Фиаско анти-фиасов?!

 
Стела Омпсалака http://ancientrome.ru/publik/gabelko/gabelko02.htm
 Надгробие Матиана, сына Зиндара. Известняк. Музей г. Темрюка. Прорисовка
http://his.1september.ru/article.php?ID=200802406
Музей 'Танаис'. Посвятительный рельеф трифона сына Андромена. I - III вв. до н. э.
http://s53.radikal.ru/i142/0902/59/2f481639e089.jpg
Стелы Горгиппии (Анапа)   Стела с указанием победителей в состязаниях
http://venividi.ru/node/10639
http://kraevedenie.net/2009/03/08/bospor-kavaler/1/
http://rec.gerodot.ru/tmutarakan/stone.htm
 
В добрый час! В царствование царя Тиберия Юлия Рескупорида, сына великого царя Савромата, друга цезаря и друга римского народа, благочестивого, портик, разрушенный войной, отстроил заново от основания Бейбий, сын Ахемена, внук Бейбия, лохаг, восстановив для отечества при нессархе (начальнике острова) Публие, сыне Антимаха, внуке Деметрия, попечением Гелия, сына Мена, в 517 году в месяце Лое первого числа
http://www.gipanis.ru/?level=203&type=page&lid=176




Фиаско анти-фиасов ?!

Есть в Википедии , по моему мнению, очень важные для отечественной античности (ранней истории  России) статьи. Они показывают развитость, включая грамотность, античных пращуров-земляков россиян в регионе Приазовья. И грамотность эта на основе позднеантичной греческой письменности http://www.mion.novsu.ac.ru/gev/projects/cur/Zolin и др.


Так как они – работы П.М.Золина, то некоторые активисты их обозначают привычно.

Эта статья предлагается к удалению.
Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/1 июля 2010. (объективных причин на 4 июля так и нет)
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения.
Номинатору: добавить секцию обсуждения
Подводящим итоги: {{subst:sdd|2010-07-01}}
Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить.

Что же это за статьи ?!

Эпитафии Фанагории
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эпитафии Фанагории — в основном позднеантичные и раннесредневековые эпиграфические памятники (письменности), связанные преимущественно с деятельностью фиасов (частных сообществ) и синодов (религиозных общин) первых веков нашей эры[1]. Известны по многообразной деятельности фиасов Боспора.Содержание [убрать]
1 Эпитафия Омпсалака
2 Эпитафии наёмникам и рабам
3 Оценка памятников
4 Примечания

[править]
Эпитафия Омпсалака

Это один из интересных фанагорийских античных памятников. В изображении всадника и коня [2] заметны статичность композиции, условность и схематизация в передаче сюжета. Эпитафия Омпсалака

Текст: Перевод:(Фиас (во главе со) жрецом Номением установил [изображение?] Омпсалака памяти ради.

Омпсалак — предположительно царь скифов Крыма в I в. до н. э. — начале I в. н. э. Но такое имя было достаточно распространено. Надпись представляет известный в Фанагории и Пантикапее первых веков н. э. тип надгробий, поставленных членами частного объединения — фиаса — своему усопшему товарищу. «Стела Омпсалака» стоит в одном ряду с немногими надписями фиасов (КБН. 77, 137, 1016, 1134, 1136) по сравнению с многочисленной когортой синодов. Возможно, фиас, в состав которого входил Омпсалак, имел крайне упрощенную внутреннюю структуру (текст эпитафии — одна из наиболее кратких надписей из числа близких по содержанию) и его члены могли быть неполноправными или бесправными лицами, может быть, вольноотпущенниками или рабами (на что косвенно указывают особенности языка эпитафии). Они намеревались использовать при погребении своего сотоварища стелу, уже содержащую рельеф, а также поврежденную в некоторых местах: более дорогой памятник, видимо, был им недоступен. Это не позволяет отождествлять Омпсалака надписи с изображенным под ней вооруженным всадником. Отсюда слова «стела Омпсалака» обычно берут в кавычки.
[править]
Эпитафии наёмникам и рабам

Помимо «стела Омпсалака», из Фанагории происходит еще три надгробия фиасотов. Есть предположения, что упоминаемый в надписи 179 г. (КБН. 1000) Агафус сын Сакла идентичен жрецу Агафусу одной из надписей, а упоминаемый Ортик — являлся дедом Агафуса, названного в надгробии КБН. 100034. Вместе с тем палеографическая дата документа примерно на 100 лет старше надгробия КБН. 1000. Отмечают и высокое качество и мастерство исполнения рельефов на стеле Агафуса, знатного и видного деятеля Боспорского царства второй половины II в., резко контрастирующее с вторичным использованием плиты КБН. 987.[3]

