Кого не любим мы, чего мы жаждем?

                "Доктор Живаго"...Доктор Живаго...Юрий Андреевич...
                Пусть принесет вам ветерок весть от меня.

                Как полезно оказывается один раз увидеть, чем сто раз услышать. "Доктор Живаго".., "Доктор Живаго"...Хотелось чего-то большего, а не меньшего по сравнению с "Бегом" Булгакова. А чем хуже "Хождения по мукам" Алексея Толстого? А "Дни Турбиных", " Белая гвардия"?
                Нобелевская премия?! Меня всегда поражали критерии, которыми руководствуются господа комитетчики. На них нет кожаных тужурок, и они не грассируют, возможно, но равнение держат изумительно - любой гвардии есть чему поучиться.
                Детский вопрос, с опаляющим меня возмущением - а как же талант, стихи, само произведение? - я легко отбрасываю:
                Муля, не нервируй меня.
                К чему я приплел сюда Раневскую? Все вам будет. Все будет, и не как всегда. Надейтесь на меня и я оправдаю ваши надежды.

                Талант господина Пастернака и других несимпатичных мне господ, о которых я здесь буду писать, присутствует, мы его видим, и запах его чувствуем...Жалко, что откусить нельзя... Накопил бы...Такого бы понаписал...Только вот, где то произведение, которое я представлял по слухам и рассказам, где глубина и величина, безразмерность мысли( можно, конечно, написать "необъятность", но я не увидел-то ли я китаец, то ли я читать не умею..?!) и простор чувств, их трогательность и нежность?!
               
                Любопытный я из этого "Доктора Живаго" вывод сделал: Пастернак рассказал о судьбе поколения и не сделал никаких выводов на будущее для своих героев.
                Получается: вырвались на волю мерзавцы, переломали все, а чтобы жизнь опять стала хороша, надо вернуться к прежним ценностям.
                Никаких выводов, перемен в жизни, собственной психологии...

                Кого не любим мы, чего мы жаждем?

                Понятно кого не люблю я. Какая новость?! Но, не хотелось бы долго погружать в радость. Радость, она сродни шампанскому... Брызги шампанского, гроздья душистые...Поэтому, к барьеру господа...Не хотите иметь дела с плебеем ? Тогда, к бордюру.
                А интересно, кого любил Пастернак? Кого не любил? И почему?
                Только не нужно сразу думать о вечном и скоротечном: каких женщин, сколько, когда и как именно...
                Я не прочь на эту тему тоже, но в следующий раз...А может и никогда - не люблю рыться в грязном дамском белье- у меня очень развито обоняние...

                Кого из творческих, хорошо известных людей, чье творчество признано мировым наследием не любил Пастернак Борис Леонидович?
                Чувствуете? Это немножко другое. Для вас это не открытие?! А это не важно. Важно, что его для себя делаю я. Для меня важно расставить по полочкам, на свои места, и это очень важно, потому что многие занимают не свое место, не свои пьедесталы. Их туда поставили нехорошие дяди и тети, а я хлопал глазками и занимался своей жизнью...
Оказывается, можно писать прелестные, восхитительные вещи и любить делать людям разнообразные гнусности. Ходить далеко мне не нужно. Поэт К.Р. из царской семьи, по стихам и не скажешь, что урод.
                И вот, однажды, тупая грань поэтического величия окатила меня холодным душем. Душ Шарко-выбивающая дурь вещь. А потом, пошло, поехало: стали рушиться прежние песчаные замки, и со временем все быстрее и быстрее, обнажая неприглядную ложь...
                Вам нравится, когда вас обманывают? А мне бы понравилось, если хорошенькая молодая женщина соврала бы мне о своих чувствах, хотя бы поначалу... Однако, леди и джентельмены, к коим относится Борис Леонидович, не молоденькие хорошенькие женщины.., а потому никакой платонической любви я не ощущаю.
                Не знаете почему? Вот и я не знаю. Но полон намерения узнать.

