О сказках, былинах, притчах - часть 2

(Продолжение. Начало - на http://proza.ru/2010/06/16/708)

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
(СКАЗОК, БЫЛИН, ПРИТЧ И Т.П.) - Доклад в Харьковском доме учёных 16.06.2010

Жук Н.А. и Жук Л.В.

4. Нравственные аспекты народного творчества

Древние книги, послания, сказки были заключены в такую форму, что каждый извлекал оттуда «свой» смысл, и самое интересное, что этот смысл для каждого уровня действительно был правильным, вся разница была лишь в глубине: плохие люди, дабы не воспользовались глубинным сказочным знанием во зло, воспринимали её как вымысел, иные же получали определённые «коды доступа» к пониманию реальности, применяя которые, могли стать гораздо счастливее.

Вы уже слышали сказку «Колобок» в оригинале, так как она звучала в древности, а сейчас я вам кратко расскажу эту же сказку, но в современной интерпретации, и вы ощутите смысловую разницу. В более полном виде вы сможете прочесть её в моей книге «Ведунья».

Вначале этой сказки говорится, что в некоторой сторонке живут дед с бабкой радостно и счастливо. Дел-то у них особых нет, кроме создания колобков, а когда настал черёд готовить очередного посланца в жизнь, дед сетовал, что трудно даётся понимание пути и задач их жизни. Видимо забывают колобки  их наставления, вот и творят невесть что…

Да и сказки земные разучились воспринимать они как совет. И если удаётся человеку достойно завершить земные задачи, то возвращается его дух домой, к ним в Ирий. Тогда и посоветовал дед бабке, готовя Колобка к земной жизни, рассказывать ему сказку как наставление: что его ожидает и чего нужно остерегаться.
Сказка объясняет, что Колобок – это Дух или, как говорят люди, человеческая Душа. А бабка с дедом – это Бог Род да Богиня Доля или, как мы говорим, Судьба.

Так вот бабка, создавая Колобка, говорила ему, что вначале он, будет, слаб и мал как Зайчонок, затем подрастая, будучи ребёнком, познает первый свой урок, что в грубости и хамстве кроется грешок. Ведь Волк не дремлет, всё велит лишь силой брать, к жестокости и злу он будет призывать. Разве не похожи дети с 5 до 12 лет на волчат, когда впервые применяя силу и грубость, отстаивают свои интересы.

Затем Медведь – то следующая преграда на пути: он искушает сладостным грехом. Мы такой возраст называем переходным, когда каждому ребёнку кажется, что ему всё по силам и всё подвластно. Хочется всего и сразу, и дети с завистью смотрят на своих ровесников, живущих в большем достатке.

И бабка подводила итог этому возрасту: «Коль обошёл берлогу сладостных забав, не расслабляйся – чистый разум, веру славь. Знай, роковая встреча впереди, в соблазнах жизни твёрдым будь, не заблуди. Лиса хитра и ослепляет словно жар, и очень трудно избежать лучистых чар. Померкнет свет, лишь рыжей бестии глаза, казаться будут, как святые образа. Коль избежишь, то станет ёжиком душа, тогда смелей иди, жизнь, познавая не спеша. Колюч ты станешь для лисы и злых потех, над искушением всегда одержишь верх. Чужим ошибкам не спеши ты быть судьёй, учись у пчёл жить, как они, одной семьёй, как муравей трудись, в том польза велика…»
 
Затем бабка показывала многие образы зверей и говорила, что каждый отражает сущность внутреннего Я человека. И завершила свои наставления такими словами: «Тебе решать, кем будешь ты, но только знай, коль на земле сумел создать небесный рай, в добре, любви жил, сохранив души наказ, то, значит, погостишь ещё не раз у нас. Не пылью будешь по сусекам отдыхать, а вечным духом в поднебесье волхвовать».

Этот вариант сказки направлен не только на развитие мировоззрения человека, но и на привитие ему определённой нравственности, а также даёт образное понимание окружающего мира.

При воспитании ребёнка сказкой, былиной притчей или другой фольклорной формой творчества обычно идёт формирование трёх духовно-нравственных компонент:
1) представлений о душе и нравственных нормах поведения;
2) эмоциональное отношение ребёнка к этим нормам; а так же
3) это поведения детей в ситуации морального выбора.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей включает в себя формирование интеллектуальной, эмоциональной (вплоть до аффекта) и физической компонент.

