По мотивам пьесы а. п. чехова три сестры. времена

Действующие лица:
   Ольга - старшая сестра
   Маша - средняя сестра, жена Кулыгина
   Ира - младшая сестра
   Андрей - брат Ольги, Маши и Иры, муж Наташи
   Наташа - жена Андрея
   Кулыгин Федор Ильич - муж Маши, профессор, преподаватель гимназии
   Вершинин Александр Игнатьевич - подполковник
   Солёный Василий Васильевич - штабс-капитан
   Анфиса - нянечка в доме Прозровых
   Без реплик: две дочери Вершинина, муж Ольги, в последнем явлении - Ванечка и малолетние дети
   Пролог
   Прошло четыре месяца. За это время Ольга вышла замуж за богатого заезжего торговца, который выплатил карточный долг Андрея и тем самым спас всю семью. К тому же он обещает перевезти всех Прозровых в Москву. Маша находится на седьмом месяце беременности. Ею владеют двойственные чувства: и радость будущего материнства, и то, что муж не хочет или действительно не понимает, что это не его ребёнок. Ира до сих пор носит траур по Тузенбаху, не знает, как ей жить дальше. Андрей увлечён идеей вырваться из-под гнёта жены, но не понимает, что пока ещё слаб для этого. Наташа всё время язвит по поводу бесчестности Маши. В жизни её всё устраивает. Единственное, о чём она мечтает - стать хозяйкой в доме Прозровых и выгнать всех из него. Кулыгин принимает ребёнка жены как своего, готов переехать в Москву, если она захочет. Вершинин всё время вспоминает о Маше. Его не оставляет надежда на совместное счастье. Солёного тоже тянет к Прозровым - к Ире.
 

АКТ 1

Действие 1

Явление 1

 

   Гостинная в доме Прозровых. Ира вся в чёрном сидит за роялем и играет что-то грустное, Ольга озабоченно смотрит в окно.
    
   Ольга. Как же быстро летит время...
В комнату входит Маша. Кулыгин подрывается и подкладывает ей подушечку на стул. Ира перестаёт играть.

   Ира. Мам, как ты себя чувствуешь? Ты так ночью плохо спала (заботливо).
Маша натянуто улыбается. Кулыгин садится рядом и обнимает её.

   Кулыгин. Уже хорошо. Правда, Машенька? (заглядывает ей в лицо)
Маша кивает.

   Ольга. Ну и слава Богу!
Ольга встаёт, подходит к Маше и целует её в макушку. Кулыгин смотрит на часы.

   Кулыгин. Ой, мне в гимназию пора. Машуль, оставляю тебя на любезных твоих сестёр. Не скучай. Я скоро вернусь и принесу тебе что-нибудь вкусненькое.
Кулыгин встаёт и нежно целует машу в щёчку. Уходит. Маша сидит, чуть прикрыв глаза, и поглаживает животик. Ольга подходит к Ире и тихо говорит.

   Ольга. Ну, хоть кто-то в нашей семье чуть-чуть счастлив.
Ольга и Ира любуются Машей. Входит Андрей, обнимает сестёр за талии.

   Андрей. Чего грустим, девочки?
   Ольга. Ты бы лучше за женой своей смотрел (с болью и раздражением).
   Андрей. Оль, ну, прости. Единственный я у отца дурак вышел... Я, как заработаю, всё верну. не волнуйся.
   Ольга. Ты не дурак. Ты просто ... (не договаривает и уходит)
   Ира. Оля права. Ты - бессовестный... (Андрей собирается что-то возразить, но Ира перебивает) И за женой смотри!
Ира уходит.

   Андрей. (глядя на Машу) Чего это они?
   Маша. У лукоморья дуб зелёный... и днём, и ночью кот учёный... (улыбается и плачет).
Андрей пугается.

   Андрей. Я Наташу позову.
Андрей уходит.