Погребенные именуются в эпитафии ;;;;;; ;;;;;; — «доблестные мужи» (издатели КБН весьма удачно подобрали перевод этого словосочетания). Такого рода характеристику обычно не относили к рабам, даже если это словосочетание — свидетельство о моральных и этических качествах погребенных (LSJ. s. v. ;;;;;;). Есть аналог в эпиграфике Фасоса. Здесь воины, героические сражавшиеся и погибшие на войне, именуются ;; ;;;;;;. Отсутствие отчеств иногда встречается в среде греческого наёмничества в эллинистическую эпоху, а также имеются примеры организации наемниками религиозных сообществ. Отсюда в эпитафии КБН. 987 конца I в. могут упоминаться фанагорийские наемники, бывшие членами религиозного фиаса . Не исключено, что наемники могли принимать участие Боспора с варварами времён Савромата 1.

Интересно надгробие фиасота Пала (Пал - имя одного из эпических царей скифов), сына Николаса, которое датируется по характеру письма кон. II — нач. III в. н. э. Надгробие поставил синод, при этом упомянутая здесь должность секретаря (грамматевса) встречается только в актах боспорских сообществ лишь при обозначении их словом ;;;;;;;. Список членов правления представлен жрецом, гиеромастором, филагатом, секретарем. Должность гиеромастора известна только в надписях из Фанагории, ее окрестностей и Гермонассы (КБН. 988, 1016, 1054). Примечательно, что после жреца, вместо должности синагога, упоминается именно гиеромастор. Гиеромастор, по мнению В. В. Латышева, означает «изыскатель, исследователь священнодействий», следовательно, он был тем должностным лицом, которое — как и синодарх (синогог) — отвечало за организацию празднеств, устройство общих встреч членов синода, совершение жертвоприношений.

Синод надписи КБН. 988 во главе со жрецом Зопиром (Зопирионом именовался один из полководцев Александра Македонского) и гиеромастором Гермесом поставил стелу своему сочлену, но имя погребенного фиасота не сохранилось. По характеру письма надпись датируется IV в. нашей эры. Сама эпитафия вырезана очень грубо по неровным линейкам на антропоморфном надгробии. Дешевый вид стелы, небрежно сделанная надпись и отсутствие отчеств у жреца и гиеромастора синода наводят на предположение, что в это частное сообщество входили лица низкого социального статуса (даже рабы).

Четыре надгробия членов частных сообществ свидетельствуют, что в Фанагории — второй столице Боспорского государства — существовали в I—IV вв. устойчивые частные сообщества. Членов каждого из известных сообществ объединяло, видимо, почитание культа какого-то божества и, как следствие этого, совместное времяпрепровождение. Два надгробия, по всей видимости, поставлены религиозными товариществами рабов и/или вольноотпущенников («Стела Омпсалака» и КБН. 988). Выходцы из низов общества и неполноправное население городов стремилось в такого рода сообществах найти не только сотоварищей и некое подобие коллектива, их привлекала также возможность быть достойно погребенными. Фиас надписи КБН. 987 мог быть организован наемниками Наемники относились к неполноправной части населения города-полиса, а то религиозных ассоциациях они могли обрести, как и рабы, круг общения людей, объединенных общими интересами. Эпитафия Пала сына Николаса позволяет сделать вывод, что члены синода (религиозного товарищества), членом которого он являлся при жизни, были гражданами Фанагории (члены правления имеют полные имена: имя и отчество).

Обращает на себя внимание, что документы религиозных сообществ неполноправных жителей Боспорского государства встречаются, главным образом, в боспорских столицах Приазовья — Пантикапее и Фанагории, причем в Фанагории отмечена пока деятельность только религиозных ассоциаций. В Танаисе, Гермонассе, Феодосии и Горгиппии такого рода объединения до сих пор неизвестны. В боспорских столицах (Европы и Азии) с многотысячным населением происходили приблизительно такие же социальные процессы, как и в большинстве крупных греческих городов в римских провинциях. Размывание гражданского коллектива и поступательный процесс отчуждения человека от его традиционного окружения и активной гражданской жизни вынуждали представителей низов боспорских полисов искать общества духовно и социально близких им людей в религиозных объединениях типа фиасов (общих) или синодов (устойчиво религиозных общин)[4].
[править]
Оценка памятников

