На пути к гармонии. Глава 17
Продолжая тему связи практических наук и духовности, мне хочется обратиться в первую очередь к будущим медикам. Прошло 25 лет моей работы врачом и многое ценное в профессиональной деятельности было постигнуто лишь интуитивно. На это ушли годы и годы размышлений, сомнений, обсуждений и споров, неудач и поражений, заблуждений и предрассудков, несовершенных и ограниченных общераспространенных стереотипов и правил. Безусловно, процесс профессионального, как личностного совершенствования бесконечен. Но хотелось бы, чтобы другие уже не совершали так много ошибок, чтобы молодое поколение видело дальше и более отчетливо, воспринимало изначально жизнь более многогранно и комплексно. Благодаря изменению экономической и идеологической ситуации в нашей стране появилась возможность читать литературу мировоззренческого плана, правильно освещающую психологию и философию человеческого бытия, причем как человечества вообще, так и
отдельного человека в частности в их теснейшей взаимосвязи.
Необходим творческий подход ко всему, что вам дают родители, преподаватели и все остальные официальные и неофициальные "наставники", не зависимо от возраста, должности и общественного положения. Иначе замыкаясь в рамках общепринятых критериев порядочности и непорядочности, дружбы и любви, не удосуживаясь определить для себя эти понятия, руководствуясь не голосом совести и своего сердца, а только сухим расчетом, тем самым мы закрепощаем свою душу, останавливаем процесс собственной эволюции и постепенно теряем способность проявлять заложенные в нас интеллектуальные, психологические и духовные потенциалы. Приняв на себя определенный канон нормы или красоты, мы становимся слепыми ко всему, что не соответствует ему в нашем понимании, перестаем видеть красоту природы, окружающего мира, людей рядом с нами.
Из-за этого "фильтра", создаваемого стереотипами времени и нашим сознанием, нам бывает трудно воспринимать взгляды и точки зрения других людей, смотрящих на мир через свои собственные "фильтры", и тем более тяжело понимать и принимать людей, которые руководствуются критериями Вечного. Эта внутренняя слепота имеет еще один, возможно, даже более опасный аспект - неспособность человека отличать истинное от ложного. С одной стороны, это проявляется в нашей обыденной жизни как чрезвычайная наивность и доверчивость ко всем тем, кто умеет лучше себя преподнести и больше обещает, без малейшего понимания того, что подобный человек может оказаться обманщиком и подлецом.
Очень часто мы покупаемся на простые и быстрые рецепты приобретения денег, получения дипломов, исцеления болезней, овладения той или иной техникой медитации, работы с психической энергией, поднятия Кундалини за три дня и т.д. В большинстве случаев такое наше эгоистическое желание получить как можно больше при минимальных усилиях оборачивается всевозможными неприятностями.
В предыдущем материале говорилось о связи медицины и особой духовности. В дополнение сказанному хочется сказать, что духовность и искусство врачевания основаны не на знании человеком набора пассов, не на способности работать с разными полями и даже не на знании законов природы, а, прежде всего, на величайшей внутренней чистоте и стремлении к истинному Благу. Никакие духовные силы не достигаются путем различных техник, а естественным образом открываются в человеке, являясь лишь отражением его высокой духовности и мудрости. Чем больше мы утрачиваем какое-либо искусство или научное знание, тем чаще начинаем употреблять имя, которым оно называлось, не к месту, вкладывая в него другой смысл. И в конце концов забываем его.
Медицина - есть более искусство, нежели наука. Знание опыта других может быть полезно для врача, но все знания мира не сделают человека врачом, если у него нет необходимых способностей и ему не предназначено природой быть врачом. Древние мудрецы, а также признанные авторитеты в медицине, например, Парацельс, считали, что существует пять невидимых причин болезней:
1) отрицательные астральные влияния;
2) шлаки организма, ядовитые вещества;
3) патология физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий;
4) психологические причины (желания, страсти, пороки), болезненное воображение;
5) духовные причины, созданные в предыдущих жизнях неподчинением божественному закону.
Животные отказываются есть или пить вредные для них вещества, они инстинктивно выбирают то, что им требуется. И только разумному человеку дано не повиноваться своим природным инстинктам - он ест и пьет то, что ему вредно, но что удовлетворяет его искусственно выработанному вкусу.
