Рабом - не быть. Часть 5
Грани Агни Йоги, 1970 г. 434. Новосибирск, «Алгим», 1987 г.
РАБОМ – НЕ БЫТЬ (5)
(Из Посланий Высокого Источника)
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Познание самого себя необходимо, как со стороны Высшей, так и своей низшей природы. Высшей – для утверждения, низшей – для овладения ею и освобождения от ее власти. Когда знаешь врага и его силу, с ним можно бороться. А враг наш – астрал, враг опытный, древний, изощренный в умении властвовать над человеком. Сколько рабов астральной своей оболочки толпятся кругом. Пьяницы, курильщики, наркоманы, развратники и все прочие, из того же гнезда, – все это рабы, подпавшие под власть этой своевольной и неуемной оболочки. Страшно это рабство на Земле, но еще страшнее оно в мире астральном. Вот почему всякое потворство своим слабостям и недостаткам, коренящимся в астрале, губительно по своим следствиям. Астральные привычки и язвы духа не оставляют человека в Мире Надземном. Он влачит их с собою туда, где все обостряется и усиливается в своем выражении и где нечистые мысли могут полностью овладеть человеком.
Подробности обихода имеют огромное влияние на человека, освобождая его от притяжений Земли или, наоборот, приковывая его к ней. Следующее простое соображение весьма немаловажно: не имеющий ничего своего и не считающий ничего своей собственностью не привязан к вещам, не связан ими, то есть свободен от пут, которые крепко держат во власти Земли, не освобождая сознание. Не имеющий своего в Мире Тонком свободен. Таким образом, освобождение от всех видов собственности оказывается очень выгодным делом. Не только у собственности, но и у многих других явлений оказывается в рабстве земной воплощенный, перенося это рабство в Мир Тонкий. Все виды рабства и связанности духа надо понять, осознать, яро увидеть, прежде чем силы найти от них освободиться. Но самое тяжкое рабство из всех – это рабство у собственных мыслей. С освобождения от него и следует начинать борьбу за свободу духа.
(М.А.Й.). Только собственный опыт показывает, насколько трудно, даже многое зная, сбрасывать с себя цепи плотного мира. Но не будем делать ошибки, обвиняя мир земной в том, в чем он не виноват. Цепи надевает на себя человек сам, своей волей и своим неразумием. В самой же плотной материи нет никаких цепей. Великие Духи приходили на Землю, жили среди людей, ели, пили и спали, как обычные люди, и, будучи в мире, от цепей его были свободны. Следовательно, эти цепи существуют только для тех, кто сам сковал себя ими, отвергнувши дух, его жизнь и его свободу. Ведь свобода – в духе. Как же может достичь ее тот, кто дух отвергает? Учение так и называет эти узы «узами самоввержения». Мыслью можно освободиться от них. Ритм освобождающих мыслей дает духу свободу. Дятел долбит дерево. Мыслью ритмичной можно продолбить кору непонимания, невежества или желания самости погружаться в свой призрачный мир. Итак, свобода – в духе. Но рабство – в нем тоже, ибо дух сам заключает себя в узы самовверженные, но и сам же себя освобождает, когда осознает, в каком рабстве живет.
Каждая мысль земного желания или вожделения, продуманная когда-то и, быть может, совершенно забытая, возвращается снова к своему породителю и предъявляет свои права на сочетание с его сознанием. Продуманная, а главное, прочувствованная вновь и таким образом получившая новое признание и утверждение, она уходит из поля сознания, чтобы когда-то вернуться опять. Если это возвращение происходит, когда человек еще в теле, признание или отвержение такой мысли решают ее судьбу на будущее. Отвергнутая за несоответствие с возросшим сознанием, она не вернется. Принятая и утвержденная, она встретит своего породителя и после освобождения его от тела и будет с ним, пока не исчерпает на нем вложенной в нее ее творцом энергии. Когда такие мысли возвращаются в бодрствующем состоянии, их можно отбросить легко, но когда это происходит во сне, который представляет собою очень искреннее состояние, то сочетание с нею или принятие такой мысли происходит автоматически. Если она изжита и уже неприемлема в бодрствующем состоянии, она будет отброшена и не окажет воздействия, если нет, то войдет, окажет влияние и вызовет созвучную реакцию.