Эти памятники включаются в число свидетельств о рождении христианства на землях будущей России. Ныне всё больше находок подкрепляют сведения письменных источников о существовании среди других епископских кафедр, находившихся в ведении Константинопольского патриарха и расположенных по берегам Дуная и в Крыму позднеантичных и раннесредневековых Скифской, Херсонской, Готской, Сурожской, Фулльской и Боспорской епархий[5].
[править]
Примечания
; ; http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXIX.htm; http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberXIX.htm; Изображение античных коней и всадников Причерноморья http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/12189.html; http://bse.sci-lib.com/pictures/18/06/293871178.jpg;
; http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/2636/1/adsv-04-07.pdf http://www-history.univer.kharkov.ua/book/Gringof%20S..pdf
; Габелко О. Л., Завойкина Н. В., Шавырина Т. Г. «СТЕЛА ОМПСАЛАКА» И ФИАСЫ ФАНАГОРИИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н. Э.* Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 12. Саратов, 2006. http://ancientrome.ru/publik/gabelko/gabelko02.htm
; Амелькин А. О. Некоторые вещественные свидетельства распространения христианства в Южной России в I—IV веках. В кн.: Исторический вестник. Научный журнал. № 1 (12), 2001 http://rusarch.ru/amelkin2.htm; Габелко О. Л., Завойкина Н. В., Шавырина Т. Г. «СТЕЛА ОМПСАЛАКА» И ФИАСЫ ФАНАГОРИИ В ПЕРВЫЕ ВЕКА Н. Э.* Текст приводится по изданию: «Античный мир и археология». Вып. 12. Саратов, 2006. http://ancientrome.ru/publik/gabelko/gabelko02.htm
Связать? На эту статью не ссылаются другие статьи Википедии.
Пожалуйста, воспользуйтесь подсказкой и установите ссылки в соответствии с принятыми рекомендациями.

Категории: Археологические артефакты | Боспорское государство
http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпитафии_Фанагории

Частные сообщества Танаиса
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Связать? Эта статья предлагается к удалению…

Частные сообщества Танаиса – позднеантичные объединения (фиасы, синоды, «возрастные союзы» и т.п.) инициативных граждан для совместной религиозной и иной деятельности в первые века нашей эры. Уже в Древней Греции подобные объединения создавались купцами и для всяких торжеств, взаимной выручки ссудами, страховки, обмена информацией. Первоначально фиасами назывались торжества в честь Диониса, которого за несколько веков до нашей эры славили в скифском городе Гелоне и других городах, где были и общины греков. Частные сообщества позднеантичного Танаиса (низовья Дона) в основном уже почитали полиэтничного Бога Высочайшего[1].Содержание [убрать]
1 Почитатели возрождения Танаиса[2]
2 Возрастные союзы
3 Союз усыновленных братьев
4 Виноградари Тамани
5 Примечания

[править]
Почитатели возрождения Танаиса[2]

Деятельность обществ преимущественно представлена богатыми археологическими находками, включая памятники с барельефами. По сути, все памятники, связанные с деятельностью частных сообществ, являются памятниками письменности (на греческом языке, как разновидность греческого письма позже возникала и славянская письменность)[3].

Ю. Г. Виноградов доказал, что на рельефе в облике божества – всадник на коне перед алтарем - изображен боспорский басилевс (царь) Савромат I, который санкционировал восстановление оборонительных сооружений Танаиса (стены и башни города)

Его поддержали Г.А. Кошеленко, В.А. Гаибов и Н.В. Завойкина. Этими исследователями признается, что всадник на коне всё же пока царь, а не Бог высочайший.

Список правления сообщества, поставишего памятник, указывает, что оно религиозной ассоциацией почитателей царя Савромата, справляющих праздник ежегодно в определенный день, когда Савромат I санкционировал возрождение Танаиса.

В надписи сохранилось упоминание «…справляющие 9-й (?) день Танаиса» (9-ю годовщину). Надпись датируется 104 г. н.э. Отсюда первый день Танаиса и великое деяние царя приходится на 96 г.н.э., третий год правления Савромата в качестве признанного Римом царя Боспора.

На одной из надписей единственный раз в боспорской эпиграфике упоминается солдат Валерий (16 стк.). Его римское имя выделяется на фоне греческих и смешанных греко-варварских имен остальных фиасотов.
[править]
Возрастные союзы

В состав микросообществ города входили свободные жители, граждане Танаиса, юноши и мужчины. Лишь часть фиасотов представлена выходцами из городской элиты. Но эта аристократия и поставляла кандидатов на замещение в низовых союзах руководящих должностей: жрец, синагог, филагат, или отец синода. Число взрослых мужчин, способных носить оружие и участвовать в политической жизни, составляло в позднем Танаисе 250–300 человек. По сути, почти все свободные взрослые мужчины, жившие в Танаисе во второй четверти III в., входили в состав религиозных синодов, благодаря чему многие их имена и сохранились. На примере 18 имен граждан установлено, что члены возрастных союзов, как мужчины, так и юноши, могли переходить в союзы приемных братьев и наоборот, «братья» могли переходить в возрастные союзы. Определенной схемы перехода граждан из одного сообщества в другое в данном случае не прослеживается.

