Внутренняя сила

          Кого можно назвать внутренне сильным? Очевидно, того, кто смог освободиться от тирании собственных страстей. Именно эти ненасытные зверьки, вечно мятущиеся, вечно неудовлетворенные, ввергают нас в уныние, лишают воли и делают слабыми. Однако первопричиной нашей слабости являются вовсе не они (они – лишь "прокси", посредники). Первопричиной служит некий бессознательный механизм слияния (самоотождествления) "Я" со страстями и, как следствие, рабство у страстей, угодничество и потакание им.
          Сильный довольствуется тем, что у него есть, и не тоскует по отсутствующему (древний стоический принцип). Он самодостаточен. Он внутренне свободен. Внутренняя сила (не путать с напускной самоуверенностью либо упрямством!) – главное условие того состояния душевного комфорта, который мы привыкли обозначать словом "счастье" (по-евангельски: блаженство). Фразу Спасителя из Нагорной проповеди "блаженны нищие духом" (Мтф. 5, 3), возможно, следует трактовать не в смысле "счастливы осознающие в себе духовное оскудение" (какое же это блаженство, осознавать себя обезволенным, духовно пустым?), а в том смысле, что бедные, в отличие от богатых, счастливы тем, что обладают богатством иного, высшего, свойства – внутренней силой ("духом"). "Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою?" – варьирует мысль Спасителя святой апостол Иаков, брат Господень (Иак. 2, 5).
          Интересно, что даже с эстетической точки зрения внутренняя сила – главный источник красоты человеческого облика, основа его привлекательности, а вовсе не телесные данные, как думают многие. Унывающий, мечущийся, брюзжащий производит отталкивающее впечатление (вспомним кислую мордочку бульдога, да простят мне любители этой породы).
          У сильного духом на первом месте стоит внутренний покой: удовлетворённость наличным состоянием, душевный мир, эмоциональная тишина. Всё остальное – на ступенях ниже.
          Если человек впал в тоску и уныние, потерял душевный покой, то это произошло потому, что он сам, добровольно, возвёл очередную страсть на пьедестал почёта, ей не принадлежащий.
         Теперь о важном. Сила духа приходит к нам Свыше. Она НЕ ЕСТЬ результат только человеческих усилий, как думается некоторым. Христианин опытно знает, что его сила является ни чем иным, как даром благодати Святого Духа. Получить же этот дар возможно лишь при следующих условиях:
         1) тот, кто стремится к обретению духовной силы, должен строго блюсти СМИРЕНИЕ перед Первоисточником этой силы: это значит, что в любых жизненных ситуациях он "не превозносится, не гордится, не бесчинствует" (1Кор. 13, 4-5);
         2) такой человек имеет потребность в непрестанной молитве, смиренно ИСПРАШИВАЯ у Отца Небесного даровать ему силу и власть над страстями.
         Горделивый и надеющийся лишь на самого себя очень скоро растеряет своё приобретение. Либо вовсе ничего не получит.


Рецензии