По снам легче судить о том, что действительно уже преодолено и изжито и что еще шевелится внутри и от времени до времени поднимает голову, требуя признания и утверждения, если сохраняет свою власть над человеком. Печать окончательного решения воли довлеет над каждою мыслью, и за каждую неизжитую придется держать ответ. Дух, магнитно-влекомый, входит в сферы своих мыслей, нечистых и чистых, и пожинает плоды своего мышления и его порождений. Поэтому сознательное очищение своего мыслительного аппарата столь необходимо, ибо в Мире Надземном не двинется человек дальше своего мысленного барьера. Каждое возвращение таких мыслей – это экзамен на чистоту и степень мышления. Все они, когда-то продуманные и принятые, возвращаются вновь, чтобы получить окончательное признание или отвержение. Испытание на мысли идет постоянно наяву и во сне, и от решения воли зависит свобода или рабство человека у своих мыслей.
Можно убежать от диких зверей, можно спастись от пожара, можно спастись при кораблекрушении, можно отбиться от врагов, можно оборониться от темных, но как уйти, как избежать собственных мыслей? Мания преследования и прочие мании, навязчивые мысли, дома душевнобольных явно указывают на то, как сильно могут овладевать мысли человеком. Породитель и порождение являют собою одно целое в пространстве. Защита от своих собственных мыслей одна – это овладеть ими и взять под контроль. Нет другого способа защиты от своих мыслей, если мысли эти нехороши. От мыслей хороших и светлых защищаться не надо. Вопрос овладения мыслью важен необычайно. Мир Тонкий есть сфера испытания мыслей, и тот, кто ими не овладел на Земле, отдается на растерзание своим собственным порождениям. Он должен их победить во что бы то ни стало, иначе он погрузится в те слои астрального мира, которые соответствуют мыслям нечистым.
Чистые и светлые мысли вознесут высоко. Как дятел, долбит сознание необузданная и прилипчивая мысль, вновь и вновь вторгаясь в него под всевозможными обличьями. И нужно под каждым, даже как будто и не плохим усмотреть ее скрытую вредоносную сущность, чтобы отбросить без колебаний. Все плохое, когда-либо продуманное и принятое без оговорок в сознание, снова вернется и потребует в нем себе место. Поэтому так важно пропускать каждую сомнительную мысль через луч сознания для утверждения или отбрасывания ее. Этим на мысль как бы накладывается печать окончательного решения воли, и если это решение действительно окончательно, твердо и непоколебимо, то мысль обезвреживается и рецидивом уже не угрожает. Так можно наблюдать, как от времени до времени из глубин памяти возвращаются погруженные когда-то в нее мысли и требуют сочетания с ними. Если сочетание состоялось и новая приемлемость ее утверждена, мысль погружается в память, чтобы снова вернуться для усиления или отрицания – как бы идет постоянный экзамен на проверку сознания и на выяснение той ступени, которой оно достигло. При самоконтроле и постоянном дозоре нетрудно выявить, какие именно мысли угрожают больше всего и откуда опасность. Негожие мысли свои служат каналом для приближения темных. Они словно открытые окна для нечистых внушений. Самое страшное рабство, которое только можно представить, – это рабство у собственных отрицательных мыслей.
(Гуру – Н.К.Рерих). Как бы это еще сильнее, еще доходчивее сказать и пояснить, что и рабство и освобождение – в духе. Если в духе человек не освободился от чего-то, хотя сделал это фактически, то нет ему от этого никакой пользы. Например, отказался от чревоугодия и перешел на воду и хлеб, а сам исходит вожделением к тому, от чего отказался. Он создает такие яркие мыслеобразы объедения, которые надолго привяжут его именно к тому, от чего хотел он освободиться. И так же точно происходит во всем прочем, от чего не в силах освободиться человек в духе. Не изжитое в духе остается с ним, хотя кажется ему, что отбросил и преодолел в себе искореняемый недостаток или свойство.
(М.А.Й.). Скажите тем, кто хочет быть с Владыкой и нами, чтобы позаботились об одеждах своих. Ведь даже в гости люди идут, надев лучшие вещи. Неужели на праздник духа пойдут в старых, грязных и заплатанных лохмотьях? Если бы одеянию духа уделялось столько же внимания и забот, сколько уделяется обычной одежде, человечество двинулось бы быстро вперед. Капризам и неудобствам моды следуют многие, не останавливаясь перед расходами и затратой времени. Сколько энергии тратится на совершенно ненужные вещи, на одежду, не соответствующую ни красоте, ни удобству, ни целесообразности. Если бы эта энергия была направлена на нечто другое, более нужное и полезное, насколько упростилась бы жизнь. Мишура, суета и рабство у моды раздуваются темными. Много ненужного и совершенно лишнего делается людьми во всех областях жизни. Время подумать о том, что следует изъять из обихода за ненадобностью и нецелесообразностью.