   Маша. (одна) А папочка твой далеко. И не знает о тебе (качается, будто убаюкивает). Ничего не знает. А мы ему расскажем или нет?..
   Входит Наташа.
   Наташа. Машенька, мне Андрей сказал...
   Маша. Что Андрей сказал?
   Наташа. Что ты чувствуешь себя неважно. Нервничаешь отчего-то. Отчего?
   Маша. Тебе кажется.
   Маша осторожно встаёт и садится у окна, где недавно сидела Ольга. Она напряжённо вглядывается вдаль.
   Наташа. А ребёночек ведь у тебя от Александра Игнатьевича?
   Маша. (глядя в окно, как будто не слышит) Чего?
   Наташа. Я спрашиваю: ребёночек у тебя не от мужа ведь?
   Маша. Нянечка, я есть хочу! Огурчиков солёненьких! (делает вид, что не замечает вопроса)
   Наташа. Ну, не хочешь говорить, не надо. Все кругом об этом знают. только между нами: с мужиками так и надо. Под каблук их, и дело в шляпе.
Входит нянечка - Анфиса.

   Анфиса. Вот. Огурчики.
Маша надкусывает один огурец.

   Маша. Всё. Не хочу больше. Надоела ты мне. Уходи.
Анфиса уходит.

   Наташа. Дурак твой муж, но это даже хорошо.
   Маша. Tempora mutantur, et nos mutanmur illis (плачет).
   Наташа. Ну чего ты опять ревёшь? Детей моих разбудешь. Замолчи!
В комнату спешно входит Ольга.

   Ольга. Не смей на неё кричать (повышает голос).
   Наташа. Я не кричала (оправдывается). Я только попросила. Она плакать стала, а у меня дети спят.
   Ольга. Нельзя на неё кричать.
   Маша. У лукоморья дуб зелёный (сквозь слёзы)... У лукоморья дуб зелёный...
   Ольга. Машенька, бедная моя Машенька (обнимает Машу, Маша плачет у неё на груди). Ну, поплачь, моя хорошая.
    
 

Явление 2

 

   Спустя два месяца. Гостиная Прозровых. Ира бегает, суетится. Входит Вершинин.
    
   Вершинин. Мира этому дому (задумчиво).
   Ира. (вдруг останавливается) Здравствуйте... Александр Игнатьевич... (вопросительно смотрит на него)
   Вершинин. Здравствуйте, Ирина Сергеевна. разрешите присесть?
   Ира. (приходит в себя, снова в состоянии суеты) Ой, простите, пожалуйста!.. Извините, что не могу уделить вам сейчас время... Просто... (не договаривает).
Вершинин присаживается. В гостиную входит женщина-врач.

   Ира. Здравствуйте, ну, слава Богу вы приехали! Наконец-то! (тащит врача вглубь дома).
Вершинин в изумлении. Ира возвращается взволнованная, потерянная и даже напуганная.

   Вершинин. Ира, у вас что-то случилось? Кто-то болен?
Ира не знает, куда себя деть.

   Вершинин. НУ, смелее! Не молчите, пожалуйста!
   Ира. Маша ... рожает (смущённо).
   Вершинин. (приподнимаясь со стула) Как? Вы ничего не путаете?.. Этого не может быть (в шоке)...
   Ира. Я не путаю (рассерженно).
   Вершинин. Простите (понимает, что сказал глупость).
Пауза. Напряжённая продолжительная пауза. Герои колеблются.

   Ира. Это ваш ребёнок.
   Вершинин. Меня не было полгода, и как всё изменилось... (нервничает) Время очень быстро летит, и всё вокруг трансформируется. Tempora mutantur, et nos mutanmur illis.
   Ольга. (голос издалека) Ира, ты где?
   Ира. Сейчас, Оленька. Сейчас я приду (кричит, а потом переходит на шёпот). Сейчас только гостя провожу... Ну, отчего вы не уходите? (потеряна, в недоумении)
   Вершинин. (тоже колеблется) Ирина Сергеевна, вы идите. Вас ведь позвали... (уходит сам).
   В гостиной появляется Ольга.
   Ира. Ну, что там? Что маша?
   Ольга. (застывает) Здесь кто-то был?
   Ира. Оль, ты мне не ответила. Как Маша?
   Ольга. Нормально, всё нормально. Скажи, кто-то к нам приходил?
   Ира. (робко, неуверенно) Да. Александр Игнатьевич. (опускает глаза)
   Ольга. Зачем ты это сделала? (растеряно)
В комнату вбегает запыхавшийся Кулыгин.

