Грюнвальдская битва - опыт поэтапной реконструкции

Модель сражения при Грюнвальде 1410 г. и опыт поэтапной реконструкции битвы.      


       15 июля 1410 г. войска Тевтонского ордена и союзные войска ВКЛ и Польши сошлись на равнине в треугольнике между селами Грюнвальд, Таннеберг и Людвигсдорф. Войска Ордена выстроились фронтом в 2 км между Грюнвальдом и Таннебергом в две линии. Правый фланг крестоносцев возглавлял Конрад Лихтенштейн, левый - Фридрих Валленрод, вторую линию (резерв) - великий магистр Ульрих фон Юнгинген. Союзники выстроились в три линии на протяжении 2,5 км между Грюнвальдом и Людвигсдорфом. На левом фланге находились войска Польши, на правом - войска ВКЛ под командованием Витовта, на крайнем правом фланге сосредоточилась татарская конница хана Джелал-ад-Дина.

       Чтобы разобраться в пестром многоголосье старых исторических свидетельств и мнений современных историков о битве, можно воспользоваться возможностями моделирования.

       Модель боя может состоять из статических и динамических элементов. К числу статических элментов относится поле битвы, или вернее, его характеристики (размер, свойства рельефа, растительность, гидрология, инженерное оборудование); сюда же относится количественный и качественный состав войск и их первоначальное размещение. Качественный состав войск определяется их вооружением, экипировкой, маневренностью, обученностью, слаженностью, наличием боевого опыта, дисциплинированностью, морально-психологическим состоянием (боевым духом). К динамическим элементам модели боя относится характер перемещения войск на поле боя и их взаимодействие, т.е. виды маневра войсками и огнем (охват, обход и т.д.) и виды боевых действий (оборона, наступление). Премещение в ходе боя осуществлялось по этапам и было обусловлено характеристиками поля, качеством и количеством войск, военным искусством полководцев. Взаимодействие статических и динамических элементов в указанной модели определяет продолжительность отдельных этапов и общую продолжительность битвы.

        Бой при Грюнвальде можно условно разделить на этапы. На мой взгляд, логично выделить шесть этапов сражения, определив их по признаку введения в бой очередных линий войск, резервов, поворотных моментов боя, а также по временному фактору, определив максимальное время одного этапа до двух часов. Два часа – это физический и психологический предел, определяющий фактор усталости человека в бою с использованием холодного оружия, в связи с чем возникает потребность ввода в сражение свежих сил. Как будто небесный архангел поворачивает невидимые песочные часы, и бой разгорается с новой силой - наступает новый его этап. Грюнвальдское сражение можно сравнить с балетом, разделенным на акты или части, а также с музыкальным рядом, разделенным на такты. Представьте себе дирижера оркестра, который взмахом палочки определяет, чья партия сейчас должна быть сыграна. Так и командующие армиями полководческим жезлом указывают, какая линия или резерв должны быть введены в бой и каков вид маневра либо направление удара.
 
       Логично рассматривать в рамках каждого этапа отдельно действия правого и левого флангов, так как войска ВКЛ и Польши действовали в бою относительно автономно.

       Последний этап сражения – штурм лагеря крестоносцев и преследование, можно ограничить исходом ночи после сражения, как указано в исторических источниках, так как погоня зависит от иного основного фактора - выносливости лошадей. Физический предел лошади, мчащейся со всадником - 25 - 30 км безостановочного движения. Кроме того, на этом этапе войска перемешались и боевые действия разделились на ряд не связанных между собой поединков. При этом отряды входили в бой и выходили из него хаотично. 

