9. Мышление

    
         
                1. Что мы понимаем под мышлением

Что такое мышление?

Психолог: Сведения о происходящем в окружающем мире человек, как и животные, получает с помощью данных самой природой инструментов познания: осязания, зрения, слуха, обоняния и вкуса. Однако существует масса явлений, процессов, связей, которые невозможно ощутить, увидеть, услышать или почувствовать. Они остаются скрытыми от животных. Лишь человек обладает еще одним мощнейшим инструментом познания мира – мышлением.
Мышление – это такая психическая деятельность, в результате которой рождаются новые решения, идеи или знания, не содержащиеся в памяти в готовом виде и недоступные  непосредственно органам чувств. Мышление не может ничего добавить к нашим восприятиям. Однако «работая» особым образом с имеющимися данными, оно создаёт нечто новое.
Способность  мыслить является  главным психическим достоянием  человека разумного. Благодаря мышлению ему в буквальном смысле слова даётся возможность  видеть невидимое и представлять непредставимое. Свойства вещей и связи между ними отражаются в его мышлении в обобщённом виде, в форме законов.

 Почему способность мыслить дана только человеку?

Психолог: Как уже говорилось, нейроны человеческого мозга имеют свойство образовывать между собой многочисленные связи. Чем больше подобных связей, считают учёные, чем они сложнее, тем лучше человек мыслит.  Но эти связи не возникают сами собой. Мыслительные способности мозга необходимо постоянно развивать, что и происходит на протяжении всей человеческой жизни в результате трудовой деятельности и творчества. В детские годы мозг совершенствуется прежде всего благодаря играм и учёбе.

                2. Мысли и слова

Мышление и речь связаны друг с другом?

Психолог: Безусловно! Труд способствовал сплочению древних людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в более тесном общении, а потребность в общении – потребность в речи как средстве общения.
Благодаря речи сознание каждого человека приобщается к общественному опыту: наблюдения и знания всех людей становятся таким образом достоянием каждого.

Мышление способствовало развитию речи, а речь влияла на развитие мышления?

Психолог: Да! Формирование речи подняло мышление на новый уровень. Ведь слово, как уже говорилось раньше, всегда обозначает не конкретный предмет или его признак, а понятие – то есть, целую группу  предметов и явлений, имеющих общие свойства.   
Мышление и речь не отделимы друг от друга. Мысль только тогда становится мыслью, когда она формулируется в словах.

Без речи невозможно мышление?

Психолог: Хотя число активно используемых слов у человека сравнительно невелико (обычно для свободного общения достаточно 3-5 тысяч слов; у людей культурных, образованных словарный запас составляет 10-16 тысяч слов) с их помощью в человеческой памяти организуется огромный объём информации. Если бы эта информация не была обличена в форму слов, мозг не смог бы её сохранить и обработать.

                3. Интеллект

 Не раз приходилось слышать фразы вроде: «У этого человека высокий интеллект. Он очень умный!» Или наоборот: «Он глуп! Его интеллект ниже среднего». Что такое интеллект?

Психолог: Единого, всеми признанного определения этой способности нет. Обычно под интеллектом понимают умение быстро ориентироваться в незнакомой, непривычной обстановке. Каждый человек в конце концов приспосабливается к новым незнакомым условиям. Но то, к чему человек с низким уровнем интеллекта приходит медленно, с трудом, путём проб и ошибок, человек с высоким уровнем интеллекта достигает легко и быстро. Он способен стремительно перестраиваться, и многое схватывает буквально «на лету».

Интеллект можно измерить?

Психолог: Во многих российских и зарубежных школах стараются определить уровень интеллекта каждого ребенка. Для этой цели  разработаны специальные тесты (задания, выполнение которых требует воображения, мыслительных способностей, быстроты реакции, умения находить единственно правильное решение). Однако выводы, полученные на основании подобных исследований, остаются весьма спорными.

Чем больше человек знает, тем выше у него интеллект?

Психолог: Интеллект ни в коей мере не сводится к уровню знаний. Можно встретить широко эрудированных людей со средним уровнем интеллекта. Нередко наблюдается обратная ситуация – человек малообразованный и даже вовсе неграмотный может иметь высокий уровень интеллекта. Простой народ давно подметил эту особенность. Сколько сказок создано им про Иванушку-дурачка, который, в конечном  счёте, оказывается умнее своих практичных, но ограниченных братьев!

Как можно определить: высокий у человека  интеллект или нет?

Психолог: Вот один из простых опытов. Испытуемым  предлагали закрепить на двери три свечи. В числе предметов, которыми можно пользоваться, - молоток, гвозди в коробочках, плоскогубцы и т.д. Решение состояло в том, чтобы прибить коробочки к двери и установить в них свечи. Задача предлагалась в двух вариантах. В первом случае коробочки были пустыми, во втором – наполнены гвоздями. В первом случае коробочки в качестве подставок использовали все. Решение, как говорится, лежало на поверхности. Во втором варианте лишь половина испытуемых  догадалась опорожнить коробочки и превратить их в подставки. Объясняется это тем, что коробочки в данном случае многими воспринимались только как тара для гвоздей и этот шаблон мешал представить их  в ином качестве. 

Можно ли тогда сказать,  что интеллект – это особая гибкость мышления, умение отрешиться от шаблонов, способность взглянуть на проблему с неожиданной стороны?

Психолог: Думаю, да. Из сказанного выше видно, что понятие интеллекта близко к тому, что обычно называют сообразительностью.
 
                4. Интуиция

Что такое интуиция?

Психолог: Обычно, принимая какое-либо решение, человек старается его обдумать. Он рассматривает проблему с разных сторон, строит  предположения, что-то принимает, что-то отбрасывает, делает выводы. Если речь идёт о сложной научной проблеме, решение может потребовать огромного умственного напряжения.
Но порой искомое решение приходит к человеку «вдруг», внезапно, без видимых усилий. Эта способность как бы мгновенно узнавать истину, «чувствовать её», и называют интуицией.

Хорошо, когда так!

Психолог: Интуитивные решения  посещают нас не так уж редко. Быть может, и вам приходилось переживать что-то подобное. Бывает, что никак не удаётся решить задачу по математике. Перепробовав много разных вариантов, но так и не добившись успеха, вы ложитесь спать. А утром, ещё в состоянии полудрёмы, вас вдруг озаряет правильное решение.

И как это объяснить?

Психолог: Психологи установили, что интуитивные решения, хотя и кажутся на первый взгляд настоящим чудом, на самом деле не приходят к человеку «вдруг». «Озарение» снисходит лишь на тех, кто «с головой ушёл» в поставленную проблему, много и упорно над ней размышлял.  Они не посещают тех, кто мало работает, кто боится «напрячь мозги». А тот факт, что решение является неожиданно, «ни с того ни с сего» свидетельствует, что процесс мышления далеко не всегда протекает осознанно. У людей, глубоко увлечённых какой-то проблемой, мозг продолжает работать даже тогда, когда они о ней вроде бы и не думают. Поиск разгадки продолжается  ночью, во время сна. В истории науки известны несколько замечательных случаев, когда учёные совершали свои открытия во сне, или на рассвете, в первые мгновения бодрствования.
               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.