Роскошь литературы. Из Нового тезауруса

                VLADIMIR RUSS’ NEW THESAURUS


                Тематических рубрик  –  1 500
                Афоризмов  –  80 000
                Авторов –   5 000


                Афоризм - последний довод дураков...
                (См. « Pro domo mea, или Сплошные канители», 1908)

Какой же это, к черту, политический афоризм, если он никому не попортил кровушки?
                (Ditto, 3796)

Когда мы слышим умный афоризм, то наш первый вопрос: «А кто это сказал?».
                (Ditto, 1907)

Любую истину можно высказать афоризмом, но, к сожалению, не любой афоризм является истиной.
                (Ditto, 1909)

Нет ничего более подробного, чем афоризм.
                (Ditto, 1910)

Удачный афоризм – это физиологический процесс, так сказать, естественное отправление ума.
                (Ditto, 5275)

 
                КРИТИКА
                (Критик, рецензент)


000
Настоящий критик должен подробнее останавливаться на преимуществах, а не на недостатках.
(Д. Аддисон)
000
Такая критика сама критики не выдерживает.
(Ю.И. Айхенвальд)
000
Благонамеренными замечаниями, хотя бы они были строги, даже иногда несправедливы, никому оскорбляться не должно; тем менее людям с истинными дарованиями.
(С.Т. Аксаков)
000
Держи, коли велено, руки по швам,
Нам критиков даром не надо.
(А.В. Амфитеатров)
000
Критик всегда задним умом крепок.
(Х.К. Андерсен)
000
Критик стоит обыкновенно вне произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только вне его, но где-то над ним.
(И.Ф. Анненский)
000
Критик – это человек, у которого не хватает смелости попробовать свои рекомендации на собственной шкуре.
(М.Л. Анчаров)
000
Критика – это беспристрастная попытка познать и передать все лучшее, что есть в мире фактов и мыслей.
(М. Арнольд)
000
Критик окажет пользу человеку практическому лишь в том случае, если не станет потворствовать его вкусам, его взглядам на мир.
(М. Арнольд)
000
Критические способности ниже творческих.
(М. Арнольд)
000
В приемах старых критиков, в их брани и спорах, для меня прежде всего и больше всего любопытны сами люди.
(А.Н. Афанасьев)
000
И критик и юрист обречены
Рассматривать безжалостно и хмуро
С невыгодной обратной стороны
И человека и литературу.
(Д.Н.Г. Байрон)
000
Но критик и юрист лишь темное следят,
Подходят со спины и к людям, и к поэтам.
(Д.Н.Г. Байрон)
000
Так пиши, чтоб угодить; знай:
В том суть всякой критики.
(Д.Н.Г. Байрон)
000
Молчание иногда означает самую строгую критику.
(Ч. Бакстон)
000
За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
(О. де Бальзак)
000
Истинное назначение современной критики заключается в том, чтобы указывать принципы нового искусства. 
(О. де Бальзак)
000
Как сладки критические замечания, исходящие из дружеских уст; в них веришь; от них становится грустно, ибо нет сомнения в том, что они правильны, но они не причиняют боли.
(О. де Бальзак)
000
Критика – его опиум, книги – его гарем.
(О. де Бальзак)
000
Критика – это щетка, которой не следует чистить легкие ткани: она разрывает их в клочья.
 (О. де Бальзак)
000
Критике так же нельзя помешать, как нельзя человеку помешать видеть, изъясняться и судить.
(О. де Бальзак)
000
Люди сильные всегда первые критикуют самих себя.
(О. де Бальзак)
000
Подлинная критика – это целая наука, она требует полного понимания произведений, ясного взгляда на стремления эпохи, устойчивых политических воззрений, веры в определенные принципы; иными словами – беспристрастного разбора, точного отчета, приговора.
(О. де Бальзак)
000
А я крепко убежден, что народ или общество есть самый лучший, самый непогрешительный критик.
(В.Г. Белинский)
000
В нашей критике, и особенно в наших учебниках, заметно владычество общих мест, литературное низкопоклонство живым и мертвым, лицемерство в суждениях. 
(В.Г. Белинский)
000
Движение мысли, совершающееся в критике, приготовляет новое искусство, опережая и убивая старое.
(В.Г. Белинский)
000
Дело критика есть отделение красот от недостатков в произведении искусства, а мерка при этом химическом процессе – личное ощущение критика.
(В.Г. Белинский)
000
Дело критика не доказывать, поэтическое или непоэтическое такое-то произведение: подобный вопрос решается непосредственным чувством читателя, а не доказательствами критики; дело критика – показать не поэтическое достоинство, а степень поэтического достоинства в данном произведении, его идею, полноту, оконченность. 
(В.Г. Белинский)
000
Если критика несправедлива, она встретит сильную оппозицию в публике.
(В.Г. Белинский)
000
Задача истинной критики – отыскать в созданиях поэта общее, а не частное; человеческое, а не людское; вечное, а не временное; необходимое, а не случайное, – и определить, на основании общего, то есть идеи, цену, достоинство, место и важность поэта.
(В.Г. Белинский) 
000
Задача критики и истинная оценка произведений поэта непременно должны иметь две цели: определить характер разбираемых сочинений и указать место, на которое они дают право своему автору в кругу представителей литературы. 
(В.Г. Белинский)
000
Знаете ли, какой вообще недостаток находится в нашей критике? Она не совсем хорошо приноровлена к нашим потребностям. Критик и публика – это два лица беседующие: надобно, чтобы они заранее условились, согласились в значении предмета, избранного для беседы. Иначе им трудно будет понять друг друга.