Тонкие явления начинают замечаться, если на них обращается внимание. Любовь к Тонкому Миру облегчает общение с ним. Оно должно быть естественным. Психизм и медиумизм неестественны, ибо нарушают равновесие. Надо быть на страже всегда, и особенно при соприкосновении с людьми следует отдавать себе отчет в той реакции, которую они производят на ауре. Аура – это как бы сейсмограф, отмечающий характер вибраций чужих излучений. Но этот сейсмограф нуждается во внимании. От одних людей становится легко, от других тяжко. Но это уже явления тонкого порядка. Не в каких-то поражающих феноменах, но именно в анализе привычных вещей можно находить и отмечать присутствие того мира. Окружены им и его обитателями, которые часто яро стремятся оказать свое воздействие. Но им нужно, обязательно нужно соответствие или схожесть, хотя бы в чем-то, их настроенности с настроенностью, мыслями, чувствами тех, на кого хотят они повлиять. Достаточно поднять свою тональность выше, как аура становится недосягаемой для подобных попыток. Поэтому Образ Учителя в сердце – как щит против сторонних воздействий.
За состоянием собственной ауры следует следить очень внимательно, так как аура – это мост сообщения с энергиями, поступающими извне. Каждое раздражение гостеприимно и широко открывает двери для нежелательных пришельцев, а каждое порождаемое чувство – для сущностей, настроенных в том же ключе. Так, вожделения и страсти, переживаемые сильно, устанавливают связь и возможность общения с тонкими обитателями, наполненными такими же чувствами и эмоциями. Но все же ключ к общению с ними в руках человека. Как настроил себя или какое чувство допустил в себе человек, на то же и отзвучит пространственно, открыв себя воздействиям из созвучных слоев астрального мира и выше. Заградительная сеть охраняет, но она должна заботливо поддерживаться в утвержденном волей ключе. Думают мало о созвучии мыслей своих с мыслями окружающих сфер. Мысли магнитны и привлекают к себе отовсюду те, которые вибрируют с ними созвучно. Мысль – это открытое окно в целую сферу с ней сходных мыслей, которыми она усиливается и поддерживается. Над каждою мыслью нужен контроль, ибо каждая связывает с чем-то и кем-то пространственно. В дом к себе не зазываете нежелательных гостей, а мыслям негожим открываете широкий доступ, не контролируя течение собственных мыслей. Нет более печального зрелища, чем рабство у собственных мыслей.
(М.А.Й.). Малое «я» и самость человека будут яро противиться Мудрости Высшей, признающей неизбежность обременения обстоятельствами восходящего духа. Самость хочет удобств, и комфорта, и поменьше забот. Самость хочет избытка и довольства. Многообразны и ненасытны желания самости, и чем больше имеет она, тем больше хочет иметь. Зачем миллионеру новые миллионы? И, однако, ни один не довольствуется тем, что имеет. Ненасытны желания людские. Потворство им не дает удовлетворения, ибо хочется большего. И нет им конца. По мере удовлетворения они возрастают, пока не превращается их носитель в чудовище зла, стремительно катящееся в бездну. За началом потворства желаниям самости нужно уметь увидеть конец. Пусть уж лучше жизнь, полная страданий и лишений, но зато освобождение, чем обладание всеми благами земными, а затем беспросветное рабство – так рассуждает тот, кто понял цель и смысл воплощений.
(Гуру). Повторим сказанное когда-то: человек каждый поступок может совершать в свободе или рабстве, то есть будучи господином того, что он делает, или рабом совершаемого. Так разделяем людей на рабов и свободных. Мы хотим освободить человечество от всех видов рабства, и физического, и психического, и духовного. Самое опасное из них – рабство духовное. Человек, перешедший в Мир Тонкий в состоянии рабства у своих пороков, рабом остается и там, пока не изживет эти энергии. Каждый может спросить себя, раб он или свободный, и если раб, то в чем и как выражается это рабство. Осознание своего рабства будет первым шагом к освобождению.
