Символы уходящей эпохи. Часть вторая

Надо было определяться с будущим. Недостатка в работе по специальности не было. Но необходим был стратегический выбор.
Или производство или наука. Или завод «три ордена впереди», как мы величали Ростсельмаш, или серьезный НИИ.

Идея заняться наукой захватила меня еще в Тольятти, где инженерный люд, побывав в Турине на стажировке, косяками попер в Тольяттинский политех, в аспирантуру. Я с завистью наблюдал, как соискатели степени сдавали кандидатские экзамены, на вполне приличном лабораторном оборудовании проводили эксперименты, писали статьи в умные журналы.

Вот и я выбрал РосНИИТМ, довольно известный в отрасли институт, где сварочные и наплавочные процессы широко использовались.

И тоже ринулся сдавать всяческие экзамены: по философии, по английскому языку, по специальности. И остановился.  Темы то не было. СтОящего руководителя тоже. В те годы в Ростове не было ни одного доктора наук по сварочным технологиям. Было несколько кандидатов, работающих над докторскими диссертациями, вокруг которых было несметное количество соискателей и аспирантов. Шансов попасть в круг избранных было мало.
Надо было искать настоящую Фирму.
И таких в Союзе было три-четыре и обчелся.

Институт электросварки им.Патона в Киеве. Туда берут только своих, или с Украины.
Уральский политех. Далеко и холодно. И город Свердловск меня не впечатлил.
Ленинградский политех. В общем - то, стоит подумать. Питер - город хороший.
Ну и конечно, столица нашей Родины. МАТИ, МАИ, МЭИ, ЦНИИТМАШ.
И на десерт, МВТУим.Н.Э.Баумана. Только на кафедре сварки семь докторов.
Но туда берут только по целевому направлению. От отрасли или от института.
Пришел я как-то к своему завкафедрой сварки, Юрию Алексеевичу Ляху, вместе посмекать и посоветоваться с ним.
А он мне на мои сомнения и тревоги отвечает, радостно затягиваясь ароматной сигаретой:
- Юра, тут комиссия из МВТУ приехала! Учебный процесс проверяет.
А во главе комиссии - Акулов, Лауреат Ленинской премии, доктор, профессор, вот его последний учебник вышел! Завтра они будут у нас, и если ты готов проситься к нему в аспиранты, то я тебя представлю-

Это был шанс. И его надо было использовать.
На следующий день, уже в девять утра я сидел у кабинета Ляха.
Через двадцать минут пришли и высокие гости, Акулов Александр Иванович и доцент Чернышов Георгий Георгиевич.
Секретарша Леночка суетилась с чаем и пряниками.
Лях, добрая душа, сразу обо мне и заговорил.
Не знаю, что он там обо мне рассказывал, но когда я вошел в кабинет, гости смотрели на меня с нескрываемым любопытством.
- наверное, что-нибудь про футбол наплел…- подумал тоскливо я.
Но нет, москвичи много и подробно расспрашивали про мою стажировку в Тольятти и поездку в Турин, работу на Камазе, и лишь, в конце расспросов обмолвились о моих играх в футбол.
Чернышов, посмеиваясь, говорил Акулову:
- ну вот, Александр Иванович, на кафедре есть боксеры, альпинисты, волейболисты, легкоатлеты, теперь вот, футболист будет…-
Акулов, так, сурово, припечатал:
-некогда ему будет в футбол гонять. Вот Вам, Юрий, тема реферата…. К июню подготовьте и приезжайте в Москву с докладом. Фактически, это первая глава диссертации.Хорошо подготовите - возьму к себе.-

Конечно же, я все бросил, и футбол, и девушек, и левый берег Дона.
К июню реферат был готов, и я отправился в Москву.

МВТУ тех лет было неиссякаемым источником научной, общественной и культурной жизни.
После зачисления (я все таки сумел убедить Акулова в своей нужности), я с головой окунулся в суматоху аспирантской учебы. Уже через месяц на кафедре мне утвердили тему диссертации.

