Монтеверди

Один из величайших композиторов эпохи барокко, Клаудио Монтеверди родился в мае  1567 г. в Кремоне, в семье врача. В двенадцать или тринадцать лет даровитый мальчик был отдан на обучение местному капельмейстеру Марку Индженьери. Успехи Клаудио были непостижимы и стремительны. В короткий срок он обучился виртуозно играть на многих музыкальных инструментах и тогда же проявил себя как незаурядный композитор. Ему едва минуло пятнадцать лет, когда одна из нотоиздательских фирм Венеции опубликовал  первый сборник его мотетов. В шестнадцать лет Монтеверди выпустил книгу духовных мадригалов (мадригал –  своего рода  вокальная поэма или фантазия  четырех-шесть голосов, чаще всего любовного содержания; основой его мог послужить любой сонет или баллада). В 1584 и 1587 гг. вышли из печати  первые сборники его  светских вокальных сочинений. Они сразу обратили на себя внимание и пользовались большим успехом. В 1580-х гг. Монтеверди жил в Милане, откуда, по приглашению герцога Винченцо Гонзаго в 1590 г. отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. С 1601 г. он исполнял должность придворного капельмейстера.

Двадцать три года, которые Монтеверди провел при дворе Гонзаго, стали для него порой  творческих исканий и непрерывного созидания.  Вместе с тем, это были годы  напряженного, изнурительного труд и материальных невзгод. В период правления герцога Винченцо I Мантуя являлась одним из крупнейших музыкальных центров Европы. Концерты, балеты, спектакли с музыкой, разного рода дивертисменты давались во дворце чуть ли не каждую неделю, а дни празднеств и в особенности карнавальный сезон сопровождались  умопомрачительными  по богатству художественными мероприятиями. Винченцо построил в Мантуе роскошный театр и выписывал для своих постановок самых выдающихся виртуозов Италии. Он буквально завалил маэстро работой, едва ли не каждый день ему посылались новые поручения, но оплата  происходила с большим опозданием. О жаловании, положенном ему,  приходилось  неоднократно напоминать. «Я должен был  каждый день ходить к казначею и вымаливать у него деньги, которые по праву принадлежали мне, - вспоминал композитор много лет спустя. – Видит Бог, никогда в жизни я не испытывал большего унижения, чем в тех случаях, когда мне приходилось ждать у него в прихожей».

В начале XVII в. Монтеверди был уже достаточно известным композитором, автором многих популярных мадригалов. И все же подлинную славу принесли ему оперы «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608), с которых начинается история европейского оперного искусства. Мысль, что музыка способна воплотить все богатство внутреннего мира человека была для того времени новой и необычной. Именно у Монтеверди, всегда испытывавшего острый интерес к человеческой личности, музыка из подчиненного выразительного средства впервые стала ведущим. Он первый постарался в самой музыке раскрыть все перипетии драмы и воплотить чувства героев. В его операх музыка не просто сопровождала вокальные партии, но жила своей жизнью: она то струилась  напевным речитативом, то разливалась в ариях, ей стала доступна вся гамма чувств - сладостное упоение счастьем, испуг, мольба, жалобное стенание, вопль отчаяния. Звучание хора то светлое, радостное, то скорбное и горестное, то обрамляло сольные партии героев, то перерастало  в драматические диалоги. Дебют оперы «Орфей» в феврале 1607 г.  превратился в подлинный триумф Монтеверди. Публика выразила горячее одобрение уже начальным сценам  оперы. По ходу действия  восторг неудержимо  возрастал и завершился в конце бурными овациями. Весть о грандиозном успехе «Орфея» быстро разнеслась по всей стране. Имя Монтеверди оказалось в числе самых прославленных людей Италии. Отныне он стал непререкаемым авторитетом  в области музыкальной драмы, а слава его – неколебимой.