(В.Г. Белинский)
000
Из всех критиков самый великий, самый генияльный, самый непогрешимый – время.
(В.Г. Белинский)
000
Истинного призвания не убьет никакая критика – ни строгая, ни снисходительная, ни пристрастная, ни ложная. Не стоит жалеть о таланте, струсившем, по самолюбию, первого сурового приговора критики, ибо дороги таланты, а не талантики.
(В.Г. Белинский)
000
Конечно, критика не сделает дурака умным и толпу мыслящею; но она у одних может просветлить сознанием безотчетное чувство, а у других – возбудить мыслию спящий инстинкт.
(В.Г. Белинский)
000
Критика была бы, конечно, ужасным оружием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала – критике же…
(В.Г. Белинский)
000
Критика не есть посредник и примиритель между искусством и наукою: она есть приложение теории к практике, есть та же наука, созданная искусством, а не создающая искусство. Ее влияние простирается не на искусство, а на вкус публики; она не для гения-творца, который всегда верен ей, не думая и не страшась быть ей верным, а для направления общественного вкуса, который может изменять ей, сбиваемый с толку ложно-изящным или ложными системами.
(В.Г. Белинский)
000
Критика у нас считается самым легким ремеслом; за нее берутся все с особенной охотой, и редко кому входит в голову, что для критики нужно иметь талант, вкус, познания, начитанность, нужно уметь владеть языком.
(В.Г. Белинский)
000
Критиковать – значит искать и открывать в частном явлении общие законы разума.
(В.Г. Белинский)
000
Оторвать идею от формы художественного создания, развить ее из самой себя и оправдать ее самой собою, как ступень, как звено, как момент диалектического движения общей единой идеи, – вот первая задача философской критики. Но этим еще не все оканчивается: кроме мышления, нужна еще для критика сила фантазии, которою бы он мог провести по образам разбираемого им художественного создания оторванную от него идею, снова потерять ее в форме, и видеть самому, и показать ее другим в ее органическом единстве с формою, в этих светлых, игривых переливах жизни, которая сквозит в форме, как луч солнца в граненом хрустале.
(В.Г. Белинский)
000
Полное и совершенное понимание произведений искусства возможно только через философскую критику.
(В.Г. Белинский)
000
Предмет критики есть приложение теории к практике. Всякое критическое рассмотрение, имеющее своим предметом не прямо изящное, а что-нибудь имеющее к нему отношение, есть не критика, а полемика, как бы оно ни было скромно, вежливо, тихо и безжизненно.
(В.Г. Белинский)
000
Субъективное мнение критика не есть истина и не имеет ничего общего с критикой.
(В.Г. Белинский)
000
Талант критика редок, путь его скользок и опасен.
(В.Г. Белинский)
000
Теперь уже не всякому можно быть критиком, кому только вздумается, не всякое мнение примется потому только, что оно печатное. Пристрастие партий не может уже убить хорошей книги и дать ход другой.
(В.Г. Белинский)
000
У нас еще так зыбки понятия об изящном и вкус еще в таком младенчестве, что наша критика по необходимости должна отступать, в своих приемах, от европейской.
(В.Г. Белинский)
000
У нас уж так привыкли смотреть на критику: коли хвалить, так хвали; коли бранить, так только держись!
(В.Г. Белинский)
000
Цель критики высокая – поверка фактов умозрением, и наоборот; цель полемики низшая – защита здравого смысла. Критика опирается на умозрении, полемика на здравом смысле.
(В.Г. Белинский)
000
Цель русского критика должна состоять не столько в том, чтобы расширить круг понятий человечества об изящном, сколько в том, чтобы распространять в своем отечестве уже известные, оседлые понятия об этом предмете.
(В.Г. Белинский)
000
Чтобы быть критиком, надо родиться критиком, надо получить от природы обширное и глубокое созерцание, или внутреннее ясновидение всего, что составляет содержание искусства; надо получить инстинкт и такт для понимания изящного.
(В.Г. Белинский)
000
Чтобы хорошо писать о дурных книгах, нужна начитанность, некоторая литературная образованность, несколько вкуса и изощренной навыком способности владеть языком; но, чтобы хорошо писать о книгах умных и сочинениях ученых, нужно иметь глубокую натуру, развитую учением и мыслию, и дар слова от природы.
(В.Г. Белинский)
000
Дело критики – следить,
Чтоб в галуны тамбурмажора
Не смели гения рядить!..
(П.Ж. Беранже)
000
В наш век маленьких людей и маленьких дел сокращается и поле деятельности критика и покровителя искусств.
(О. Бердслей)
000
Критический дар встречается реже, чем дар творческий.
(О. Бердслей)
000
Критики вообще не наслаждаются искусством, наслаждаются гораздо более те, которые совсем не специалисты по искусству и мало компетентны судить о нем.
(Н.А. Бердяев)
000
У нас есть критика, но нет литературы.
(А.А. Бестужев)
000
Критик, обожающий одновременно разные объекты, не может любить ни один из них.
(М. Бирбом)
000
Лишь анонимная критика может быть искренней. Такова вся английская журналистика.
(Л. Блюм)
000
Где нет свободы критики, там никакая похвала не может быть приятна.
(П.О. Бомарше)
000
Мы ни в коем случае не должны смешивать критику общую, составляющую одну из благороднейших целей искусства, с гнусной сатирой, направленной против личностей: первая обладает тем преимуществом, что она исправляет, не оскорбляя.
(П.О. Бомарше)
000
Такого не бывало, чтобы захотели добра критикам.