Лекарство, которое поможет в одно время, в другое будет бесполезным. И медицинская наука без интуитивного понимания и подлинного знания природных законов останется просто системой мнений и предрассудков. Если больной исцеляется, последовав
совету врача, это знак того, что врач был послан Богом. Если же исцеления не происходит, значит Бог не послал целителя. Но с другой стороны, если воля Божья подвергла человека опасности, то в соответствии с этой же волей кто-то оказался поблизости и имеет возможность помочь и если пренебрегает своим долгом и позволяет ему погибнуть, то присваивает себе прерогативы Бога. Этот кто-то действует вопреки законам Космоса и обязательно ответит за это.
Врач должен быть способен прозревать вещи, видеть которые может не каждый. Есть прирожденные врачи и есть врачи "сочиненные". Первые видят то, чего последние видеть и чувствовать не могут и, будучи не в состоянии воспринимать, подвергают сомнению само существование подобных вещей. Мудрость не создается человеком. Она может приходить к нему, а не покупается за деньги или вымаливается обещаниями. Она приходит к тому, чей ум чист и чье сердце открыто для нее. Болезни можно вызывать и лечить верою, и если б людям ведома была ее сила, они питали бы больше веры и меньше предрассудков. Мы не вправе назвать болезнь неизлечимой, мы вправе лишь сказать, что не в состоянии излечить ее. Врач, верящий только в свою науку, достигнет малого. Но тот, кто верует в силу Божью, действующую через него, и использует эту силу разумно, достигнет многого.
Вера не исходит от человека, и ни один человек не может создать веру. Вера - есть сила, исходящая из источника Добра. Росток ее живет в человеке и может быть взращен им или отвергнут. Он может быть использован на добро или во зло, но действует он в полной мере только когда силен и чист - не ослаблен сомнениями и не распылен пустыми размышлениями. Кто хочет использовать его, должен быть устремлен к единственному предмету. Истинная вера - это духовное осознание. А верование, основанное только на простых мнениях и убеждениях, есть предрассудок, порожденный невежеством.
Желающий обрести истинную веру, должен много знать, ибо вера произрастает из знания. Вера, исходящая от знания, укореняется в уме. Доверяющий же слепо не имеет знания и не обладает ни верою, ни духовной силою. Бог (а не отдельные малообразованные церковнослужители) не хочет, чтобы мы веровали во тьме и невежестве. Напротив, знание наше будет от Бога, мы воспримем Божественную мудрость. И вообще, мы на самом деле можем узнать Бога, только став мудрыми.
Во время бесед с пациентами некоторые из них задают мне вопрос о том, как я сам применяю и применяю ли вообще свои духовные знания и способности в своей практической жизни и работе. И мой ответ всегда бывает положительным. Начнем с того, что психиатр (психотерапевт, психоаналитик) наблюдает и лечит не болезнь мозга, а страдания человеческой души, которые по своей сути скрыты. А психические нарушения почти всегда связаны с конкретной личностью больного, со многими индивидуальными свойствами характера и ума, его стилем мышления и образом жизни, что имеет бесконечное число вариантов нормы, а следовательно и патологии. Уже во время первой беседы с пациентом приходится не только проводить дифференциальный диагноз между различными многочисленными формами психологической и психической патологии, но и одновременно вести интеллектуальную, психологическую, нравственную и социальную экспресс-диагностику личности пациента, определение его отношений с родными и с обществом.
И если у терапевта контакт с больным уже естественен сам по себе, то психиатру приходится еще и постепенно и осторожно, деликатно и длительно его устанавливать. После чего бережно и тактично сохранять, как залог успешного лечения. У каждого человека своя личность, жизнь и переживания, требующие по сути и форме адекватного отношения со стороны врача, причем, не только с точки зрения психиатра, но и больного... Психиатр постоянно помнит, что в отличие от всех других областей медицины , в психиатрии совсем иное положение вещей: то, что естественно и закономерно для одного больного, то противоестественно и парадоксально для другого и совершенно нейтрально для третьего. И в лечении то же самое: то, что прекрасно помогает одному, не помогает другому и вредит третьему...
Врач должен буквально кожей чувствовать пациента, его физическое, психологическое и психическое состояние, потому что часто больной (или человек с житейскими проблемами) что-то не знает или не понимает, что-то забыл или скрывает, что-то умышленно искажает и т.д. А врач должен иметь максимально полную картину о состоянии больного. И в этом интуиция оказывается незаменимым помощником врача. Слушая больного, врач должен отслеживать сложные пируэты и узоры течения жизни и болезни пациента. Что требует от врача еще более сложных, утонченно-изощренных, своеобразных и специфических, в каждом случае индивидуально-неповторимых виражей восприятия и анализа информации от больного и о больном.