А сейчас давайте вместе ответим на вопросы:
1) Что же такое «нравственность»?
2) Какое соотношение между понятиями "этика", "мораль" и "нравственность"?
3) Какое мы вкладываем понимание в слова: польза и вред, добро и зло – в чём заключено их сходство и отличие?

С последним вопросом, казалось бы, легче всего разобраться. Мы все знаем, что добро и зло связано с нашим волеизъявлением, ведь только сам человек решает, то есть делает выбор, каким ему быть, что нести в мир: добро или зло. А польза и вред – это всего лишь следствия каких-либо деяний. Но ведь мы знаем, что и от зла бывает польза, оно служит нам часто ключевым уроком.

Теперь давайте раскроем понятие «нравственность».
 
Это внутренняя установка, которая заложена в каждом человеке и подвигает его действовать согласно своей совести и свободной воле. Именно с нравственностью связано различение добра и зла. Мораль же является внешним требованием к поведению человека, наряду с законом и мнением общества. Мораль и нравственность являются двумя составными частями этики.

Мерой нравственности является степень согласия со своей совестью. То есть это внутренняя человеческая потребность нести ответственность за свои действия.

Человек с такой потребностью стыдится своего безнравственного поступка не потому, что его за это осудит общество, а потому что его поступок противоречит закрепившимся в сознании и подсознании внутренним, человеческим установкам. Если этих установок нет или они расходятся с моралью общества, то такого человека называют безнравственным или бессовестным.

Представляете, сегодня мы вынуждены изучать столько наук, анализировать колоссальное количество информации, выслушивать мнения сотен специалистов и тысяч дилетантов, чтобы только приблизиться к пониманию того, что на лету схватывают обычные маленькие детишки, слушая народные сказки. Любая наука в итоге стремится к философии – своей матери, осмыслению мира, а та, в свою очередь, подводит человека к этике – достойному поведению и мышлению. Сказка же сразу занимается этикой, не идя к сути окольными путями.

Только через философию сказки можно понять, что такое любовь, дружба, честь, достоинство, благородство – ни через какую другую науку, поскольку наука, по сути своей, весьма неэтична. Люди, которые воспитаны на сказках, очень благородны, стремятся помочь ближнему вопреки своей выгоде. Поэтому таких людей раньше называли «светочами» – носителями света. Они излучали именно тот самый «Ра» – свет радости.

Во времена введения христианства всех положительных героев славянского пантеона старались превратить в отрицательных персонажей сказок, а иногда их заведомо просто убирали из текстов.

В Библии, в книге Второзаконие дано прямое указание на уничтожение не только культуры Славян, Древней Веры их Первопредков, но и на физическое уничтожение народов вместе с их именами:
«12.2. ИСТРЕБИТЕ ВСЕ МЕСТА, ГДЕ НАРОДЫ, КОТОРЫМИ ВЫ ОВЛАДЕЕТЕ, СЛУЖИЛИ БОГАМ СВОИМ, НА ВЫСОКИХ ГОРАХ, И НА ХОЛМАХ, И ПОД ВСЯКИМ ВЕТВИСТЫМ ДЕРЕВОМ;
12.3. …И РАЗРУШЬТЕ ЖЕРТВЕННИКИ ИХ, И СОКРУШИТЕ СТОЛБЫ ИХ, И СОЖГИТЕ ОГНЕМ РОЩИ ИХ, И РАЗБЕЙТЕ ИСТУКАНЫ БОГОВ ИХ, И ИСТРЕБИТЕ ИМЯ ИХ ОТ МЕСТА ТОГО».

Одним из подтверждений в применении этих указаний может служить известная всем сказка «Репка».

Разберём образы этой сказки и те грубые искажения образности и логики, которые были нам навязаны. Читая «Репку», вы обращали внимание на навязчивое отсутствие родителей? И к чему это ведёт? Перед детьми предстают сплошь неполные семьи. Не только такими примерами, но и сказками с детства внушается мысль, что неполная семья – это нормально, «все так живут».

