Гуська Истории нашего двора ч. 1

   Гуська: истории нашего двора, ч. 1.

   Когда мне стукнуло два годика, нашей семье здорово повезло. Отцу выписали ордер на трёхкомнатную благоустроенную квартиру.
   
   Дом из белого кирпича, четырёхэтажный. Не проходной двор, огороженный с одной стороны забором с калиткой и воротами для проезда транспорта, с другой - деревянными сараями (там многие потом вырыли ямы для хранения овощей, солений и варений). У нас даже имелся задний двор, где автолюбители с соответствующими материальными возможностями строили гаражи.
   
   В середине двора стояла большая веранда, а рядом с ней деревянный домик для детей (потом детки подросли и курили в этом «укрытии», а кое-кто и винцо попивал).
   
   
   Народ в доме подобрался хороший в большинстве своём. Много ребятни разновозрастной. Все мы дружили тогда. От двухлеток до семилеток. Такая примерно компания возникла.
   
   Со временем старшие, конечно, откалывались. Кое-кто уже мастерил самодельные пистолеты «поджиги» или "оттяжки". Хулиганил.
 
   Однажды старшие ребята спросили моё мнение по поводу их самопалов. Они дали мне подержать в руках так манящие тогда меня свои пугачи. Я важно осмотрел каждый, видя, как пацаны с некоторым волнением ждут моего заключения.
   
   Я откровенно указал на пистолет, который мне больше всех понравился, но похвалил и другие. За это мне разрешили присутствовать при нескольких выстрелах, произведенных тут же по какой-то мишени. И я чувствовал себя очень гордо за такое доверие.
   
   Помню, как те же ребята вечером на глазах у всего двора выполнили опасный трюк. Человек пять по балконам спустились с четвёртого этажа до второго. На втором они зависали на руках, ухватившись за металлические прутья, и прыгали на асфальт.
   
   Через много лет один из них, Борис, разобьётся насмерть, перелезая с верхнего балкона на свой. Он не мог войти в квартиру, т.к. забыл взять ключи. Боря постоянно их забывал и 100 раз привычным образом проникал в собственный дом. А на 101-ый…
   
   Все дети одной семьи, включая мать и сестру, отсидели в колониях. Но дома не пакостили. Один из них, Колька, добрый парень. Белобрысый, приветливый. Когда я подрос, мы общались наравне, вместе ходили на рыбалку.
   
   В первом подъезде жила дружная семья Семёновых. У них были дети: сын и дочь с приличной разницей в возрасте. Родители работали на заводе технологами, это были очень грамотные, интеллигентные люди. Сын их позднее окончил институт иностранных языков в Москве, где и был оставлен на какой-то ответственной службе переводчиком.
   
   Как-то Семёнов старший зашёл к нам в квартиру. Я услышал, как он торжественно говорит моему отцу в коридоре:
   - Поздравляю вашего сына с первым… - Моё сердце учащённо и радостно забилось, а Семёнов закончил: - …взломанным замком! - тут я быстренько сник.
   
   Была такая история в тот день. Нас несколько мальчишек и девчонок вертелось на заднем дворе. Подошли к гаражу Семёнова, который он строил с кем-то из местных жильцов на пару. Два автомобиля вошли бы туда. У Семёнова-то имелся уже один маленький древенчатый гаражик прямо у въезда во двор, а этот строился из кирпича. И ворота уже имелись, на которых висел внушительных размеров замок. Рядом на земле валялся обычный молоток. Не знаю зачем, я поднял его и слегка ударил им по замочку. И тот неожиданно открылся. Не заперт на ключ, как оказалось.
   
   В гараже по полу была рассыпана картошка, да какие-то трубки валялись у стены.
   
   Я водрузил замок на прежнее место.
   