Даже поставив правильный диагноз и назначив необходимое лечение, врач должен при каждой встрече с больным ориентироваться в первую очередь не столько на мнение самого больного, сколько на свое собственное. Потому что часто больной считает, что в его состоянии не происходит никаких изменений, а на самом деле оно или постепенно улучшается или ухудшается. В других случаях больные искажают (сознательно или неосознанно) степень интенсивности происходящих с ними явлений, иначе говоря рассказывают о том, что быстро поправляются, а на деле - медленно или наоборот. Множество тайных путей связывает личность больного и его болезнь, о которых он сам даже не подозревает. А когда ему об этом говорится, то нередко категорически это отрицает. Вот и получается, что с одной стороны, врач не должен идти на поводу у больного, а с другой - не впадать в чрезмерную самоуверенность своей профессиональной амбиции в понимании нюансов происхождения и развития болезни. И в этом врачу не обойтись без своего внутреннего "я", которое совершенно (а значит и объективно!) в той степени, в какой развит его дух. Иначе говоря, в какой степени он достиг духовного просветления и гармонии своей личности.
Но это еще не все. Достигая определенного уровня развития духа человек получает возможность заглядывать и в прошлое и в будущее. Он как бы подключается к информационному каналу Космоса. Так, мне, например, даже при анализе фотографии почти любого человека требуется от одного до трех часов, чтобы узнать (получить информацию) как протекало ее детство, как строились его отношения с родителями, как в подростковом возрасте проходило общение с лицами своего и противоположного пола, как он относится к самому себе, насколько выражен его душевный комфорт или дискомфорт, есть ли психологические или психические нарушения, а иногда и примерный их уровень. Часто можно установить наиболее проблемные зоны отношений с окружающими, уровень врожденной сексуальной конституции (сильная, слабая, средняя) и степень психологической и сексуальной раскованности. При определении характера человека устанавливаются не только уже проявленные качества, но и имеющиеся задатки как положительного, так и отрицательного плана, это же и относительно уровня интеллекта.
Полученные данные позволяют с достаточно большой вероятностью определять особенности будущей жизни человека. Если кто-то собирается образовать семью, то имея фотографии будущих супругов можно сказать будут ли они счастливы и примерно какое время. При отрицательном развитии событий можно сказать основные причины их сложных отношений. В этом некоторую помощь может оказывать и психология. Заочное понимание психологических особенностей человека помогает выбрать наиболее оптимальный стиль общения с ним, избежать многих проблем и недоразумений, конфликтов и споров. Это же помогает врачу понять то, что является причиной возникновения и развития психологических и психических изменений в человеке. Способность настраиваться "на собеседника" дает возможность четко устанавливать его истинное отношение ко мне, часто выявляет его лицемерие и лживость, авантюризм и интриганство. Возможность ощущать биополе другого человека дает возможность уже предварительной диагностики физического и психического состояния человека, а так же его изменения со временем в лучшую или худшую сторону.
В ряде случаев можно чувствовать даже отдельные мысли другого человека, имеющие яркую эмоциональную окраску, его настрой на собеседника, степень заинтересованности в разговоре или безразличие; хочет понимать человек то, что ему говорится или нет, а также способен ли он вообще на такое понимание. Бывают случаи когда люди собрались разводиться, но никак не могут понять почему им так трудно вместе, когда каждый из них вроде бы неплохой человек, а контакта не получается. Анализ их лиц визуально или по фотографии дает информацию о том, почему и что они делают неправильно и есть ли реальная возможность и целесообразность им быть вместе. Все вышеперечисленное происходит при полном отсутствии информации о тех людях, фотографии которых подвергаются анализу.
Анализ состояния биополя человека позволяет нередко установить неформальные причины возникновения его заболеваний, таких например, как сглаз или порча. В таких случаях (как показали наблюдения за последние 25 лет) применение традиционной медицины оказывается совершенно бессмысленным и бесполезным, а порой и вредным...
Нетрадиционное вмешательство, безусловно, не исключает в дальнейшем и применение европейских методов лечения, но это уже потом, когда кризис позади. И это сохраняет свою верность и истинность даже для тех случаев, когда болезнь кончается смертью человека (если его лечат только традиционно или неквалифицированно нетрадиционно).