Растят детей одни только дедушки и бабушки. Даже в полной семье стало традицией «сдавать» ребенка на воспитание старичкам. Возможно, эта традиция утвердилась во времена крепостного права, как необходимость? Но это далеко не так. Рассмотрим, какие образы составляют суть сказки, и что же конкретно было убрано из сказки на символическом плане.
В изначальном славянском варианте данная сказка указывает на взаимоотношение поколений, а также на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.

В современном варианте сказки не хватает ещё двух персонажей, существовавших изначально, – Отца и Матери, без которых получается семь элементов, так как после христианизации на Руси была принята Византийская семеричная система восприятия, в отличие от девятеричной славянской системы (9 дней недели заменили на 7 и др.).

В изначальном же варианте сказки «Репка» было девять персонажей, в каждом из которых был свой скрытый образ:

1) Репка – символизирует достояние и Мудрость Рода, его корни или родовой эгрегор – по-современному. Она посажена Предком, самым Древним и Мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода. Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное, т.е. Правь, Явь и Навь;
2) Дед – символизирует Древнюю Мудрость;
3) Бабка – традиции дома, хозяйственность;
4) Отец – защиту и опору Семьи, убран из сказки вместе с образным значением;
5) Мать – Любовь и Заботу, убрана из сказки;
6) Внучка (т.е. дети) – Потомство, продолжение Рода;
7) Жучка – достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка);
8) Кошка – символизирует благостную обстановку в Роду (кошки -гармонизаторы энергии человека);
9) Мышка – символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов, где каждую крошку не считают).

Эти образные значения связаны между собой, как матрешка, – одно без другого не имеет уже смысла и полноты. Вот и подумайте теперь, ведомо или неведомо были изменены русские сказки, и на кого они «работали и работают» до сих пор.

Есть ещё и такие сказочные персонажи, образы которые безвинно были искажены и извращены, а не просто выброшены из сказок, как поступили с Отцом и Матерью в «Репке». Такой персонаж – Баба-Яга.

Она у нас – популярная личность... Но до конца очернить её в сказках так и не смогли. Не куда-нибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваны-царевичи и Иваны-дураки. А она их кормила-поила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводит к нужной цели. А истинным её именем было: Йогиня-Матушка.

Баба Йога – это Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня – Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на которых жили наши предки, собирая беспризорных детей-сирот.

Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибели последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

В предгорном Скиту имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам.

Рядом с горным Капищем Рода в скале имелось специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра или ПещеРа. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещь Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означало, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни других Родов их никто более не увидит.

Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими глазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву Древним Богам, бросив живыми в Огненную Печь, и сотворила сие Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня. Огонь очищал детей, т.е. избавлял их от той биополевой грязи, которая прицепилась к ним за время беспризорничества.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род.

Ничего из этого чужеземцы не ведали и продолжали распространять сказки о том, что дикие Жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву Богам приносят.   

Эти чужеземные сказки повлияли на Образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда Образ красивой молодой Богини подменили Образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадет детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать ею всех детей.

Слушая сказки в детстве, современные дети не всегда понимали истинное значения этих сокрытых сокровищниц народной мудрости. Но теперь мы низко, до земли, шлём поклон всем тем, кто их сохранил и донёс до нас. Мы с интересом открываем значение каждого образа. Сказочные животные не зря приходили в мир сказки, каждый из них нёс определённую информацию о характере героя или силе стихий и их закономерностях.

5. Новые сказки

Вот я вам хочу прочесть отрывочек одной из моих сказок, и уверена, что вы все не единожды её читали, но кроме дружбы животных, да разочарования от того, что животные лишились своего тёплого домишки, в чём смысл сказки понять так и смогли. Я же сейчас вам её прочту по-другому, как делала моя бабушка. Это сказка «Теремок».