   Кулыгин. Где Маша? Где моя Машенька?
Ольга  преграждает ему путь.

   Ольга. Туда нельзя.
   Кулыгин. (кричит) Маша, я пришёл. (Ольге и Ире) Как только узнал, сразу домой... Господи, я с ума сойду (присаживается на диван в изнеможении)... Милая моя Машенька, хорошая моя... Господи... (себе под нос).
В комнату входят Андрей и Наташа. На ходу разговаривают.

   Наташа. Андрей, ты должен, понимаешь, должен уговорить Олю, чтобы они с мужем в Москву съехали. Маша родит, придётся Бобику с Софочкой потесниться. А я не хочу! (пилит)
   Андрей. Да когда ты уже угомонишься? Скоро все туда переедим. Оля обещала.
В комнату входит врач. Все набрасываются на неё.

   Врач. Мальчик у вас.
   Кулыгин. (не веря своему счастью) Сын!.. У меня сын! Наследник! (прыгает на месте, весь в лихорадке) Мальчик! (бежит к Маше) Машенька, милая моя! Машенька!..
Врач отводит Ольгу в сторону и даёт рекомендации. Ира плачет.

   Наташа. Ну, и чего ты стоишь? (с претензией)
   Андрей. (с невыразимой радостью на лице, не понимает, что от него требуется) Я... я сейчас (убегает куда-то).
   Наташа. Вот дурак.
   Ольга. (подходит к Ире) Ангел мой, Ира, чего ты плачешь?
   Ира. Это... (всхлипывает) от счастья, Оль. От счастья.
    
 

Явление 3

 

   Комната Вершинина. Он лежит на диване, курит.
   Вершинин. Вернулся ... на места былой славы... Да еж, мог ли думать о том, что Маша ..., что у неё от меня ребёнок будет?.. Мог, конечно, мог... Вот так странный, совершенно нелепый поворот судьбы. И что же теперь делать?.. (глубоко затягивается) Надо встретиться и поговорить... Нет, всё же не верится, всё же кажется, что это какой-то чудесный сон (задумывается)... Машенька (любовно вздыхает)...
В комнату беспардонно входит Солёный.

   Солёный. Товарищ подполковник.
   Вершинин. День добрый, Василий Васильевич, день добрый. с чем пожаловали?
   Солёный. Есть для вас весьма любопытная новость (с иронией). Ваше ружьё выстрелило метко.
   Вершинин. Что? Какая новость? (напрягся внутренне, присаживается на диване)
   Солёный. Я говорю, ваше ружьё выстрелило метко, а главное, что патроны оказались не холостыми.
   Вершинин. И что?
   Солёный. Врач спасла солдата. Поздравляю (удаляется).
   Вершинин. Значит, солдат (привстаёт с дивана)?.. Господи, мальчик!.. (безумно счастливая улыбка) Я должен его увидеть. Должен (в лихорадке).. Сын... (вдруг одумывается) Нет, я пойду завтра. Пусть отдохнёт... Маша! Маша!.. Мой сын... (ложится на диван с блаженной улыбкой)
    
 

Действие 2

Явление 1

 

   Спустя два дня. Гостиная Прозровых. Ольга сидит и что-то читает. Входит Кулыгин, задумчивый.
   Ольга. Ну что там?
   Кулыгин. (вздыхает) Ой, Оленька, миленькая. Сердце моё кровью обливается...
   Ольга. Отчего же? (с недоумением, отвлекается от книги) А как же сын?
   Кулыгин. В этом всё и дело, Оленька... (держится за сердце рукой).
   Ольга. Может быть, тебе стоит принять лекарство, что доктор прописал?
Ольга вскакивает, ищёт в шкафчике.

   Кулыгин. Не стоит, Оленька... Понимаешь, не могу. Душа у меня болит. Душа, а не сердце. Как беру сыночка на руки, Машенька нерничает, плакать начинает. В два голоса с маленьким... Ой, не могу я, Оленька, не могу...
Входит Наташа.

