Алексей Александрович Шахматов великий реформатор

                Эта работа писалась на конкурс "Лицо России".

У каждого народа есть три великих достояния – это его история, его родная земля и его культура. Несомненно, одной из самых больших и самых значимых частей культуры является язык. Для нас, россиян, - это русский язык, о великолепии которого не раз отзывались иностранные писатели и поэты, о котором сочинил свое знаменитое стихотворение в прозе Тургенев, на котором говорили и творили такие великие люди, как Петр Великий, Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Много можно рассказать о русском языке, у него очень богатая история. Но, пожалуй, одним из самых важных событий во всей его жизни является Орфографическая реформа русского языка 1918 года. Именно вследствие этой реформы русский язык стал таким, каков он есть сейчас. Появились новые правила, касающиеся окончаний, приставок, твердого знака, исчезли из алфавита буквы «фита», «ять» и «и десятичное»… Язык стал таким, каким мы видим его сегодня. Он приобрел те очертания, которые мы видим в утренней газете или на экране монитора.
Еще в далеком 1904 году Орфографическая подкомиссия Имперской Академия наук разрабатывала проект Орфографической реформы. Лучшие умы искали недостатки в существующем тогда языке, с великой дотошностью просчитывая пользу нововведений. Таким образом, подсчитали, что при изменении правила, касающегося твердости согласных на конце слов, в сторону отмены написания твердого знака, печатный текст становился примерно на одну тридцатую короче прежней длины. Но это мелочь по сравнению с тем, что многие слова стали не только писаться, но и звучать по-новому. А именно, изменились окончания местоимений женского рода, к примеру, современное слово «её» до реформы звучало как «ея», а «они» как «оне».
Руководителем Академии во время составления проекта реформы был Алексей Александрович Шахматов.

Алексей Александрович родился 5 июня 1864 года в Нарве. Интересен тот факт, что его матери привиделось во сне, как он стал знаменитым на весь мир ученым.
С раннего детства Алешу окружала особая обстановка, формирующая в маленьком ребенке тягу к знаниям. Мать его, Мария Федоровна, изучала европейские языки с раннего детства; отец, Александр Алексеевич, получил высшее юридическое образование в Петербургском училище правоведения и своими силами прошел по карьерной лестнице от младшего помощника секретаря Сената до сенатора и тайного советника.
Совершенно неожиданно в 1870 году два любящих, преданных сердца –матери и отца - одно за другим покидают трех маленьких детей, волей судьбы оставляя их на попечение брату покойного Александра Алексеевича.
Так внезапно осиротевшие дети остаются жить в селе Губаревка Саратовской губернии вместе с Алексеем Алексеевичем Шахматовым. К счастью, здесь их окружает та же атмосфера взаимопонимания и стремления к умственному и духовному развитию. Трое детей, воспитываемые им, зачитываются классиками русской и французской литературы. Так же продолжается их обучение языкам – Ольга Николаевна, тетя, обучает их французскому, английскому, немецкому и латинскому языкам.
В возрасте десяти лет Алексей поступил в Московскую частную гимназию Ф.И. Креймана, но надолго там не остался – заболев и истосковавшись по дому, он вернулся в ставшее родным имение, где и продолжилось его всестороннее обучение. На протяжении всей жизни он мог чувствовать себя спокойно лишь возле домашнего очага.

«Я вообще люблю всякое семейство, люблю эту семейную, блаженную гармонию, обожаю начала, на которых зиждется семья» - признавался впоследствии Алексей Шахматов.

