Критические заметки о марксизме-23

 «Подлинно разумные, гуманистические идеи не нуждаются в господстве, принуждении, вдалбливании в головы людей, ибо они – мысли и чувства самих людей, субъектов, неотделимые от них самих». Эти умные слова я прочитал в статье Науменко Льва Константиновича «Застой», доктора философских наук, профессора. Моего однокурсника, товарища по учебе на философском факультете МГУ в группе первой диамата, – статье, опубликованной в журнале «Альтернативы», Интернет. А между тем, марксизм грубо навязывался у нас в течение семидесяти лет. Не просто забивался в головы, но и внедрялся в жизнь.

Почитатель Маркса и его первого ученика в России Ленина Лев Науменко как бы не заметил этого. Более того, он с удовольствием опровергает свою гуманистическую установку: «История не знает ничего подобного, произошедшему в первые два десятилетия существования советской цивилизации.   За эти первые десятилетия страна совершила решительно во всех областях общественной жизни невероятный рывок вперед, достигнув и в материальном производстве, и в духовной сфере рубежей, на достижение которых развитые страны Западной Европы затратили несколько столетий".

 И «гуманистические» идеи нам не навязывались, не внедрялись в нашу жизнь принудительно? А куда спрячем свержение Временного правительства, разгон Учредительного собрания, подавление Кронштадтского мятежа, крестьянских восстаний, уничтожение церквей, а с ними вместе и священников, репрессии против казаков, продразверстку, коллективизацию, предвоенный террор, два голодомора (1921 года и 1932-33 годов), особенно 1937 год, и прочее? Или всего  этого не было? Но таков у них, марксистов, «гуманизм»: десятки миллионов убили, заморили голодом в лагерях и колхозах – зато совершили «невероятный рывок вперед».

 «Невиданного взлета созидательной энергии советского народа в первые два десятилетия после революции» не было, уважаемый Лев. Был взлет безумия, сумасшествия в головах большевистских вождей, начавших кампанию по уничтожению России. Народ поверил демагогам. Такое же случилось в Германии, когда к власти пришли нацисты. Нацистов скоро «охладили». Большевики продержались дольше, их власть сгнила на корню. Кстати говоря, Лев Константинович в этой же статье очень талантливо изобразил этот процесс. Общее оторвалось от особенного и единичного, власть оторвалась от народа.  Остался механизм, которым вожди управляли с помощью «кнопок». Можно сказать помягче: жизнь в стране была построена по армейскому принципу: есть главком, есть начштаба, генералы, адмиралы, полковники, лейтенанты. И есть огромная масса солдат. Только назывались они иначе: генеральный секретарь, секретари ЦК, секретари обкомов, горкомов, райкомов, парткомов. И – народ. Как у нацистов: фюрер, рейхсфюрер, группенфюрер, штандартенфюрер. И – подданные фюрера. В этих условиях страной управляли с помощью команд. Жили по плану – экономическому, политическому, идеологическому.

О «социальном творчестве масс» в первые два десятилетия говорит Лев Константинович Науменко.  Было у нас такое? Было, но в чем оно выражалось? В поисках спрятанного зерна в период продразверстки, в раскулачивании в период коллективизации. Раскулачивали богатых и середняков. И подозрительных, неугодных, всех, кто мешал строительству «счастливой жизни». Для выполнения этой работы нужны были «творческие» кадры.  Анна Ахматова как-то сказала: «Вот теперь страна разделилась на два лагеря: одних у нас сажают, другие сажают». Да, много было тех, кто «бдил», доносил, отбирал, сажал, охранял, расстреливал, прятал трупы. Воспевал правителей в стихах, песнях, романах. В философских статьях и книгах. Нашлись «умники», которые воспевали даже лагерную жизнь. Немало было и передовиков производства, но потом оказалось, что все они – «специально сделанные» пропагандой «маяки». Чтобы с них брали пример, на них равнялись. Знаком я с этой «технологией». Что касается Советов, то в них специально выбирали, набирали «кухарок» для единогласного голосования. Правили-то в Советах партийные товарищи, чтобы держать линию партии! Советская власть – фиктивная демократия.

Пропаганда свирепствовала, от нее нельзя было спрятаться даже на кухне, где радио трезвонило об успехах,  даже в спальне под одеялом, потому что жена – комсомольский секретарь. Досадно лишь то, что автор статьи не понял: превращение советской системы в бездушный механизм было обусловлено как раз марксистской идеей. Ведь граждане превратились в винтиков, в «совков» как раз потому, что у них (по инструкции Маркса) отобрали собственность, оставили их «голыми на морозе». Да, марксизм – это утопия, которая от других утопий (Платон, Томас Мор) отличается тем, что нашлись «специалисты», которые попытались ее воплотить в жизнь. Попытались ввести России в рай на человеческих костях.