   Наташа. Так понятное дело, Фёдор Ильич (хитро улыбается). Это же очень просто.
   Ольга. Думай, что говоришь (испуганно).
   Кулыгин. Просто, конечно, просто (с горечью). Это только у меня всё сложной (встаёт и уходит).
   Ольга. Стой, подожди. А что если...
   Наташа. (перебивает)... что если Оля и Ирой отвлекут Машу, поведут её гулять, а я возьмусь с ребёночком посидеть, для виду, а потом отдам его вам?
   Кулыгин. (приостанавливается) O tempora! O mores! (уходит)
   Наташа. (смеётся) Глупости какие. С Бобиком и Софочкой у меня не было такой мороки.
Ольга подходит к Наташе.

   Ольга. (кидает в глаза) Это омерзительно!
Ольга кладёт книгу на стол и уходит. Наташа в задумчивости берёт книгу, листает. Вдруг входит Андрей с коляской. Наташа в спешке откладывает книгу и обращает к нему своё внимание.

   Наташа. Ты куда это собрался?
   Андрей. С Софочкой погулять.
   Наташа. Не мужское это дело. Сама справлюсь (отбирает коляску и уходит).
Андрей стоит в полном недоумении.

    
 

Явление 2

    
   Улица перед домом Прозровых. Идёт Ирина. За ней неотступно следует Солёный.
   Солёный. Добрый день, Ирина Сергеевна. Вы сегодня невероятно прекрасны.
Ира не обращает внимания.

   Солёный. Вы точно цветок из райского сада.
   Ира. (оборачивается) А вы, Василий Васильевич, сегодня удивительно не остроумны.
   Солёный. Исправлюсь, Ирина Сергеевна. Торжественно клянусь и обещаю вам исправиться.
   Ира. (опять оборачивается) Вы мне не интересны (ускоряет шаг).
   Солёный. (догоняет и забегает перед Ирой). Не делайте таких поспешных выводов, прошу вас.
Солёный встаёт на колено целует Ире руку, потом край платья и уходит. Ира в замешательстве. Мимо проходит Наташа с коляской.

   Наташа. И года не прошло, а уж амуры порхают... (язвительно)
Ира потускнела.

    
 

Явление 3

    
   Гостиная Прозровых. Ольга и Маша сидят на диване. Маша держит на руках ребёнка.
   Маша. (с нежностью) Ну вот. Кажется, уснул.
   Ольга. Какой он всё-таки хорошенький (с лёгкой грустью)... А как ты его назовёшь?
   Маша. (отвечает не сразу) Это мой сын. Сыночек (смотрит на сына). Вот так (поворачивает голову в сторону Ольги, смотрит ей в глаза).
   Ольга. Я через две недели в Москву перееду... (с намёком)
   Маша. (снова смотрит на ребёнка) У лукоморья дуб зелёный... У лукоморья дуб зелёный... (задумчиво)
   Наташа. (входит) О, спит. Маш, ты бы прогулялась с Олей, а я с твоим посижу (подходит к сёстрам). Давай-ка мне его (пытается взять ребёнка на руки).
Маша вскакивает.

   Маша. (кричит) Нет! Не отдам! Это мой сын! Никому не отдам! Никому! (убегает)
   Наташа. (раздражённо) Оля, её бы врачу показать надо. Совсем плоха стала.
   Ольга. Это ни к чему. Маша абсолютно нормальна.
Входит Андрей и выкладывает на стол несколько пачек ассигнаций.

   Андрей. (победно) Вот, Оленька!
   Ольга. Что это?
   Андрей. Как обещал.
   Наташа. Теперь мне всё ясно. Была сметана, да сплыла. Андрей, ты что сделал?
   Андрей. Lupus non mordet lupum, Наташенька (целует её в щёчку и исчезает).
   Наташа. (бежит за мужем) Андрюш, подожди!
Словно тень по дому бродит Ира. Садится за рояль и играет всё ту же грустную мелодию, но в ней вдруг в конце появляется позитив.