Ректор МВТУ, зав нашей кафедры, будущий академик, но  тогда еще член-корр. Николаев Георгий Александрович, уже был наслышан о появлении аспиранта с экзотической профессией. После моего краткого сообщения о теме, он посмотрел задумчиво на моего руководителя и молвил:
- Я не знаю, Александр Иванович, какой он был футболист, но в сварке, похоже,  разбирается…
на что Акулов резонно ответил:
- ну, о футболе ему придется на три года забыть-

Культурная жизнь Бауманки в те годы была вполне автономна.
К нам, в ДК приезжали лучшие актеры московских театров тех лет
Достаточно вспомнить почти весь состав театра на Таганке с Высоцким, Смеховым, Золотухиным, Хмельницким, Дыховичным, Славиной, Демидовой.
Они  пели, читали прозу и стихи.
Да и остальная Москва скучать не давала. Театральная жизнь тех лет была полна цветущих талантов. Какой театр ни возьми, везде были свои звезды. И какие!
В вахтанговском- Борисова, Яковлев, Ульянов,
в Малом- Смоктуновский, Царев, Пашенная,
в МХАТе были в расцвете знаменитые «старики» - Прудкин, Грибов, Белокуров, Степанова, а сколько восторгов вызывала Ханаева в « Мария-Стюарт»?!.
в «маяковке» - Джигарханян, Доронина, Гундарева и совсем молоденькая Симонова..
А ведь была еще и «Сатира» с Мироновым, и «Моссовета» с Пляттом и Раневской…
На кого посмотреть сейчас?
Но театр театром, а защищаться надо было в срок.
И вот 12 апреля 1979 года уже сделав доклад, я отвечал на замечания оппонентов, когда на заседание Совета вошел наш ректор и зав.кафедрой Георгий Саныч. или попросту, ГАН…и привел с собой космонавта Елисеева.
У меня задрожали коленки. Ну все. Копец.
Однако, пронесло, в день космонавтики, наш выпускник, и как оказалось, будущий ректор МВТУ,просто решил посетить alma mater и ему не было никакого резона затруднять мою жизнь.
И вот спустя почти тридцать лет после своей защиты кандидатской и накануне защиты докторской, я брожу и вглядываюсь в знакомые и увы, забронзовевшие и окаменевшие в мраморе профили академиков Николаева, Пилюгина, Королева, Целикова, бюст Жуковского, портреты авиаконструкторов Ильюшина, Лавочкина, Петлякова….
Где смена?
 Ну не я же.
Как-то накануне ноябрьских праздников, мой приятель и по совместительству, партийный секретарь нашего НИИ, Саша Сергунов предложил мне сходить на гостевую трибуну Красной площади.
Район наш занял какое-то высокое место в соцсоревновании и поглазеть на военный парад и демонстрацию можно было не одному, а аж двум представителям нашего института.
И вот, преодолевая многочисленные кордоны и цепкие взгляды КГБэшников, я оказался, если смотреть на мовзолей со стороны Гума, рядышком с левой стороной. А поскольку народа было еще мало, я протиснулся в самый первый ряд.
К десяти утра промежуток между мовзолеем и трибуной заняли знаменитости - маршалы, генералы, космонавты. Заиграли фанфары и на трибуну поднимаются члены Политбюро. Впереди Леонид Ильич Брежнев. Пересекает мовзолей и подходит к нашему уголку. Каких-то пять-шесть метров разделяют нас. Генсек вяло хлопает в одетые на руки перчатки. Холодно. Градусов семь-восемь с ветерком. Мы, с радостными лицами тоже хлопаем генсеку. Передо мной, в двух шагах выстраиваются военные атташе зарубежных стран. Их обходит и приветствует начальник Генштаба Огарков. Или Агарков. Точно не помню.
Помню, что его сняли через несколько месяцев. За сбитый корейский самолет.
Сейчас утверждают, что за несогласие с вводом войск в Афганистан. Может и так.
Во время парада среди атташе мелькает космонавт Леонов с фляжкой. Наливает. Выпивает.
Нам тоже дают восхитительный чай  и бутерброды с сырокопченой колбаской.

Я съел штук семь. Халява.

Демонстрация заканчивается. Я прошу космонавта Ю.Романенко поставить автограф на моем приглашении.  Он приветлив, улыбается. Все по домам. Праздновать. А я в туалет под кремлевской стеной. Побаловался, однако ж чайком.
Вот так я впервые, за три дня до кончины повидал нашего дорогого и любимого. Это было 7 ноября 1982 года.

Знакомство с первыми лицами перестройки для меня началось задолго до апреля  85 года.
Как-то, в начале 80-х, на всесоюзной конференции в МВТУ,после пленарного заседания, меня потащил, буквально насильно, на родную кафедру, мой бывший консультант,доцент Чернышов Г.Г.

