Путешествие в прошлое

Я вернулся через много лет в место, где родился, где прошло моё детство.
Многие, тогда для меня "тёти" и "дяди", ещё жили в родном доме, и помнили меня, когда я был малышом.
Узнав, что я это я, удивлялись, улыбались – как быстро летит время.
Узнала о приезде и заглянула в гости к моим родственникам и одна, смутно
знакомая женщина, у которой слёзы навернулись от воспоминаний тех времён:
- Ой, какой ты стал! Ты помнишь меня? Как ты? Тогда был еще такой маленький, а сейчас…
И видя мою растерянность, растерялась сама:
- Не помнишь? Я же… Ты ко мне приходил…

А я не помнил. Напрягал память, но почему-то в детских воспоминаниях её не было.
Она заглядывала в глаза и не верила, что я не помню её.
И мне так захотелось, чтобы я вспомнил, а соврать... почему-то язык не поворачивался.
Я только мялся и, виновато улыбаясь, смотрел на неё:
-  Наверное, был маленький и бестолковый, если не запомнил.

Это была неправда, но что еще можно было сказать? Я оказался не готов.
Не готов к тому, что кого-то не узнаю. Мне казалось – я помню всё и всех.
Посидев еще немного, и расспросив: где я, как у меня, - с грустной улыбкой, вытирая слезы, она ушла.

А мне до сих пор не по себе, хотя после этой встречи прошло много лет.
Путешествие в прошлое может кому-то принести боль.
Если тебя помнят, а ты нет.
Верно и обратное.
Теперь я знаю, что я должен был сказать, чтобы не было больно и обидно.
Кажется, что знаю…

Память. Что из неё не стереть?
Первая любовь. Если я тебя помню – тебе будет больно?
Если я вернусь с тобой из прошлого в настоящее - тебе будет больно?
Если вернусь к тебе несчастным – пожалеешь меня?
Если счастливым – обрадуешься?
Если ты несчастна, если ты счастлива…

Открывая старые странички, помните – они могут рассыпаться в пальцах в прах,
если на них ничего больше нельзя дописать.
Но пока не начнешь листать – не узнаешь.
Может, лучше их и не трогать? Больно. И страничке и тебе.
Но есть одна важная вещь.
Если нужно успеть сказать «спасибо» тому, кто остался навсегда в Душе.
Вот ради этого и стоит вернуться. Чтобы сказать, что не успел сказать.
Память не зря нас не отпускает. Да и не отпустит. Даже после «спасибо».


Листая старые страницы, былое оживляем вновь.
Там было многое, что ценно…
Но лучше всех одно -  Любовь.
Что ей пронизано и ныне, оно нас греет и сейчас.
И пишем мы тетрадку жизни, а прошлое листает нас.


Рецензии
Спасибо, Сергей. Верно, мы пишем тетрадку жизни. Хорошо, что есть возможность заглянуть в прошлое и полистать его странички.
Всего доброго Вам.

Валентина Колбина   11.12.2018 14:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина!:)
Правда - хорошо.
Всего Вам доброго!
С уважением,
Сергей

Кандидыч   11.12.2018 15:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.