"ОРФЕЙ." Содержание оперы возвышенно и просто. Главный герой ее мифический певец Орфей – изобретатель музыки и стихосложения. Искусство его обладает воистину чудодейственной силой: звуки его лиры укрощают диких зверей и сдвигают с места огромные камни. Орфей нежно любит свою жену, юную нимфу Эвридику.
В первом действии  пастухи и нимфы веселятся и ликуют по поводу заключения счастливого союза Орфея и Эвридики. Юные супруги говорят о взаимной любви. Музыка выдержана целиком  в радостных и светлых тонах. Лирический центр первого акта - пленительное ариозо Орфея, в котором он воспевает любимую, называя ее  «небесной розой, светочем мира».
Второй акт поначалу не приносит ничего нового. Орфей после странствий возвратился в родные края, где протекло его детство. Его радостно приветствуют и прославляют. Но внезапно наступает резкий перелом. Светлый мажор сменяется минором, вступает сурово-мрачное звучание органа, темп замедляется. Раздается горестный вопль. Это - нимфа Сильвия. Трепещущим от волнения голосом она сообщает певцу печальную весть – Эвридику укусила змея, и она умерла! Как же быть? Как смириться с потерей? Фразы Орфея, в которых он изливает свое отчаяние, звучат все более возбужденно и решительно. Он противопоставит свое и искусство смерти, он отправится в Преисподнюю и будет умолять подземных богов вернуть ему Эвридику! Действие завершается сольной партией Орфея, в которой он шлет  свое последнее «прости» земле, небу и солнцу. 
Третье действие разворачивается у входа в обитель мертвых. Мрачное вступление, исполненное оркестром,  создает впечатление чего-то страшного и таинственного. На особое место следует поставить центральную арию Орфея, когда он пытается покорить своим искусством Харона и самих подземных богов. Легкая, как бы парящая вокальная мелодия  сопровождается взлетающими ажурными пассажами сперва двух солирующих скрипок, затем двух корнетов и, наконец, волшебными переливами арфы. Монтеверди поражает слушателей буквально в каждой строфе  то блеском вокальной партии, то своеобразным тремолированием голоса на одном звуке, то концертированием  различных инструментов, то переходом к строгому выразительному речитативу-мольбе. Завороженный дивным пением Харон  засыпает, и Орфей, сопровождаемый Надеждой, беспрепятственно входит в его лодку. На ней он переправляется на другой берег реки, отделяющей мир живых от мира мертвых. Теперь его  пение, обращенное к богам Тартара, обретает характер заклинания.  Трижды он повторяет слова: «Верните  мне мое благо!», каждый раз начиная фразу на тон выше. Ему отвечает суровый и величественный хор загробных духов, встречающих вступление Орфея в царство мертвых.
Четвертое действие разворачивается в Тартаре. Состраждующая Орфею Прозерпина  умоляет владыку подземного царства Плутона возвратить ему Эвридику. Плутон тронут их мольбой и соглашается отпустить несчастную. Но он предупреждает Орфея: ему строго запрещено оглядываться назад! Если он нарушит это условие, его любимая будет увлечена назад, в царство мертвых! Орфей благодарит Плутона  в светлой, радостной арии и пускается в обратный путь. Постепенно музыка делается все более тревожной. В душу певца закрадываются сомнения: действительно ли Эвридика следует за ним? Внезапно раздается устрашающий гул. Быть может демоны  ада хотят растерзать ее? Орфей мучительно борется с собой, не выдерживает и поворачивает голову… Тревога его оказалась напрасной: Эвридика здесь! Но… образ ее тускнеет, заволакивается дымкой, а нежный  голос звучит отрешенно и печально: «От избытка любви ты меня потерял…» В сопровождении мрачного и скорбного звучания органа дух Тартара возвещает Орфею, что он вторично потерял Эвридику, и на этот раз навсегда! Этот ключевой «поворот» действия обставлен с исключительным музыкальным мастерством: только что голос Орфея радостно звучал  в сопровождении клавесина и струнных – и вдруг все смолкает, лишь орган гудит в низком регистре, сопровождая его горестные стоны. Орфей хочет разделить судьбу любимой, но неведомая непреодолимая сила подхватывает его и увлекает в мир живых. Действие завершается пятиголосным хором духов Тартара, возвещающих свой приговор: «Орфей победил силы ада, но сам побежден силой своей любви».   
Пятый акт совсем короткий и представляет собой своего рода Расширенное послесловие. Сердце Орфея разбито. Погруженный в глубокую тоску, он блуждает по горам и лесам. Появившийся Аполлон обещает Орфею встречу с Эвридикой в сонме небожителей и вместе с ним возносится  в Эмпирий.   Опера завершается светлым пятиголосным хором друзей Орфея, восхваляющих дивного песнопевца.


