День лунного затмения...

Безумно долго не писала ничего. Вот вчера читала Ахматову вслух и плакала. Не понимаю, почему не всем дано так точно и звучно высказывать свои мысли и чувства. Сейчас, когда я вновь соприкоснулась с великим и прекрасным, всё написанное мною до этого кажется фальшивым и пресным. Быть может, я в очередной раз взялась не за своё дело, и итог, ожидающий меня в будущем, будет настолько же неутешительным, как у Нины Заречной в «Чайке». Я сейчас опускаю жизненную, любовную трагедию. Кто знает, может её беда совсем и не в том, что Тригориным она любима не была и не будет. Хотя, кто знает, вдруг, если бы у неё было душевное счастье и равновесие, она и смогла бы стать успешной актрисой. Её особенность была именно в искренности и непосредственности, а он, везунчик, избалованный женским вниманием и не имеющий собственного мнения, не смог в ней этого разглядеть и оценить. Сломал наивной, доброй девочке судьбу и абсолютно забыл о её существовании. Сорвал цветок и, за ненадобностью, бросил. Хотя нет, «…случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил…» … «…Сюжет для небольшого рассказа…» Мне, почему-то, всегда очень тяжело, когда я вспоминаю эти строки. Сколько боли и жизненной правды скрыто за ними. Сколько бессонных ночей и невыплаканных слёз. Моя самая любимая пьеса. Бессмертная история. А так хочется поставить точку, так хочется порвать этот замкнутый круг… Неужели год за годом, из века в век, постоянно будут находиться безумно обаятельные Тригорины, которые всё так же бездушно и играючи будут разбивать молодые любящие сердца?.. Я не могу и не хочу сказать, что Нина Заречная – это мой любимый женский литературный персонаж, но просто я настолько её понимаю и сопереживаю ей… Мне её очень сильно жаль. Самые чистые, светлые и искренние слёзы проливаются у меня именно над этими страницами Чехова и именно на этом спектакле… Когда сидишь на первом ряду, то чувствуешь себя там, в пьесе, на сцене. Буквально дышишь воздухом той эпохи и губы, в мраке зала, беззвучно повторяют те же слова. Сердце щемит и, почему-то, хочется так же, как Маше, броситься на шею доктору Дорну, лишь бы на мгновение почувствовать себя защищенной и понятой. И, несмотря на то, что я прекрасно знаю, в какой момент раздастся выстрел, я каждый раз вздрагиваю… А когда они, улыбаясь, выходят на поклон, я всё ещё немножко не в себе, всегда поднимаюсь самая первая и аплодирую до боли, а по щеке катится скупая жгучая слеза. Не знаю, смогу ли я со временем научиться более спокойно переживать это потрясение. Если вдруг это случится, я обязательно поднимусь на сцену и подарю цветы такой трогательной Нине, слишком доброму и жизнерадостному Тригорину и настоящему и понимающему доктору Дорну. Но пока я к этому испытанию ещё не готова…

6 августа 2009 года

День лунного затмения…


Рецензии