Друзья

Лил дождь. Который день стояла хмурая, серая погода. Давили низкие, свинцовые тучи/ Настроение было соответствуюшее. Не спасала ни музыка, ни видео. Глухая тоска,депрессия. 
 Звонок заставил Бориса лениво поднялся
 – Кого могло принести в такую хлябь?
На пороге стоял промокший Влад
 – Ну и погодка! Как ты тут, не свихнулся? Полечимся от хандры!? Природа  шепчет
«Налей и выпей». В нашей стране лучшая профилактика от всех напастей.
 – А то в Америке не так лечатся?!

Влад сравнительно недавно был выслан из Нью-Йорка службой эмиграции, и хоть особенно не переживал, но при случае отзывался добрым словом об американском образе жизни.
Он поставил на стол «Русский размер» и весело улыбнулся.
 – Смотрю, и уже тепло на душе, до чего мы, русские изобретательный народ. Такое придумать?! Да только за это «я б выучил русский язык»
Борис принёс нехитрую закуску. Разлили. И тут раздалась мобильная трель. Это был Дима. Узнав, что друзья уже при деле, строго предупредил, чтоб не начинали без него
 –Буду через десять минут! Ждите.

Дима сочетал в себе и принца, и нищего. Простой деревенский парень, приехал учиться в город и застрял. Бросил институт, научился чинить компьютеры и тем зарабатывал на жизнь. Но в душе  оставался философом и поэтом. Всё свободное время посвящал сочинительству  философских поэм.  Мечтал разбогатеть и построить животноводческую ферму, какой не было ни в одной ныне существующей деревне. Ферму будущего. И животные в ней предполагалось разводить только редких пород. Стихи писал в порыве сильной влюбленности в однокурсниц. Приписывал им несуществующие совершенства, ставил на пьедестал, молился, потом вдруг  разочаровался. Эта его способность так и осталась, как хроническая болезнь.. Не было ни для кого секретом, что в лучшем случае через год он прозреет и расстанется с очередной Дульцинеей. Девушки, как необходимая духовная пища, нужны были в большом ассортименте, и подвигали на создание шедевров.

 – Начнём, пожалуй, а то ещё кого принесёт!
Борис ценил оперативность друзей, потребляющих алкоголь без праздного словоизвержения.
Не прошло и полчаса, настроение значительно улучшилось. Жизнь, казавшаяся скучной, лишённой смысла, обрела радостные, светлые краски. Произошёл гармоничный переход от мрака к свету. Ощущение праздника. Так случалось в его жизни довольно часто.
В сложных житейских обстоятельствах, когда, казалось, не было сил на борьбу, Борису являлась неизвестно откуда помощь и выводила из беды.
Вначале он не придавал этому значения, и лишь во время службы в армии, понял: кому-то очень не безразлична его судьба.
 
Старшину ненавидели все без исключения. Наглый, тупой невежда, вымещавший неистребимое зло на вверенных ему солдатах. Тупо, бессмысленно отдавал бесконечные приказы, доводя до полного изнеможения, испытывая от этого сатанинское удовольствие.
Борис, доведённый до полного отчаянья, решил пристрелить его, а там, что будет, то будет. Но на утро оказалось, что старшину забрали в госпиталь с перитонитом. Борису было о чем подумать. Слишком невероятное совпадение!
Он рос в интеллигентной семье, где царили оптимизм и вера. Вера в Бога была   естественна, как  сама жизнь, её никто не проповедовал. Она переходила из поколения в поколение, как неотъемлемая часть бытия. В доме был иконостас со старинными иконами, наследство бабушек и прабабушек. Борис знал все молитвы, но в церковь ходил редко, предпочитая молиться дома.
Когда в стране обострялась политическая обстановка и толпы митингующих устремлялись на площадь, он не спешил делать выводы. Не вступал в резкие споры, глубоко убежденный, что не в них рождается истина. Истина рождалась наверху, но объяснить это горячим головам не пытался, знал, – не поймут. Свято верил в высшую справедливость и непричастность свою объяснял спокойно:
 – Испытание посылается за поступки. Раз происходит, значит так надо!