       Мы сравнивали полководцев с дирижерами, Витовта же можно сравнить с композитором, который изначально написал ту трагедию, которую предстоит воплотить в жизнь многим дирижерам - командирам. Нужно отметить, что Витовт отлично знал боевые возможности своих войск и войск противника и, исходя из этих возможностей, детально разработал план будущего сражения. Об этом говорит построение войска ВКЛ и анализ его дальнейшего применения. Полки, в которых преобладала пехота, и вследствие этого, менее маневренные, в том числе наиболее известные по описаниям сражения смоленские полки, Витовт разместил в центре построения союзных сил, вблизи польских линий. Их задачей было удержать центр и обеспечить связь флангов союзных сил, а также возможность маневра этими флангами. Легкую татарскую конницу Витовт разместил на крайнем правом фланге своих сил. В современной военной практике так обычно размещают разведывательные подразделения и части. Остальные войска Витовт эшелонировал в три линии с выделением сильного резерва. Часть пехоты осталась охранять обоз.

       Анализ войск и самого сражения удобно провести по элементам модели боя, представленной выше. Это, как говорится, дело техники.
      
       Проблемным вопросом остается разделение боя на этапы. Попытаемся разложить Грюнвальдскую битву по полочкам. Сражение началось в полдень, когда солнце стояло в зените, то есть примерно в 12 часов (здесь и далее по астрономическому времени).

       Первый этап боя (длился около получаса на правом фланге) - самый короткий, но очень важный этап, определивший, по мнению многих исследователей, судьбу всей битвы. Этот этап – завязка боя войсками ВКЛ, ознаменовался атакой татарами правого фланга крестоносцев. Левый фланг союзных сил - польские войска - на этом этапе в битве не участвовал. Есть мнение, что это было обусловлено характеристиками поля битвы. Перед поляками лежала низинная местность, раскисшая от вчерашнего дожда.

       Великий князь Витовт двинул из-за правого фланга вперед легкую татарскую конницу, которая выполнила сложный маневр разворота колонны во фронт и понеслась несколькими линиями на крестоносцев. Несмотря на то, что многие хоругви рвались вперед на врага, чтобы отомстить за набеги тевтонов, Витовт первыми отправил в бой именно татар. Это было не что иное, как разведка боем. В ходе атаки татары вскрыли систему инженерных заграждений противника: замаскированные рвы и волчьи ямы. Первая линия татар угодила в эти рвы. Как легкая конница, татары не понесли при этом больших потерь и легко выбрались из рвов. Кроме того, артиллерия ордена, насчитывающая около 100 бомбард, рассчитывая нанести значительный урон литовским рыцарям, замешкалась с открытием огня против нестройной легкой татарской конницы, посчитав ее недостойной целью, в связи с чем ядра пролетели над всадниками, причинив им лишь минимальный урон. Далее артиллерия в битве использовалась лишь при обороне обоза крестоносцев, так как орудийная прислуга бомбард была вырублена татарами. Возможно также, что артиллерия Ордена была заранее выставлена на максимальную дальность, чтобы поразить первую линию войск ВКЛ при ее выдвижении и сближении с противником, татары же совершили свой маневр в мертвой зоне, в то же время вне досягаемости стрел противника. Татары смяли также авангарды крестоносцев, состоящие из лучников и арбалетчиков. В целом можно признать, что татарская конница успешно справилась с возложенной на нее задачей разведки боем, разгрома авангардов и нейтрализции артиллерии противника.

       Великий магистр приказал Валенроду контратаковать татар. Склонив копья, крестоносцы двинулись вперед сначала шагом, а потом рысью и ударили на татар, которые бросились бежать. Их бегство было необходимым, так как легкая конница не имела никаких шансов в сражении против плотного строя рыцарей ордена, она не предназначена была для борьбы с тяжелой рыцарской конницей. Кроме того, во время бегства татары рассчитывали расстроить ряды рыцарей. Есть мнение, что это было вовсе не бегство, а заранее продуманный Витовтом маневр. Татары ушли за правый фланг и в промежутки между хоругвями первой линии, чтобы вновь проявить себя в боевых действиях на пересеченной местности и в преследовании крестоносцев после их разгрома.