   Ольга. Ты опять грустишь, Ира. Так нельзя. Сходи, погуляй.
   Ира. Я гуляла.
   Ольга. (подходит к Ире и садится рядом) И как погода нынче?
   Ира. Хорошая погода... (задумчиво) Солнце светит... почему-то... Или мне кажется?.. No nihil, no (испуганно)...
   Ольга. Не переживай. Скоро солнце будет светить ярко для нас всех (жизнеутверждающе).
    
 

Действие 3

Явление 1

    
   Комната Вершинина. Вершинин и Солёный сидят и курят.
   Вершинин. (мечтательно) Я сегодня видел!.. Да, я видел. Прекраснейший цветок с росинкой на одном из лепестков. Чудесный цветок... Я не стал его тревожить и потому не смог рассмотреть росинку (с горечью).
   Солёный. А надо было. Цветок чахнет (затягивается). Здесь, Александр Игнатьевич, климат плохой. Проливных дождей нет. Вот цветочки и вянут.
   Вершинин. Да, вы наверное, правы. Там, где нет счастья, и солнце плохо светит, и дождей проливных нет... Я пойду... сейчас ... Прямо сейчас пойду (встаёт и убегает).
   Солёный. (посмеиваясь) И меткий стрелок помчался в сад, чтобы сорвать наконец приглянувшийся цветок.
    
 

Явление 2

    
   Гостиная Прозровых. Ира читает книгу. Входит Маша с ребёнком.
   Маша. А где Оля?
   Ира. (отвлекается) В гимназию ушла.
   Маша присаживается напротив Иры у окна. Ира откладывает книгу в сторону.
   Ира. Отчего так давно не было дождя? Я хочу, чтобы прошёл дождь.
   Маша. Будет дождь, будет (смотрит на книгу). Всё впрок, Ирочка, всё впрок.
   Ира. (встаёт) Я погуляю. Может быть, всё-таки дождь будет.
Маша качает ребёнка, поглядывает в окно. Потом пересаживается на диван.

   Маша. Чего, мой хороший?
Входит Вершинин и медленно подходит к Маше.

   Вершинин. Здравствуйте, Мария Сергеевна.
   Маша. (медленно поднимает глаза, долго смотрит на него) Ты...
   Вершинин. Маша...
   Маша. (улыбается) Ты вернулся.
Вершинин присаживается рядом.

   Маша. (передаёт ему на руки ребёнка) Возьми его. Он твой (улыбается).
   Вершинин. (смотрит то на сына, то на Машу) Мой... Ванечка?..
   Маша. (кивает) Твой Ванечка... Иван Фёдорович... (смущается) По закону он Фёдора сын (прижимается к Вершинину)... Да и грех. Кругом грех.
   Вершинин. (глядя на сына) Любовь не может быть грехом.
   Маша. А что может?
   Вершинин. Отказываться добровольно от того, что посылается нам свыше.
   Маша. А когда из-за одной любви, из-за двоих, страдает десять человек, это, разве не грех?
   Вершинин. Мою жену врачи нынче лечат. Она уже почти здорова. И доктор на неё виды имеет. А я ей противен...
   Маша. (в напряжении) Я не смогу (начинает плакать).
Вершинин целует Машу.

   Вершинин. Я сделаю всё для тебя ... для вас.
   Маша. (задумывается) Я согласна (решительно).
   Вершинин. Кажется, дождь пошёл (глядя в окно). Когда он кончится, небо будет таким же, как твои глаза. И как его глаза... Бывает же так, кажется, что нет никакой надежды, но судьба оказывается иногда благосклоннее, чем мы думаем... Всё будет хорошо (поглядывает на сына). Всё будет замечательно.
Слышатся шаги где-то рядом.

   Маша. (испуганно) Идут... Тебе надо идти.
Вершинин нехотя отдаёт сына Маше.

   Маша. (принимая ребёнка) Нет! Не уходи!.. Останься. Мы и так слишком долго тебя ждали.
Входит Наташа.

   Наташа. (тихо) Голубки воркуют. (обращаясь к Вершинину) Здравствуйте, Александр Игнатьевич. Ужасная погода, вы не находите? Жуткий дождь. Когда же он закончится? У меня дети не спят (с возмущением).
   Вершинин. Думаю, скоро (приподнимается). Я, пожалуй, пойду.
Наташа исподтишка поглядывает то на ребёнка, то на Вершинина. Маша встаёт.

