Махавира и джайнизм

Страх перед будущими дурными воплощениями, желание обрести блаженство по ту сторону жизни, толкали многих индусов на крайние формы аскетизма. Топас – самоумерщвление - было признано высшим идеалом, причем не только брахманами, но и некоторыми другими религиозными учениями Индии. Никаких послаблений тут не допускалось. Настоящий аскет в полном смысле слова должен был поставить себя выше жизни. «Ему не следует иметь огонь в жилище, - читаем мы в одном из древних трактатов; - он может ходить в деревню за пищей, сохраняя молчание, равнодушный ко всему, твердый в намерениях, сосредоточенный в мыслях. Глиняная чаша, корни дерева, лохмотья, одиночество и одинаковое отношение ко всему – таков признак освобожденного».

      До крайних пределов учение о топасе было доведено джайнами. Секта эта окончательно сложилась в сер. VI в. до Р.Х., когда у нее явился идейный вождь – Махавира, сформулировавший ее теоретические основы. Сами джайны считают, что этому великому пророку предшествовали 23 других тиртханкары («нашедших брод», то есть основателя веры). Первый из них – Ришабху жил тогда, когда люди еще не умели приготавливать пищу, не знали письменности и гончарного дела. Ришабха научил всему этому древних людей; он же учредил браки, ввел обряды захоронения мертвых и поклонения богам. Двадцать третий тиртханкара – Паршвантах жил за 250 лет до Махавиры. Он считается основателем религиозного учения джайнов и создателем древнейших  монашеских джайнских общин. Что касается Махавиры, то он придал этому учению тот вид, который, в своих основах, оно имеет до нашего времени.

    Настоящее имя Махавиры было Вардхамана. Согласно традиционной биографии, он происходил из семьи знатного кшатрия Джнятрипутры и родился в 599 г. до Р.Х.. Еще в юности он пленился аскетическими идеями, а в 30 лет покинул родительский дом и стал отшельником. Двенадцать лет он бродил по стране, ведя суровую жизнь аскета, а на тринадцатом году достиг высшего знания и стал Джиной – Победителем, поборовшим земные страсти и нашедшим путь к спасению. После этого он еще тридцать лет проповедовал свое учение на территории современного Бихара и успел обратить в свою веру многих людей. Годом его смерти обычно считают 527 г. до Р.Х. 

      В некоторых своих положениях джайнизм близок к философии Упанишад (http://www.proza.ru/2010/03/18/218). Так в джайнизме признается переселение душ и закон кармы, а спасение человека видится в прекращении его возрождений. Но на этом сходство заканчивается. Прежде всего, джайнизм отрицает понятие Единого Бога или Абсолюта в том смысле, в каком о Нем говорят Упанишады. Мир, по  учению Махавиры, состоит из двух вечных несоздаваемых и неисчезающих категорий – дживы (души, духовного начала, активного агента существования) и адживы (неживого, неодушевленного, материального начала). В своей изначально естественной форме джива совершенна; именно в этой форме она являет собой тот идеал, к которому должен стремиться каждый джайн. Но в окружающем нас мире джива всегда связана с адживой, заключена в нее  и порабощена ею. Соединяясь с грубой материей джива обретает тело и появляется в форме живых существ, будь то растение, животное, человек или божество. Причем, в этой иерархии высшее ключевое звено – человек, ибо только он в состоянии дать освобождение дживе, которая словно некий страждущий дух, скованна темной и косной материей.

      Сама по себе джива не в состоянии вырваться из цепких объятий адживы. Бесконечное количество джив находится в нескончаемом процессе кругооборота живых тел, регулируемых кармой – законом о посмертном воздаянии. Едва освободившись после смерти какого-либо существа, она, подчиняясь карме, опять оказывается в плену другого тела. Очевидно, обрести свободу  нельзя, если не преодолен закон кармы. Но связи джив с кармой сложны. Освободиться от кармы очень нелегко, ибо карма не просто опутывает каждого, но и притекает к нему вновь и вновь. Задача правоверного джайна состоит в том, чтобы остановить этот приток, что достигается путем соблюдения сложных норм поведения. Но это только первый шаг. Следующий – добиться истощения и отпадения оставшейся кармы, после чего душа-джива подчиняет себе материальное тело и обретает освобождение.
 