Чтобы овладеть собою в большом, надо овладеть собою в малом. О значении малых вещей Говорилось не раз. На них и можно упражняться, не боясь поражений. Обуздание малых чувств и движений астрала проводить не так уж трудно. Победа над ними приносит радость. Очень уж хочется астралу необузданно проявлять себя всегда и во всем. И чем больше он распускается, тем большей хочет свободы. Но свобода выявления астрала означает рабство у него – самое тяжкое и позорное рабство, которое существует. Обуздание этой беспокойной и неуемной оболочки означает свободу духа. Люди любят переживать и не знают удержу своеволию астральных эмоций, которые, в сущности говоря, совершенно не нужны и не оправдываемы вызванными причинами. Все это призраки Майи, которые может спокойно рассеять сильная воля. «Овладение собою Пошли, Владыка», – этого овладения так часто не хватает людям. Овладев собою в малом, можно замахнуться и на большее.
(Гуру). Часто человек хочет сбросить с себя те или иные кармические обстоятельства, упуская из виду, что освобождение от них – в нем самом и что они не оставят его до тех пор, пока он не освободится от них в духе. И рабство, или зависимость, и освобождение – в духе. В себе самом надо найти, что именно связывает и ставит его в подчинение внешним условиям, чему именно дал он власть над собою и что держит его связанным в духе.
Какими бы огромными богатствами ни владел человек, как бы ни была велика его земная власть, уходит он с Земли, оставляя все на Земле. И уходит ни с чем, и приходит тоже ни с чем. Все, с чем приходит и с чем уходит, сосредоточено в духе, в Чаше его накоплений. Отсюда нелепость земной собственности. Настанет время, когда люди это поймут, и, кроме носильной немногой одежды и очень немногих личных вещей, своего ничего не будет. С переменой места пребывания должна быть обеспеченность на новом месте и жильем, и предметами первой необходимости. И приезжать, и уезжать будет легко, как в пределах Земли, так и в пределах Великих Границ. Постепенно люди будут понимать, какое обременение представляют собою вещи и сколь излишне и ненужно все то, чем сейчас жадно владеют люди. В Твердыне соблюдается подобный порядок. Сознание освобождено от вещей. Осознано, что собственность является одним из видов тяжелейшего рабства.
Много видов различного рабства процветает среди человечества. Трагедия в том, что это не осознается. Рабство у моды, рабство у всевозможных условностей, рабство у общепринятых мнений и убеждений, предрассудков, суеверий, невежества, страха, страстей, вожделений и так далее. В сущности говоря, современный человек – это не осознающий своих цепей раб всего, что его окружает. И, поверх всего, раб своего собственного астрала. Когда Говорится об освобождении от всякого рабства, имеется в виду весьма обширная область человеческих свойств и особенностей. Как раньше, так и теперь люди разделяются на рабов и свободных, только свободных от всякого рабства духов ничтожно мало. Нельзя освободиться, не осознав сковывающих свободу духа цепей. Свобода, в обычном понимании этого слова, не освобождает человека от перечисленных видов рабства. Свобода – в духе. Но кто же поймет и согласится с этим? Учение Жизни свободу людям несет и понимание призрачности земной собственности.
(Гуру). Где бы человек ни был и в каких бы условиях он ни находился, в мыслях он может всегда пребывать с тем, с чем хочет, и там, где хочет, и никто и ничто не в силах заключить его мысли в круг безысходности. В темницу можно заключить тело, но не мысль. Мысль – это символ свободы духа. Оторвать мысль от ограниченности плотного окружения будет победою над ним. Осознание свободы мысли предшествует освобождению духа. В духе – свобода и рабство.
(Гуру). Мысль остается неотъемлемой собственностью человека и его постоянным спутником в этом мире и в том. Те формы, в которые вложена мысль, существуют видимо и явно в действительности Тонкого Мира. Они окружают человека как бы кольцом, сейчас не видимо для земного глаза, потом – видимо для развоплощенца. В каждое земное приобретение вложена мысль, влитая в соответствующую форму. Ко всем вещам, которые считаем своими, протянуты нити, привязывающие к сознанию эти формы. Собственность видимая, физическая, становится собственностью невидимой, психической, замыкая сознание в свой круг. От собственности обычной легко освободиться, если ничего не считать своим. Но от собственности психической освободиться уже невозможно, пока в сознании не произошло отречения от собственности земной и пока смысл земных вещей не приобрел своего истинного значения. Психическое рабство у вещей есть ярое преткновение на пути эволюции духа как в мире земном, так и в Тонком.