   Маша. Куда же вы, Александр Игнатьевич? В такую погоду... (с мольбой)
Вершинин присаживается на своё место. В гостиную входит Ира, промокшая до нитки.

   Ира. (смеётся) Машенька, я промокла. Я промокла (радостно)!
   Маша. Тебе нужно чаю горячего выпить! (заботливо)
Маша передаёт сына на руки Вершинину, бежит за чаем. Ира кружится по комнате, потом садится за рояль и играет что-то лирическое, весёлое.

   Ира. Tempora mutantur, et nos mutanmur illis.
    
 

Явление 3

 

   Вечер. Гостиная Прозровых. Андрей, Наташа, Маша с ребёнком, Кулыгин.
В гостиную входит Ольга.

   Ольга. Ну, слава Богу, уснула. Только бы не простудилась (заботливо).
   Наташа. А нечего было во время дождя гулять! Слабенькая она, Оль. Вот мы с Машей покрепче. Нам можно.
   Маша. (испуганно) А я дома сидела... Я не гуляла. Мы с ванечкой дома были.
   Кулыгин. С Ванечкой? (не понимает)
   Маша. С Ванечкой (кивает на ребёнка).
   Кулыгин. Значит, с Иваном Фёдоровичем (с умилением). Замечательно.
   Маша. Нет. С Ванечкой. Его зовут Ванечка.
   Кулыгин. Что за дурацкое имя? (с болью и раздражением)
   Ольга. А, по-моему, очень хорошее имя. Мне нравится.
   Андрей. Мне тоже. Как раз подходящее для мальчика твоего.
   Кулыгин. Значит, Ванечка.
Наташа встаёт и подходит к Кулыгину со спины.

   Наташа. (говорит Кулыгину, но чтобы все слышали) А птичка-то из клетки улетит скоро.
У Маши снова испуг на лице.

   Кулыгин. (неожиданно спокойно) Прутики ... у клетки прогнили давно... (с горечью) Птица не должна жить в клетке. Она должна жить на воле. Там, где её сородичи, там, где её птенцы (встаёт и уходит).
   Наташа. (останавливает Кулыгина) Не все птицы любят волю. Бывают и такие, что знают, как удобнее в клетке устроиться. Птица, привыкшая жить в клетке, не сможет долго на воле.
   Кулыгин. Может быть, может быть... (уходит)
   Маша провожает Кулыгина виноватым взглядом.
   Наташа. (Андрею) А ты чего расселся? Поздно уже. Спать пора. Нормальные люди спят в это время.
Наташа и Андрей уходят. Ольга подсаживается к Маше.

   Ольга. Он приходил?
   Маша. Да... Да, Оленька. Я так решила. Мы должны быть вместе, и Бог нам судья... Прости (уходит).
   Ольга. Любви все возрасты покорны,
                Её порывы благотворны...
   Tempora mutantur, et nos mutanmur illis.
    
 

АКТ 2

Действие 1

Явление 1

    
   Спустя две недели. Утро. Комната Вершинина. С ним Солёный.
   Вершинин. Что такое любовь?
   Солёный. Самый бесполезный вопрос, Александр Игнатьевич.
   Вершинин. А если подумать? Ведь это такое непростое обстоятельство жизни, когда начинаешь поступать так, как раньше, когда становишься другим, находишь себя лучшего.
   Солёный. Ерунда, Александр Игнатьевич (выпивает стопку водки). Человек такой, какой он есть. А то, о чём вы говорите, всего лишь кажимость. Иллюзия. Взаимная любовь часто делает людей менее самокритичными... (широко улыбается) и это прекрасно!
Вершинин тоже выпивает стопку.