                "... В ней ( в жизни) уже началось расслоение. Умеренным, тупоумие которых возмущало доктора, он казался опасным, людям, политически ушедшим далеко, недостаточно красным. Так очутился он ни в тех, ни в сих, от одного берега отстал, к другому не пристал..."
                Это не только позиция доктора Живаго, это позиция Пастернака. Этот роман, в первую очередь, не о докторе Живаго, а своем понимании жизни и событий. Борис Леонидович тут, словно на ладони...Хоть рассматривай, хоть хлопай...

                Про то, что Пастернак был " недостаточно красным", мне бы даже не хотелось. А вот насколько ушел Борис Леонидович от берега, прежде такого родного и милого? Неужели решил зайти подальше в воду? Так ведь и утонуть можно.
                "...То берег левый нужен им, то берег правый...Соединяет берега седой паромщик..." И я по примеру паромщика решил помочь причалить к какому-то берегу Леониду Андреевичу. А что вы хотите?! Не могу же я позволить росийскому поэту, писателю, лауреату Нобелевской премии болтаться посредине мутной грязной речки?!

                Кого не любим мы, чего же жаждем?

                " Этот двухэтажный флигель, слишком большой для бездетной четы Свентицких, покойные старики Свентицкие с незапамятных времен снимали у князей Долгоруких. Владения Долгоруких с тремя дворами, садом и множеством разбросанных в беспорядке разностильных построек выходило в три переулка и называлось по старинному Мучным городком..."
                "...Дом был двухэтажный. Верх со спальнями, классной, кабинетом Александра Александровича и библиотекой, будуаром Анны Ивановны и комнатами Тони и Юры был для жилья, а низ для приемов. Благодаря фисташковым гардинам, зеркальным бликам на крышке рояля, аквариуму, оливковой мебели и комнатным растениям, похожим на водоросли, этот низ производил впечатление зеленого, сонно колышущегося морского дна.
                Громеко были образованные люди, хлебосолы и большие знатоки и любители музыкии. Они собирали у себя общество..."
                " ...В назначенный час гости стали съежаться. Приехали Аделаида Филипповна, Гинц, Фуфковы, господин и госпожа Басурман, Вержицкие, полковник Кавказцев...
                В глаза бросалась яркая игра рябиновки в бутылках с зернистой гранью. Воображение пленяли судки с маслом и уксусом в маленьких графинчиках на серебрянных поставках, и живописность дичи и закусок, и даже сложенные пирамидками салфетки, стойком увенчивающие каждый прибор, и пахнувшие миндалем сине-лиловые цинерарии в корзинах, казалось дразнили аппетит..."

                Вот отсюда ваш Борис Леонидович Пастернак. Здесь его логово, здесь его лежбище, его интерес...У вас ко мне претензии за мой язык?! Все претензии к Глебу Жеглову и одесским евреям...
                Как любил Пастернак рабочих и крестьян?

                "...Доктор хорошо видел их, каждого в лицо.Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты первокурсникии и гимназисты восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Они напоминали ему былых школьных товарищей...Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их привлекательные, выразительные физиономии казались близкими, своими..."

                Вы в сомнении? А я нет. Я люблю мелочи, за то, что я их замечаю. В принципе, по этому предложению можно многое понять обо мне. Даже, если, я на манер Шрека весь многослойный, хотя не замечал...

                "...Шура Шлезингер была высокая худощавая женщина с правильными чертами немного мужского лица, которым она несколько напоминала государя, особенно в своей серой каракулевой шапке набекрень, в которой она оставалась в гостях..."

                Если когда-то буду писать нечто историческое и длинное, то у дореволюционных авторов, Пастернака и Булгакова обязательно посмотрю такие описания. Они создают настроение, дух и стиль прошлого...
                Но мне никогда бы не пришло в голову сравнить лицо девушки с лицом Николая 2. Не знаете какому человеку это могло бы прийти в голову?