«Возрастные союзы» объединяли четыре синода, имеющие список правления из жреца, синагога, филагата, парафилагата, гимнасиарха, неанискарха, секретаря. В классическом виде гимнасий и палестра, видимо, не могли существовать в Танаисе, учитывая незначительные размеры города и плотность его застройки. Но окончательно вопрос не решен.

В надписи 220 г. (КБН, 1278) синод одного из союзов имеет список правления из жреца Хофразма, сына Форгобака, синагога (главы храма)Радомофурта, сына Трифона, филагата (главы прихода) Деметрия, сына Гераклида, парафилагата (помощника филагата ) Эвиема сына Родона, гимнасиарха Фиагарома, сына Антисфена, неанискарха Харитона, сына Макария. По списку правления, этот синод относится к возрастным союзам «мужчин».

Синагог созывал собрания и заведовал угощением членов общества после совершения жертвоприношений, возможно, содействовал денежным приношениям. Филагат и парафилагата (зная людей по жизни) должны были проверять моральные достоинства лиц, вступающих в религиозный союз. Низшими чинами религиозного объединения считались гимнасиарх (глава гимнасии) и неанискарх (воспитатель юношей). Но их присутствие в любом правлении указывает на то, что проблемами воспитания и образования подрастающих поколений занималась любая религиозная община.

В надписи (КБН, 1279) 225 г. частный союз возглавлял жрец Хофразм, сын Форгобака, синагогом был Эвпрен, сын Симфора, филагатом – Антимах, сын Пасиона, парафилагатом – Симфорон, сын Деметрия, гимнасиархом – Балоид, сын Деметрия, неанискархом – Саванон, сын Хофразма. Так Хофразм, сын Форгобака в 220 г. возглавлял в качестве жреца синод, поставивший посвятительную надпись КБН, 1278, пять лет спустя мы встречаем его уже во главе правления другого союза (КБН, 1279). Его сын Саванон состоял неанискархом в этом же союзе. Родные братья Симфорон и Балоид, сыновья Деметрия, занимали в союзе надписи КБН, 1279 два руководящих поста – парафилагата и гимнасиарха.

Традиция вырезать на стеле имена родных братьев одно за другим или же в одной строке хорошо прослеживается в надписях Горгиппии (Анапа:КБН, 1134, 1179). По надписи КБН, 1280 частный союз возглавлял жрец Каллисфен, сын Паппа, синагогом был Психарион, сын Фидана, филагатом – Асклепид, сын Валерия, парафилагатом – Харакстон, сын Омрасмака, неанискархом – Фанн, сын Фанна, гимнасиархом – Гераклид, сын Гераклида. Имена отражают полиэтничный характер общин, где Хофразм, Форгобак, Харакстон, Омрасмак тяготеют к индоиранству. Трифон, Деметрий, Гераклид, Симфорон напоминают о греках.Эвием, Родон, Эвпрен, Симфор близки семитам. Харитон, Макарий, Валерий могут тяготеть и к римской ориентировке.
[править]
Союз усыновленных братьев

По надписи 228 г. (КБН 1282) синод почитателей Бога Высочайшего возглавляет жрец Деметрий, сын Аполлония, отцом синода является Ниблоборон, сын Димомоксарфа, синагогом – Гераклид, сын Гераклида…, филагатом – Эвсхемон, сын Менофила, парафилагатом – Никострат, сын Арата, гимнасиархом – Фадзинам, сын Фадзинама, неанискархом – Афенодор, сын Фадинама . Деметрий, сын Аполлония известен и по надписи КБН 1277 (210–211 гг.). В синоде, поставившем эту надпись, он занимал пост нианискарха. Спустя 13–14 лет он возглавил, видимо, им же организованный культовый союз. Гераклид, сын Гераклида тремя годами раньше, в 225 г., исполнял обязанности гимнасиарха в синоде во главе с Богом Высочайшим (КБН 1280). Два брата Фадзинам и Афенодор, сыновья Фадзинама, исполr няют обязанности гимнасиарха и нианискарха в синоде надписи 228 г.