   Вершинин. А ты ведь сюда не просто так со мной приехал.
   Солёный. (встаёт готовый уйти) А это - излишне. Позвольте...
   Вершинин. (перебивает) Василий Васильевич, не спешите.
   Солёный. (с претензией) Отчего же, Александр Игнатьевич?
   Вершинин. Я прошу прощения.
   Солёный. Не стоит. А впрочем вы правы... И это чудо. Ах! Это настоящее чудо - найти свой идеал, себя лучшего... Я не умею говорить много и хорошо, как вы, поэтому с сей минуты готов молчать и слушать.
   Вершинин. (задумывается) Я знаю, что такое война, я знаю, что такое нужда, я знаю, что такое боль и страдание. Но важнее всего человеку в этом мире, в этой жизни познать любовь, ибо всё в мире от неё.
   Солёный. А боль? Боль отчего?
   Вершинин. (задумывается) От любви. Мы причиняем друг другу боль, потому что любим, но не так, как должно, не так, как правильно, не так, как хотят от нас наши любимые. Мы причиняем боль, когда не можем принять чью-то любовь к нам, когда стараемся поступить, чтобы хорошо было всем, а выходит, что ничего из этого не получается, и плохо всем.
   Солёный. Что же с этим делать?
   Вершинин. Ничего. Просто жить, ибо жизнь без боли так же никчёмна, как жизнь без любви.
    
 

Явление 2

 

   Гостиная дома Прозровых. Андрей, Наташа, Ольга, Ира, Маша, Кулыгин.
   Сцена прощания.
   Ольга. Ну, до свиданья, любимые мои! (обнимает Иру, потом Машу и Андрея) Родные мои и близкие! (обнимает Наташу и Кулыгина) Уезжаю, пора мне. Уезжаю... Мы расстаёмся, но не надолго. Скоро опять будем жить все вместе в столице-матушке.
   Андрей. Дай-то, Бог, дай-то, Бог!
   Ира. Ох, скорей бы!.. (мечтательно)
   Ольга. Всё устроится. Всё будет хорошо... Ну, всё. Уж действительно пора (с лёгкой грустью). До скорого свиданья (машет рукой, исчезает).
   Все провожают её взглядом.
   Маша. (вдруг опомнившись, всплёскивает руками) Ой, Ванечку покормить-то надо (убегает).
   Кулыгин убегает за ней.
   Ира. (кричит вдогонку) Маш, а куда ты мою книжку положила, которую я тебе давеча дала?
   Наташа и Андрей остаются.
   Наташа. Вот скоро Ира с Машей уедут, и останемся мы с детьми здесь жить... Отчего ты со всеми переезжать вздумал? Дом-то на кого останется?
   Андрей. Дом, Наташа, мы продадим. Нехорошо порознь жить.
   Наташа. Ну, ладно, допустим. А где ты там работать будешь? Здесь-то место тёпленькое, а там его никто не грел.
   Андрей. Я, Наташенька, человек неглупый, а по сему работу себе найду... (присаживается) Справлялся я. Имеется там в гимназии для меня подходящая вакансия.
   Наташа. (задумывается) Поговорим позже. С детьми гулять пора (уходит).
Андрей берёт со стола книгу, листает, вдруг вспоминает, что её Ира искала.

   Андрей. (кричит) Ира! Ира! (уходит вглубь дома)
    
 

Явление 3

    
   Гостиная Прозровых. Спустя несколько часов. Вечер.
Кулыгин бегает, суетится.

   Ира. А ты Машу не видел (спокойно)?
Кулыгин не отвечает. В гостиную входит Андрей.

   Ира. (обращается к Андрею) Андрей, ты не видел Машу?
   Андрей. (как-то растеряно) Нет. Не видел.
   Кулыгин. (с лёгкой истерикой) Пропала... Нет её... Ушла... Машенька моя... Машутка... С Ванечкой ушла... (мечется) Сбежала! (неожиданная догадка заставляет его замереть)
   Ира. (делает глубокий вдох, затем выдох) Спокойно, только без паники... (начинает истерику) Ну куда? Куда она могла уйти?.. Андрюша, она же не могла уйти!.. (плачет) И Ванечка!..
   Андрей. (догадывается) Не плачь, сестрёнка. Всё будет хорошо. Оленька ведь нынче говорила, что всё будет хорошо. Помнишь?
Кулыгин опускается на диван. В гостиную входит Наташа.