      Из сказанного видно, чем джайнизм отличен от учения Упнишад. Если последнее первостепенное внимание уделяло Абсолюту-Брахману, то джайны главным образом размышляли об индивидуальной человеческой душе.  Как и его оппоненты-брахманы, Махавира признавал вечность души. Однако, нирвана, по его учению, заключалась не в том, что бы совершенно обезличиться и раствориться в Абсолюте, но в том, чтобы вырваться из бесконечной цепи перерождений и достигнуть вечного блаженства в потустороннем мире.  Путь к спасению, открытый Махавирой, определяется тремя «драгоценностями»: во-первых, ратнатраей – совершенной верой (верой в Джину;  смысл этого положения в том, что ищущий должен отбросить все блуждания, сомнения и с помощью веры стараться оградить себя от ложных путей и дурных советчиков); во-вторых, совершенным знанием (знанием учения Джины о душе-дживе, карме, а кроме того, знанием своего «я») и, в-третьих, совершенным поведением (соблюдением установленных Джиной правил).

     Каким же должно быть поведение правоверного джайна? Этот вопрос был глубоко разработан основателем вероучения. Прежде всего надо сказать, что Махавира  пренебрежительно относился к Ведам и священной письменности брахманов, резко отрицал  жертвоприношения, жречество и религиозное освящение системы варн. Он учил, что только личные качества людей и их усилия определяют их благочестивость и право на спасение. К нирване ведет исключительная способность человека подняться над миром ограниченности – над миром зла и добра, над миром материи. Происхождение, божественное вмешательство или соблюдение обрядов не играют на этом пути никакой роли. Поэтому преобладающее место в жизни каждого джайна занимают не религиозные обязанности (последние сводятся в основном к почитанию божеств, посещению храмов и принесению даров), а работа над собой. Главное заключается в самом стиле жизни - соблюдении определенных норм поведения и запретов, которые и составляют  едва ли не основную суть учения. Так все джайны строго следуют ахинсе, то есть стараются ни в коем случае не причинить вреда живым существам (многие  даже носят на лице особую повязку, чтобы при дыхании не проглотить какое-нибудь крошечное насекомое) и исполняют установленные заповеди, предписывающие им быть праведными в речи, воздерживаться от присвоения чужого, сохранять целомудрие, быть свободным от прочных привязанностей к жизни и т.п. Всего заповедей 12, но правила их исполнения для мирян легче, чем для монахов. Последние призваны вести жизнь полную лишений. Это и понятно - поскольку именно желания и страсти по закону кармы вовлекают человека в новые воплощения, важнейшим признаком превращения в джину является полная победа над своими страстями путем беспощадного самоистязания. Джайнские монахи (ниргрантхи – отрешившиеся от уз) имеют право жить в монастырях и получать пропитание от членов общины – мирян - только во время сезона дождей. В остальное время года они должны собирать милостыню и постоянно скитаться по стране. Им предписывается также до предела ограничивать свой сон (с четырех часов утра монах уже на ногах) и питание (принимать пищу можно только два раза в сутки; обязательно соблюдение постов, часто весьма длительных). Однако, поскольку аскетизм всегда считался в джайнизме религиозным подвигом, многие монахи, не довольствуясь этими суровыми правилами, принимают на себя другие изнурительные обеты (например, абсолютное молчание, пребывание на холоде или на солнце, многолетнее стояние на ногах и т.п.). Самым благочестивым концом для джайна всегда считалась смерть от долгого поста, но самоубийство осуждается.