   Но главе семейства Семёновых потребовалось засвидетельствовать «почтение» моему отцу, работавшему в прокуратуре. Ну, ничего не пропало. И мысли воровать у нас не было. Нет, надо прийти к прокурорскому работнику (к другим родителям он не ходил) и кольнуть его. Что и неудивительно: когда-то папа мой проводил обыск в старом жилище Семёнова. Брат у того подозревался в краже. Так что имелся у него повод попрекнуть сыночком следователя.
   
   Отец прочёл мне, конечно, нотацию. Сказал:  вот станут воровать, а ты просто рядом постоишь – и пойдёшь как соучастник. Тем более, никогда не открывай чужих запоров!
   Я это на всю жизнь запомнил.
   
   А «сдала» нас, оказывается», девчонка, которая с нами же и входила в этот гараж.
   
   Такой вот элемент детского "стукачества" тогда проявился. И ещё разок та девочка – Танька Исполинова – «закладывала» меня, когда мы с парнями по крышам сараев бегали, что очень не нравилось их хозяевам.
   
   Однако я немного забежал вперёд.
   
   Дочь Семёновых – Леночка, была самой младшей в нашей дворовой компашке. Но она неотступно вертелась среди нас. Лазила на горку, по сугробам.
   
   И вот стоит Лена Семёнова как-то во дворе вся в снегу, в синем пальтишке, туго перевязанным пояском. Увидев её в таком виде, все мы добродушно рассмеялись. А старший из нас, Борька, сквозь смех выкрикнул: «Гуська!»
   
   Действительно, в таком виде Лена чем-то напоминала гусёнка или утёнка. Неважно. Но факт, что прозвище Гуська с того дня навсегда плотно прикрепилось к Лене.
   
   Кстати, всё тот же Борька окрестил меня однажды Чапаем, когда я летом в коротких штанишках и в любимых кирзовых сапогах вместо летней обуви появился во дворе.
   
   Итак, продолжим о Ленке. Девчонка она была упорная. Никогда не отставала от нас. Все её понемногу опекали. Маленькая ведь. Однако минули годы. Все мы подросли. Гуська стала настоящей красавицей. Натуральная блондинка с короткой стрижкой. Училась в каком-то техникуме.
   
   Встречаясь иногда во дворе, мы мимолетно здоровались.   
   
   Стала Леночка ходить с парнями. За ней «бегали».
   
   Брат её, Олег, нередко приезжал к родным в гости. Серьёзный такой юноша. Но и он оказался таким больше с виду.
   
   Парень из моего подъезда, Мишка, ровесник Олега Семёнова, рассказал, как они в очередной приезд Олега  пили пиво в сосновом бору, что примыкал к нашему дому. Семёнов привёз хорошо закопчённого огромного леща. Ребята взяли дюжину пива, и засели в траве у сосёнок.
   
   Тут к ним подошёл мужичонка в потёртой одежде и поинтересовался:
   - Молодые люди, вы это… Бутылочки не отдадите ли мне пустые-то?
   - Какой разговор, отец? Забирай, - по-барски отвечал Мишка.
   Мужик быстро собрал бутылки в сумку и сказал:
   - Если можно, я подожду здесь, чтоб, значит, кто другой на бутылки-то глаз не положил.
   - Жди, ты нам не мешаешь.
   
   Опасения того человека понять вполне возможно. В те времена за пустую бутылку в приёмном пункте давали 12 копеек. А, к примеру, пачка дешёвых сигарет стоила 10 копеек. Дадут ли вам сейчас за пустую бутылку пачечку хотя бы самого паршивого курева?
   
   Мужчина присел поблизости, пальцами проверяя целостность горлышек дармовой посуды. Затем бросил взгляд на шикарную закуску парней. Очевидно, у него потекли слюнки.
   - Ого, ребята, - заискивающе начал собиратель посуды, - я гляжу, рыбка-то у вас ши-и-бко хорошая.
   - Да, лещик знатный, - отозвался Михаил, а Олег оторвал приличный кусочек рыбёхи, очистил его и когда мужичошка уже потянулся рукой за угощением, неожиданно для того отправил рыбье мясо себе в рот.
   