В 1613 г. Монтеверди, давно тяготившийся своим положением при герцогском дворе, покинул Мантую и нашел пристанище в Венеции, где стал капельмейстером собора Сан-Марко. Республика положила ему такой оклад, о котором он и мечтать не смел на службе у герцога (в дальнейшем он несколько раз увеличивался). Время постоянных материальных затруднений осталось в прошлом. Композитор получил возможность работать, не думая о завтрашнем дне,  спокойно растить и воспитывать сыновей.  В следующие годы он писал в основном  культовую музыку: им было создано огромное количество месс, вечерен, духовных концертов, мотеты псалмов и других духовных сочинений. Однако самым значительным произведением Монтеверди венецианского периода стала  опера «Коронование Поппеи».

«КОРОНОВАНИЕ ПОППЕИ» (1642). Сюжет оперы взят из древнеримского историка Тацита: жестокий и сумасбродный император Нерон, влюбленный в куртизанку Поппею, возводит ее на престол, изгнав прежнюю императрицу Октавию и предав смерти противника этой затеи, своего наставника философа Сенеку. Опера написана широко, многогранно, динамично, с поистине шекспировской мощью. На сцене - императорский двор, его вельможи, мудрец-советник, пажи, куртизанки, слуги, преторианцы.  На одной стороне – влюбленные, торжествующие Нерон и Поппея; на другой – страдающие из-за них близкие и противостоящий произволу Нерона стоик Сенека. Музыкальные характеристики  действующих лиц психологически точны и метки. В быстром и многоликом действии, в пестрых и неожиданных сочетаниях воплощены различные планы и полюсы жизни. Музыка прекрасно характеризует и любовную страсть Нерона и печальный конец его наставника. Сцена прощания  приговоренного к смерти Сенеки с учениками поистине трагична: серьезным, прочувствованным обращениям Сенеки отвечают тяжелые, скорбные стенания хора: «Не умирай!» Мужеству героя сопутствует горестное, по-своему суровое оплакивание. В контексте оперы  эта сцена особо выделяется  простотой и строгостью линий, сдержанностью движения, мрачностью колорита. И тут же, непосредственно вслед за ней, идет веселая интермедия пажа и служанки в чисто комедийных тонах!

Для первой половины XVII века «Орфей» и «Коронация Поппеи» -  самые драматичные, экспрессивные и «взволнованные» по стилю оперы. В своем роде это уникальное явление, опережающее все, созданное  в оперном театре до Моцарта.  Венецианские композиторы  после Монтеверди  никогда не поднимались до такого понимания драматизма на оперной сцене, до подобной широты музыкальной концепции. Умер Маэстро в ноябре 1643 г. К концу XVII века произведения Монтеверди оказались прочно забытыми и были заново открыты только два столетия спустя – в конце XIX века.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220


Рецензии
Интересная статья! А про Лассо что-нибудь писали?

Глеб Габбазов   10.07.2023 07:03     Заявить о нарушении
Нет. Обо всех ведь не напишешь...

Константин Рыжов   10.07.2023 19:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.