                Пастернак не то что не отплыл от берега, он и лодки не искал, не махал паромщику, он вошел немного в воду, помочил босые ступни, справил нужду и обратно...

                И еще. Только для вас. На тарелочке, с голубой каемочкой:
                "...Нет, это неподражаемо!- думал доктор.- Какое младенчество! Какая близорукость! Я без конца твержу ему о противоположности наших взглядов, он захватил меня и силой держит при себе, и он воображает, что его неудачи должны расстраивать меня, а его расчеты и надежды вселяют в меня бодрость. Какое самоослепление! Интересы революции и существование солнечной системы для него одно и тоже...Юрия Андреевича передернуло..."
               Вот здесь вся любовь Бориса Леонидовича Пастернака к рабочим и крестьянам. Его бы пожалеть, да только когда посмотришь на современную действительность,и, особенно на перспективы, то, воленс-неволенс, задаешься вопросом:
               Кого же любим мы, и что, чего же жаждем?
               
               И следующий, сакраментальный вопрос:
               Любил ли Пастернак Чехова? Читал ли, перечитывал? Восхищался, плакал над судьбами героев ? Ненавидел ли мир, который ненавидел Чехов?
               Вспоминал ли " Анну на шее", когда писал все эти замечательные строчки о дружбе, приемах, хлебосольстве, замечательных столах..?
               Замечал ли разницу между теми, с кем он был с колыбели, или нет?

               К чему столько вопросов? А вам не кажется, что пора богу богово, а кесарю кесарево? Вот мне не кажется, потому что я атеист. А потому я готов выдать паравозный свисток:      

                Слушай, рабочий, война началася
                Бросай свое дело, в поход собирайся...

               Почему мысли и мечты Пастернака - это некий прекрасный абсолют? А кто он, собственно говоря, был? Любил ли он Чехова, Роберта Бернса, Теккерея, Ибсена...?!
               Не хватайтесь за ляжки тетеньки и дяденьки, не напоминайте княжну Долгорукову: Ахти, нам. Да что же это такое?!

               Вот, к примеру: "... Ибсен тяжеловесен, А.П. Чехов претит..." Чье это? Ну-ка, с трех раз. И, если вы быстро отгадали, не торопитесь радоваться моей глупости: у меня всегда найдется чем вас порадовать, до конца, так сказать, до основания, а затем...
               Правильно, это Ося Бродский. Милый еврейский мальчик, впитавший с детских лет западноевропейскую культуру и культуру дореволюционных лет, ибо кое-чего он понять не мог в детстве, и так и не смог потом, то бишь культурой рабочих и крестьян он не интересовался...Его идеалы были в прошлом и на Западе, неудивительно, что он так хорошо там прижился... Его тоже жалко, только вот...Ну, вы помните.

                Ах улыбнись, ах улыбнись вослед, махни рукой,
                недалеко, за цинковой рекой,
                ах улыбнись, в оставленных домах
                я различу на улицах твой взмах...

               Как странно, что такой человек написал такие строки, но тем не менее...
               Я такого ритма прежде не встречал, и лиишь в двух-трех стихах Бродского, и , именно, эти стихи я считаю творческой сутью этого поэта. У вас другое мнение? Я охотно послушаю, но позволю себе остаться при своем мнении...
               Этот ритм, он зачаровывает, он несет, мягко плавно подхватывает...Я уже начал учить его. Нет Бродскому далеко до Гумилева, хотя , возможно, это дело вкуса  читателя и человеческих качеств этих поэтов, но выучить три стихотворения я не откажусь. Не откажу себе в удовольствии знать такую поэзию, чего я не могу сказать о самом Осе Бродском.
               