(А.М. Борщаговский)
000
Всякий критик есть плохой химик.
(П. Валери)
000
Критик призван быть не читателем, а свидетелем читателя, – тем, кто следит за ним, когда он читает и чем-то взволнован. Важнейшая критическая операция – определение читателя.
(П. Валери)
000
Чтобы быть отличным критиком, нужна способность быть хорошим писателем. Только талант способен расширить горизонты вкуса.
(А.Ф. Вильмен)
000
Глупость рецензента прощается гораздо скорей, нежели гениальное превосходство мастера.
(А.К. Виноградов)
000
Критика – это оценка другого человека, а стало быть, начало дискуссии.
(А.Ж. Вирц)
000
Критиковать автора легко, но трудно его оценивать.
(Л. де Вовенарг)
000
Во всякой критике, как только она получает словесную форму, есть рядом с элементом чисто умственным элемент психологический: всякое рассуждение становится горячим.
(С.М. Волконский-внук)
000
Для того чтобы критика заслужила серьезного к себе отношения, надо, чтобы ощущалась под ней крепкая умственная канва, чтобы порывы чувства не нарушали прочности и ясности этой канвы. Задача трудная, потому что это есть совмещение двух взаимоисключающих начал.
(С.М. Волконский-внук)
000
Нигде, как в России, критическое мышление не имело такого огульного, сплошного характера. Поражала не только одинаковость самого мышления, но и одинаковость приемов его, трафаретность словесного выражения.
(С.М. Волконский-внук) 
000
Редко в чем так ярко проявляется культурность и воспитанность, как в критике.
(С.М. Волконский-внук)
000
Русская критика, обыкновенная критика русского обывателя, всегда была на рысаках чувства, не на тормозе рассудка. Уже не говорим о том, что и само чувство не всегда бывало искренно, свободно от посторонних примесей, не заражено слепотой, преувеличенностью, предвзятостью. Да, в русском обывателе не было критических убеждений, а были критические настроения.
(С.М. Волконский-внук)
000
В самой строгой критике, когда она основательна и сметлива, может быть слышно сочувствие.
(П.А. Вяземский)
000
Критики всегда выступают против фильмов, которые дают большие кассовые сборы.
(Г. Гаррисон)
000
Критики вычитывают из романа не то, что там есть, а то, что они в нем хотели бы видеть.
(Г. Гарсия Маркес)
000
Когда глаза критика отуманены слезами, его мнение не имеет значения.
(Г. Гейне)
000
Не жалей хирургического ножа критики даже для самого любимого ребенка, если он появился на свет с каким-нибудь горбиком, шишечкой или другим наростом. Будь строг к самому себе. Это первая заповедь художника.
(Г. Гейне)
000
Критика, в смысле отрицания фальши и лжи, должна сперва подвергнуть анализу явления литературные.
(А.И. Герцен)
000
Кант указал нам, что существует критика разума и что у этого величайшего из всех достояний, которыми владеет человечество, есть основания недремно следить за собой. Какую огромную пользу принес нам его голос, знает каждый по собственному опыту. А я хотел бы – в этом же смысле – провозгласить задачей критику чувств, которая так необходима, если искусству вообще, а не немецкому в частности еще суждено когда-нибудь оправиться и бодрым шагом двинуться вперед. 
(И.-В. Гете)
000
  Мой глаз
Не гостя дружелюбный взгляд без страсти.
(И.-В. Гете)
000
От критики нельзя ни спастись, ни оборониться, нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется.
(И.-В. Гете)
000
Дайте десяти критикам написать в десяти газетах об одной и той же вещи, и вы решите, что каждый из них писал о какой-то другой вещи. Критика – самовыражение неудачников.
(А. Гитлер)
000
Извещение о том, что критика будет благонамеренная, чуждая личностей и партий, тоже не показывает цели. Она должна быть необходимым условием всякого журнала.
(Н.В. Гоголь)
000
Критика, основанная на глубоком вкусе и уме, критика высокого таланта имеет равное достоинство со всяким оригинальным творением: в ней виден разбираемый писатель, в ней виден еще более сам разбирающий.
(Н.В. Гоголь)
000
Критика устала и запуталась от разборов загадочных произведений новейшей литературы, с горя бросилась в сторону и, уклонившись от вопросов литературных, понесла дичь.
(Н.В. Гоголь)
000
Критика много погрешила тем, что в суде своем над знаменитыми покойниками сходила с исторической точки, забегала вперед и поражала их современным оружием.
(И.А. Гончаров)
000
Право критики налагает обязанность беспощадно критиковать не только действия врагов, но и недостатки друзей. И морально, и политически для развития в человеке чувства социальной справедливости гораздо лучше, если мы сами честно сознаемся в наших недостатках и ошибках раньше, чем успеют злорадно указать на них враг наш.
(М. Горький)
000
Глубокая убежденность в собственной высокой культуре побуждает меня строго судить о каждой новинке искусства и науки. Суждение мое непререкаемо, ибо непроизвольно выливается из глубины души.
(Э.Т.А. Гофман)
000
Критиковать собственное мировоззрение – значит придать ему единство и последовательность, поднять его до той высоты, которой достигла самая передовая мысль мира.
(А. Грамши)
000
Критика обычно требует участия масс.
(К. Гуцков)
000
Странная идея запрещать поэту заниматься критикой. Кто же лучше шахтера знает галереи шахт?..
(В. Гюго)
000
Я критикую, но не оскорбляю. Мир таков, каков он есть.
(В. Гюго)
000
Критика – вещь возвышенная. Ею достойны заниматься только гении.
(С. Дали)
000
Критика легка, искусство трудно.