Отношения с девушками не заботили его. Он легко переводил их в дружбу. Почему-то никто не возмущался, не устраивал истерик, как нередко бывало в отношениях  Влада. Чему друзья не переставали удивляться и завидовать.
При кажущейся общности взглядов на жизнь, одно их особенно объединяло – полное непонимание, куда приложить силы. Как жить?     Действительность разочаровывала. Никаких ориентиров.  . Полное крушение идеалов с детства казавшихся незыбленными и дикий шовинизм, прикрывающийся крикливыми лозунгами. Показной патриотизм, больше похожий на фашизм, под демократическим соусом.
Действительность будила тревогу. Чувство вины, навязанное уличными ораторами, наводило на мысль о правоте большинства. Враждебность к представителям иной национальности, абсурдность призывов заставляли друзей чувствовать себя чужаками, ненужными своей родине. Уязвимость, мучительное переживание стычек на улице. Мир, в котором всё чуждо и ранит. Выхода в этом хаосе не находилось. Попытки уехать ни к чему не привели. Вот уж действительно: «хорошо там, где нас нет».
Они занимались работой, к которой не лежала душа, преодолевали постоянное давление начальства, пытались доказывать свою точку зрения, и только вечерами, собравшись втроем, сбрасывали вынужденные маски.

Пребывая в блаженном полузабытьи, друзья не заметили, как в комнату вошла старшая сестра Бориса – старая дева Ольга. Мгновенно оценив обстановку она,  со свойственной ей прямолинейностью и  безапелляционностью, заявила:
-Ну что, алкоголики, бездельники, тунеядцы забыли, что завтра  рабочий день и пора бы уже по домам?
-За что я люблю сестру, так это за чуткость и такт, свойственный только тонким, артистичным натурам. Она никогда не позволит себе вышвырнуть гостей!
-Хочешь сказать, что твои друзья-алкаши это гости?
-Полегче,  Ольга Михайловна, можно ведь и на грубость нарваться!
-Ладно, ребята, действительно, пора,- сказал  Дима.- Не волнуйтесь, через десять минут мы испаримся!
Только теперь они взглянули на часы. Второй час ночи. Хорошо, что жили неподалёку.
-По последней, на посошок!
Ночная прохлада подействовала отрезвляюще, Влад сказал
-А ведь Ольга права, мы потихоньку спиваемся. И не надо придумывать причин, облегчающих вину. Что-то надо предпринять!
-Звучит оптимистично! Только за этим « что-то» всё дело!

Влад давно запретил себе строить воздушные замки. Что будет, то будет, но сейчас в голове крутилось – жизнь надо менять.
-Никогда не поздно, если видишь, что ошибся в выборе. Непременно что-нибудь придумаем. Чем быстрее мы  выберемся из рутины, тем лучше. Либо мы немедленно начнём, либо никогда. Засосёт трясина.

Утром, едва проснувшись, Влад погрузился в компьютер. Только здесь можно было найти решение проблемы. Просмотрев массу сайтов, остановился на одном, скачал информацию , позвонил друзьям и пригласил к себе. 
-Господа, - торжественно объявил Влад,- позвольте, прежде чем наши мозги затуманит зелёный змий, продемонстрировать плоды моих долгих  блужданий по Интернету.
Согласились. После просмотра, пораженные друзья, не скрывая восхищения, признались
-Ну, Влад, ты молоток, есть над чем подумать!
-За что я благодарен Америке, так это за истину, которую каждый американец знает с пелёнок «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Никто тебе не поможет, только сам. В этом мире каждый должен сам найти свой путь, не надеясь ни на близких, ни на родственников. Что бы ни случилось ответственность нужно брать на себя, а там будь, что будет!

