, с помощью которых он хочет приблизиться к истине, за ним ведут охоту люди с Уолл-стрит и религиозные фанатики, которым также нужно знать ответ. Первые хотят заработать миллионы, вторые — узнать секрет вечной жизни, а как минимум — дожить до мафусаиловой старости.

Макс Коэн — аутичный человек, который не желает идти с кем-либо на контакт, открытые пространства заставляют его чувствовать беспокойство. Единственный его друг, а правильнее сказать, наставник – исследователь по имени Сол. Пожилой эмигрант с жутким акцентом когда-то находился в шаге от истины. После инсульта он коротает свои дни в одиночестве, а когда к нему приходит Макс, они вступают в дискуссии о том, стоит ли вести охоту на истину, сможет ли человеческий разум удержать эту информацию, при этом не пострадав. Сол сумел вовремя остановиться, а Макс полон решительности дойти до конца.

Это первый полнометражный фильм Дэррена Аронофски. Чтобы снять картину, Аронофски влез в долги, занимая у своих друзей буквально по 100 долларов. Бюджет фильма составил 60 000 долларов. Актеры и персонал работали за еду, которую готовила мама Аронофски. Среди актеров можно встретить и отца режиссера, и даже автора оригинального саундтрека – Клинта Мэнселла, который работал с Аронофски над последующими фильмами. Премьера фильма состоялась на фестивале независимого кино «Сандэнс» (Sundance Film Festival) в январе 1998 года. Аронофски получил приз за лучшую режиссуру в категории «драма». Конечно, это и не только драма, но и психологический триллер, черно-белый кошмар наяву, дневник гения с точностью до минуты. Картина принесла славу молодому режиссеру, которому еще не исполнилось 30 лет, а друзья и знакомые, вложившие средства в фильм, получили 50% прибыли с проката. Компания Artisan Entertainment потом выкупила права на 60-тысячный фильм за 1 миллион долларов. Герой фильма Макс не выиграл от денежных махинаций, а режиссеру это удалось честным путем — и никаких биржевых спекуляций!

Заглавную роль исполнил актер Шон Гуллет, который очень точно и внешне, и внутренне смог показать переживаниями и борьбу Макса. Его наставник Сол, сыгранный Марком Марголисом, заставляет поверить, что этот человек вкусил от запретного плода. Можно также отметить Бена Шенкмана, который исполнил роль Лени Майера, еврея-фанатика, который, однажды поняв силу разума Макса, пытается поймать его в религиозные сети.

Но идеален лишь Бог, и только ему известно устройство мира. Если даже и представить, что человеку удастся познать истину, он будет не в силах с ней совладать. Он слаб для этого, информация предназначена не для него. Потому-то мудрый Сол остановился, а Макс считает, что Сол лишь дал слабину и побоялся продолжить своё искание. Да, наверное, испугался, когда понял, что его ждет. Это распространенная в искусстве идея. В фильме братьев Коэн «Серьезный человек» (2009) брат центрального персонажа Ларри Гопника смог каким-то образом придумать систему, которая позволила ему обыгрывать казино… И тут же у него начались проблемы с законом, и он полностью потерял контроль над своим рассудком. Во многия мудрости есть многия печали. А в 9-ом эпизоде 6-го сезона телесериала «Доктор Хаус» команда врачей столкнулась с пациентом, который променял блестящую научную карьеру на работу… посыльным. Его высокий интеллект мешал ему жить, он постоянно находился в состоянии депрессии и целенаправленно выбрал работу, которая не эксплуатировала бы его мозг. Вы только не смейтесь, но подобное было и с Гомером Симпсоном. Когда-то Гомер Симпсон был очень умным человеком. Фактически гением. Но из-за его недюжинных умственных способностей друзья отвернулись от него, и мир стал без них серым, унылым и агрессивным. И вот именно тогда он принял судьбоносное решение: заставил друзей вбить ему в голову – через носовую полость – деревянный карандаш. Гомер стал идиотом по собственному желанию. Счастье в неведении – есть в этом правда.

Фильм «Пи» представляется интересным еще и потому, что содержит в себе скрытые элементы и пассажи. Например, Макс постоянно твердит Солу о поиске 216-значного когда, но Сол его критикует и говорит, что Макс из математика рискует превратиться в нумеролога, который вместо решения высокой задачи будет искать 216 – шагов, монет, птиц – и какой в этом смысл? А почему именно 216, а не 40 000 или просто 90? В связи с этим библейская фраза «ищите да обрящете» воспринимается уже с недоверием. Действительно, ищущий найдет, но, скорее всего, не истину, а лишь правду – ту, которую он считает похожей на истину, но ей не являющейся. Возвращаясь к тому, почему 216 – 6 в кубе – это и есть 216. Три шестерки – число зверя. Предупреждение, знамение, которое игнорирует Макс.