Способность взглянуть на человека не только с современной медицинской точки зрения, но и внутренним, духовным взором, помогает понять, что в отдельных случаях болезнь имеет кармическую подоплеку. Иначе говоря, человек должен отстрадать определенное время, после чего болезнь сама по себе исчезнет или оставит свои неизбежные следы. В таких случаях никакие экстрасенсы и колдуны, целители и знахари не могут помочь. Только сам человек может осознать, что он должен отстрадать и быть может даже умереть. Во многих случаях, можно сказать, что даже невооруженным глазом видно, что грехи человека были даже не в предыдущих воплощениях, а в данной жизни.
Но что наиболее бывает драматично, так это то, что даже узнав о своих грехах (о факте их существования как причины болезни), человек никак не стремится исправить и загладить свою вину. Чем больше он упорствует, тем тяжелее ему приходится, тем дольше и сильнее он будет страдать. Искреннее раскаяние и искупление как можно в большей степени (много в этом деле не бывает, только мало) - вот единственный путь к спасению и облегчению. Врач, обладающий духовным зрением, может сообщить об этом больному хотя бы тогда, когда все усилия по стабилизации состояния последнего уже были предприняты, а лучше если это будет хотя бы в середине лечения, если не в его начале. Все в этом мире так или иначе связано с человеческим духом, поэтому даже частичное знание и понимание его дает ни с чем не сравнимое преимущество врачу в лечении больного и любому человеку в построении его жизни.
А.Алтунин, доктор медицинских наук, психоаналитик.
Свидетельство о публикации №210070400728
А сейчас, когда я просмотрел эту последнюю главу, то пожалуй напишу сначала здесь. К тому же, мне понравились оставленные здесь рецензии. И обе они говорят о том же самом:
"Наполняясь вашими мыслями уже невозможно вернуться к примитивному и упрощенному мировоззрению" (Марина Хрусталёва).
"Создается более многогранное представление о привычных вещах, появляется ряд новых мыслей, полезных для их практического применения" (Виктор Моргунов).
Но это (своё любимое занятие, развивать тему, надеюсь, в хорошем смысле этого слова) оставлю для 1-ой главы.
Кстати, когда я первый раз читал 1-ую главу, первое, обратил внимание на обилие практических рекомендаций в воплощении мудрых афоризмов и цитат. (Цитатой я называю несколько удлинённую прозаически выраженную краткую мудрую мысль). Афоризмы сразу скопировал, чтобы отметить в рецензии.
Насчёт систематизации материала. Подумал, что в силу большого накопленного опыта, когда при любой теме, мыслям приходится выстраиваться в очередь, соблюдая какой-то прядок, можно пойти навстречу этому обстоятельству. Тем более, у мыслителя, философа и ученого в голове всё давно достаточно систематизировано к любой научной и соответствующей литературной форме.
И поэтому мне все-равно было интересно, по какому принципу и "проекту" Вы выстраиваете эту тему гармоничной личности?
Я, конечно, обратил внимание, что в книге акцентируется и сопровождает развитие человека понятие и представление о "духе", но сомневался. Материал всё же обширный... И хорошо, кстати, воспринимается.
Короче, прочитав эти две рецензии, которые говорят о вдохновляющем, нравственно возвышающем, творчески стимулирующем, качестве Ваших произведений, вспомнив 1-ую главу, я ясно увидел и почувствовал как Вы, действительно, чётко грамотно и действенно стремитесь вытянуть любого задумывающегося над своей жизнью (успехи, здоровье, самоуважение, смысл существования) - всех Вы вытягиваете и вводите в сферу духа (обитель Духа).
Что касается этой главы, как Вы сами обозначили: "связи практических наук и духовности", всё говорит о том, что в этом Божья воля - воля, чтобы верующие учёные сами взошли в сферу познания Святого Духа и помогли обычным людям, в том числе, верующим и запечатлённым Святым Духом, но остающихся в невежественном состоянии ума и духа, не знающих, ни себя, ни истинной нравственности, ни истиной духовности и пути. Как говорил Апостол Павел галатам: "Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?" (Гал. 5: 7). "Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью"? (Гал. 3:3).
Как-то здесь на Прозе я высказал мнение, что в нравственном богословии Церкви тема творческого аспекта (в восприятии Бога и усвоении спасения) освещается слабо.
На что автор ответил: "С тем, что вами замечено в отзыве, вполне согласен и даже более скажу, что вам не показалось, а так и есть, к сожалению, что тема творческого аспекта в богословии вообще, возьму шире, почти не освещается, если учесть этот аспект в срезе метафизики творчества, а не поверхностного рассмотрения".
С другой стороны в наше время немало образованных священников и верующих учёных. В общем, будем надеяться, что верующие учёные будут светильниками Божьими в православии, протестантизме и среди других верующих.