               Хотелось бы привести слова человека с которым Бродский сошелся бы по принципиальным вопросам революции и контрреволюции. Ну-ка, с трех раз. Смелее, смелее...
               Не тужтесь, я и сам не предполагал такого, но все новое ...
               Вот что пишет о Ибсене Николай Бердяев в своей статье:
               "...Норвежское мещанство, в котором он задыхался, составляет фон его творчества..." Мальчики и девочки, надеюсь вы не будете обвинять Бердяева в большевизме, а Чехова в любви к мещанству?!
               
               Маленький вопрос к Осе Бродскому: Неужели любил мещан?  А Пастернак Борис Леонидович? А Анна Андреевна Ахматова?
               Вот теперь, можно еще раз с теплотой и грустной улыбкой вспомнить Фаину Георгиевну Раневскую. Почему с грустной? Потому что нам остался ее юмор, и надеюсь, еще надолго. А грустно потому что ее нет. Она была из тех, кто любил и восхищался Чеховым. Каково было ее изумление, как она была шокирована, когда узнала, что Ахматова, с которой она дружила, Чехова терпеть не может.
               Именно так! По словам Ахматовой "...Чехов оскорбил художника ..."

               И вот мы, с вами, уже ближе к вопросу, к его кульминации:
               Кого не любим мы, за что, чего же жаждем?

               Разве вам не известно, что это весьма дружные между собой люди, концентрировавшиеся вокруг Анны Андреевны Ахматовой, искавшие общения, поддержки, творческих идей друг у друга?
               Вам известно, что Ахматова -это псевдоним? Известно? Прекрасно. Ахмат -татарский хан, от которого вела свою родословную ее мама.
               Что из себя представляет человек, берущий подобный псевдоним? Кто он? Может ли он полюбить простой народ и за что? За свои представления о нем? За что?

               Кого не любим мы, чего же жаждем?

               Были ли Ахматова, Бродский, Пастернак мещанами? Несмотря, на очевидный ответ, я  уже не могу ответить столь определенно, как раньше. А что такое собственно говоря мещанство?
               Вот только сейчас понял, что вешать ярлыки и просто, и глупо. Мне говорили в школе, я читал критические статьи в литературе, что мещане - это Дикой, Кабаниха...А Катерина - это луч света в темном царстве ...Мой мозг полон штампами... Катерина - человек для которого  деньги не главное, важнее чувства? На это вопрос я отвечать не стану, тоже штампом тянет, уже собственным . Усеченность чувствуется в ответе, а потому, вернее, следующее: Катерине не могла ужиться с Диким, Кабанихой...
               Что такое в моем предствлении мещанин - купец, грубый, жестокий, неуступчивый, отрицающий литературу и искусство, отрицающий право другого называться и быть человеком, и силой проводящий свою линию в жизнь..."
               Вот на последней части хотелось бы заострить вниманиие: "...отрицающий право другого другого называться и быть человеком, и силой проводящий свою линию в жиизнь..."
          
               Можно ли назвать Иудушку Головлева мещанином, разумеется, дело не в положении его в в том обществе, а в психологическом смысле? А чем лучше сэр Питт, баронет: "...Представь себе коренастого, приземистого, неимоверно вульгарного и и неимоверно грязного старика..." А Собакевич? А Ноздрев?

               Так что такое мещанство? Ведь это не черта определенного класса. Тут не надо классового подхода. Мещан полным -полно среди всех слоев общества, если угодно, классов. Именно, безудержный рост мещанских настроений среди советских людей привел к краху социализма. Больше я никаких причин не вижу.

               Кого не любим мы, чего мы жаждем?

               Вы уже давно разобрались в мещанстве? Счастливчики. А мне трудно.
               Вот, к примеру, при Константине 1, был принят закон. Чудный. Просто замечательный. Вы бьете раба палкой по голове, можете дубиной, но, если не доказано, что вы имели умысел убить его, то все в порядке. То есть вы раз долбанули, другой, третий,...раб покинул это мир, а где умысел?!
               Тут все очень просто? Деточки, не спешите, на всех хватит.
               Как пишет Адам Смит о Англии, так и везде в мире, большинство дворян не смогло приспособиться к буржуазному строю. Они не могли вести дело, как ныне модно писать, заниматься бизнесом, бухгалтерией...А купцы обходили их.
               Не подскажете в чем дело? Что мозг дворянский уменьшился в размерах, что-то другое? Обясните, please.