Дело оставалось за «малым» найти стартовый капитал. Но этот вопрос решили оставить на будущее. Главное, что решение организовать собственное дело выглядело перспективным и обещало принести немалую прибыль, если хорошо раскрутиться. Свободное предпринимательство без тупого начальства сулило взрыв творческой активности. Друзья были глубоко убеждены, что даже рай может показаться адом, если попадёшь в него против воли. Работа, где топчут твоё Я, – худшее место на земле.

-Выпьем за Ольгу, указавшую светлый путь друзьям, погрязшим в пороке,– предложил тост Дима.
Охотно выпили.
-Все бюрократические вопросы возложили на Диму. Научно-техническая сторона предприятия лежала на Владе. Борис представлял бухгалтерию, снабжение и рекламное агентство в одном лице.
Началась трудная, интересная жизнь. Времени не хватало даже на сон. Забыли обо всём на свете.  Было много помех. Бюрократические структуры вставляли палки в колёса, но остановить отчаянных предпринимателей было невозможно. Они сносили мощной волной все встречавшиеся на пути препоны. Казалось, сама вселенная посылала нужных людей и правильные решения. Четко, оперативно отвечали на удар контрударом. Оттачивали профессионализм и набирались опыта. С каждым днём росла уверенность, – уважают не за профессию, не за должность. Уважают за силу, трезвость и ум. Независимость,– единственное, что делает человека индивидуальностью и даёт сил для борьбы. Они стучались, и им открывалось.Кридит в банке решил финансовую сторону дела.

  Ожидание успеха выстраивало события в соответствии с их планами. Они почувствовали, что сила творящая судьбу в них самих.
 Проект рождённый мыслью воплощался в материальном мире. Чистота помыслов, открытость, ответственность за каждый шаг,обеспечивали успех.
Через год проявились результаты. Понемногу прибыль росла. Можно было быть уверенным в завтрашнем дне.

Борис возвращался домой, погруженный в мысли о работе. Народа в метро было сравнительно мало. Взгляд неосознанно остановился на девушке, поднимавшейся на эскалаторе,  и вдруг до сознания дошло, что это Лика, соседка. Они учились в одной школе, но она была на четыре класса младше. От знакомых он знал, что  окончила институт в Москве, потом следы потерялись.
-Лика, – радостно позвал он.
Девушка обернулась. Узнала и помахала рукой.
-Подожди меня, я сейчас поднимусь!
Борису вдруг стало  радостно, давно представительницы прекрасной половины не волновали его. Они дружески обнялись.
-Где ты была всё время? Чем занималась?
- Ты хочешь, чтоб я за пять минут рассказала всю историю жизни?
-Нет. Но ответь только на два вопроса. Замужем ли, и каков выводок?
-Не замужем и выводка не имеется!
-Но это же замечательно?!
-Издеваешься? В моем возрасте все нормальные женщины имеют надёжный очаг.
-Ох, чует моё сердце, что именно это тебе и грозит в ближайшем будущем.
Лика внимательно посмотрела на  Бориса, не пытавшегося скрыть искреннего восхищения.
Он всегда казался ей запредельным, совершенно недосягаемым. Ну, просто «денди лондонский». Предел мечтаний скромных девушек, к коим она себя причисляла. А тут нате вам, чуть ли не объяснение в любви.

 Она смирилась с одиночеством. Несколько неудачных романов заставили признать, что роль супруги и матери не для неё, хоть она и стремилась к ней всей душой. Последний разрыв произошёл сравнительно недавно. Сердечная боль ещё не прошла, но психика потихоньку восстанавливалась. На нервной почве (как говорил врач) стали сильно выпадать волосы. И тогда, по совету подруги,  испытавшей этот рецепт на себе, она решила остричься наголо и затем смазать голову смесью синьки и куриного желтка. В тот самый момент, когда подруга тщательно смазывала Ликину голову, вошла бабушка, и неистово крестясь, зашептала:
 - Свят, свят, свят, внученька ополоумела!
 Девушки расхохотались, с трудом успокоили не на шутку встревоженную старушку.
Теперь Лика не снимала шапку, благо, на дворе зима. Надо же, чтоб именно в такой ситуации произошла встреча с человеком, о котором не смела и мечтать.