       Второй этап боя длился примерно полтора часа, то есть до 14 часов, и только на правом фланге союзных сил. Этот этап ознаименовался наступлением авангардов и первой линии войск ВКЛ. Ян Длугош писал: «Когда же ряды сошлись, то поднялись такие шум и грохот от ломающихся копий и ударов мечей о доспехи, как будто рушилось какое-то огромное строение. И такой резкий лязг мечей, что его отчетливо слышали люди на расстоянии даже нескольких миль. Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи и острия копий направлялись в лица врагов; когда же хоругви сошлись, то нельзя было отличить робкого от отважного, мужественного от труса, так как и те и другие сгрудились в какой-то клубок и было даже невозможно ни переменить места, ни продвинуться ни на шаг, пока победитель, сбросив с коня или убив противника, на занимал место побежденного. Наконец, когда копья были переломаны, ряды той и другой стороны и доспехи с доспехами настолько сомкнулись, что издавали под ударами мечей и секир, насаженных на древки, страшный грохот, какой производят молоты о наковальни, и люди бились, давимые конями; и тогда среди сражающихся самый отважный Марс мог быть замечен только по руке или мечу». В ходе боя первой линии выяснилось, что крестоносцы сосредоточили против войска ВКЛ весьма значительные силы. Крестоносцы потеснили русско-литовских воинов.

       Третий этап боя на правом фланге (начался примерно через два часа после начала битвы, длился около 2 часов, то есть от 14 до 16 часов): вперед двинулись вторая и третья линии войска ВКЛ, но крестоносцы сильной контратакой отбросили литовцев. Литовские хоругви начали отходить. Девять знамен Валенрода преследовали отступавших литовцев. Упорно сопротивлялись Виленская, Гродненская и Трокская хоругви, Новогородская и волынские хоругви, которые постепенно и организованно отступили к лесу.
      
       Три смоленских полка (Оршанский, Смоленский и Мстиславльский) под командой Юрия (Лугвена), князя мстиславского, находящиеся в центре боевого построения союзных сил ближе других к польским линиям, остались на поле боя и оказали упорное сопротивление. Там преобладала пехота, ее возможности по маневру были ограничены, оставалась единственная возможность к отступлению – пробиваться к правому флангу польских войск. Они были окружены шестью знаменами Валенрода. В этой схватке один смоленский полк был полностью истреблен. Очевидно, это был полк, стоявший в первой линии и оказавшийся без прикрытия с флангов. Он был окружен со всех сторон превосходящими силами тевтонов. В это время первая польская линия была на значительном удалении от этого полка, так как выдвинулась вперед и завязала бой с крестоносцами, кроме того, этот полк участвовал во втором периоде боя и в первые два часа битвы успел понести значительные потери. Два других полка пробились к правому флангу поляков и прикрыли его. Это имело важное значение для дальнейшего хода боя. То, что эти полки были ближе всех к полякам, позволило последним стать свидетелями их стойкости и дало материал для исторических спекуляций Яна Длугоша. Стрыйковский же, более обстоятельно изучив ход боя, прославил также Виленскую, Трокскую, Жмудскую, Новогородскую и волынские хоругви. На этом этапе Витовт усилил смоленские полки несколькими хоругвями.

       Третий этап боя на левом фланге. В бой вступили польские рыцари, началось наступление первой линии поляков. Краковский мечник Зындрам из Машковиц повел на крестоносцев 17 хоругвей первой линии. Им противостояло 20 знамен Лихтенштейна. Завязался упорный бой, в результате которого полякам удалось прорвать линию крестоносцев.

       Четвертый этап боя начался примерно через четыре часа после начала битвы, то есть в 16 часов, и длился примерно до 18 часов.
 
       Четвертый этап боя на левом фланге. Возвратившиеся после преследования литовцев тевтонские знамена ударили в правый фланг и отчасти в тыл полякам. Полки ВКЛ, которые прикрывали правый фланг поляков, выдержали и этот удар и таким образом спасли поляков от разгрома. В это время первая линия поляков была обескровлена, пало большое королевское знамя. Для союзников наступил момент кризиса боя. Ягайло двинул вперед вторую линию поляков, которая под прикрытием русских полков только что отбила нападение хоругвей Валенрода. Вторая линия вместе с русскими полками поспешила на помощь первой, выручила знамя, окружила Лихтенштейна и стала его теснить. Крестоносцы заколебались и стали медленно отступать. Витовт начал выводить свои войска из леса обратно на Грюнвальдское поле.