Взять пример Апостола Павла - он имел хорошее образование, знал несколько языков, отлично знал Священное Писание и Закон. И когда его призвал Бог через видение в небе, и дал ему водительство и свет Святого Духа, то во свете Святого Духа, его знания стали ему светильником и откровением.
Как по слову Иисуса, "всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое" (Мф. 13: 52). То есть, "новое" - откровение Святого Духа, а "старое" - буква Писания.
Правда, Ап. Павел как-то сказал, что он "невежда в слове, но не в познании" (2Кор. 11: 6). Но если бы в Новом Завете не было Посланий Ап. Павла, утрата света была бы немалой.
Разве что, основной свет - это Евангелия. Сильный свет - Откровение Иоанна, но настоящего духовного истолкования его, считаю, пока не существует. Хотя, имеющиеся толкования можно считать духовной пищею, но это очень мало.
Меня впечатляет, что с одной стороны, Ап. Павел духовно и пророчески раскрывает все ветхозаветные прообразы, истолковывает саму духовную жизнь - с другой, снимает всю лишнюю обусловленность Закона Моисеева и призывает к духовной жизни, к хождению и мышлению по духу, к жизни, откровению и водительству во Святом Духе.
И как хорошо он это обосновывает, например: "берегитесь обрезания, потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. (Флп. 3: 2-7).
Что касается творческого подхода и вообще, творчества.
Творчество, как и любовь, образ Божий в человеке. Через творчество совершенствуется рассудок, сердце наполняется чувством прекрасного, культивируются благородные чувства, созидается внутренний мир.
Зачастую у творческих людей вопрос существования Бога является само собою разумеющимся и утвердительным.
Творчество - "вздох ангела в нашей душе" (как высказался о музыке немецкий писатель Жан Поль, Рихтер).
Можно сказать, что творчество, также - преддверие умного и блаженного духовного мира.
Без любви и творчества заповеди остаются всего лишь законничеством.
К примеру, описание в Откровении Иоанна Нового Иерусалима, где не будет ночи вообще и т.д., показывает, что Святые, также, используя образы, рисуют нам умный и блаженный мир Царства Божьего.
Здесь с одной стороны, ищущему Бога творческому человеку легче войти в этот дивный мир Царствия Божьего. Именно, только это и Благая Весть, способны зажечь любовью и Святым Духом сердце верующего.
Но бывает, потенциал природной любви, которая, тоже, от Бога, имеет жизненную силу и вдохновение, которая по сути есть состояние чистого Адама в земном раю - эта любовь и творчество, как раз таки, продолжает реализовываться на своём уровне, не решаясь сделать, возможно, оставшийся последний шаг на небесной лестнице.
Михаил Пушкарский 30.04.2025 17:11 Заявить о нарушении
Александр Иванович Алтунин 30.04.2025 06:19 Заявить о нарушении
И вот. Снова возникает вопрос: что делать с теми, которые не спаслись, но при определённых обстоятельствах смогли бы это сделать в следующей жизни? Раньше я считал, что если одной жизни не хватило для покаяния, то уже нет вероятности, что в другой оно будет. Сейчас вижу ситуации, когда есть смысл дополнительного воплощения. И там, где исчерпан весь потенциал, есть смысл перевести душу в животный мир. Ведь, есть причины полагать, что существует духовный уровень и тело, ментальный мир и тело, астральный, может быть, эфирный. И в Библии говорится: "огонь их не угасает и червь не умирает". Огонь - я понимаю, это совесть. В этом я просто уверен. Болезненные муки - это, тоже, огонь. А червь, который не умирает - что это? Возможно, что разные энергетические или разно сферные тела...
Насчёт кармы - имеющиеся трактовки в этом учении не нахожу объективными и идейно высокими - аргументы привожу на своей странице. Если говорить идейно о карме - то надо говорить о законе целесообразности, а не воздаянии.
Хорошо Вы сказали о покаянии - что его мало не бывает. Естественно, Вы имеете ввиду постоянный процесс осознанности и совершенствования. А не лицемерие и обряд самоуничижения пред злым богом.
А в первой главе, вспомнилось, как Вы хорошо объяснили процесс познания себя через отслеживание причин и мотивов возникающих мыслей, чувств, состояний. Это та же практика контроля ума и очищения у святых. Мне показалось, что Вы более досконально этот момент осветили.
Михаил Пушкарский 01.05.2025 09:16 Заявить о нарушении