-Завтра Рождество. Правда, католическое, но мы решили с друзьями отпраздновать, придёшь?
-Смогу, только после работы, где-то в восемь.
-Буду ждать тебя, непременно приходи, тебе ведь не нужно сообщать, где я живу?!
Борис не стал сообщать друзьям о своём отношении к девушке, ограничился тем, что пригласил старую подругу. Давно он не готовился к встрече так тщательно. Когда Ольга подозрительно спросила
- По какому поводу надрываешься?
Он вспыхнул и почти нагрубил ей.
-Пригласил девушку, не вздумай выступать, как умеешь. Поднатужься быть вежливой, или не появляйся вовсе.
-Дорогой мой, да ты влюбился!- спокойно парировала сестра.
Ощущение праздника передалось друзьям. Комната с нарядной ёлкой будила детские воспоминания. На столе старинный сервиз с редкими закусками. В центре бронзовый подсвечник с горящими свечами придававший вечеру особенную торжественность.
-Где же царица бала – недоумевали ребята. – Скоро девять.

Когда пришла Лика, все переглянулись. Девушка была одета слишком скромно для торжественного приёма.  К тому же отказалась снимать шапку, что окончательно портило впечатление. Она неловко пыталась объяснить, что прямо с работы, но в это никто не поверил. Чувствовалось сильное напряжение.   Лика, осознав полный провал,  неожиданно успокоилась. Страх бывает, когда цепляешься за что-то а, смирившись, он пропадает.
  Непринуждённо рассказала о событиях последних дней, ребята подхватили беседу и уже через час, веселье неудержимо хлынуло на молодую компанию.
Однако Влад не мог успокоиться, что нашёл в Лике его вдумчивый и достаточно щепетильный товарищ. Выбрав удобный момент, спросил
-Это серьёзно? Ты действительно влюблён?!
-Представь себе.
И, видя недоумение друга, добавил
-Ещё ни один человек не смог объяснить, почему  он влюбился.
Это великая тайна. Главное, чтоб не пришло разочарованиё.
-Да уж! Твоё кредо в действии, – не проси лучшего, спасибо за то, что есть.

Начали расходиться. Борис попросил Лику задержаться
-Слава Богу, тебе-то  точно не нужен транспорт.
Попытался обнять, но девушка испуганно отшатнулась.
-Прости, я ещё не готова начать новый роман слишком мало времени прошло.
-Как это понимать?
-Как хочешь, но мне кажется не стоит слишком торопить события!
-Лика, о какой спешке ты говоришь? Мы с детства знаем друг друга, опомнись!
-Да, я не спорю, но ты никогда не обращал на меня внимания, что вдруг произошло? Может быть просто любопытство?
-Нет, я точно понял, что женюсь на тебе. А ты? Пойдёшь за меня?
От неожиданности Лика побледнела и нерешительно прошептала
-Нужно повстречаться немного.
-Нет, моя милая, ты останешься у меня, и когда будешь готова, распишемся. Считай, что я похитил тебя.
-Борис, я открою тебе страшную тайну.
-Ты мужчина?
-Нет, – расхохоталась она,- но что-то в этом роде. Я обрила голову.
Теперь пришла очередь хохотать ему
-Ну, придется временно почувствовать себя голубым! Надеюсь, волосы к весне отрастут.

Свадьбу сыграли летом. Счастье настолько преобразило девушку, что окружающие диву давались, какую Борис взял в жёны красавицу. Друзья в очередной раз убедились, что каждый должен идти своим путём,  не сворачивая, и что каждый человек ценен, важен и уникален.

 
 


Рецензии
Валечка, добрая душа, конечно же, всё в нашей жизни должно заканчиваться хорошо, а лучше, свадьбой и счастьем на всю жизнь!
Молодец!
Понравилось. Пойду еще почитаю.

Галина Кириллова   29.07.2010 20:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.