О церкви

Церковь играет определённую роль в жизни и развитии нашего общества. Стоит только посмотреть на пышные одеяния церковных иерархов, праздничные крёстные ходы многих тысяч верующих. Я не берусь брать на себя смелость вопрос, искренне ли верят эти люди. Только уверен, что посещение церковного храма вряд ли сделало их выше, чище и нравственнее. России нужна вера. Но, увы, речь скорее идёт о моде всеобщего равнодушия, которая выражается в крещении и ношении нательного креста. У нашей матери-церкви поворачивается язык называть себя святой, претендовать на власть и земное имущество, хотя её функции, по-видимому, следовало свести к авторитету в душах людей. Многие посещают церкви, выполняя ряд соответствующих обрядов. У меня большие сомнения, что святые отцы по своему моральному облику имеют право на принятие исповеди. Окончив семинарию, и будучи рукоположен в сан, святой отец имеет право отпускать грехи, выслушивать исповеди и накладывать ептимью. Косвенно это можно рассматривать, как принятие на себя функций Бога на земле. Не знаю, имеет ли человек моральное право простить сделанное другим, после курса обучения в учреждении специфического характера. Святым человека делают годы каторжного труда на благо ближнего, аскетическое служение ему. Нужно иметь моральное право, пройдя через бездны страданий, не ожесточившись, чтобы простить ближнего за тот или иной поступок. Вместо этого имеет место издание литературы типа "что присоветует батюшка".
Не спорю, если человеку приносит облегчение посещение храма, это прекрасно. Замечательно, если это устремляет его помыслы к совершению благих дел. Но, брошенная милость нищему и раскормленная до ожирения собака вовсе не признак подъёма по лестнице духовного самосовершенствования. Трудно не согласиться с тем, что каждый человек нуждается в праве исповеди, чтобы психологически облегчить свою душу. Но говорить о прощении содеянного?. На это имеет право Бог, но не человек. Человек, совершивший низкий и подлый поступок в отношении своего ближнего, должен стараться всеми силами загладить его, искупить, если можно так выразиться, перед ним. А батюшка уже "отпустил" грех. И ты можешь продолжать вести прежний образ жизни. Совершая уже более худшие, ведь тебя простили, поступки. Прощение порождает вседозволенность. Поэтому человеку, естественно, нужен посредник, лицо высоких моральных качеств, чтобы облегчить душу или дать совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Пусть анонимно, с сохранением тайны исповеди. Если, конечно, речь не идёт о жизни человека или готовящемся преступлении.  Но судить (прощать) грехи священнослужитель не имеет права. Конечно, церковь должна быть лицом христианской морали общества. Она должна быть в этом смысле независима от политической власти. Её предназначение быть совестью общества, а не накопление всевозможных богатств. Но, к сожалению, церковь стремится к усилению своей экономической и политической власти, выступая содружественно с властью политической.
Проблемы верующих остаются проблемами верующих. Они исправно платят за церковные таинства, образки, иконы, нательные кресты, отпевание усопших и т.д. Служители часто недовольны размеров своих гонораров. А должно быть - бесплатно. Поставить свечку, похоронить человека, совершить необходимые таинства. Церковь впитала в себя пороки общества, заняв потребительскую позицию. Да, ввели (если не ошибаюсь) в школах уроки Слова Божьего. И что? Да ничего. Как смотрит священник с открытым ртом, кто и где больше даст, так и осталось. На первом месте должна заботиться церковь о душах своей паствы, не с тем, чтобы больше состричь, а с тем, чтобы была чище и возвышеннее. Возникает своеобразный парадокс - чем больше грешников, тем больше потребность в Святой матери-церкви. И берёт. Берёт мать-церковь подношения, растя экономически и политически, всё теснее сплетаясь с политической властью. Контроль над душами - контроль над гражданами. Где уж тут высокие моральные качества русского народа!.. Там убили священника, здесь дом с семьей сожгли. Может, в Российской империи народ был чище и нравственнее. Не спорю. Так выкорчевали всё. При современном капитализме и церковь посещают, и в Бога верят, и куличи пасхальные едят. Только не стали люди ни выше, ни чище, не нравственнее. Как думают о себе любимых, так и думают, как завидовали, так и завидуют. И не стали мы ни лучше, ни возвышеннее. Церковь, чьей непосредственной обязанностью было печься о душах людей, занята совершенно другими делами. Дележом власти, накоплением богатств, слиянием с политической властью. Церковь, чья священная обязанность с рождением ребёнка следить за его нравственностью, чтобы растить достойных граждан, патриотов Отечества, занимается тем, как увеличить объём обираемой ею паствы. Конечно, пышно и красиво одеяние священника. Но о душе христианской больше бы он думал, нежели о пышности одеяния и сумме гонораров!.. Не изводил тоннами бумагу на религиозную литературу, а шёл в народ, сея разумное, доброе, вечное. А есть ли вообще какой-либо отбор в духовные семинарии?.. Не с детства ли нужно готовить в подобные учреждения, чтобы человек твёрдо знал, что он посвятит себя Богу и служению другим людям?.. Не должен ли быть святой отец на миру образцом нравственности, порядочности, совестливости, а, не идя с пышным пузом, отслужив службу в храме?.. Как и может, святой отец, вполне возможно, действительно считая себя святым, пользоваться современными достижениями науки?.. В Средние века учёные подвергались беспощадной травле, а сейчас? Мобильники, автомобили, самолёты и т.п. Как ты можешь пользоваться тем, что принадлежало творению ума невинноубиённых, считая себя святым?.. Тебе Бог ниспослал страдания, ты и терпи. И нечего проводить электричество в церковный храм и топить печь, чтобы согреться во время молитвы. Стоически переноси то, что ниспослано тебе Богом.
Короче, милые служители церкви, свойственно вам всё человеческое. И в грехах Вы по уши увязли, где уж Вам их отпускать, и образцом морали Вы не являетесь. Устроили себе удобную жизнь, (не говорю, что есть праведники, ведущие должный образ жизни), но в основной своей массе... Лучше не вспоминать. Какая там святая. По уши в грязи. Но всем выгодно и все молчат. А надо менять, ой надо, если собираемся быть мы великой державой а не лапотной Россией. 18.04.09 г.


Рецензии