Относительная скорость

               
  Илья Ильич только что закончил объяснять, что такое относительная скорость. По обыкновению учитель взглянул на Борю Петрова, и по выражению его лица сразу понял, что тот ничего не понял. 
-Боря, останься после урока, - сказал Илья Ильич, благо физика была сегодня у семиклассников последней.
-Я тебя в раздевалке подожду, - шепнул Петрову его друг Котов.
  Когда класс опустел, учитель жестом пригласил Борю на первую парту.
-Так, Боря, давай разбираться. Представь себе, что ты едешь в поезде, а по поезду от последнего вагона к первому идёт контролёр, проверяющий билеты. Он идёт медленно? – начал объяснения Илья Ильич.
-Быстро, пока не найдёт безбилетника, - недолго думая, ответил Петров. – Тогда он останавливается.
-Хорошо, пусть даже он идёт быстро. Всё равно медленнее, чем, если бы он ехал на велосипеде.
-Ну, Вы и скажете, Илья Ильич. Контролёр по поезду на велосипеде! – удивился несообразительности учителя Боря.
-Да нам сейчас неважно, что такого не бывает. Важно, что он движется мимо тебя с определённой скоростью, и эта скорость небольшая, примерно три километра в час. Понятно? – Илья Ильич с надеждой посмотрел на Борю.
-Понятно, - с сомнением ответил тот.
 Илье Ильичу очень хотелось верить своему ученику, и поэтому он продолжил:
-А теперь представь, что этот поезд, в котором ты сидишь, едет по полю, в котором стоит человек и машет ему, то есть поезду, рукой.
-Остановить, что ли, хочет? – не понял Боря.
-Да нет, просто стоит и провожает поезд.
-А чего он на вокзал не пришёл поезд провожать? – здраво рассудил Петров. – Чего он ему в поле машет?
-Да нет у него в этом поезде никаких родственников, - Илья Ильич достал из кармана  носовой платок и промокнул им лоб. – Допустим, это ребёнок, маленькая девочка. Стояла в поле, увидела поезд и помахала ему рукой.
-Ну? – не понимая, к чему клонит учитель, произнёс Петров.
-А по поезду идёт контролёр. Мимо тебя он идёт медленно. А представляешь, с какой скоростью он идёт мимо этой маленькой девочки?
  Тут уже Боря с откровенным изумлением уставился на учителя:
-Так он что, спрыгнул с поезда, этот контролёр? – уточнил он.
-Как это, спрыгнул с поезда? – в свою очередь удивился Илья Ильич.
-А как же он, по-вашему, теперь идёт мимо этой маленькой девочки в поле?
  Илья Ильич с трудом взял себя в руки и, еле сдерживая уже готовый было сорваться с губ крик, продолжил объяснение:
-Да он по-настоящему мимо неё не идёт! Он идёт по поезду! Поезд едет мимо девочки в поле, а значит, и контролёр, который внутри поезда, едет вместе с поездом мимо этой девочки! Поезд ведь мимо девочки быстро едет?
  С этим можно было согласиться, и Боря кивнул головой. Вдохновлённый кивком ученика учитель продолжил:
-А контролёр идёт по поезду. Значит, он движется мимо девочки ещё быстрее.
  Лицо Петрова прорезала кривая улыбка.
-У Вас, Илья Ильич, получается, что контролёр движется быстрее поезда.
-Правильно! Так и есть! Ну, ты понял, наконец? – просиял Илья Ильич.
-Так это не контролёр, а какой-то супермен! Где Вы таких контролёров видели?
  Последняя капля терпения Ильи Ильича выступила у него на лбу. Он начал расхаживать по классу, произнося каждое слово так, как будто хотел вдавить его в неподатливую голову Петрова:
-Ну, смотри. Ты – девочка в поле! А я – поезд.
  С этими словами учитель ринулся к двери кабинета, не заметив, как указательный палец Бориной руки сам собой потянулся к виску и сделал там несколько оборотов.
-Я еду мимо тебя, - крикнул Илья Ильич и стал изображать движущийся поезд.
- Ту-ту! Чух-чух-чух! – выкрикивал он, делая кругообразные движения руками.
  От неожиданности у Бори Петрова глаза полезли на лоб.
В этот момент дверь приоткрылась, и в щелочке появилось лицо заждавшегося Котова:
-Сколько тебя ещё ждать? – нетерпеливо шепнул он Петрову.
  Боря вновь покрутил у виска, кивнув на учителя, который уже вошёл в раж, попеременно изображая то гудок, то стук колёс. Округлившиеся глаза Котова некоторое время наблюдали за «поездом», затем он тихо затворил дверь.
  Учитель, тем временем, продолжал свои объяснения. Решив, что Боря проникся образом поезда, он начал изображать контролёра, вальяжно идущего по вагону. Потом он понёсся по проходу между рядами, делая гигантские шаги, объясняя Боре, что такими они получаются в движущемся поезде. Заворожённый происходящим Боря взирал на него непонимающими, ошарашенными глазами. Тогда не привыкший сдаваться Илья Ильич выкатил неизвестно откуда взявшийся скейтборд, встал на него одной ногой, оттолкнулся и поехал вдоль кабинета, изображая контролёра на поезде. Затем, рискуя потерять равновесие, он поставил на скейтборд другую ногу, поднимая при этом первую, показывая, какой огромный шаг получается у контролёра в этом случае.
  Наконец, весь мокрый от пота и уставший от объяснений Илья Ильич подошёл к Петрову.
-Ну, понял?
-Понял-понял, Илья Ильич, спасибо большое, - стремительно вылезая из-за парты и пятясь к двери, пролепетал Боря.
-По-нял! Он понял! – запрыгал от радости Илья Ильич. Немного успокоившись, он добавил, –  ну, иди, Петров, иди.
  Боря вышел за дверь, где его всё ещё ждал верный Котов.
-У Ильи Ильича, по-моему, того, крыша поехала, - сочувственно сказал Петров.
-Похоже на то, - согласился Котов.
-Представляешь, он мне два часа доказывал, что контролёр ходит быстрее поезда.
-Какой контролёр? – заинтересовался Котов.
Боря лишь развёл руками:
-А я знаю? Знакомый его какой-то, наверное.


Рецензии
Учитель любил свое дело, сумасшедший))))

Елена Панферова   05.07.2010 10:47     Заявить о нарушении
Настоящие учителя все немного сумасшедшие, не правда ли?

Юлия Джейкоб   05.07.2010 14:07   Заявить о нарушении