(Ф. Детуш)
000
Дилемма критика: либо обидеть автора, сказав ему правду, либо солгав, унизить себя самого.
(С. Джонсон)
000
От тлетворного дыхания критиков не задохнулся еще ни один гений.
(С. Джонсон)
000
Гений творит красоту; критик замечает ее недостатки. Первое требует воображения, второе – понимания.
(Д. Дидро)
000
Так плоско ремесло критика! Как трудно создать самому даже посредственную вещь и так легко почувствовать посредственность чужую!!!
(Д. Дидро)
000
Главная задача литературной критики – разъяснение тех явлений действительности, которые вызвали известное художественное произведение.
(Н.А. Добролюбов)
000
Без критики будет одна «осанна». Но для жизни мало одной «осанны», надо, чтобы «осанна»-то  эта переходила через горнило сомнений.
(Ф.М. Достоевский)
000
Всякий критик должен быть публицистом в том смысле, что обязанность всякого критика – не только иметь твердые убеждения, но уметь и проводить свои убеждения. А эта-то умелость проводить свои убеждения и есть главнейшая суть всякой публицистики.
(Ф.М. Достоевский)
000
Каждый замечательный критик наш (Белинский, Григорьев) выходил на поприще, непременно как бы опираясь на передового писателя, то есть как бы посвящал всю свою карьеру разъяснению этого писателя и в продолжение жизни успевал высказать все свои мысли не иначе, как в форме растолкования этого писателя.
(Ф.М. Достоевский)
000
Каждый литературный критик должен быть в то же время и сам поэт; это, кажется, одно из необходимейших условий настоящего критика.
(Ф.М. Достоевский)
000
У нас критик не иначе растолкует себя, как являясь рука об руку с писателем, приводящим его в восторг.
(Ф.М. Достоевский)
000
Настоящая критика всегда поддерживала крупнейшие новаторские явления искусства.
(А.Л. Дымшиц)
000
Поистине человек силен способностью критически взглянуть на вещи!
(Ж. Дюамель)
000
Литературная Вандея,
пером не очень-то владея,
зато владея топором,
всегда готова на погром.
(Е.А. Евтушенко)
000
Давно пора отправить отечественную критику на ее место – в лакейскую.
(Виктор Ерофеев)
000
Писательский опыт неисповедим, критический – заляпан желчью. Критик зачастую неудавшийся или несостоявшийся писатель. Он орудие если не мести, то зависти. В нем, как черви, шевелятся комплексы.
(Виктор Ерофеев)
000
Хороший критик обречен на забвение. Плохой – на славу в потомстве. У писателей все наоборот. И так должно быть.
(Виктор Ерофеев)
000
Критик, который не желает довольствоваться своими нудными обязанностями, который хотел бы воспламениться и тоже быть своего рода артистом, должен покорствовать своей страсти.
(Ж.Г. Жанен)
000
Истинный критик должен быть и моралист-философ и прямо чувствителен к красотам природы. Скажу более: он должен быть и сам морально-добрым, или, по крайней мере, иметь в душе своей решительное расположение к добру, ибо доброта моральная служит основанием чувству изящного.
(В.А. Жуковский)
000
Критика – но, государи мои, какую пользу может приносить России критика? Что прикажете критиковать? Посредственные переводы посредственных романов? Критика и роскошь – дочери богатства, а мы еще не Крезы в литературе!
(В.А. Жуковский)
000
Критика вполне зависит от литературы и самостоятельного значения не имеет.
(В.А. Зайцев)
000
Критика – это прежде всего стремление обратить внимание на реальность. На факты!
(А.А. Зиновьев)
000
Критика только тогда критика, когда она чувствует, о чем думает и что говорит народ. Она находится в деятельных отношениях с мнением народным. Она может совпадать с ним, может опережать его, может даже с ним спорить, но, стоя в стороне, когда у народа на душе буря, она теряет право быть критикой.
(И.П. Золотусский)
000
Критика бьет обычно невпопад, она восхваляет выверты какой-нибудь нарумяненной актрисы и тут же вопит о безнравственности в связи с физиологическим исследованием, ничего в нем не поняв и не желая понимать, и бьет напропалую, едва только ее трусливая глупость подскажет ей, что надо бить.
(Э. Золя)
000
Критики – это музыканты, исполняющие каждый свою мелодию в том ужасающем кошачьем концерте, который они вместе разыгрывают, слыша только собственные инструменты.
(Э. Золя)
000
Нет ничего смешнее, чем идеал в литературной критике. 
(Э. Золя)
000
Печатные издания имеют такую критику, какую хотят иметь.
(Т.В. Иванова)
000
Критика – это тоже поэзия.
(Я. Ивашкевич)
000
На критику жизни нет апелляции.
(А.С. Изгоев)
000
Критик должен описывать, а не советовать.
(Э. Ионеско)
000
Не всякая критика – мысль, но всякая мысль – критика.
(Ф.А. Искандер)
000
Справедливые критики редки на Руси; ибо в стране, где все определяется рангами, слава имеет мало притягательного.
(Н.М. Карамзин)
000
Хорошая критика есть роскошь литературы: она рождается от великого богатства; а мы еще не Крезы.
(Н.М. Карамзин) 
000
Профессиональные критики, конечно, полезны для логического и хронологического, графического и биографического подхода, для литературного фиксирования того, что уже приобрело незыблемые формы; перед лицом современного, поскольку оно выступает как новое или неожиданное, они обычно бесплодны и беспомощны; первые оценки всегда должны исходить из круга художников, и потому они большей частью пристрастны. А критики, преодолев первую растерянность, развивают пристрастность дальше, пока предмет споров не отойдет в прошлое; тогда его можно будет с несомненностью отнести к той или иной категории.