Свет, который разгорается внутри, выявляет и освещает тьму накопленных веками нагромождений, которые встают во весь рост и требуют к себе внимания со стороны своего породителя. И он должен их принять и вновь утвердить или отвергнуть. Это момент чрезвычайной важности, ибо от него зависит свобода или новое рабство сознания. Этот момент является как бы прообразом будущей встречи со стражами Порога, когда все неизжитые накопления духа, подлежащие уничтожению, встанут перед человеком во всей своей силе и потребуют от него окончательного и бесповоротного решения принять их или отвергнуть. От исхода этой борьбы зависит дальнейшее будущее человека в Мире Надземном. И подготовкой к этой драматической встрече со стражами Порога будет борьба разгорающегося в сознании Света со всеми неизжитыми темными свойствами своей природы, которые надлежит вырвать с корнем.
(М.А.Й.). С темными мыслями надо бороться, прежде чем они овладели сознанием. Когда овладеют, тогда будет поздно. Самое страшное рабство – оказаться во власти у мыслей негожих. Ведь ведет мысль. Куда приведут темные мысли? Ведь и у них есть свои сферы, где они царствуют безраздельно, – это низшие сферы астрала. Это бездна, затягивающая в свои глубины духов, которыми овладели мысли, зараженные магнетизмом черных огней. Овладение мыслью – первое условие победы над тьмою.
Выход кверху свободен всегда над всеми нагромождениями и построениями прошлого. Сами все строим, и сами же можем разрушить. Владыка человек во внутреннем мире своем. Даже Нас принимает и отвергает по воле своей. В этом его власть, и благословение, и проклятие, и свобода, и рабство. Двуполюсны возможности человека, в каждой кроется ее противоположность. Может Свет бесконечный увидеть и бездны беспросветную тьму. Может кверху идти или в пропасть катиться. Биполярное сознание открыто возможностям Света и тьмы. И выбор свободен.
Наше представление о лучшем пути развития духа и ваше часто не совпадают. Вы считаете лучшим путем, когда земные условия благополучны и человек живет в достатке, здоров и трудности его не одолевают. Но что хорошо для личности смертной, совсем не хорошо для закалки духа и выработки в нем твердости, стойкости и бесстрашия и прочих качеств духа. Только путь трудный, полный терний и шипов, обремененный и отягощенный, способствует и полезен для восхождения духа. Поэтому Высокие Духи, быстро поднимающиеся по лестнице жизни, почти все Имели трудные испытания, тяжко Страдали и Боролись со всевозможными препятствиями и тьмою. Примирить благополучие и счастливую земную жизнь с подвигом духа невозможно, ибо одно исключает другое. И стремление к личному благополучию и довольству личности не уживается с тернистым путем духа. Наблюдали вы сами не раз, как беспечальная жизнь в изобилии и довольстве убивала высшие устремления человека и пресекала его возможности развития. Тот, кто действительно знает и понимает различие путей духа и тела, высших и земных устремлений, осознает, что их примирить невозможно. И требуется очень высокая ступень духовного сознания, подобно Соломону, Акбару Великому или Аполлонию Тианскому, чтобы, имея все, что может дать богатство земное или власть, не впасть в рабство и подчинение благополучию и довольству и не погрузиться в Майю плотного существования. Так, не убоявшийся трудности жизни, страданий и испытаний и не завидующий тем, кто живет в благополучии, и не хотящий его, на верном пути.
Примирение с кармой происходит при понимании ее неизбежности, когда дух встречает ее спокойно и стойко, сохраняя полное равновесие. Не равнодушие и безразличие, но знание. Оплата по старым счетам определяется Законом. Значит, надо платить. Философ, проданный в рабство, восклицает: «Благодарение Небу – значит, могу заплатить старые долги». Мудрый радуется этой возможности. Польза двойная: и освобождение и закалка в огне испытаний. Иммунитет духа к внешним ударам вырабатывается опытом и сопровождается бронированием огненным. Стойкость есть качество огненное. Удары скользят по поверхности шара – символа равновесия, не проникая внутрь. Равновесие, спокойствие, сдержанность, молчаливость есть качества, кроющие в себе великую силу. «Никто не устоит против равновесия». Самое злобное нападение разобьется об огненный щит. Утверждение этих и всех прочих качеств духа есть приобретение нетленных, неотъемлемых, бесценных сокровищ духа.
