Глава 13 Лукреций в тюрьме

В эту яму никогда не проникали лучи солнца, и те, кто сидел здесь долго, уже утратили ощущение дня и ночи. Вечная темнота и вечный мрак. И еще - холодные прутья клетки, неодолимые и неприступные.
Тюрьма в Риме была древнейшим зданием, сохранившимся еще с этрусских времен. Месяцы заключенные проводили здесь в ожидании приговоры казни- смерти от голода, или петли, или оправдания. Все зависело от того, какой оратор будет речистее - обвинитель или защитник.
Лукреций содержался в клетке уже две недели. Словно волшебный сон растаяли сладостные минуты, когда он был так счастлив и беззаботен. А теперь  – тюрьма и, скорее всего, смерть.
Но что это? Он увидел спускавшегося по встроенной в стену винтовой лестнице человека в тоге патриция.
-Заклинаю именем Юпитера – заступника, подойди ко мне, - простонал Лукреций.
Патриций подошел. И в этот момент Лукреций узнал его - это был знаменитый оратор Квинт Гортензий.
-Тебе от меня что-то нужно? спросил он Лукреция.
-Будь моим защитником, Гортензий, - взмолился Лукреции.
-А позволь узнать, сколько сестерциев в твоем кошельке (сотен или тысяч, я имею в виду), поспешил оговориться Гортензий.
-Ни тысяч, ни сотен, честно признался Лукреций.
-Следовательно, ты не мой клиент, - улыбнулся Гортензии и пошел дальше, не обращая внимания на мольбы Лукреция.
 Он скрылся в чаду темноты, а сосед Лукреция прошептал ему:
- Обвинителем на твоем процессе будут сам Марк Красс, а он - превосходный оратор.  Скорее ищи себе защитника.
Разные люди проходили мимо Лукреция в последующие два дня. Но ни один из них не пожелал выступить на форуме от лица нищего поэта. Когда свечи  зачадили, предвещая наступление нового дня, Лукреций увидел еще одного человека, спускавшегося вниз по лестнице.
Он тоже был одет в тогу патриция,  но шагал с гораздо меньшей важностью, чем Гортензий.
-Помоги мне, - хрипнул Лукреций, когда человек подошел к его клетке.
Человек посмотрел на Лукреция с интересом и остановился.
-Ты - перипатетик или академик? - спросил он его
-Нет, я – эпикуреец, - признался Лукреций.
-Тогда пребывание в тюрьме не слишком должно беспокоить тебя - в конце концов, как утверждал твой наставник, вокруг - одни атомы. Наслаждайся!
-Я пишу поэму, в которой хочу восславить Эпикура и его учение, -  признался Лукреций.
-Так ты поэт? Человек в тоге посмотрел на Лукреция с явным интересом.
- Ну, а что же привело тебя сюда, поэт?
- Меня обвиняют в убийстве вольноотпущенника Помпея Гермоста и грека Аполлодора.
- Ты их не убивал? быстро спросил человек.
-Нет! горячо произнес Лукреций.
-Ты не отвел глаз, и я тебе верю. Ну, ладно, ты меня заинтересовал, и даже если ты беднее Диогена я все равно буду тебя защищать. А зовут меня Марк Туллий Цицерон.


Рецензии