Боярин и пахарь

(По мотивам былины «ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»)

Скука в Киеве и грязь,
Там сидит Владимир князь.
Город золотом одет
И кого в нём только нет.

Вольга - княжеский племянник,
По характеру не пряник.
Разбитной такой товарищ,
А по отчеству Всеславич.

Тот племянничек богато
Вытянул из князя злата:
На приятелей хмельных,
Да на девок на срамных.

Чтоб от княжьего стола
Больше не просил бабла,
Был пожалован сельцами:
Гурьевом с  Гороховцами.

А в довесок с нахлобучкой:
«Ездить будешь за получкой.
А не сдюжишь – не проси,
Лапу как медведь соси!»

Вольга наш опохмелился,
Кое-как благословился,
И с дружиною толпой
За получкой на пропой.

Ветер в поле травы косит
Звуки по полю разносит:
Лемех по камням стучит -
Словно булавой об щит.

Не иначе кто-то пашет
Землю праведную нашу.
Лошаденку понукает,
Сошку в борозду вправляет.

Парня гложет любопытство:
Вот сейчас подскачем быстро,
Подивимся, кто как струг,
Лихо так гоняет плуг.

Между тем и солнце пало,
И в полях похолодало.
Надо дело отбивать,
Да ложиться почивать.

Вот прошёл остаток ночи,
Чуть открыл князь ясны очи:
Чует пахаря опять -
Матюги его слыхать.

Едет день ещё один
Благородный господин.
Отирает пот с лица –
Звякам сошки нет конца.

«Мать честная! Вот дела!
До чего жизнь довела!
Третий день уж до обеду
К работяге не доеду.»

Вот увидел, наконец,
Что за пахарь удалец!
Не из пота, не из грязи –
Прямиком годится в князи.

При соловой при кобыле,
На какой вози хоть гири.
В золото да в жемчуга
Изукрашена соха.

Смотрит оком соколиным,
Водит бровью соболиной,
В знатной шапке из бобров,
И пригож он и здоров.

«Бог те в помощь крестьянин!
Я твой новый господин!
Послан, князем я опять
Недоимки собирать…»

«Не проедешь ни хрена,
Тут вчера меня жена
Послала в село за солью -
Изошло сердечко болью!

Взял я соли сорок пуд -
А бандюг там целый пруд,
Некуда им ставить пробу
Денег дай, проехать чтобы.

Злыдьням отвалил «получку» -
Тумаков хороших кучку.
Портки по полю лежат,
Мужики в кустах дрожат!»

Призадумался детина:
«Вроде у меня дружина?
Ну а как из-за откосов
Куча выскочит барбосов?

Суд да дело-то пока
Не намяли бы бока.
Как мне с ними совладать?»
Надо пахаря позвать:

«Будь, ты, славный крестьянин,
Мне как полный побратим.
Проводи к Гороховцу,
Я взываю как к отцу.»

«Я пошел бы, но как брошу
Свой любимый плуг хороший.
Ведь хозяин я - не тать,
Чтоб такую вещь бросать!

Вдруг придут лихие люди - 
И моей сохи не будет.
Не поеду, не проси!
Вольга Славич, гой еси!»

«Ты хозяин не тужи,
Спрячем мы твои гужи.
Молодцы – как на подбор,
Разом вытянут прибор!»

Взялись восемь молодцов
За соху со всех концов.
Не добились не рожна -
Как приклеена она.

Навалились всем кагалом -
Да усилия их даром.
Тянут бедную за ножку,
Лишь слегка качнули сошку.

Пошёл пахарь в огород:
«Ну и хилый же народ!»
Одной левою рукой
Совершил маневр такой:

Поднял сошку он за ушко,
Как пушинку из подушки,
Полетела как синица
За ракитный куст храниться.

Залился боярин краской.
Как бы пахаря подмаслить?
Да елею бы подлить.
Что ль кобылу похвалить:

«Будь кобылка жеребцом
Так смотрелась б молодцом.
Я бы как налог собрал,
Пятьсот рубликов отдал.»

«Заплатил пятьсот целковых
Как была еще жерёбой
Сивой масти кобылица
От какой моей родиться.

Коль коньком ожеребиться -
Даже мне не расплатиться!
О тебе вообще молчу,
Сквернословить не хочу.

Хоть в ливонском, брат, кафтане,
Да в таврическом тюрбане,
На жеребчике с уздой,
А не вышел ты мордой!»

«Вот селянска харя ить!
Как ты смеешь мне хамить?
Я на государя службе,
Должен мне помочь где нужно.»

«Может быть скажу я смело -
Каждый делай своё дело.
Надо мне растить пшеницу,
А тебе - сажать в темницу.

Это дело государя -
Спины татям разным «парить».
Ты чего ж их, твою мать,
Сам не можешь разогнать?

На пиру тебе тепло,
А чуть что - мокро седло.
Надорвёшь себе пупок,
Собирая сей оброк!»

Вольга был и прежде хмурым,
А теперь совсем стал бурым.
«Как фамилия?»- кричит.
Ратай, знай себе, молчит.

Княжич больше кипятиться:
«Даром мне три дня тащиться.
Отвечай же не тая,
Как фамилия твоя?»

Пахарь Вольге отвечает:
«Всякий тут права качает!
А совсем не может, кстати,
Отоварить горстку тати.

Что-то разошлась дружина,
Не боюсь тебя вражина!
Пиво пить да сало жрать,
Только может твоя рать!

Понаехало князей
Изо всяких волостей.
Многие меня пужали,
Да с фингалом уезжали.

Вот такой, брат, поворот:
Как закончу обмолот,
Пива наварю я много,
И клянусь я истым богом,

Что пивком уж тем на славу -
«Угощу» твою ораву.
И получишь ты в замен
Из получки только хрен.

Я - Микула Селянин,
Здешний первый господин!
Нету здесь тебе земли!
В стольный Киев отвали!»


Июнь 2010 года.


Рецензии
..Занятно, Михаил!!!!!

Александр Николаевич Колесников   17.02.2013 17:08     Заявить о нарушении
Спасибо! Рад, что понравилось.

Михаил Корольков   18.02.2013 20:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.