В целом известны четыре надписи союзов усыновленных братьев (КБН, 1281, 1283, 1285, 1286). Самая ранняя КБН, 1281 датируется годами правления Рескупорида II (211–227 гг.). В верхней части плиты сохранилось изображение левого орла, часть венка и хвост правого орла. В этой надписи, в отличие от трех других, список братьев не возглавляет староста, звание которого могло появиться позднее. В правление Рескупорида II (211–227 гг.) Фадзинам, сын Каллистиона входил в состав братства, почитающего Бога высочайшего (КБН, 1281). В правление Котиса III (227–233 гг.) он уже состоял в возрастном союзе «юношей», где занимал пост гимнасиарха. А в 244 г. являлся гимнасиархом того же возрастного союза, судя по составу правления, но состоящего из граждан третьей возрастной категории «взрослые мужчины» (КБН, 1287). Психарион, сын Трифона в 211–224 гг. состоял в братстве приемных братьев, а в 225 г. он упоминается уже среди членов возрастного союза «зрелых мужчин». Во главе союзов усыновленных братьев иногда могли стоять и несколько пресбютеров[4]
[править]
Виноградари Тамани

Танаис одним из первых пострадал при усилении готского влияния. Но традиции приазовских частных сообществ продолжались, к примеру, в Фанагории. К периоду 403 – 502 гг. н.э. здесь относится надпись фиаса: «Господи, помоги рабам – виноградарям твоим семерым, помилуй их и поминай вместе со святыми. В году семьсот… в месяце Ксантике (месяц Моисея у иудеев; использована вифинская эра, принятая на Боспоре с III века). Сочлены же фиаса суть: Дуджагас (сын) Савагаска, Оримат Даппаейс, Трофим Омар, Салдих Мидах, Тобулгаейс Аттаейс, Малдаг Кандиджис, Алма(--)ксис Севраг. Аминь»

Здесь есть восточные гуннские имена (монгольские и тюрские). Омар – семитское имя. Оримаг – сарматское. Трофим – греческое, перешедшее и русским[5]. Полиэтничная община отражала тот период времени, когда на базе синкретических античных божеств всё четче вырастали в округе Приазовья иудаизм, христианство и затем мусульманство.
[править]
Примечания
; Геродот История 4 76 – 80; 108 http://www.vehi.net/istoriya/grecia/gerodot/04.html http://yanko.lib.ru/books/hist/hist_old_greec-kuz-a.htm http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/IstEk/02.php http://www.5ballov.ru/referats/preview/75353/3 http://revolution.allbest.ru/history/00069003_0.html http://www.greekroman.ru/dionysos.htm; (греч. Thiasos, лат. Thiasus), торжеств, шествие в честь к.-л. бога, чаще всего Диониса. В Т. участвовали сатиры, силены и менады. Позже Т. стали называть различные культовые союзы и разнообразные объединения, а также торжеств, обеды и т. П Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. thiasus — ; m. (греч.)тиас, вакхический хоровод V, Ctl, St… (Латинско-русский словарь) Фиас (Тиасос). Сатир, участник индийского похода Диониса (Вакха).
; здесь и далее преимущественно факты из работы: Н.В. Завойкина ЧАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА ТАНАИСАѕ (104–244 гг. н.э.)ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И АРХЕОЛОГИЯ ГРЕЦИЯ И РИМ http://coins.ucoz.ru/_ld/0/56___-104-244_-.-.pdf; и указанных автором публикаций
; Ранняя христианская надпись в Пантикапее http://lah.flybb.ru/topic2359.html; http://www.chronologia.org/xpon6/im/6n11-002.jpg
; одна из первых христианских «должностей» - пресбютер. «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА». В 2-х томах Том 1http://www.sno.pro1.ru/lib/kultura_rima/42.htm
; Византийский Временник. 48 (73). С.165.
Это незавершённая статья по истории России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Категории: История России | Боспорское государство | Гражданское общество | Образование в России

http://ru.wikipedia.org/wiki/Частные_сообщества_Танаиса

Фиасы Боспора
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Связать? Эта статья предлагается к удалению. ..