Вы, верно, помните эту сказочку: как первой прибежала мышка, затем ёж, третьей была лягушка, затем зайка. Волк и лиса пришли позже, а последним был медведь. Вот и давайте посмотрим, что же нам хотели рассказать наши прабабушки в этой сказке. А ведь в этой сказочке сокрыт секрет приготовления хлеба:
 
«Хозяйка-мышка каждый колосок, каждое зернышко собирает на поле и несет  в свою норку – кладовую, запасы на зиму заготавливает, ведь так? Так вот мышка словно  говорит нам: будет зерно, будет и мука. Значит, мышка – это основа хлеба, мука. Лягушка – хозяйка водного знака, а значит, она несёт подсказку – вода. Да и как без влаги запаришь хмель,  замесишь тесто?
 
Вы видели шишечки хмеля, разве они не похожи на ежа? А еще, подумайте, почему лягушка и ёж приходили в слезах и что в себе хранят слезы? Да, слёзы солёные, значит, и вода должна быть подсоленной, так? Теперь те, кто хоть раз готовил дрожжевое тесто, знает, что оно любит тишину. Тесто  пугливо, с ним нужна осторожность, нежность, оно очень схоже с зайкой.

Волк и лиса всегда не разлучные в сказках, но они не друзья. Лиса всегда обманывает волка, а он похож на полено. Говорят в народе «глуп и сер, как бревно». Так вот, волк – дрова, а вот лиса рыжа и яркая – она на огонь похожа…

А медведь – это не печь, как некоторые могут подумать, – и там, в сказке, приведен был пример, как дедушка однажды внучке показывал силу хлеба. Он завернул свежеиспеченный каравай в полотенце,  положив его на стульчик, велел сесть на хлеб девочке. Та вначале растерялась,  а затем, послушавшись, села на каравай. После этого, дед положили хлеб на стол, и через несколько минут каравай снова поднялся вверх и стал таким же пышным и воздушным, как и в начале, только сверху корочка слегка потрескалась.

Так вот, медведь и похож на каравай. Сильный, коричневый и намного больше зайчика. А вот теремок-варежка – и есть печь, в которой вместились все жители. Вот мука, вода, соль и хмель – зажимая по очереди четыре пальчика на ладошке внучки, продолжала свой рассказ бабушка – и остался один: он и есть зайка! Каждый в отдельности пальчик мал, а собери их вместе – круглый кулачок, как пирожок».

Как видите, дети с детства знали, слушая подобные сказки, какова собрана энергия в хлебе: в нём стихия воды и земли (земля даёт зерно, хмель и дрова), а также огня и ветра – стихий природы, ведь огонь то в печи без тяги гореть не будет.

Вот так с детства приучали наши предки уважать хлеб и объясняли, что Боги всех четырёх стихий участвуют в его создании. Ребёнок, слушая такие наставления, будет с уважением относиться даже к маленькому кусочку хлеба и почитать божественные силы природы.

О сказках можно говорить долго, и, поверьте, эта тема интересна и познавательна, они хранят в себе ещё очень много не разгаданных тайн, но многое уже сейчас раскрывается для нас с вами, и это радует. Надеюсь, мы пробудили у вас интерес взглянуть на сказки по-новому, с любопытством и радостью.

По сказкам жили наши предки – жили и не тужили, были счастливы, любя свою семью, людей, землю, природу, небо голубое и свободу. В сказках по-особому сказывали, как лучше людям жить.
_________________
Одна бабушка, простая необразованная женщина, часто по утрам улыбаясь, говорила внучатам, поглаживая их по головке, слова похожие на молитву, но вслушайтесь в их звучание, их свет любви:

«Милый уголок – частичка Руси. Милости просим, славных людей в Домик свой впусти! Добрый человек, входи! Поживи у нас, сынок иль дочка, один денёк или тридцать три денёчка. С утра до вечера побудь у нас, попей водички, отведай квас.

Новый день начинается с пробуждения. Спозаранку вставая, Бога не забывая! Надобно потянуться да улыбнуться, обратиться к Солнцу ясному, да к Земле-Матушке с поклоном – так и денёк земных даров будет у вас полон.

Вставай рано утром, дитя! Посмотри вокруг на мир, на Солнце и на себя. Познавай, с какой ноги вставать, чтобы Солнышку лицом поклон отдавать. Кроватка в домике твоём поставлена умело, так что вставай, дитятко, смело, верю, что не ошибёшься и всегда к Солнышку лицом повернёшься. Солнце именем утренним Ра называй и ответ от Зорьки-Заряницы – Красной Девицы умно принимай.