       Четвертый этап боя на правом фланге. Боевые действия на правом фланге, за исключением боя с участием стоявших рядом с поляками смоленских полков, остались в тени для историков, опирающихся в своей основной массе на хрониста Яна Длугоша. Под прикрытием воинов Виленской, Городенской, Трокской, Жмудской, Новогородской и волынских хоругвей, состоящих из наиболее подготовленных, имевших боевой опыт, лучше других вооруженных и экипированных воинов, организованно отошедших к лесу, Витовт начал собирать и строить татар и остальные войска ВКЛ. 9 знамен Валенрода растянулись, завязли на пересеченной и заболоченной местности, где Витовт сумел более эффективно использовать многочисленную, но слабо вооруженную пехоту и легкую конницу из татар.
 
       Как записал в письме один из руководителей Ордена после окончания битвы, «и в новой битве враги могут преднамеренно вызвать бегство нескольких отрядов, чтобы привести к разрыву боевых порядков тяжелой конницы, как это случилось в «великой битве». Действительно, согласно описаниям свидетелей битвы, после преднамеренного отхода части великокняжеского войска отряды крестоносцев, «считая, что они уже одержали победу, отдалились от своих знамен, чем нарушили строй своих отрядов. Затем, когда они хотели вернуться к своим людям и знаменам… были пленены или погибли от меча» [Флоря Б.Н. Грюнвальдская битва. // Вопросы истории. 1985. № 7., с. 111]. Таким образом, можно предположить, что на этом этапе войска ВКЛ сумели разгромить значительную часть войск Валенрода, который, разгадав тактику Витовта, дал приказ повернуть обратно. Часть сил крестоносцев, отягащенная пленными и трофеями, очевидно, двигалась в сторону своего обоза и выбыла из боя.

       Пятый этап (начался примерно через 6 часов после начала битвы, то есть около 18 часов) – бой третьей польской линии и удар возвратившихся войск ВКЛ. Магистр решил сломить сопротивление поляков и двинул свой резерв – 16 знамен, пытаясь охватить поляков справа и зайти к ним стыла. Третья польская линия устремилась навстречу немцам. Вместо атаки Ульрих неожиданно приостановил движение своих знамен. Этим воспользовались поляки и перешли в контратаку. Очевидно, Ульрих заметил выдвигающиеся для атаки войска ВКЛ и понял, что продолжать маневр становится губительным. Возможно, крестоносцы в этот момент начали перестраивать войска для отражения новой опасности. В это время раздался крик: «Литва возвращается!». Совместный удар польских войск и войск ВКЛ решил исход боя. Войско крестоносцев, попавшее в клещи, а затем в мешок, было разгромлено.

       Шестой этап боя начался около 20 часов и продолжался в течение ночи с 15 на 16 июля. Он ознаменовался штурмом обоза-вагенбурга и преследованием крестоносцев. Шесть тевтонских знамен в панике бежало с поля боя. Многие знамена крестоносцев начали сдаваться. Часть крестоносцев укрылась в вагенбурге, который союзное войско взяло штурмом. Союзники преследовали противника в течение вечера и ночи на расстояние до 25 – 30 км.

       В целом периодизация по этапам и предложенный хронометраж битвы при Грюнвальде видятся вполне приемлемыми и согласуются с историческими хрониками. Предложенная пространственно-временная модель допускает возможность уточнения и позволяет более детально моделировать ход Грюнвальдской битвы для ее подробного изучения.

       Автор будет благодарен за уточнения и замечания со стороны заинтересованных лиц.


Рецензии
А помните, как погиб великий Магистр? Его поднял на рогатину безвестный литовский охотник, тоже принимавший участие в битве. Просто удивительно, что этому охотнику со своей рогатиной удалось до него добраться.

Мария Пономарева 2   14.10.2015 14:41     Заявить о нарушении
- Нет, его дух на спиритическом сеансе. А вообще-то есть об этом сведения в источниках.

Мария Пономарева 2   15.10.2015 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.