(Г. Келлер)
000
Я верю в благотворную силу критики, к чему бы она ни прилагалась.
(А.А. Кизеветтер)
000
Упадок развращенного служителя церкви порождает брюзгливого критика.
(У. Конгрив)
000
Боги делают кинокритиков из тех, кого хотят погубить.
(Л. Коул)
000
Но как же критика Хавроньей не назвать,
Который, что ни станет разбирать,
Имеет дар одно худое видеть?
(И.А. Крылов)
000
Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
(И.А. Крылов)
000
Тот, кто критикует, должен уметь и творить.
(Д.Ф. Купер)
000
Как ни безупречно произведение, от него не останется камня на камне, если автор, прислушиваясь к критике, поверит всем своим судьям, ибо каждый из них потребует исключить именно то место, которое меньше всего ему понравилось.
(Ж. де Лабрюйер)
000
Критика – это порою не столько наука, сколько ремесло, требующее скорей выносливости, чем ума, прилежания, чем способностей, привычки, чем одаренности. Если ею занимается человек более начитанный, нежели проницательный, и если он выбирает произведения по своему вкусу, критика портит и читателей и автора.
(Ж. де Лабрюйер)
000
Мы так любим критиковать, что теряем способность глубоко чувствовать поистине прекрасные творения. 
(Ж. де Лабрюйер)
000
Удовольствие критиковать мешает наслаждаться прекрасным.
(Ж. де Лабрюйер)
000
Лишь критика созидает прочные убеждения. Лишь человек, выработавший в себе прочные убеждения, находит в этих убеждениях достаточную силу веры для энергического действия. Если вера моя не есть следствие критики, т.е. не имела случая подвергаться возражениям, то кто мне поручится, что в минуты действия поводы,  побуждающие меня действовать несогласно с этой верой, не пошатнут ее?
(П.Л. Лавров)
000
Каждый гений – прирожденный критик. Он в самом себе заключает мерило всех правил. Он один понимает, запоминает и соблюдает только те законы и правила, которые помогают ему выражать в словах его ощущения.
(Г.Э. Лессинг)
000
Рецензенты имеют право не только говорить людям в глаза, что они дураки, но даже доказывать им это.
(Г.К. Лихтенберг)
000
Критики - часовые великой армии литературы, расставленные на всех углах газет и обозрений и вступающие в бой с каждым новым писателем.
(Г. Лонгфелло)
000
Критика и познание далеко не одно и то же.
(Д.Г. Лоуренс)
000
Критика – хорошая вещь, если только она не злобна, не завистлива, не мелочна.
(С. Льюис)
000
Критики, как произвольного истолкования поэзии, не должно существовать, она должна уступить место объективному научному исследованию, науке о поэзии.
(О.Э. Мандельштам)
000
Критика селекционирует литературу, она настаивает на одних видах и сметает с пути другие.
(С.Я. Маршак)
000
Я могу критиковать манеру другого, но не должен навязывать ему свою.
(Э. Межелайтис)
000
В художественные критики всего чаще идут неудавшиеся художники: не умея создать своего, они принимаются ругать чужое, и это называется художественной критикой.
(М.О. Меньшиков)
000
Первородный грех русской критики – ее культурная неотзывчивость.
(Д.С. Мережковский)
000
Самая искренняя критика – не более, чем пустой звук: мы хотим только одного, – необузданной страсти.
(Г. Миллер)
000
Нападать на пьесу, которая имела успех, – не значит ли нападать не столько на искусство того, кто ее создал, сколько на мнение тех, кто ее похвалил?
(Ж.Б. Мольер)
000
Эта критика особенно досадна, потому что она косвенная.
(М. де Монтень)
000
Прошу только об одном, но опасаюсь, что мне будет в этом отказано: пусть никто, бегло прочитав книгу, не выносит поспешного суда о работе, на которую потрачено двадцать лет.
(Ш.Л. Монтескье)
000
Время – самый честный критик.
(А. Моруа)
000
Моральные оценки автора могут лишь испортить произведение искусства, роман или драму.
(А. Моруа)
000
Ничего нет полезнее для молодого человека, вступающего в жизнь, как если его слегка критикуют женщины.
(А. Моруа)
000
Великого критика должны отличать не только универсальные знания, но и всеобъемлющая доброжелательность, притом основанная не на равнодушии, которое делает людей терпимыми к тому, до чего им нет дела, а на активной любви к разнообразию. Он должен быть психологом и физиологом, чтобы понимать связь первоэлементов литературы с мозгом и телом человека, и он должен быть философом, так как философия научит его спокойствию и беспристрастности и заставит помнить, что все человеческое – преходяще.
(У.С. Моэм)
000
Критика, лишенная практического понимания технологии искусства, редко высказывает сколько-нибудь значительные суждения.
(У.С. Моэм)
000
Критика не имеет к художнику никакого отношения. Она рассматривает явления искусства объективно, а объективность художника не интересует.
(У.С. Моэм)
000
Критик – худший судья пьесы.
(У.С. Моэм)
000
Критика является и растолкователем литературы, переходящим в растолкование жизни, и ревностным стражем достигнутого уровня.
(Р. Музиль)
000
Критики – стрелки на страже рубежей литературы!
(Р. Музиль)
000
Разбор всякой книги нелеп и бесцелен.
