Египетское искусство в эпоху Ахетатона

Трагическая фигура царя-реформатора Аменхотепа IV (или, как он сам себя называл – Эхнатона) (1364–1347 гг. до Р.Х.) стоит особняком не только в египетской, но и в мировой истории. Проведенная им религиозная реформа настолько необычна, что до сих пор вызывает к себе острый интерес. Хотя подробности религиозных  преобразований Аменхотепа нам не известны, но мы можем судить о проводившихся преобразованиях по многочисленным изображениям той эпохи. Уже с первых лет царствования Аменхотепа ощущается пристрастие молодого фараона к культу Солнца, причем не в древних его формах поклонения солнечным богам Амону и Ра, а в горячем почитании третьестепенного и до той поры почти неизвестного бога «видимого Солнца» Атона.  В повседневную жизнь двора были включены многочисленные религиозные церемонии в честь Атона, в добровольного жреца и пророка которого превратился сам фараон.  Около 1358 г. до Р.Х., в шестой год своего правления, Аменхотеп объявил о намерении построить новую столицу. Место для нее было выбрано в Среднем Египте, на правом берегу Нила, где горы, отступая полукругом от реки, образовывали просторную равнину (ныне это место известно под названием Эль-Амарны). Город получил название Ахетатон (что значит «Небосклон Солнца»). Эхнатон хотел, чтобы все в его городе было иначе, чем в Фивах. Художники, создававшие дворцы и храме в Ахетатоне, получили право не считаться с омертвевшими канонами старых школ.  На короткий срок в искусстве возобладали реалистические тенденции (http://www.proza.ru/2010/07/08/249). Если прежде скульпторы были вынуждены идеализировать фараона, то теперь они стараются придать его статуям черты портретного сходства. Сначала в своем стремлении к «истине» они доходили почти до карикатуры. Не колеблясь, они изображали малоизящную фигуру царя, его большой живот, отвислую челюсть. Но уже в этих стилизациях удивительно передано величие духа Эхнатона, которое не может скрыть его уродливая внешность (http://www.proza.ru/2010/07/08/225). Постепенно сложилась новая художественная школа, создавшая изумительные по красоте творения: галерею портретов царя, его матери Тии (http://www.proza.ru/2010/07/08/245), его жены Нефертити (http://www.proza.ru/2010/07/08/250) и их дочерей (http://www.proza.ru/2010/07/08/255), картины природы, как бы иллюстрирующие Гимн Солнцу. Искусство Ахенатона нельзя рассматривать вне религии Атона. Ее любовное, бережное отношение к миру, ее восхищение каждым проявлением красоты одухотворяют произведения художников солнечного города.
Умер Эхнатон ок. 1347 г. до Р.Х. сравнительно молодым, на восемнадцатом году своего царствования. Его погребли в пустыне среди скал, замыкавших долину, рядом с его любимым городом. Прошло совсем немного времени, как в место его вечного успокоения ворвались осквернители. Пришел конец его династии и, следовательно, его учению. Уже ближайшие наследники Эхнатона, его зятья Сменхкара, Тутанхамон и Эйе, разрешили отправление старых культов. В 1333 г. до Р.Х. к власти в Египте пришел молодой и энергичный военачальник Харемхеб, который завершил полную реставрацию старых порядков в стране. Имя Эхнатона было предано проклятью, его изображения разбивались на куски. Прекрасный Ахетатон был заброшен и больше никогда не возродился.

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270


Рецензии
Спасибо. С удовольствием сходила по ссылкам. Египтяне были на уровне - во всех отношениях.

Оксана Куправа   25.02.2016 12:45     Заявить о нарушении
Конечно, не так, как греки, но они старались.

Константин Рыжов   25.02.2016 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.