Царство Мое, которое не от мира сего, в мире сем в сознании человека должно утвердиться. Трудно совместить несовместимое: суету жизни и дела обывательские с величием Беспредельности. Но даже и они имеют смысл и значение, ибо приводят дух к осознанию их преходимости и невозможности ими жить и в них погружаться после перехода Великих Границ. Только пониманием преходимости текущего часа можно идти через жизнь, не волоча за собой тачку каторжника, прикованного цепями к земному. Так в рабстве или свободе от оков плотного мира живет на Земле человек. Конечно, свобода – в духе. Двое могут жить рядом, выполнять одну и ту же работу и быть – один свободным, другой рабом. Об освобождении многие мечтают. Первым шагом к нему будет осознание ограничений тела-тюрьмы и рабской зависимости мышления от внешних условий. Даже скорлупа ауры – уже ограниченная. Трудно пробить ее и выйти на Космический простор. Но осознание плотных пределов уже породит стремление выйти за их границы. Осознающий свое рабство в цепях плотного мира ближе к освобождению от них, чем не осознавший. Осознавший освобождением будет считать смерть и радоваться возможностям надземной свободы. Не осознавший перейдет в Тонкий Мир связанным по рукам и ногам, ибо что свяжете на Земле, будет связано на Небесах, то есть в Тонком Мире. Цель жизни есть самопознание человеком свойств и возможностей своего духа, заключенных в глубинах его.
(М.А.Й.). От обольщений, и прельщений, и прельщающих мыслей надо освободиться, пока еще на Земле. Потом будет поздно. Они вовлекут дух в соответствующие им сферы, вырваться из которых трудно необычайно. Ложь прельщений в том, что привлекательность их кажущаяся: под каждой из них, за видимой притягивающей формой – клубок ядовитых змей и острых шипов. И, когда внешний покров привлекательности сорван, горе попавшему в этот клубок. Не видит землянин страшной опасности, скрытой за внешне привлекательной формой ядовитых мыслей. И самая привлекательность эта – ложная, порожденная запятнанным воображением. Сурово и беспощадно сбрасывает покровы привлекательности прельщений ученик, идущий по пути. Много их встречается на пути. Много подбрасывается темными и раздувается ими в нечистое пламя. Каждое неизжитое свойство или слабость используется ими как зацепка, или крючок, или щель, чтобы вползти. Оберегайтесь от мыслей нечистых всеми силами духа. Они переживают и тело и время. Они очень живучи. Нет более страшного и позорного рабства, чем рабство у них.
(М.А.Й.). К каждой вещи, которую считаем своей собственностью, из сознания протянута нить, крепко связывающая с нею. Чем сильнее это чувство, тем крепче связь. Чем больше вещей, тем больше нитей связи. Ярые собственники связаны этими путами по рукам и ногам так прочно, что освободиться от них уже не могут. Могли бы, если бы осознавали это рабство, но его даже на замечают. И в этом неосознании психических цепей рабства у собственности его особая тяжесть, и беспросветность, и невозможность освободиться. Рабы собственности – это люди особенно бездуховные, лишившие себя Света. Их пребывание в Надземном особенно тяжко, ибо вырваться из темницы призрачной собственности трудно необычайно. Ведь там царствует мысль. И если мысли всецело заняты образами воображаемой собственности, то освободиться от них можно, лишь разрушив эти мысленные представления. А как их разрушить, если сознание с ними срослось и считает эту собственность неотъемлемой?
Над сознанием властвуют не вещи, но мысли о них. И освобождаться приходится не от вещей, но от мыслей. Бесполезны старания отбрасывать вещи, если мысли заняты ими. Можно ничего не иметь, но в мыслях быть одержимым вещами и собственностью и быть привязанным к ним. И можно иметь многое и все же быть свободным. Это обстоятельство нужно понять, чтобы увидеть, что свобода или рабство – в духе. И связывается и освобождается человек мыслью. Значит, овладение мыслью – прежде всего. Это основа свободы. Мы тоже разделяем мир на рабов и свободных. Напрасно мечтать или говорить о какой-то свободе, если это делают рабы собственной мысли. И что пользы от внешней свободы, если внутренняя не достигнута. Когда бытие переносится в мысль, и осознана сила последней, и достигнуто овладение ею, свободен тогда человек.
Свидетельство о публикации №210070800155