Вспоминай, кого любишь, и тех, кто любит тебя, приветствуй душой встреченных взрослых, ребят, а так же птиц, букашек и зверят.

Босиком по травке, а зимой по снегу, ступай да росою али водицей лик свой омывай. Водичку из родничка, или колодца коль собрался достать, то вначале поклонившись, доброе слово следует сказать, тогда-то и ценность её легче будет узнать, и вкуснее, и целебнее водице поможешь стать. Стараюсь кратко сказывати, прошу грамотно в уме связывати».

Вот такие, казалось бы, простые слова, но ведь трогают сердце и вызывают, пробуждают звон вековой в каждой душе.
 
А теперь рассмотрим значение притч, былин да пословиц. Что же такое притча?

Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

В древности народ называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. Они служат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного или поучительного.

В пример приведу одну коротенькую  притчу с названием  «Ответ на молитву».
 
«Однажды, опустился Ангел на землю, услышав молитву слепого человека. Тот был голоден и роптал, что мир людей стал глух и слеп – не слышат голоса боли и не видят страдания ближнего.

Молился он тихо и без злости, дабы пробудились души прохожих, а щедрая рука, пожертвовала гроши ему на хлеб….

Ангел видел, как подошёл один человек, и поклал несколько монет в шляпу, лежавшую возле его ног. Потом немного поразмыслив, прочтя табличку с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите мне», без разрешения просящего, ничего не говоря, написал новые слова на табличке. И оставив её, у ног слепого человека, ушёл.

Встрепенулся Ангел, улыбнулся и улетел. К концу дня, правивший табличку мужчина, возвращаясь той же дорогой, вновь проходил мимо слепого человека. Увидев, что его шляпа полна монет, приостановился и порадовался душою.

Слепой узнав его по шагам, спросил, не тот ли он человек, что переписал его табличку и первым подал монету. Услышав утвердительный ответ, слепой спросил, что именно он написал? На что мужчина ответил:
 
«Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому, так, как мне подсказало сердце, а может и Бог». Затем, улыбаясь, попрощался и ушел.
 
Новая надпись на табличке была такова: «С весною вас, люди добрые! Я её тоже люблю, но не могу увидеть»».

Как видите каждая притча, если она образно оформлена и верно донесена разуму читателя или слушателя, то в каждой душе пробуждается вековая память, иногда даже вызывая непонятное волнение или непонятную печаль. И если такое пробуждение происходит, то видимо, это наша душа услышала что-то давно нам знакомое, но забытое. Ведь в народе не зря говорят: «Всё, что новое в мире создаётся, это просто возрождается давно забытое и старое».

Теперь перейдём к былинам.

Что же такое былины? Это эпические песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историческую действительность, главным образом, 11-16 веков. В процессе многовекового развития былины изменялись, впитывали события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Былинные богатства были обнаружены в районах Заонежья, Пинеги, Мезени, Печоры, побережья Белого моря.

В центре былины, как правило, описаны образы богатырей, наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине. В образе любимого богатыря Ильи Муромца народ создал поэтическую биографию крестьянского сына с его спокойной уверенностью в себе и необыкновенной силой. Столь же поэтичны образы и других богатырей, охраняющих родную землю, — Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Тема защиты Родины закономерно слита в былинах с темой народной жизни и труда.
 
Особую группу представляют так называемые скоморошины былины или песнопения. Искусство народных певцов-сказителей, передававших былины из уст в уста, из поколения в поколение, умножало разнообразие и богатство былинных персонажей.

В 60—80-х годах 18 века был составлен первый сборник былин, имеющий научное значение (Кирша Данилов, «Древние российские стихотворения», опубликован 1804 г.). В наше время они почти полностью забыты, даже в школьной программе народного творчества.

И в завершение темы коснемся немного пословиц и поговорок.

Пословица, это короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. А вот поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно она не употребляется, а употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Большое значение пословицы народ же выразил так:

«Старинная пословица вовек не сломится», «Старинная пословица не мимо молвится», «Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», «На пословице суда нет».

«После дождичка в четверг» вы все слышали? Так звучит поговорка, но вначале это была пословица, звучавшая так «После дождичка в четверг, на сухую пятницу».  Так о чём она говорит?

