Донос

 Он был одним из лучших (если не самый лучший) живописцев Грузии. Этого не мог отрицать никто. Никто также не мог отрицать, что Бажбеук-Меликов, а именно о нем речь, был также очень странным человеком, как часто бывает среди талантливых художников, и не только среди них. Любил он делать камерные картины, и особенно был силен по части женских портретов и ню. Но также имел обыкновение безжалостно уничтожать свои шедевры, по ему одному, известной причине. В жизни он больше всего любил (и ценил) женщин и живопись (хотя говорят, что у него в сундуке всегда лежала бутылка отменного армянского коньяка и шоколад, которые были его лакомством). Но, как и каждому художнику, ему приходилось заниматься и тем, что ему не очень было приятно, но что он вынужден был иногда делать, потому что у него была жена и трое детей, и их нужно было кормить.
 Как-то, а это было в страшные тридцатые годы, ему дали заказ написать портрет вождя всех времен и народов (вы поняли о ком речь, я буду говорить тихо, так безопасней). Можете сами себе представить, с каким настроением Бажбеук (именно так его называли), всю жизнь писавший обнаженных женщин и знавший в них толк, вынужден был писать казенный портрет. В те времена,  когда художнику давали какой-нибудь официальный заказ, несколько раз за время его исполнения, приходила комиссия и проверяла, как идет работа, и надо признать, что тогда за подобные заказы платили хорошо. И вот,  к нашему художнику пришла комиссия посмотреть, как он справляется с почетным и ответственным заданием. Комиссия состояла из одного члена, месткома Союза художников Сократа Киракозова. Сократ посмотрел на начатую работу и выразил недовольство тем, что работа шла слишком медленно.
- Бажбеук, почему не работаешь? Так ты не успеешь выполнить заказ к сроку, - сделал замечание Сократ.
- У меня нет красок - ответил Бажбеук.
 В тот момент взгляд месткома упал на открытые коробки с красками фирмы Лефран, которые неизвестно откуда были у Бажбеука, и которыми он писал свои любимые ню, и как писал!.
- А это что? - с упреком сказал Сократ и указал на краски.
- Что, я на это г**но буду тратить Лефран? - так ответил Бажбеук.
 Лучше бы он этого не говорил. Иногда одна неосторожно сказанная фраза может в корне изменить жизнь человека. Так и произошло. О сказанной фразе узнали в Союзе художников. Хорошо, что эта информация по доброте художников не дошла до компетентных органов. Но, несмотря на это,  Бажбеук был уволен с академии, где преподавал, с Союза Художников, и что самое главное, ему не дали квартиру, которую он вот-вот должен был получить. Ту квартиру, предназначенную для художника Бажбеук - Меликова, и как ни странно, расположенную на улице им. Дзержинского, дали месткому Сократу Киракозову за бдительность. В той квартире Сократ прожил всю оставшуюся жизнь и там и умер. А для Бажбеука начались годы лишений, хотя и до этого он жил далеко не в достатке. Учитывая то время, не удивительно, что Бажбеук потерял работу, что его выгнали с Союза Художников и с академии, что ему больше не давали заказов, удивительно, что его не арестовали. Как видно, художники не дали ход делу и представили его в более мягкой форме. Но это не помешало рассказывать легенды о фантастической бедности художника, которые я слышал дома с самого детства, как и лестные отзывы о его живописи. Эту историю я рассказал, потому что имею отношение к ней самое прямое. Я дружу с младшей дочкой Бажбеука, единственной оставшейся живой из той многочисленной семьи, а Сократ Киракозов был мужем одной нашей родственницы. Мир тесен, как говорится. И в доме на улице Дзержинского я бывал не раз.
Когда я писал эти строки, в комнату вошел мой сын Бруно, и прочитав на мониторе название рассказа "Донос", сказал: - Это уже двойной донос, Сократ донес на Бажбеука, а ты доносишь на Сократа.
- Я не доношу, я рассказываю. Когда проходит столько лет, когда почти никого из них нет в живых, это уже не донос.
 Кстати, я вспомнил эту историю, когда недавно был на выставке грузинских художников в Ереване. В музее Джотто, где проходила выставка, в постоянной экспозиции бок о бок висели два портрета, на обоих были изображены красивые женщины, мастерски написанные, одна работа принадлежала кисти Бажбеука, а другая кисти Сократа. Вот вам  Моцарт и Сальери грузинской живописи (хотя оба художника были армяне).
 


Рецензии