Фиасы (греч. ;;;;;;:Thiasos, лат. Thiasus) Боспора — античные частные (корпоративные) территориальные объединения — имели разные названия: синоды, койноны, гитерии, союзы и т. п. Продолжали традиции многовековой общинной жизни (отчасти приходов), где выявляют корни и формирования гражданского общества. На землях Боспорского царства Приазовья документально фиксируются в основном с начала нашей эры. Для фиасов характерен достаточно высокий уровень образования.Обычно «фиас» (тиас) в Древней Греции — торжественное шествие в честь Диониса, участники которого (обычно юные) были увенчаны плющом и держали в руках тирсы. Так называались и религиозные общества для совместных жертвоприношений богам (культ которых сопровождался и оргиями), но и для совместного решения иных житейских вопросов . [1]
[править]
Письменность фиасов

Деятельность фиасов во многом реконструируется с учётом оставленных ими памятников письменности, преимущественно на греческом языке (в средние века во многом от греческой письменности пошли и варианты славянского письма). Многие фиасы, по сути, были храмовыми (приходскими) общинами, затем широко распространенными и в средневековье. Так известно постановление фиаса (почитателей) Афродиты Урании владычицы Апатура конца II до н. э. из Пантикапея (КБН, 75). Среди фиасов начала христианской эры обычно привлекает внимание исследователей община танаитов-варваров в Танаисе (низовья Дона), где усиливалось почитание Бога Высочайшего..

Наряду с надписями частных союзов Пантикапея и Танаиса, сохранились надписи таких союзов Фанагории, Гермонассы, средневековой Тмутаракани, Горгиппии, ныне Анапа (все на территории России). Классификация частных союзов по спискам членов правления указывает на глав союзов.. Это сравнительно низовые в городской иерархии «гимнасиархи» (руководители гимназий как комплексных образовательных учреждений) и «неанискархи» (воспитатели юношей). Греко-римские авторы эпохи поздней Римской империи обращали внимание на Боспорский регион преимущественно в двух случаях: когда он входил в непосредственное соприкосновение с Римом; при составлении географических описаний Северного Причерноморья (Страбон, Плиний, Птолемей) и периплов (Псевдо-Аппиан, Арриан). Среди этих трудов привлекает внимание сочинение Тацита «Анналы» (Тас. Ann., XX), где рассказывается о военно-политических событиях в истории Боспора в середине I в. Фрагменты труда Флегонта из Тралл, дошедшие до нас, содержат незначительного объема, но уникальные сведения, о династической и политической истории Боспора в первой половине II в. (FGH III, 607. 20 = FGH 257.17) [Braund. 2003. Р. 44 — 55]. Памятников письменности Приазовья, пусть иногда и небольших, десятки тысяч, в том числе и большие фрагменты[2] Пока опубликовано только до 200 документов частных союзов Боспора, из них 35 связаны с архивом столицы царства Пантикапеем (Керчью). Например, надпись союза молодых никейцев, основателем и благодетелем которого выступил сам царь Савромат I Боспорский. Почитал этот союз Никею Вифинскую (Богиню Победы жителей Вифинии), что говорит об устойчивости связей населения Приазовья с Южным Причерноморьем.

Из небольших городков Боспорского государства происходят единичные находки памятников частных объединений. Это нередко надгробья, поставленные общиной. Например, надгробие фиасота Авенона, поставленное не ранее III в. (надпись КБН 1016; из ст. Ахтанизовская; Таманский полуостров).
[править]
Культ Бога Высочайшего

Документы частных союзов Танаиса во многом представлены надписями общества почитателей Бога высочайшего или Бога внемлющего [ИАК. 1874. С. 86 — 90; и др. ]. Ещё в 19 веке появилась версия, что «…изображения одного или двух орлов на некоторых надписях фиасов позволяют считать, что фиасы Танаиса почитали не общегреческого Зевса Олимпийского, а Зевса — божество, образ которого сложился путем синкретизма в первые века…» [Помяловский. 1886. Вып. 2. С. 25]. Было указано и на возможность влияния христианских идей на формирование культа Бога высочайшего.

В. В. Латышев полагал, что приверженцы культа Бога высочайшего почитали, по сути, под этим именем Сабазия. По версии Э. Шюрер, боспорские культовые объединения находились под сильнейшим влиянием иудейской религии. В том числе, и танаисские союзы были преимущественно почитателями иудаизма. В настоящее время эту версию активно развивает И. А. Левинская [Левинская. 2000].

Продуктивна гипотеза, что наиболее почитавшийся в частных союзах Приазовья Бог высочайший был синкретическим — с чертами Сабазия, Фракийского всадника — Героса, Зевса, Аполлона, Митры и иудейских божеств [Blavatsky, Koshelenko. 1966. P. 8 ff.]. В целом проблема ещё далека от окончательного решения.