(В.В. Набоков)
000
Так уж повелось, что мерой для степени чутья, ума и даровитости русского критика служит его отношение к Пушкину.  Так будет, покуда литературная критика не отложит все свои социологические, религиозные, философские и прочие пособия, лишь помогающие бездарности уважать самое себя.
(В.В. Набоков)
000
Нет ничего, что бы не было подвержено критике.
(Н.И. Новиков)
000
Чтобы иметь ключ ко многим литературным истинам нашего времени, надобно знать не теории словесности, а отношения к лицам.
(В.Ф. Одоевский)
000
Если в определенный период в литературе существует великий критик, то есть человек большой культуры, горячего сердца, порывистого воображения, проникновенного ума, искреннего энтузиазма к рождающимся произведениям, он наверняка выскажет свое мнение о книгах современных ему писателей отличное от мнений безымянной читательской массы.
(Я. Парандовский)
000
Ничто так не раздражает писателя, как менторство критиков, в особенности когда оно не подкреплено ни знаниями, ни культурой, ни талантом.
(Я. Парандовский)
000
Не может же разумный человек преследовать другого за его критику.
(В.С. Пикуль)
000
Критика должна состоять именно в том, чтобы в каждом отдельном явлении отличать полезные и вредные стороны. Ограничиваться цельными приговорами – значит уничтожать критику или, по крайней мере, превращать ее в бесплодное наклеивание таких ярлыков, которые никогда не могут исчерпать значение рассматриваемых предметов.
(Д.И. Писарев)
000
Критик вносит и обязан вносить в свою деятельность все свое личное мировоззрение, весь свой индивидуальный характер, весь свой образ мыслей, всю совокупность своих человеческих и гражданских убеждений, надежд и желаний.
(Д.И. Писарев)
000
Подготовка и последовательное проведение того или иного мировоззрения в оценке всех текущих явлений жизни, науки, литературы называется в наше время критикой.
(Д.И. Писарев)
000
Прикосновения критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха.
(Д.И. Писарев)
000
Критика, в сущности, есть дальнейшая разработка богатства темы, найденной первым, «основным» автором. Она есть «доработка» недр, дальнейшее совершенствование мыслей автора. Критика может быть многократной.
(А.П. Платонов)
000
Критика, как суждение, нужна не для того, чтобы осудить или похвалить, но для того, чтобы глубже понять поэта.
(А.П. Платонов)
000
Слишком часто кажется, что нынешняя литературная критика пишется членами некоего тайного общества для самих себя. Их труды следовало бы помечать грифом «секретно».
(Д.Б. Пристли)
000
Критик – не учитель начальной школы, чтобы проставлять оценки.
(М. Пуйманова)
000
Где нет любви к искусству, там нет и критики.
(А.С. Пушкин)
000
Женщины – лучшие критики.
(А.С. Пушкин)
000
Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы.
(А.С. Пушкин)
000
Критики смешивают вдохновение с восторгом.
(А.С. Пушкин)
000
Литература кой-какая у нас есть, а критики нет.
(А.С. Пушкин)
000
Не пиши добрых критик! Будь зубаст и бойся приторности.
(А.С. Пушкин)
000
Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы вообще.
(А.С. Пушкин)
000
У одного только народа критика предшествовала литературе – у германцев.
(А.С. Пушкин)
000
Вся наша критика сводится к упреку ближнему за то, что он не обладает достоинствами, которые мы приписываем себе.
(Ж. Ренар)
000
Критика в упадке просто потому, что людям надоело говорить о других.
(Ж. Ренар)
000
Критики достойны снисхождения – они все время говорят о других, о них же никто не говорит.
(Ж. Ренар)
000
Критик пишет только о переизданиях.
(Ж. Ренар)
000
Критик – это отчасти солдат, стреляющий по своей роте или перешедший на сторону неприятеля – публики.
(Ж. Ренар)
000
Напишите хоть двадцать книг, критик осудит вас в двадцати строчках и возьмет над вами верх
(Ж. Ренар)
000
Ненавижу критиков – рабов своего независимого ума, которые, превознося до небес первую книгу писателя, считают себя обязанными разнести вторую и хранят для друзей свои самые ядовитые суждения.
(Ж. Ренар)
000
Право критика отрекаться от любых своих статей, а долг критика – не иметь никаких предубеждений. 
(Ж. Ренар)
000
Что такое критик? Читатель, который причиняет неприятности.
(Ж. Ренар)
000
Я читаю то, что сам написал, как свой самый заклятый враг.
(Ж. Ренар)
000
Критика – вот наше призвание; критикуем мы все и всё.
(И.Е. Репин)
000
Даже самый злой критик приносит нам пользу. Это тренер, он не дает нам задерживаться в пути. Всякий раз, когда кажется, что мы уже у цели, свора собак впивается нам в икры.
(Р. Роллан)
000
Критики, дружок, занимаются только тем, что констатируют победу или поражение!
(Р. Роллан)
000
Критик, который лезет из кожи вон, чтобы принизить до себя великих людей и великие мысли, и веселая девица, которой нравится унижать своего любовника, по сути дела – два вредоносных зверя одной и той же породы. Правда, второй более приятен.
(Р. Роллан)
000
Лучший ответ злобствующим критикам – не отвечать вовсе, продолжая творить.
(Р. Роллан)
000
Критика твоей критики.
(Ж.Ж. Руссо)
000
Правда порицающая гораздо ценнее правды восхваляющей, ибо похвала в конце концов портит тех, кто ею тешится, – особенно скверные люди до нее особенно падки, а критика полезна, и сносит ее только человек достойный.