     Впоследствии, уже после смерти Махавиры, джайны разработали элементы своей собственной философии и космогонии. По их представлениям Вселенная состоит из мира и не-мира. Не-мир – это пустое пространство, акаша, недоступное для проникновения и восприятия и отдаленное от мира. Мир делится на нижний, средний и верхний. Нижний – это нечто вроде преисподней – состоит из семи слоев, наивысший из которых населен божествами, а остальные шесть – грешниками ада, живущими среди гнили и нечистот, страдающих от мучений и пыток. Верхний мир подразделен на 10 или 11 слоев и имеет 62 или 63 уровня. На каждом из них размещено множество дворцов-виманов, где обитают боги и освободившиеся от кармы джайны-сидхи. Средний мир лишь отчасти совпадает с нашим земным, но, вообще говоря, он значительно обширнее. Вся Вселенная, сверху донизу, заселена богами и демонами, которым несть числа. Кроме тех, кто обитает в среднем мире вместе с людьми (божества гор, рек, мест и т.п.), выделяются четыре класса божественных персон. К низшему из них относятся обитатели верхнего слоя преисподней, подразделяющиеся на десять категорий и частично выполняющие функции демонов. Ко второму – божества, живущие в том же верхнем слое нижнего мира, а частично в рощах и на островах мира среднего. Это тоже полубожества-полудемоны. Третий класс – божества светил (в их число включается не только солнце и луна нашего земного мира, но и множество других светил, освещающих различные части среднего мира). Наконец, четвертый, высший класс божеств – это те которые живут в небесных дворцах верхнего мира. Однако выше всех божеств джайны ставят 24-х тиртханкаров, обитающих на самом верху  верхнего мира. В своих храмах они помещают изваяния «Победителей», которым воздают божественные почести. (Как правило, это обнаженные фигуры колоссальных размеров). Почетное место в их пантеоне занимает сам Махавира. Ему поклоняются как божеству, а 11 его учеников – ганадхаров – считаются первыми джайнскими святыми.

      Первоначально вероучение джайнов передавалось изустно от учителя к ученику. Канонизация в письменной форме доктрины джайнизма произошла на Вседжайнском соборе в Паталипутре, состоявшемся в IV или III в. до Р.Х. Джайнский канон содержит 50 сочинений. Основные из них приписываются самому Махавире, хотя их окончательная редакция была осуществлена только через тысячу лет после его смерти – в V веке. (Одно из важнейших сочинений джайнизма – Кальпасутра, в которой описывается праведная жизнь 24 тиртханкаров и излагаются основы поведения аскетов).

     Джайнизм имел много последователей в период раннего средневековья, особенно в Западной Индии, но массовой религией он никогда не был.  Сейчас в Индии насчитывается около 2 млн. джайнов.

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Индия и Средняя Азия  http://www.proza.ru/2013/04/22/303


Рецензии
Я никогда не понимала умерщвления плоти и джайнизм тоже непонятен. Какие то противоречия сплошные в этом учении. Высший идеал - топас- самоумерщвление для просветления духа, идеалом смерти - гибель от голода во время поста. И в то же время самоубийство осуждается. Где логика? И не думаю, что в страдающем измученном теле душа просветляется... Впрочем аскетизм в любой религии можно встретить - это и бичевание у мусульман, и вериги непонятно зачем влекомые по жизни католиками и православными... Разве не лучше творить милостыню, людям помогать, а страдания тела могу оправдать лишь в одном случае - это страшный час, когда тебя заставляют отречься от Бога. Здесь стоит упереться. Спасибо, сама статья интересная, узнала кто такие джайны.Опять же первый из джайнов Ришабху,вижу, без дела не сидел, учил люей полезным ремеслам и вообще, похоже, был человек был трудолюбивый и милостивый. Куда то этих джайнов потом не туда понесло, самоизолировались от общества.

Валентина Пескова   22.10.2021 15:10     Заявить о нарушении
Крайний аскетизм рассматривается как способ выйти из-под закона кармы, прервать колесо бесконечных перерождений, покинуть мир сансары... Эти же цели ставил перед собой Гаутама, младший современник Махавиры. Шесть долгих лет он предавался суровому аскетизму, но потом объявил этот путь ошибочным. Взамен Гаутама провозгласил четыре благородных истины. Так родился буддизм.

Константин Рыжов   22.10.2021 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.