- Юра, выручай. Завтра по кафедре в сопровождении нашего академика будет ходить зам министра тяжелой промышленности. А нашей группе сейчас показать нечего. Принеси свои материалы вместе с патентами и отзывами корабелов. Может и тебе польза будет.-
Наутро, действительно, полный шмон на кафедре. Расставляют образцы, убирают старый хлам...
Что вдруг? В мою бытность аспирантом, бывали и поважней персоны. Сашки Дымшица отец, например. Зам.Косыгина, между прочим. Правда, Сашка,был нашим аспирантом...

Ну так вот. Спрашиваю народ, что засуетились-то?

Отвечают. Якобы, будущий председатель Госплана, а может, и Премьер. Откуда информация?. Прямо,административный отдел ЦК.

Приходит моложавый мужик при свите. Задает квалифицированные вопросы.Откуда знает про сварку?.
Был совсем недавно главным сварщиком Уралмаша. Вот это карьера!

Хорошо, хоть фамилию запомнил.Рыжков Николай Иванович. И все ведь совпало. И Госплан и Предсовмина.


Б.Н. Ельцина я впервые разглядел, буквально, в упор, после того, как его сняли с московской должности и назначили председателем Госстроя.
На строительную выставку, что на Фрунзенской набережной, он приехал в модном светло-зеленом пиджаке и темных брюках. Хорошо помню, как он обходил демонстрационные стенды и задавал вполне профессиональные вопросы. Наша работница техотдела Людмила Ивановна приосанилась, подобралась вся в ожидании высокого гостя. Я тоже заволновался. Рассказывать предстояло мне.
Но Б.Н. глянул с интересом на статную фигуру Людмилы Ивановны, равнодушно скользнул взглядом по мне и нашим убогим стендам, и отправился дольше.
А что было дальше, Вы и сами знаете. Белый дом, защитники, типа меня, похороны ребят, попавших под танк.
Любопытный был вечер накануне предполагаемого штурма. Группки людей с возбужденными лицами вокруг Белого дома жарко обсуждали последние события….
«Забил заряд я в тушку Пуго..» , это было бы смешно, когда бы не было так грустно….Пуго накануне свел счеты с жизнью…первая жертва.

Брожу вокруг в поисках знакомых. В Белый дом не пускают.
Чем защищаться??
Ах вот, в большой куче свалена арматура.  Арматурины длиной шесть метров, весят…думаю кг. по сто, не меньше…
Это как же я ей буду размахивать..при моей хилой конституции (176/75), я и поднять эту палку не смогу….порезали бы на куски, что ли.

Стемнело. Где-то около десяти вечера. Есть что-то очень сильно хочется. Вокруг магазинов нет. Пойду, пожалуй, в Смоленский универмаг.
Там всегда был горячий чай с булками.
Какое же это удовольствие - два чая с лимоном и плюшка!
Гляжу, активное шевеление возле сырного отдела - чутье, взращенное тотальным дефицитом, подсказывает, чейто будут давать!

Подскакиваю к очереди, я четвертый!
Счастье то, какое, российский сыр везут на тележке…..
давать будут аж, по полкило в одни руки. Может, отвлекают доблестных защитников от противоправных акций?
Но эта мысль ушла сразу же с пришедшим в руки куском сыра.

Звоню жене о нечаянной радости.
Слышу плач и нецензурные выражения по поводу моей гражданской позиции.
Самое мягкое это… « у тебя - мудака, двое маленьких детей, а ты кого- то там защищаешь?»..пик..пик…пик..
Я вспомнил модный пиджак Ельцина, посмотрел на свою курточку из турецкой кожи, купленную в Польше…..и отправился на станцию метро «Смоленская».
Домой, на Чертановскую.

Сыр был свеж и вкусен. Жена была ласкова и предупредительна.

А наутро мы проснулись. Без троих ребят, невесть как попавших под танки.

Хоронили героев через три дня. На Манежной был митинг с Горбачевым и его женой.
Раиса Максимовна тоже выступала.
А потом мы шли большой колонной к тому месту, на пересечении Нового Арбата и Садового кольца.
С другом Николаем Юхиным, который, оказывается, тоже бродил в тот вечер неподалеку от Белого дома, взяли бутылку водки и поехали в свой НИИ, выпить за помин души погибших за демократию ребят.
Кто сейчас помнит эти имена?
Наверно, только их матери.