(Ж.Ж. Руссо)
000
Достоинство сапога зависит не от критики, а от сапожника.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
000
Критике, намеревающейся выказать несостоятельность автора на почве миросозерцания, все-таки нелишне знать, в чем это миросозерцание заключается.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
000
Слово «вздор», как критическое мерило, представляется мне совершенным вздором.
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
000
Если не уметь видеть себя со стороны, теряется «критика». А это уже опасно. С момента потери критики начинается вырождение.
(Н.Г. Самвелян)
000
Журнальная критика не может похвастаться решением социальных загадок.
(Ж. Санд)
000
Критика веками ходит вокруг тайны, так ничего в ней и не поняв.
(Ж. Санд)
000
Критика – хирург, который, уничтожая, творит заново, потому что, подобно великим силам природы, человек ничего не может истребить.
(Ж. Санд)
000
Людей забавляет только желчная критика, а если их кумира превозносят до небес, они перестают и думать о нем. 
(Ж. Санд)
000
Я нахожу критику праздной, когда она спорит о правах фантазии, и вредной для искусства, когда она хочет принудить фантазию служить решающим свидетельством.
(Ж. Санд)
000
Великое будет благо для просвещения, если каждый истинный критик тотчас по окончании взятой на себя работы примет яд, накинет на шею веревку или бросится в пропасть с приличной высоты и если ничьи притязания на столь почетное звание ни в коем случае не будут удовлетворяться до завершения этой операции.
(Д. Свифт)
000
Истинный критик есть искатель и собиратель писательских промахов.
(Д. Свифт)
000
Истинный критик как древности, так и нового времени, подобно проститутке и олдермену, никогда не меняет своего звания и своей природы.
(Д. Свифт)
000
Истинный критик, читая книгу, подобен собаке у стола пирующих, все помыслы которой устремлены на бросаемые объедки и которая поэтому тем больше рычит, чем меньше костей в кушаньях.
(Д. Свифт)
000
Истинных критиков узнают по их манере увиваться вокруг самых благородных писателей, к которым они влекутся инстинктивно, как крыса к старому сыру или оса к сочному плоду.
(Д. Свифт)
000
Критика бывает самой правильной и удачной, когда она результат первого впечатления критика.
(Д. Свифт)
000
Критика – налог, который великий человек платит публике.
(Д. Свифт)
000
По правую рука от нее (Критики. – В.Р.) восседало Невежество – ее отец и супруг, по левую – Гордыня, ее мать… Еще была там ее сестра – Мнение… Рядом играли ее чада: Бахвальство и Бесстыдство, Глупость и Тщеславие, Самоуверенность, Педантство и Грубость.
(Д. Свифт)
000
Серьезная критика на книгу требует больше усилий и мастерства, больше остроумия, знаний и мыслительных способностей, чем их затрачивается на писание самой книги. 
(Д. Свифт)
000
Какая глупая в России критика.
(И. Северянин)
000
Какая подлая в России критика!
(И. Северянин)
000
В области критики и истории литературы нет, пожалуй, более занимательного, более приятного и вместе с тем более поучительного чтения, чем хорошо написанные биографии великих людей.
(Ш.О. Сент-Бев)
000
Для ума критического нет ничего неприкосновенного, ему чужды ложная стыдливость и посторонние соображения – никакой оглядки на себя.
(Ш.О. Сент-Бев)
000
Истинно одаренному критику всегда присущ оптимизм.
(Ш.О. Сент-Бев)
000
Критик - это человек, умеющий читать и объясняющий другим, как читать.
(Ш.О. Сент-Бев)
000
Судить с первого взгляда, угадывать, идти вперед – вот в чем критический дар. Как мало владеющих им.
(Ш.О. Сент-Бев)
000
Литературная критика не что иное, как борьба между тем, что диктуют нам наши чувства, и тем, что с точки зрения общепринятых понятий о хорошем художественном вкусе принято считать достойным осмеяния. Обычно верх берут эмоции, причем не только у неискушенной публики, но и у эстетов.
(Ч.П. Сноу)
000
Дар великого критика редчайший: чувствовать искусство так, как художник, но почему-то не быть художником.
(А.И. Солженицын)
000
Трусливые шкодники лезут судить о природе художественной литературы. Им невозможно в голову вобрать, что человек давно не нуждается в прятках и говорит о современности открыто все, что думает.
(А.И. Солженицын)
000
Критика умеет читать в произведении не только то, что там есть на самом деле, а, главным образом, то, что ей хочется прочитать.
(В.А. Солоухин)
000
Из всех жаргонов, на которых жаргонят в этом жаргонящем мире, – жаргон ханжей хоть и может считаться наихудшим – самым изводящим, однако, является жаргон критиков!
(Л. Стерн)
000
Народ – единственный критик, чье суждение имеет ценность.
(М. Твен)
000
Если писатель кого-то высмеивает, то дело критика высмеять за это писателя. Критик должен все время выказывать свое превосходство – иначе кто посчитается с его мнением? Он тем и живет, что выискивает чужие ошибки.
(У.М. Теккерей)
000
Обязанность критика – отмечать не одни достоинства, но также и недостатки.
(У.М. Теккерей)
000
Отвага начинающих критиков безгранична. Они взбираются на судейское кресло и без колебаний выносят приговор самым сложным, самым глубоким произведениям.
(У.М. Теккерей)
000
Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства.
(Л.Н. Толстой)
000
В умной критике искусства все правда, но не вся правда, а искусство потому только искусство, что оно все.
(Л.Н. Толстой)
000
Дело критики – толковать творения больших писателей, главное – выделять, из большого количества написанной всеми нами дребедени, выделять – лучшее.
