Обида

               
        Учитель!- окликнул проходящего мимо седовласого старца, уже немолодой монах.  Глаза его были наполнены глубокой грустью. Старец остановился и молча присел на скамеечку рядом.   
        - Расскажи мне свою печаль, начал добродушно учитель, и я разделю ее с тобой.
           Ученик, несмотря на свой далеко не юношеский возраст, с дрожью в голосе начал свой рассказ.
        - Мне уже не мало лет и все эти годы меня постоянно преследуют обидчики, нет, это не хулиганы им я научился давать отпор. Как ни странно это самые близкие люди. Вот здесь я бессилен, что - либо сделать. Они буквально разрывают мне сердце, достаточно одного жеста, одного слова или даже взгляда с их стороны, для того чтобы причинить мне боль. Раньше я пытался им объяснить, что мне доставляет боль, но все напрасно они не понимали меня, как будто я говорил на незнакомом языке, и от этого боль становилась совсем нестерпимой. Чтобы не доставлять боль ни себе, ни своим близким я удалился от них. Однако на этом ничего не кончилось, обида все равно преследует меня, даже если ее доставил незнакомый человек. Мне казалось, что с менее близкими людьми проще, оказалось, что это не так. Я понимаю, что причина кроется во мне, но я не могу ее выявить, и это тоже причиняет мне боль. Ученик с глубоким вздохом закончил свой монолог, в ожидании, что скажет учитель.

         - То, что ты ищешь причину в себе это очень хорошо, действительно  все обиды и разочарования кроются только в нас самих и нигде более. Ты находишься даже в лучшем положении, чем многие, потому что ты задумался об этом и мысль твоя направлена туда, где лежит истина - внутрь себя. Сказал неспешно и очень уверено старец, и эта уверенность  воспринялась вопрошающим как соломинка утопающим.

     После непродолжительной паузы учитель продолжил.
     - С самого рождения человек начинает жить по правилам. Сначала их устанавливают те, от кого он зависит, его родители. Затем по мере взросления он начинает действовать по аналогии, то есть устанавливает свои правила. Внутри него формируется некий стандарт, шаблон посредством которого он оценивает входящую в него информацию. Год за годом шаблон все глубже и глубже врастает в естество своего носителя, делая его зависимым от себя. Коррекция этого шаблона происходит, как правило, только в сторону все большего неприятия нестандартной информации извне. Правила установленные по этому  шаблону становятся закостенелыми и неподвижными.
      И самое прискорбное во всем этом, это то, что эти правила приемлемы и знакомы только лишь самому хозяину.  Любой человек, близкий ли или совсем незнакомый не в состоянии их понять и принять к сведению.
     - Во первых, потому, что хозяин сам не в состоянии доходчиво их изложить, ведь шаблон формировался десятилетиями и под воздействием многообразных факторов извне стал очень запутанным и сложным.
     - Во вторых, потому, что тот человек сам имеет не мене запутанный и индивидуальный шаблон. Вот так и получается в общении между людьми некий парадокс, чем больше люди пытаются приблизиться друг к другу, тем более они удаляются.
     - Учитель, но где же выход из этого замкнутого круга?
      Несмело задал вопрос ученик и умолк в ожидании ответа.
     -  А выход из этого замкнутого круга, ты уже нашел сам.
       На лице ученика отразилось удивление.
     - Да ты его нашел, только пока сам этого еще не понял. Каждому нужно зайти внутрь себя, отыскать закостенелый с годами шаблон и начать постепенно с ним работать. Я подчеркиваю постепенно, потому что, настрадавшись тебе, захочется сломать его в одночасье, а это не безопасно. 
       Почему, стоял немой вопрос на лице ученика?
     - Во первых потому что жить без шаблона нужно еще научиться, а это не просто. Ведь ты становишься качественно другим. Раньше для познания внешнего мира ты использовал метод эхолокатора, это когда сигнал отправляется в сторону объекта, отражается от него и возвращается уже измененным. Вот на основе этого измененного сигнала и делаются выводы об исследуемом объекте. Этот способ плох тем, что исследователь всегда остается в стороне, да еще и использует для своих выводов искаженную информацию. А значит, об истинном  понимании и познании не может быть и речи.
      - Во вторых, все остальные-то, продолжают жить по прежнему, по шаблону.
 
      Учитель взял небольшую паузу, что бы ученик успел осмыслить сказанное. И через некоторое время продолжил, предварив тем самым немой вопрос на лице ученика.
      - Тебе предстоит взять на вооружение новый способ познания окружающего пространства, ты должен стать проникающим излучением, оно пронизывает объект, не причиняя ему вреда, но, заполняя этот объект, становится им, не теряя собственной индивидуальности. При таком способе познания, ни о каком шаблоне не может быть и речи, потому, что он будет мешать и  искажать исследуемое пространство.

      Без шаблона излучение пропускает через себя любой объект без вреда для него и для себя. Так происходит  познание окружающего пространства со всеми его объектами без всякого искажения и без грубого и насильственного изменения этого пространства.  Постепенно ты научишься  жить в гармонии со всем окружающим тебя миром.
 
       Учитель немного посидел молча, затем встал и неспешно продолжил свой путь по аллее. А ученик остался сидеть на скамейке, на лице его вместо печали сияла загадочная улыбка. Еще бы, ведь минуту назад он обрел равновесие и уверенность на пути к счастью.         
         


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.