Фильм логически завершен и режиссер поставил такую красивую — и страшную — точку, что она могла бы войти в список лучших концовок фильмов. В самом начале Макс вспоминает, как однажды в детстве очень долго смотрел на солнце, хотел понять его сущность, и только он начал что-то понимать, как он погрузился во тьму — ослеп. Врачи не были уверены, что Макс когда-нибудь прозреет. И Макс прозрел дважды. Первый раз – само зрение, способность воспринимать мир как картину вернулось ему. И в самом конце, где он уже смотрит на солнце сквозь крону деревьев: он не видит его полностью, но видит его лучи, чувствует его тепло и он… счастлив.

За рамками фильма осталась история Сола. Никогда не была издана, но, по замыслу создателей, Сол, гениальный ученый, эмигрировал из России (или СССР) в Америку. Однажды американцы предложили ему работать над проектом, связанным с ядерным оружием, и Сол отказался. Обстоятельства не раскрываются, но Сол был сослан в Сибирь. Если обратить внимание на его руки (во время его разговоров с Максом), то можно заметить, что на кистях его рук есть татуировки. Кстати, рекомендую посмотреть фильм в оригинале, иначе вы не услышите потрясающий акцент Сола (кстати, во многих языках «сол» означает солнце, землю).

Музыкальные композиции органично сочетаются с черно-белым, словно любительским, визуальным рядом. В моменты головокружений и припадков Макса экран начинает пульсировать, раздаются омерзительные скрипящие звуки, и зритель уподобляется Максу – он с трудом выдерживает эту психологическую атаку. Кстати, в саундтреке есть песня «Some of These Days», которая играет у Сартра в его знаменитом романе «Тошнота» (1938). Несмотря на мизерный бюджет, фильм снят с профессиональным тщанием: и актерская игра, и саундтрек, и операторская работа выше всяческих похвал. И в особенности монтаж, приемы которого будут еще не раз использованы в фильмах Аронофски (в частности, фирменное глотание таблеток, которое можно увидеть в «Реквиеме по мечте»). И вообще тема приема лекарственных или наркотических средств присутствует в каждом фильме Аронофски, будь то эстетский «Фонтан» (2006) или правда жизни, название которой «Рестлер» (2008).

Небольшое отступление от главенствующей темы. Давно наблюдаю за творчеством Дэррена Аронофски и Кристофера Нолана. Удивительное совпадения обнаружил. Аронофски старше Нолана на год – 1969 и 1970 годы рождения соответственно. Первый полнометражный фильм Аронофски датирован 1997 годом, а у Нолана – 1998 (фильм «Преследование»). Оба фильма черно-белые и обладают микробюджетами, причем фильм Нолана «Преследование» вообще стоил создателям 6 тысяч долларов. Премьера «Пи» прошла, как я уже отметил, на кинофестивале «Сандэнс», а «Преследования» — в Торонто (Toronto International Film Festival). То есть именно на тех кинофестивалях, где в первую очередь ценится авторское и независимое кино. Необычно, что австралийский актер Хью Джекман в 2006 году посвятил себя двум фильмам – нолановскому «Престижу» и «Фонтану» Аронофски. Между прочим, в мистическом «Престиже» тоже идет речь об истине. Ну, и что же случилось с героями фильма? И если уж идти до конца, то нужно сказать, что до сего момента Аронофски выпускал оригинальные картины, а в 2013 он должен выпустить фильм «Робокоп». Своеобразная перезагрузка некогда популярной франшизы, которую совершил и Нолан в 2005 году, перезапустив «Бэтмена» фильмом «Начало». Жаль, конечно, что талантливый Аронофски в столь важное время – 40-45 лет будет снимать вторичное кино. Возможно, это разрядка в эпоху творческого кризиса, а после он снимет главный фильм своей жизни. Главное – успеть к 50, ведь как показывает статистика, именно в этом возрасте большинство режиссеров достигают пика своей карьеры.

Хрестоматийный пример лишних людей, представленный вымышленными Чацким, Онегиным, Печориным, Максом Коэном, продолжен реальным Григорием Перельманом — математиком-отшельником в замечательной дурацкой синей шапочке, которая делает его похожим на люмпена, монаха-капуцина, правоверного еврея в ермолке и арабского паломника в трогательной ажурной вязаной шапочке. Этот не-трендовый и непопулярный символ гения, который знает гораздо больше, чем мы. Можете назвать свою кандидатуру, если считаете иначе.


Рецензии