(Л.Н. Толстой)
000
Критика – это ужасное дело. Одно ее значение и оправдание, – это руководить общественным мнением, но тут и выходит каламбур – когда критика мелет околесную, она руководит общественным мнением, но как только критика исходит из искренней и серьезной мысли, она не действует, и как будто ее не было.
(Л.Н. Толстой)
000
Написали горы критики на критику критик, и все пишут, не переставая.
(Л.Н. Толстой)
000
Что касается критиков, то часто под их руками большие писатели делаются маленькими, глубокие мелкими и мудрые глупыми. 
(Л.Н. Толстой)
000
Всякая критика, писанная на лицо, по прошествии нескольких лет обращается в критику на общий порок.
(«Трутень», 1769 г.)
000
Бесстрашная добросовестность и отчетливость до конца – вот главные достоинства критика в обширном смысле. 
(И.С. Тургенев)
000
Критика наша, особенно в последнее время, не может предъявить притязания на непогрешимость – и тот писатель, кто слушается ее одной, подвергается опасности испортить свое дарование. Главный ее грех состоит в том, что она не свободна.
(И.С. Тургенев)
000
Писать о стихах почти так же трудно, как писать стихи.
(Ю.Н. Тынянов)
000
Высшая, как и низшая, форма критики – один из видов автобиографии.
(О. Уайльд)
000
Единственное, что не замечает художник, это очевидность. Единственное, что замечает публика, – очевидность. Здесь источник журнальной критики.
(О. Уайльд)
000
Критик – это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного. 
(О. Уайльд)
000
Кто боится нападок на свои убеждения, тот сам сомневается в них.
(У. Филлипс)
000
Когда новая книга не нравится старым критикам – это обычный признак. Если они книгу одобряют, считайте, что в ней нет ничего нового; напротив, если она их бесит, будьте уверены в ее оригинальности и в том, что ее стоит прочесть.
(А. Франс)
000
Нам нужнее критики распространенных недостатков, которые присущи всем нам, чем изобличители пороков, свойственных только злодеям.
(А. Фюретьер)
000
Три четверти публики рассуждают о произведениях писателя, не читая их, и повторяют слова того, чье мнение они услышали первым, наподобие баранов, следующих за своим вожаком.
(А. Фюретьер)
000
Известны такие примеры: люди, не имевшие ясного представления о вещах, которые они критиковали, имели, однако, ясное представление о взаимоотношениях этих вещей.
(Т. Харди)
000
Критическое мышление включает в себя концепцию человека как находящегося в конфликте с самим собой до тех пор, пока эта оппозиция не устранена.
(М. Хоркхаймер)
000
Критиковать – значит объяснять автору, что он делает не так, как делал бы я, если бы умел.
(К. Чапек)
000
Критики куда более безумны, чем поэты.
(Г.К. Честертон)
000
Критики похожи на слепней, которые мешают лошади пахать землю.
(А.П. Чехов)
000
Нет ничего легче, как изображать несимпатичное начальство, читатель любит это, но это самый неприятный, самый бездарный читатель.
(А.П. Чехов)
000
Как и всякий критик (если он не ремесленник), я брался за перо лишь тогда, когда меня увлекала потребность высказать свое, непременно свое, новое, нешаблонное, свежее слово.
(К.И. Чуковский)
000
Критика должна быть и научной, и эстетической, и философской, и публицистической.
(К.И. Чуковский)
000
Критика и недоброжелательство – профессии родственные.
(Ф.И. Шаляпин)
000
Настоящий критик влюбляется там, где другие любуются.
(Е.Л. Шварц)
000
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости.
(А. Шопенгауэр)
000
Без критики нельзя себе представить развития цивилизации, и, дабы уберечься от застоя и разложения, цивилизация обязана даровать всем критикам Общее Алиби.
(Д.Б. Шоу)
000
Именно способность воспринимать хорошие и дурные образцы искусства как нечто касающееся тебя лично и делает человека критиком.
(Д.Б. Шоу)
000
Истинный критик, повторяю я, это человек, который становится вашим личным врагом лишь из-за того, что его раздражает ваша плохая игра на сцене и который примиряется с вами лишь тогда, когда его умиротворит ваша хорошая игра.
(Д.Б. Шоу)
000
Критик говорит вслух все то, что всякий хотел бы сказать, но не смеет, а если и смеет, то не может по недостатку уменья.
(Д.Б. Шоу)
000
Критики, как и другие люди, видят то, что ищут, а не то, что у них перед глазами.
(Д.Б. Шоу)
000
Критический разбор, в котором нет личных симпатий и антипатий, не заслуживает того, чтобы его читали. Именно способность воспринимать хорошие и дурные образцы искусства как нечто касающееся тебя лично и делает человека критиком.
(Д.Б. Шоу)
000
Оппонент в искусстве – личный враг критика.
(Д.Б. Шоу)
000
Ни одно животное так не обидчиво, как критик.
(И. Шоу)
000
Настоящая критика должна быть эстетической, критикой формы, критикой того, как сделано.
(Б.М. Эйхенбаум)
000
Мы намеревались предупредить, но не обидеть, принести пользу, но не ранить, улучшить нравы людей, но не оскорбить человека.
(Эразм Роттердамский)
000
Может быть хорошее отношение к автору и плохое к произведению, и может быть отношение дух захватывающее и к тому, и к другому, одним словом, все может быть.
(А.С. Эфрон)
000
Когда на ум человека действует критика, это уже пропащий человек.
( ? )
000
Нам нужна только свободная критика, и тогда мы можем быть уверены, что все придет в порядок, сколько бы ошибок мы ни делали.
( ? )


Рецензии