Почему случился застой?  Все идеи стареют, потому что они являются производным фактором от неких глубинных потребностей и интересов развивающегося человека и развивающегося человеческого общества. Эти глубинные потребности и интересы не могут быть выражены одной идеей одного ученого раз и навсегда. У Гегеля за спиной человека (общества) действует некая хитрость разума, которая отвергает его планы, исправляет их. Тычет носом упрямцев, создавших вместо истинного бытия – бытие ложное. Пусть это будет не разум, а воля; не воля, а некий высший промысел. Здесь важно усвоить: не сооружай вечных и абсолютных конструкций! Маркс нарушил диалектику, которой поклонялся, и соорудил для человечества абсолютную конструкцию из философских понятий. Вчитайтесь: «Коммунизм есть решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение!» Самодовольство молодого человека не знало границ.

Так случайная мысль талантливого ученого  ввела в заблуждение большие группы интеллигенции в разных странах. Особенно за нее ухватились политические «хулиганы», которых власть сажала, ссылала, изгоняла. Человеконенавистники ухватились за Марксову идею, чтобы напакостить всем. Им это удалось. Коммунизм – это тотальное обобществление, а на практике – огосударствление, собственности. На основе этой идеи и вырастает та бюрократия, которую сам Маркс очень не любил. Не любил, но предложил худшую копию немецкого порядка. Ошибка гения?..

 Почему в советской России возникло государство в государстве (даже два: партийное и «светское»). Почему общее отделилось от частного? Причиной тому – коммунистическая идея. Дряхлеющие вожди ни о чем не думали и не знали, что делать. И  дремали, и грезили. А лизоблюды сочиняли и пели им хвалебные песни: «… потому что в наш век все дороги ведут к коммунизму», «В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди»,  «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой» и т.д.  А частное объявило «забастовку по правилам»: делаю вид, что работаю, но не работаю. «Нам где бы ни работать, лишь бы не работать», – укоренилась философия. Так произошел застой, и Лев Константинович хорошо об  этом рассказал.

И еще мысль Льва Константиновича: «Народ не только одержал победу, но и вышел из войны сильнее, чем накануне». Это довольно опрометчивое заявление: «вышел из войны сильнее». Мне лично известно другое: народ был раздавлен, истерзан, обескровлен. Он и сегодня еще не оправился от войны. Что касается атомного оружия и космоса, то сюда была брошены  вся научные и технические силы страны и, соответственно, все финансовые средства, После войны колхозники умирали с голоду,  рабочие сидели на примитивном пайке (даже после отмены карточек), а подготовка к новой войне началась масштабная. В 1964 году Н. Хрущев на совещании работников сельского хозяйства заявил: «Партия осудила по существу антиколхозную политику цен, которая проводилась при Сталине… Труд большинства колхозников практически не оплачивался. Так, например, на один трудодень в 1952  году выдавалось: в Калужской и Тульской областях – одна копейка, в Рязанской и Липецкой – две копейки, в Брянской и Псковской – три копейки, в Костромской и Курской – четыре копейки. Многие колхозы годами не выдавали на трудодень ни одной копейки» («Московские новости», №7, 1999 год.)  Следует добавить, что те преимущества, которые сталинская Россия получила в результате индустриализации, были уничтожены за первые же четыре месяца войны: враг захватил основной промышленный потенциал страны и территории, на которых проживало 42 процента населения.  Так что великие «потуги», сопровождавшиеся уничтожением «врагов народа», были напрасными. Можно  сказать, что спасла Россию русская патриотическая идея, отнюдь не марксистская. И, разумеется, не «мудрая политика партии».

Культ личности вождя. Он является следствием коммунистической идеи, как дождь является следствием нависшей тучи. Или как педикулез – следствием антисанитарии в семье. Обобществленная собственность требует единой идеологии, единого плана, единства действий всех членов коллектива. И единого руководителя. Иначе все развалится. Политическая свобода здесь противопоказана. В реальности, а не в фантазиях кабинетных ученых, из идеи коммунизма мы неизбежно получим тоталитарное государство с его военным или тюремным принципом управления. Ведь дело-то общее, частное дело никому не позволено. Здесь нужны вождь или командир. Или вовсе пахан. 9 июля 2010 г.


Рецензии