М. И. Ростовцев рассматривал институт частных сообществ в рамках концепции о Боспорском государстве, организованным прежде всего для военной защиты и нападений: «…Во главе стоит царь, воитель и военачальник по преимуществу. Около него группируется население городов, их гражданство, с молодых лет подготовляющееся к защите государства под водительством царя. Гражданство это строго отделено от остальной массы населения и группируется прежде всего в особых, (подвластных) ему только и близким ему по общественному положению негражданским купцам, имеющим в своих руках морские силы, коллегиях военно-сакрального характера. Эти коллегии являются ячейками государственного войска и, вероятно, государственного флота.» [Ростовцев. 1989а. С. 128]. Связующим звеном всех сообществ становилсякульт Бога высочайшего, по крайней мере, со времен Ремиталка (131/2 — 153/4 гг.). Вместе с тем обильные памятники приазовской письменности указывают, «что главным богом коллегии каждой отдельной местности было верховное божество данного города, культ которого был официальным культом города» [Ростовцев. 1989. С. 199]. Ю. Б. Устинова, поддерживая Ростовцева, считает, что хотя в надписях звания гимнасиарха и неанискарха упоминаются [Ustinova. 1998. Р. 191], в греческом варианты палестры и гимнасии из жизни Боспорского царства уже исчезают. Не прослеживается существование гимнасия в полусарматском Танаисе [Ustinova. 1991. Р. 154; 1998. Р. 191][3].
[править]
Примечания
; Словарь античности. Ирмшер Й., Йоне Р. Н. В. Завойкина ЧАСТНЫЕ СООБЩЕСТВА ТАНАИСАѕ (104—244 гг. н. э.) http://coins.ucoz.ru/_ld/0/56___-104-244_-.-.pdf Завойкина Наталья Владимировна. Частные сообщества городов Боспорского царства в I — первой половине III вв. н. э. : 07.00.06 Завойкина, Наталья Владимировна Частные сообщества городов Боспорского царства в I — первой половине III вв. н. э. (по материалам эпиграфики) : дис. … канд. ист. наук : 07.00.06 Москва, 2006 285 с. РГБ ОД, 61:07-7/320 http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/151392.html#download Мирмекийская надпись фиасов:к вопросу об организации боспорских религиозных союзов в первые века нашей эры Вахонеев Виктор Васильевич; Завойкина Н. В. (2003)Частные сообщества Пантикапея в первые века нашей эры // Древности Боспора, вып. 6. М.. С. 120—137.; Корпус Боспорских надписей (1965) М. — Л.; Ломтадзе Н. В. (2000) К семантике изображений на надгробных рельефах фиасотов боспорских полисов // Античность: эпоха и люди. Казань. С. 62-68.: Новосадский Н. И. (1928) Боспорские фиасы // Труды секции археологии РАНИОН, вып. 3. С. 55-60.;Сапрыкин С. Ю., Чевелёв О. Д. (1996) Фрагмент греческой надписи из Пантикапея: к вопросу об организации боспорских религиозных союзов // Российская археология, № 2. С. 161—167.; Смирнова Н. В. (2001) Частные микросообщества Боспора: полтора века исторического поиска // ПИФК, вып. Х. М. — Магнитогорск. С. 252—267.; лит. по работам Н. В. Завойкиной)
; Фанагорийские надписи http://www.gipanis.ru/?level=203&type=page&lid=176
; Частные сообщества городов Боспорского царства в I — первой половине III вв. н. э У этой статьи нет иллюстраций.
Вы можете помочь проекту, добавив их (с соблюдением правил использования изображений).
Для поиска иллюстраций можно:
попробовать воспользоваться инструментом FIST — нажмите эту ссылку, чтобы начать поиск.
попытаться найти изображение на Викискладе;
просмотреть иноязычные варианты статьи (если они есть);
см. также Википедия:Источники изображений.


Это незавершённая статья по истории России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Категории: История России | Боспорское царство | Гражданское общество | Образование в России
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фиасы_Боспора

Как оформлено предложение к удалению.

(это) творчество 178.130.5.100

Есть такая вот тройка связанных друг с другом статей. Одна из них выставлялась на удаление (с формулировкой "креатура Золина"), но обсуждение на КУ не было создано. Qkowlew 14:50, 1 июля 2010 (UTC)
[править]
Эпитафии Фанагории
[править]
Частные сообщества Танаиса
[править]
Фиасы Боспора

Предложивший статью к удалению 28 мая не создал секцию на КУ. Qkowlew 14:50, 1 июля 2010 (UTC)



Участник:Qkowlew
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Не болтай!
Пиши статьи!