Революция закончилась и начались будни ублюдочного капитализма.
Четыре года я искал себя в бизнесе - торговал обувью, овощами, металлом, работал завхозом (управляющим делами в банке).
Наш некогда могучий НИИ рухнул в одночасье. Попытки продать свои идеи и разработки лишь продлили агонию.
Я мотался по городам и весям Европы, под флагом совместного предприятия в надежде, что кто-то купит мои невостребованные в родном государстве идеи, технологии, материалы.
Испытывал, патентовал, продавал, лицензировал.
Смешно сказать, но погоня за журавлем в небе обернулась банальной синицей в руках - ради решения жилищного  вопроса я продал все оптом за двухкомнатную квартиру в Северном Бутово и был счастлив, семья была при удобствах.
 А я пустился в грандиозную авантюру, подрядился командовать химкомбинатом в Тульской области.
Эти пять лет доставили мне массу проблем, но оставили возможность встречи с героями грозовых и незабываемых 90-х.

После победы Ельцина на выборах 96-года, богатенький люд вовсю расслаблялся. В родной стране еще не было роскошных и ухоженных мест, и потому элита желала отдохнуть только за кордоном. К осени, когда дела на комбинате были еще сравнительно благополучны, владелец решил тоже отдохнуть в Европах и взял меня с собой.

Люксембург- Бонн- Мюнхен-Вена в декабре готовились к Рождеству.
Красиво, празднично, уютно.

Ужинаем вечером в крутом ресторане в Мюнхене. Устрицы, немного выпить, хорошая закуска…..
Под мясо ресторатор, глядя на крутого гостя и небольшую свиту (нас четверо), предлагает трюфеля.
Шеф самодовольно махнул рукой,
-давай!-

Официант так аккуратненько, вытащил из сейфа кусочек темно-коричневой массы, терочку, нашкрябал на четыре порции и посыпал на мясо….

Шеф недовольно посмотрел на него, дескать, че так мало…три все!
Официант испуганно глянул на него, стал что-то лопотать по-немецки, указывая на цену в меню….

Сергей (так звали шефа), хохотнул и поощрительно кивнул.
Я успел уже попробовать эту приправу…..на вкус как чайный гриб, ничего особенного, и отказался.
Мясо и так было отлично приготовлено. Остальные, видимо, желая похвалить шефа за хорошую закуску, тоже причмокивали и подхваливали, поедая эту кислятину.

За окном падал снежок, было тепло, уютно, и как-то умиротворенно.
На счет, который скромненько лежал себе в меню, никто не обращал внимания.

Наконец стали потихоньку собираться, пришла пора платить.

…., твою мать!!- вскричал Серега, таращась в счет.

1250 марок! Ничего себе отужинали!

Официант побагровел и вновь стал лопотать, указывая на цены….

Оказалось, что поужинали мы на шестьсот марок, а вот остальное - это стоимость трюфелей))).

Вена встретила мокрым снегом.  В поисках истинных и сомнительных удовольствий предстояло провести еще четыре дня.
В оперу мы и не собирались. Побродили после завтрака по центру, зашли в собор святого Стефана, поели креветок в «Nord Sea» и тут неистощимый на выдумки Сергей, глядя на падающий снежок, воскликнул:
- слушайте, здесь же горы рядом- Иннсбрук, Зеефельд! Поехали в отель, узнаем, есть ли шанс улететь!
Любезная сотрудница «SAS» быстренько нашла нам четыре билета в оба конца.

Рано утром, на следующий день мы уже летели в горы.
В Зеефельде (а мы сразу отправились туда), был уже легкий морозец и полно снега. Народу мало, за неделю до Рождества, австрийцы и прочие католики стараются побыть дома, в кругу семьи.
Надышавшись горным воздухом и скатившись пару раз, вечерком собрались в бассейн.
Бассейн на открытом воздухе, лепота! Рядышком -  баня, всякие водные процедуры, гидромассаж, все удовольствия. Не хватало только экстрима.
И он пришел.
Один из нашей компании, зам. министра московского правительства, с выпученными глазами вдруг, пригнулся в кресле и накрыл лицо полотенцем.
 Мы инстинктивно обернулись.

К бассейну подходили Лужков, Церетели, Батурина и какой-то еще мужик лет сорока.
Наш чиновник, бочком, бочком так, медленно, не привлекая внимания, выкатился и умчался в номер.
Лужков со свитой, ни на кого не обращая внимания, отправился плавать, а мужик подошел к Сергею и поздоровался.
Подошел к ним и я.
 Вот, Володя, познакомься, это директор моего тульского химкомбината, твой, кстати, коллега.
Мужик, в слабозатемненных очках, назвал себя.
- Владимир Евтушенков-
Они отошли и долго и оживленно о чем-то беседовали.