Русичи, наши предки, почитали среди своих богов главного Громовержца и Бога молний – Перуна. Ему был посвящен один из дней недели – четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну – Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» – четверг. А если эти мольбы иногда оставались тщетными, тогда считалось что это Божья кара. Со временем молитв стало меньше, а провинностей больше, вот и дождей по четвергам становилось меньше и меньше, а вскоре пословица стала поговоркой «После дождичка в четверг» и применялась ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Все помнят также пословицу «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт», а вот, как и откуда она появилась? Я думаю, вам будет интересно об этом узнать. Это касалось тех людей, которые поднимаясь утром рано, шли в поля или другие селения по дороге, которая была центральной.
 
По ней обычно люди возвращались вечерами с ярмарки или гостей, и часто, будучи навеселе, шли пешком или ехали на телегах. Они теряли по дороге свои вещи, кошельки или продукты. Тот же из людей, кто первым пройдёт по тому пути утром ранним, тот и найдёт эти дары Божьи.

А такое выражение – «Непутёвый человек» – слышим часто, но кто он? В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у
князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутёвый человек.

«Не торопись за порог, дружок, давай выпьем на посошок». А вот произнося «на посошок», мы часто поступаем не совсем по обычаю, заложенному в эту поговорку. Раньше дальние путники ходили с посохами. Это не только для того, чтобы дворовых собак отгонять, но и в тёмное время суток определять, нет ли ямы или ухаба на дороге. Так вот, провожая гостей, радушные хозяева, останавливая гостя у порога, наливали ему чарочку на посошок.

Гость должен, установив её на посох и придерживая двумя пальцами за донышко, произнести заздравную хозяевам, а затем, выпив, учтиво попрощаться со всеми в доме. Если хозяева заметили, что гость еле произносит слова или неуверенно стоит на ногах, за порог его не выпускали, оставляя его ночевать, но выставляли его посох за двери. Вот так заботились о своих гостях радушные хозяева.

Итак, мы рассмотрели целый ряд жемчужин народного творчества, дошедшего до нас из глубины веков: сказки, притчи, былины, пословицы, поговорки – но это далеко не всё дары, оставленные нам в наследие.

Я не затронула заговоров и легенд, частушек, баллад и песен, особенно колыбельных, а ещё загадок и прибауток. Вот какое богатое наследие мы получили в дар, да только схоронили мы его в кованые сундуки, изредка стряхивая вековую пыль из даров.
 
Но верят древние Боги, что будут извлечены, да прочитаны их вековые мудрые наставления, и что, приняв их, мы поблагодарим наших прапрадедов за напутственные сказания. А в завершение я прочту вам один из моих стихов.

Но взывают к душам

Раздробили нам чертоги,
Словно адовы дороги,
Всё смешали, изменили,
Чтобы напрочь позабыли,
Люди корни вечной жизни.
Как в бреду до самой тризны,
Всё б молили о прощенье,
Пели «Боже» с восхищеньем,
Да рекли себя рабами,
С роду крытыми грехами.

Но взывают к душам Боги:
«Вам открыты все чертоги,
Мудрость Вед в веках хранили,
И любя, вас не забыли.
Коль вершите жизнь земную,
В ней ищите родовую.
Пробудите память Ведов,
Что хранится от прадедов...»

В сказках – дух святого рода,
Что записан для народа.
Кто сердцами зов внимает,
Корни рода воскрешает.
С малолетства сказ ведется,
Как там, в Ирии, живётся,
Как дед с бабой всех встречают,
Любят, учат, привечают…
Позабыли мы сказанья,
Люди в судьбах, как в изгнаньях.


Рецензии
Радомила, ждала Ваше продолжение статьи. С таким же интересом прочла, как и первую часть у Николая Жука. Для меня она очень полезна.
Скопировала её, чтоб всегда иметь, как говорится под рукой.
Успехов Вам.
С уважением,

Ольга Гуськова   06.07.2010 00:08     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Оля, за понимание и поддержку.
Пусть ваши мечты и желания осуществляются.
С теплом души,

Жук Радомила   06.07.2010 14:57   Заявить о нарушении