Так как по крайней мере два казавшихся мне ранее вменяемыми участника определили моё творчество в группе статей (Контраст, Динамический диапазон, Фотографическая широта, High Dynamic Range Imaging) как вандализм (по разным заявленным причинам) и один из них даже довёл это до войны правок и скандала на ЗКА, я считаю нужным заявить:
«Делай добро и бросай его в воду» — мне пофиг, сохранятся ли в Википедии мои правки, или будут низведены под корень.
Я более не воюю с участниками, ВЫСКАЗАВШИМИ аргументированную точку зрения на спорный участок текста статьи (в обсуждении самой статьи), более чем на 2 итерации (откат или правка содержания статьи при условии наличия аргументов). Даже если я не согласился с Вашими аргументами. Радуйтесь.

Яковлев, Сергей Сергеевич…

То есть не сунься С.С.Яковлев, статьи бы относительно спокойно существовали.
Правда, вот кого-то волнует "креатура Золина".

Господа, это «креатура абсолютных научных фактов», против которых Ваши авторитеты и наставники ничего вразумительного вякнуть не могут.
Спорьте с научной литературой,  с учёными, указанными в статьях.
Силёнок и ума не хватает ?!

Так и не посягайте на абсолютно доказательное.
Не лишайте наше Отечество важных исторических фактов.

В чём причина атак.
Устойчивое население Приазовья, явно давно не греческое, свободно владело греческой письменностью. И от этой письменности с некоторыми изменениями пошло с 9 века «роуское письмо». На нём примерно в манере надписей Приазовья первых веков нашей эры выполнен «Тмутараканский камень». Зачем космополитизму такие заморочки по российской истории, где до Рюрика – по догмам неонорманизма и неомасонства, -  ничего достоянного не было и быть не могло ?!

Да и русским на всякие частные античные инициативы тоже обращать особого внимания не стоит.
Такая вот современная информационная политика якобы свободного информационного общества. Свободного для кого ?!

Конечно, "креатура Золина" (и далеко не столько его) бывает неправа. И она исправляет свою неправоту при достойных и неопровержимых аргументах. Но вот "креатура (в частности и ) анти-Золина" старательно избегает даже малейших сведений, крушащих устои антироссийской исторической догматики.

Как обычно, своеобразно поддержал статьи один из активистов Вики...
Предмет для всех трёх статей есть, но как обычно у Золина, каждую фразу надо перепроверять. --Chronicler 17:52, 8 июля 2010 (UTC)

Перепроверять, дорогой Chronicler, стоит все статьи Википедии, включая и Ваши.
Если в моих фразах что неверно, всегда корректирую их при обоснованных уточнениях.
Правда, ваши соратники по Вики терпеть правок своих "нетленок" не могут, как не терпят и статей в пользу многотысячелетней истории нашего Отечества.

Личная информация Chroniclerа
Однажды в одной далёкой-далёкой от всех других Галактике 7 декабря 1981 года по местному летоисчислению окружающие отметили появление этого участника на свет.
Этот участник считает величайшей личностью всех времен философа Гегеля.
Этот участник любит общаться с духами мёртвых.
Этот участник ведет каталог прочитанных книг.
Этот участник был чемпионом Красногвардейского района Санкт-Петербурга по шахматам в группе до 16 лет.
Этот участник окончил школу с золотой медалью.
Этот участник окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности юриспруденция (диплом с отличием).
Этот участник не курит и не употребляет алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные вещества и нецензурную лексику иначе как объект исследования.
В 1998—2005 годах этот участник на основе философии Гегеля разработал философскую систему диалектического структурализма.
Один из научно-популярных трудов данного участника можно прочитать здесь.
Этот участник против агрессивного национализма и ксенофобии.
Этот участник — не натурал, а интеллектуал.
Этот участник — околофилософский трутень.
Участник из
Санкт-Петербурга
Этот участник — юрист
Этот участник — бисексуал
Этот участник ведёт блог
в Живом журнале
под именем  hanuman_li_tosh
[править]
Возможно, он и на ПРОЗЕ.РУ присутствует, но вступать в полемику здесь стесняется ?!
Забывая своё любимое
Избранные цитаты
«Противоречие — критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения» (Г. В. Ф. Гегель. Тезисы философской диссертации «Об орбитах планет»)


Рецензии
В Приазовье в античные времена была культура ничуть не уступающая греческой и римской. Только историю Рима и Афин сумели сделать красивой и живописной, полной красивых образов, а история Приазовья остаётся историей для историков - набором сухих канцелярских фактов

Александр Чушков   04.07.2010 17:39     Заявить о нарушении
Положение заметно исправляется. Даже если смотреть музеи Приазовья, телепередачи, видео и т.п. Но энциклопедические статьи - краткое "сухое вещество", суть тем.

Петр Золин   04.07.2010 20:39   Заявить о нарушении