   Миша и сам несколько оторопел, а Олег невозмутимо продолжил прерванный разговор:
   - Ну, так вот, Мишка…
   
   Михаил всё это изобразил в лицах. Я хохотал от души.
   Олег не дразнил того мужика. Не такой он парень. Просто так совпало, что в момент расхваливания последним копчёности, он стал очищать рыбу.
   
   А что же наша Гуська, пардон, красавица Елена? Да, к тому времени никто уже не называл старым прозвищем Леночку в лицо, хотя между собой мы её зовём так до сих пор.
   
   Так вот, Лена вышла замуж за рабочего парня. Родила дочку и почему-то быстро развелась с мужем.
   
   Всё это произошло, когда я уже отслужил в армии.
   
   У отца Елены имелся автомобиль, старенький «Москвич - 401». Такие теперь, пожалуй, только в кино и увидишь или у коллекционеров.  Лена сдала на права и к всеобщему удивлению стала лихо разъезжать на старом авто. Умелые руки её отца привели машину в отличный вид. Так что, несмотря на неказистую внешность, бегала она довольно быстро.
   
   Я видел, как Ленок мастерски водила «Москвич». Гоняла, высунув голову в боковое окно.
   
   Родители её с огромной любовью возились с внучкой, которую регулярно навещал отец. Видно было, что он по-прежнему любит Ленку, хотя, вроде, и женился вновь. Поговаривали, что он снова хочет связать с Еленой жизнь, но та отказывает ему.
 
   Я в ту пору уже учился в другом городе. И поэтому все эти слухи узнавал, приезжая в родной город на каникулы.
   
   В очередной приезд мы сидели с родителями на кухне и пили чай. Я расспрашивал о своих друзьях-товарищах. А потом спросил:
   - А как Гуська-то поживает? Не вышла замуж всё ещё?
   
   Мама моя как-то сразу в лице поменялась:
   - Да, ты ведь не знаешь ничего.
   - А что случилось?
   - Горе… Большое горе. Не принесла счастья Леночке её езда на автомобиле. Попала она в аварию.
   - И что, в серьёзную? Как это произошло?
   - Месяц назад она поехала в какой-то загородный населённый пункт. В командировку, кажется. Гнала на их рухляди со скоростью свыше ста километров и врезалась во встречный грузовик с брёвнами… Ну, представляешь последствия… А кто там виноват, не знаю.
   - Она погибла?
   - Говорят, мгновенно, - вздохнула мама.
   
   А сестра мне рассказала, что когда Леночка лежала дома в гробу, то пришедший с ней попрощаться бывший муж страшно рыдал и её, мёртвую, целовал так, что его пришлось отвести от тела покойной. Вот как он её любил.
   
   Так не стало нашей дворовой подруги Лены Семёновой, незабвенной Гуськи.
   
   Все мы её помним красивой, весёлой, задорной. Было Лене всего-то двадцать с небольшим лет, когда оборвалась её жизнь. И это очень печально, друзья...

   07.07.2010.

   
   На верхних фото слева: у ворот дома своего, ниже я, двоюродный брат Алёша и моя сестра Лена, на нижнем снимке - я с мамой у горки.

   Справа на верхних снимках - новая мебель в доме - буфет! Стенок не было тогда.

   На среднем: ребята с нашего двора.

   На нижнем: тот самый домик для игр детей.

   Фото 1962-го года.
   
   Продолжение: http://www.proza.ru/2010/07/14/945

   


Рецензии
Здравствуйте Игорь! Может мы были в то время другие мы были дети дворов нас домой не загонишь... а сейчас младшая внучка сидит дома и из смартфона не вылазиит ...
Вернули в детство и юность спасибо Игорь.
С добрыми пожеланиями Владимир


Владимир Деменин   08.12.2022 18:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.