А я отправился в парилку. Сидят какие-то голые тетки без комплексов.
А мне как-то неудобно на них смотреть. Собрался было уходить, а тут Церетели заходит. Толстый. Обвешан цепями золотыми и крестами в палец толщиной, аж шея прогнулась.
- Здравствуйте, Зураб Константинович !-
- во, и здесь земляки!- Откуда знаешь меня?
да мы дружим с соседями, а они Вас хорошо знают и в гостях у Вас бывают часто..-
-кто такие?-
-Неля, Георгий и дочка - Нинуца…-

Действительно, по переезду в Бутово, жена подружилась с соседкой с третьего этажа, женой секретаря грузинского посольства…

-Даа?! Вы соседи? Хорошие они ребята- И он так заговорщически подмигнув, спросил:
- а знаешь, кто у Нели отец?
 -нет..-
-Вор. Вор в законе.-
 - а свекор у нее - зампредсовмина Грузии!

Хорошенькая компания.
Но тут зашла в парилку Батурина Елена. Подозрительно посмотрела на меня. И я поспешил откланяться.

Наутро Церетели за завтраком тепло и с улыбкой мне подмигнул, а сам отправился за отдельно сервированный столик со своими не менее знаменитыми приятелями.
Вся четверка сейчас знаменита и богата.
 
В.Евтушенков в списке отечественных миллиардеров почти всегда в первой двадцатке.
А Серега, шеф мой бывший, тоже небедный. Но тихо и мирно воспитывает своих дочерей. И простить, наверное, себе не может, что отказался к Евтушенкову в партнеры идти.

 Ведь, АФК «Система» живет и процветает.
А химкомбинат наш после прихода в тульские губернаторы Стародубцева медленно и верно дрейфовал к банкротству.

Попытки продать завод были бы удачными, ежели бы не жадность и глупость
моих хозяев.
В 97-году банк «Менатеп» предложил хорошие деньги за завод и я неделю вел переговоры в известном здании неподалеку от Чистых прудов.
Казалось, вот-вот ударим по рукам, но каждый раз что-то не до конца проговаривалось.
Как-то вечером, сидим усталые и пьем кофе в переговорной комнате.
Заходит какой-то парень в джинсах, очечках, и черном пиджаке, присаживается и так тихо говорит мне:
-вы передайте Вашему владельцу, что цена наша за фабричонку вашу окончательная, и поднимать мы ее не будем ни при каких обстоятельствах-
И вышел.
Спрашиваю представителя банка:
- а кто это, …Ваш хозяин?

- да, Ходорковский  Михаил-

Прошел год. Ударил дефолт- 98 , который, как ни странно, помог нам продержаться еще два года.

Но в конце 2000 года, я сдал завод новым владельцам и уехал.
 Сейчас, спустя 10 лет ничего не изменилось.
Мы еще пытались возродить завод и вкладывали деньги в производство.

А нынче работает только один цех, от 3500, работающих на комбинате, осталось 450 человек, остальные мотаются в Тулу.
Вот такой он, наш ублюдочный капитализм.

Миллионера из меня не вышло, пора возвращаться к истокам.

Четыре года назад, мы, близкие друзья и ученики Александра Ивановича Акулова, Лауреата Ленинской премии, поздравляли его с 80-летним юбилеем.

Один из состоявшихся учеников, в прошлом разгильдяй и баламут, а ныне зав.кафедрой , доктор и профессор и попутно тамада за праздничным столом, встал с бокалом и произнес:
- а теперь слово, самому неудачному из Ваших учеников, Александр Иванович!
В то время, когда мы, простые труженики науки, в голоде и холоде корпели над своими статьями, он разваливал советскую экономику, приближал окончательную победу капитализма в России…
Я понял , о ком сейчас пойдет речь и уже заранее решил отбиваться.
Но Александр Иванович опередил меня.

-Хорошая работа у него могла получиться, да и сейчас еще не поздно завершить ее…
А что подался в директора, так это от натуры, вот и я был ректором семь лет. В этой жизни нельзя все время на себя работать.

Надо и для людей что-то сделать.-

Не знаю, утвердят ли мою докторскую в ВАКе, но своего учителя я не подвел.


Рецензии
Очень интересно рассказали о своей жизни.
С уважением,

Галина Козловская   06.07.2021 18:44     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,так вот случилось, что было о ком рассказать..меньше всего о себе)

Юрий Доронин   07.07.2021 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.