               Так почему же Ахматова " ...Чехов оскорбил художника...", Бродский "...Ибсен тяжеловесен, А.П.Чехов претит..." и, несомненно, Пастернак, и большинство из тех, кого я, пока, не удостоил своим посещением, не любят критиков мещанства? Может они подошли к чему-то слишком близко, к чему-то важному и дорогому для этих людей?

               Не были ли многие из черт, высмеиваемых и обличаемых Чеховым, Ибсеном, Салтыковым-Щедриным, Гоголем, Теккерем, Робертом Бернсом.. , если и не понятны, то близки Ахматовой, Бродскому, Пастернаку, Булгакову, Бунину, Цветаевой, Мандельштаму..?!

               Я вовсе не хочу наклеить ярлык мещанства на этих людей, хотя бы потому, что я злее, точнее и жестче. Клеить ярлыки глупо. Клейма обедняют прежде всего самого литературного ковбоя.
               
               Кого не любим мы, чего мы жаждем?

               Они ( Пастернак, Ахматова, Бродский и иже с ними), во всяком случае большинство из них, не могли не осознавать пагубности тех черт в людях их окружавших, в самих себе. Но что они сделали?
               Они с любовью вспоминали, даже, о самых отвратительных чертах и привычках. Они не простилии Чехову, Ибсену, Салтыкову - Щедрину, Роберту Бернсу, Гоголю, Теккерею.., и еще многим...

               Они утеряли людей и строй - детство, юность, молодость, надежды, будущее... А вы бы простили причастность поэтов, литераторов к утрате всего выше названного?

               Кого не любим мы, чего мы жаждем?

               С какой стати я должен относиться к этой плеяде любителей двуглавого орла с пиететом? Почему они мне чужды? Почему мне ближе Ибсен, Чехов, Теккерей, Роберт Бернс, Салтыков-Щедрин, Гоголь..? Почему я чувствую разницу между ними в отношении к одним и тем же явлениям жизни, разницу существенную, разницу, ставящую вопрос или-или.

               Не знаете почему люди спорят, до хрипоты, с ближайшими родственниками, знакомыми, приводят доводы, аргументы, но так и не понимают друг друга.., а потом оказываются по разные стороны линий окопов?

               Я чувствую ложь с другой стороны, как в личной жизни, например, у Ахматовой, так и в творчестве. У лжи не обязательно короткие ноги и ей люди отводят немалое место в нашей жизни. Я скажу - основное. Меня учили в школе, что врать нехорошо. Я далеко не всегда следовал этому правилу, но инстинктивно старался не забираться в те места, откуда, по мнению Бильбо Торбинса возврата нет.
               И это окупилось. Ведь чувство свободы важнее любого добра. Во всех смыслах.

                Борис Дубровин.

               
                В пожарищах смятенных дней,
                Когда окоп твоя могила,
                Лишь перед смертью и видней,
                Кто без чего прожить не в силах.
               
                И в задыхающийся час атаки или обороны,
                Мне книга - пища и очаг, она оружье и патроны!

                О, книги!
                подняты они из мертвых танков, из окопов,
                из под расплющенной брони, непогребенных самолетов,
                они взывали стать смелей, они к восстанию взывали,
                И их сжигали, как людей, в печах Майданека сжигали.

                Могилы братские-толпа погибших книг и пепла горстка,
                О книг солдатская судьба-судьба терпенья и упорства.

        Имманенс ( Маг Рун ), в этой реальности Шурховецкий Петр.
               

          
               
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.