Приключение третье. Самые искусные обманщики

Вася вместе с мамой и папой сидел дома и смотрел телевизор. На улице шел дождик. В дверь позвонили. Папа пошел открыть дверь.
-Здравствуйте, профессор, – услышал Вася голос папы
-Здравствуйте.
-Проходите, мы вас ждали.
Вася выбежал в прихожую и поздоровался с профессором. Профессор, приветствовав Васю, отряхнул в подъезде зонтик и, сняв плащ и ботинки, прошел в гостиную.
-Здравствуйте, - обратился профессор к Васиной маме.
Мама поздоровалась в ответ.
-Профессор, что вы нам интересного расскажете? – Спросил с нетерпением Вася.
-Сегодня я расскажу вам о самых искусных обманщиках, какие только могут быть. Но для начала я покажу вам фокус.
Знайкин взял стакан и налил в него воды до половины, потом он опустил туда чайную ложечку. Вася и его родители увидели, будто ложка переломилась.
-Как ложка могла так быстро сломаться? – Недоумевала мама.
Вася с папой удивленно смотрели на профессора.
-Всё очень просто - это обман зрения.  Просто, вы увидели, так называемое преломление света. Вода плотнее воздуха.  Ложку опустили в воду, но  часть ложки осталась не погружённой. Луч света переходит  из менее плотной среды в более плотную и при таком переходе лучик как бы изламывается.
-А почему? – Спросил Вася.
-Чтобы пройти этот путь побыстрее, – ответил профессор. – Вот представь, тебе предстоит путь и идти придётся  по асфальту и по песку, но по асфальту ведь идти легче, а в песке ножки вязнут. Как ты пойдёшь, какой путь выберешь?
-По асфальту пройду, путь подлиннее, а по песку покороче, тогда быстрее дойду.
-Вот, свет поступает так же. Там где ему распространяться проще, он проходит более длинный путь, а там где труднее, старается пройти более короткий путь.
-Ясно, – сказали все трое.
Профессор вынул из кармана фотографию и положил её на стол, на фото был изображен путник в пустыне, увидевший на горизонте оазис.
-Что вы видите на картинке? – спросил профессор.
-Путник, идущий по пустыне, увидел вдали оазис, – сказала мама.
-Вот, путник тоже подумал, что это оазис и пошел к нему, чтобы пополнить запасы воды. Но это был очень искусный обман. Так погибали целые караваны, ведомые очень опытными проводниками, как ни прискорбно это звучит.
Профессор положил на стол еще одно фото, на котором был изображен корабль, с раздутыми ветром парусами.
-А как вам это?
-Неужели это знаменитый «Летучий Голландец», так сильно пугавший суеверных мореплавателей? – Спросил папа.
-Именно он, – ответил профессор. – У этих двух явлений, которые вы увидели на картинках,  одно название - «мираж». Только первый из них, оазис, называется «нижний мираж», второй, «Летучий Голландец» - «верхний мираж».
-А почему они так называются? – Спросил Вася.
-Вот сейчас и посмотрим.
Профессор взмахнул рукой, и перед ними появились аквариум с водой до половины, большая кружка с очень соленой водой, трубка, воронка и фонарик.
-Вы волшебник! – Вскликнул Вася.
-Есть немного, – улыбнувшись ответил профессор.
-Я раньше не замечал.
-Как же? А откуда тогда я взял аквариум, молоко и фонарик при первой нашей встрече? Ну продолжим.
Профессор плотно вставил в трубку воронку, трубку опустил до дна аквариума и очень осторожно стал вливать соленую воду из кружки в воронку.
-Для чего это? Спросил Вася.
-Соленая вода тяжелее, чем пресная. Потому она опустится на дно, через пару минут на дне будет более соленая вода, и чем выше, тем менее соленая, тем самым мы создадим неоднородную среду. А теперь смотрите.
Профессор задернул шторы, приставил фонарик сбоку аквариума и включил его. Вася и его мама с папой увидели, что луч изогнулся вниз.
-Луч искривился, – заметил Вася.
-Верно, – сказал профессор. – И, как вы можете заметить, выпуклость луча обращена вверх, то есть туда, где соли меньше, где солевой раствор менее плотный.
В пустыне, как вы знаете, песок нагревается от солнышка палящего ,и воздух около него очень горячий.  Горячий воздух менее плотен. Как вы помните из нашей предыдущей истории с ложкой, погружённой в воду, при переходе из менее плотной среды в более плотную, луч света преломляется. Следовательно лучи света пойдут сначала вниз, потом развернутся вверх, нарисовав дугу. И если на пути света стоят пальмы и дома, то путнику покажется, что они отражаются в воде. Теперь вы понимаете?
-Так вот что видел тот путник с фотографии, изображение неба, казавшееся ему озером! – сказала мама.
-Верно подмечено, именно так. Вот и первый обман, с оазисом, раскрыт.
-А что насчет «Летучего Голландца»? – Спросил папа.
-Здесь другой случай. У воды в океане воздух наоборот, более холодный, следовательно, более плотный. Значит, лучи света пойдут сначала вверх, потом развернутся вниз.
-Значит то, что мы видим - это изображение корабля, находящегося за горизонтом? – спросил папа.
-Конечно, просто люди, которые видели "Летучий голландец", очень пугались и не замечали того, что корабль мчится на всех парусах иногда при полном безветрии, и что каждый раз он  выглядит по разному. Это были всего лишь изображение корабля, который был за горизонтом.
-Как интересно и все понятно! – Воскликнул Вася.
-Очень рад, сказал профессор, – я бы погостил у вас еще немного, но мне пора идти, до свидания.
Профессор оделся, взял зонтик.
-Приходите еще, нам понравилось, – сказала мама.
-Обязательно зайду, – сказал профессор и ушел.
Вася с мамой и папой долго беседовали об этом, и друзьям рассказывали. Друзьям тоже было интересно послушать профессора, и они решили собраться вместе. Все ждали, что же профессор расскажет в следующий раз.


Рецензии