Махар часть 2

Итак. Махар.часть 2  Продолжение следует , сейчас оно а запасниках, подлежащих удалению.
Рассказ о Махаре в полном варианте включен в новую книгу, которая сейчас находится в печати.

 Махар- это река, Махар- это турбаза, Махар- это местечко в горах Карачая. 

Перво-наперво пошли мы к нарзанному источнику. Взяли с собой бутылочки, баночки, надели панамки и пошли.  Две женщины и две девочки. Одна- совсем пацанка с голым пузом. Дорога  -слева от крутых скал, проложенная столетиями, широкая, чтобы могли проехать арбы (это раньше) и машины грузовые ( это теперь). Слева внизу - меж густой зелени  вьется то ли ручей. То ли река. Это исток  Махара.То полностью в зелени травы и кустарника, то чистый, с прозрачной водою. И тропочки с дороги к нему протоптаны столетиями, только зарастают травою. Спускаемся по одной тропочке.  Вода чистейшая и в воде- родник. Источник. Нарзан. Пузырится, играет. Окунаем ладони в прохладу источника , набираем целебной водички и пьем. Холодная. Вкусная. Зубы ломит. Споласкиваем лицо и и погружаем свои посудины в глубину источника. Наполняем нарзаном. Хрусталь, а не вода. Источник разливается ручьем и течёт вниз, туда, где вода Махара наконец-то достигнет Кубани и сольется с ней. Чуть повыше- ещё один родник, ещё, ещё. Целое семейство. И вот- первый человек. Это пожилой мужчина, русский, он живет на источниках.  Набирает травы, веток, делает запруду, наполняет её нарзанной водой и разжигает костёр. Как он умудряется в воде разжечь огонь- уму непостижимо!! Но вода в запруде становится теплой, и мужчина принимает ванну, растянувшись блаженно в траве, наполненной теплым нарзаном. Говорит, что лечится.

Поднимаемся выше. Дорога становится чуть уже, дышать тяжеловато, особенно мне, ну а девчонке с голым пузом- радость. Прыгает, как кузнечик. Появляется второе чудо. Человек. Карачаевец, один-одинёшенек. Идет навстречу. Самый верный способ обезоружить незнакомца в уединенном месте- начать с ним разговор. Взять инициативу на себя и показать, что ты нисколечко его не боишься. Спрашиваю про дорогу. Что выше, куда ведет и все такое прочее. А ведет к Эльбрусу и в Кабарду. И будет всё выше и выше, лучше не ходить. Соглашаемся. Поворачиваем. Идти просто так и молчать- не дело. Мало ли что придёт на ум этому человеку. У тебя ведь две малолетки рядом, женщина!!! И женщина начинает цитировать вслух первую суру Корана.  Ал-хамду лиллахи, раббил-аламина…Карачаевец останавливается и спрашивает изумленно «Вы знаете Коран?» «Немножко». Завязывается разговор о религии, Мухаммаде, Фатиме, Али и т. д. Мужчина поражен в самое сердце. Они увлеченно беседуют, оставив позади девчонок и гостью из Сибири. Те  спокойны и не догадываются. Что женщина берет огонь на себя и старается. как степная  птица, отвлечь ястреба   от птенцов своих. Кажется, карачаевец безобиден. Просто ходил в Кабарду. Зачем? Это его дело. К родственникам ,наверное.

Разговор переходит на тему суверенитета и природных богатств Карачая. Оказывается. местные жители давно мечтают построить в этих местах санатории и гостиницы. Нарзанные источники- это достояние народа, не русского, говорит он, а карачаевского.  Здесь должны быть гостиницы, лечебницы, турбазы, туристические тропы должны стать цивилизованными, и всё это будет, будет скоро. И потекут денежки в национальную  казну и не надо будет зависеть от русских. Так вот беседовали мы, пока не пришли в лагерь. Карачаевец пошел дальше по дороге, в сторону города Карачаевска. Выносливый, однако. Столько верст- и всё пешком, по горной дороге.

Мы не знали, что в это время уже шли переговоры местного правительства с Россией. Буквально через 2-3 года правительство Б. Ельцина предприняло шаги по урегулированию вопроса о суверенитете .

 «В январе 1992 года Президент России Борис Ельцин был готов признать разделение Карачаево-Черкесии и внёс на рассмотрение в Верховный Совет РСФСР проекты законов «О восстановлении Карачаевской автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации». Была создана комиссия Верховного Совета по образованию трёх автономных областей — Карачаевской, Черкесской, Баталпашинской.

28 марта 1992 года состоялся референдум, на котором (согласно официальным результатам, которые небезосновательно оспариваются многими, большинство населения Карачаево-Черкесии высказалось против разделения. Разделение узаконено не было, и осталась единая Карачаево-Черкесия, с 9 декабря 1992 года ставшая Карачаево-Черкесской Республикой.

11 февраля 1995 года объединённый съезд черкесов и абазин принял решение о восстановлении Черкесской автономной области в составе Ставропольского края, что вновь не было утверждено.

Помимо требований о создании отдельных автономий, в последние годы Международная Черкесская Ассоциация «Адыгэ Хасэ» выступает за воссоединение близкородственных адыгейского, кабардинского и черкесского народов в единую Адыгскую Республику, а карачаево-балкарские движения — за воссоединение Карачая и Балкарии в едином субъекте Российской Федерации — Карачаево-Балкарской республике.» ( Википедия)


Рецензии