Теперь он отнесся к учебе еще серьезней: обложившись книгами в классной комнате, Алеша изучал историю России, осмысливая каждое событие. В то же время он начал трудится над собственными «Посланиями по истории».
В непрекращающемся процессе познания прошел год, и Алексей Алексеевич Шахматов с привязавшимся к нему Алешей поехал за границу для лечения. Казалось бы, они поехали для отдыха, но по прибытию в Мюнхен мальчик пошел Королевскую библиотеку, где изучал труды античных историков и географов. Главным выводом, который Алексей сделал в то время, была необходимость для ученого изучать в первую очередь первоисточник.
Затем они переехали в Лейпциг, где мальчик посещал Университетскую библиотеку. Тут же к нему приходит смелое решение – поступить в одну из Лейпцигских гимназий, чтобы расширить свое начальное образование.
Здесь же у Алексея зарождалось влечение к изучению словесности.
В 1879 году Шахматов перешел учится в Московскую 4-ю гимназии, где продолжил изучать горячо любимые им предметы – историю и словесность. Под влиянием работ выдающегося отечественного лингвиста Ф.И. Буслаева, он начал видеть в языке не хранилище слов и звуков, а отражение внутреннего мира человек, истории, культуры, быта… Язык облагораживает и историю, и религию, и литературу.
Теперь Алексей Александрович начал собственное исследование о происхождении индоевропейских слов. Работа оказалась настолько серьезной, что В.Ф. Миллер, доктор сравнительного языковедения, к которому она попала от Н.И. Стороженко, восклицает:
«Николай Ильич! И вы думаете, я поверю, что все это написал мальчик? Никогда!..»
С лета 1879 года Шахматов изучал только что переизданное «Житие Феодосия» по совету Ф.Ф. Фортунатова и, сравнивая его с оригиналом, нашел более шестисот неточностей перевода, о которых написал в своей работе «К критике древнерусских текстов (о языке «Жития Феодосия»)».
Именно учение и стремление к знаниям, к светлому будущему, которое дарует просвещение, помогли раннему становлению Шахматова как личности. 
Осенью 1883 года Алексей Александрович становится студентом историко-филологического факультета Московского университета. Здесь он обретает возможность работать под началом таких ученых-филологов как Ф.Е. Корш, Н.С.Тихонравов, Ф.Ф. Фортунатов.
За студенческие годы Шахматовым было написано много работ, среди которых особо выделялись «Исследования о языке Новгородских грамот XIII и XIV вв.».
Так же в этот период Алексей Александрович затеял работу по сбору этнографических материалов, составив программу работ и разослав ее по губерниям.
После окончания основного курса обучения Шахматову предлагают остаться при университете в качестве приват-доцента. Он согласился, однако, через некоторое время, принял решение отказаться от своих лекций и уехать в Губаревку, где продолжит писать работу «Исследования русской фонетики», одновременно работая земским начальником.
Период с 1892 по 1894 год оказался трудным для Шахматова – тяжелая каждодневная работа почти не оставляла времени на научные исследования. Тем не менее, ему удается закончить свой труд на соискание магистерской степени.
В 1893 году умирает выдающийся академик Я.К. Грот, работавший над Словарем современного русского языка. Свое дело он завещает Шахматову, и вместо получения Магистерского звания сразу становится Доктором наук и возглавляет работу над Словарем. Первым делом он доказывает необходимость полного изменения программы составления Словаря, вследствие того, что, включая лишь литературный язык, академики забывают про великое разнообразие русских говоров и наречий.
Работа над словарем длится до 1907 года, а уже в 1898 году Шахматов становится ординарным академиком. В 1899 году его избирают директором первого русского отделения Библиотеки Академии наук. И здесь кипучая энергия Алексея Александровича находит свой выход – тут же начинается реорганизация, и в результате библиотека становится доступной не только для академиков, но и для простых ученых, преподавателей гимназий и даже студентов! Сам же Шахматов непрестанно организовывал работу учреждения, стараясь на благо просвещения.
В 1904 году Отделение русского языка и словесности (ОРЯС) принимает решение о создании орфографической комиссии, которая будет рассматривать вопросы о русском правописании, в которую входил и Шахматов. На протяжении долгих лет он, уже в качестве Председательствующего в ОРЯС, продолжал работу над реформой русской орфографии, пока, наконец, к власти не пришли революционеры. 23 декабря нарком просвещения А.В. Луначарский подписал «Декрет о введении нового правописания», который явился итогом многолетней работы комиссии, которую возглавлял после смерти Фортунатова Шахматов.
После революции Алексей Александрович весь отдается делам просвещения. Ни одна комиссия не обходится без его участия. Однако, Шахматов находит в себе силы одновременно вести и свои научные изыскания: в период с 1918 по 1919 год в свет выходят его работы «Волохи древнерусской литературы», «Заметки об языке волжских болгар», «Древнейшие судьбы русского племени».
Наступает зима 1919-1920 годов. По причине отсутствия электричества, в библиотеке стоит низкая температура. А каждый вечер Шахматов носит на третий этаж дрова, что бы не окоченеть и продолжать работу над своим новым трудом – «Синтаксис русского языка». Работа эта настолько грандиозна, что лишь гениальный ум Алексея Александровича способен охватить ее всю. В середине декабря 19 года умирает Ольга Николаевна, ставшая для него матерью, а в феврале – Ольга Александровна, младшая сестра. Алексей Александрович погружается в работу, чтобы заглушить горе…
Между тем, силы его слабеют и июне 1920 года консилиум хирургов ставит Шахматову смертельный диагноз.
До конца стараясь не оставлять работу и сохранить ясность ума, Алексей Александрович умирает ранним утром 16 августа от болезни, вызванной переутомлением и недоеданием.

Работа «Синтаксис русского языка» легла в основу современной науки о синтаксисе, так же как и многие другие работы выдающегося ученого стали основополагающим в своих областях.
Благодаря стараниям Алексея Александровича Шахматова русский язык родился заново, став прекрасней и многообразней. Он даровал нам одну из самых ярких жемчужин нашей культуры, и за это он достоин вечной памяти, а, отнюдь не забвения.
Печально, что очень многие не знают о нем, хотя говорят на русском языке.
Я считаю, что этот гениальный человек достоин стать лицом России, так как ум и мудрость его сочетаются с такими качествами как самоотверженность, честность и любовь к Родине.


Рецензии