   Наташа. Что с вами? (бросается к Кулыгину) Сердце?
   Кулыгин. (философски) Душа, Наташенька, душа...
   Наташа. Может, воды?
   Кулыгин. Прутики прогнили, и птичка улетела... (по всему его телу проходит судорога)
   Ира. (успокаивается) Мы же в Москву скоро уедем! Не грустите! Всё Будет хорошо!
   Наташа. Уезжайте.
   Кулыгин. Я никуда не поеду. Старое дерево не сможет на новой земле прижиться.
   Андрей. Наташ, а ты бы уже вещи собирала. Не завтра, так через неделю за нами от Оли приедут.
   Наташа. Езжай, я тебя не держу (садится рядом с Кулыгиным).
   Ира. Пойдём, Андрей.
   Андрей. Наташ, ты чего? А дети? Наташ, я не понимаю... (испуган)
   Ира. (тащит Андрея за собой) Пошли, мне нужно с тобой поговорить.
   Андрей. Ир, подожди... Наташа, ты ... ты не торопись, ты не...
   Ира. (затыкает Андрею рот) Счастливо оставаться. Пойдём, разговор есть.
    
 

Действие 2

Явление 1

    
   Следующий день. Комната Вершинина. Вершинин держит на руках сына. Маша сидит рядом.
   Вершинин. У меня уже всё готово. В обед уедим. Девочки уже в Москве. Скоро и мы... (улыбается)
   Маша. И Ванечка.
   Вершинин. И Ванечка.
Маша обнимает Вершинина, смотрит на сына. Входит Солёный.

   Солёный. Александр Игнатьевич, всё в порядке. Кони поданы. Можно ехать. Я догоню вас. У меня здесь ещё дело есть.
   Вершинин. Благодарю, Василий Васильевич.
   Маша. Спасибо.
   Вершинин. (передаёт Маше ребёнка) Иди. Я сейчас.
Маша выходит. Вершинин и Солёный остаются один на один.

   Солёный. Мы уедим ночью. К утру доберёмся.
   Вершинин. Вы можете рассчитывать на моё гостеприимство.
   Солёный. Не за что. Каждой твари по паре, как говорится.
   Вершинин. Хозяин-барин.
   Солёный. Свидимся ещё, Александр Игнатьевич.
   Вершинин. Обязательно.
   Солёный. Вот и свершилось. И всё решилось. Tempora mutantur, как говорится.
   Вершинин кивает Солёному на прощанье и уходит.
   Солёный. (один) Тысяча часов, тысяча песчинок, тысяча капель вина... Свершилось... Свершилось...
    
 

Явление 2

    
   Гостиная Прозровых.
Ира пытается спрятать чемодан. Входит Андрей. Она вздрагивает.

   Андрей. Это я. Не бойся.
   Ира. (присаживается на чемодан) Ой. Ты вошёл, а у меня прямо сердце в пятки ушло... Андрей, а ты что будешь делать?
Андрей берёт в руки книгу, листает.

   Андрей. (задумчиво) Богу - Божье, кесарю - кесарево... Своим умом буду жить, Ирочка.
   Ира. (чуть испуганно) Ты остаёшься?
Входит сначала Наташа, за ней Кулыгин.

   Андрей. (Наташе) Ты где была?
   Наташа. (с иронией) А что? Соскучился?.. Машу мы искали. Сгинула твоя сестрица... Все скоро сгинут. Природа такая.
   Кулыгин. Машенька моя... Любимая моя... Ванечка... Мальчик мой (тихая истерика, по лицу проходит судорога)...
   Наташа. Присядь. Успокойся (Кулыгину).
Ира, пользуясь минутой, прячет чемодан за кресло.

   Наташа. Что там у тебя? (с подозрением)
   Ира. Ничего. (обороняясь) А я знаю, где ты была. Андрей, она тебя обманывает.
   Андрей. Наташа?..
   Наташа. И ты её слушаешь?! (нервно, со страхом и иронией)
   Кулыгин. Ира права. И в этом наша общая беда.
   Наташа. Ты ... ты чего? (испуганно) Я... Что происходит?..
   Ира. Ничего... Ничего.
   Ира выходит из комнаты с чемоданом. Андрей вручает Наташе книгу.
   Андрей. Прощай.
   Андрей уходит.
   Наташа. (растерянно) Как же это?.. Как?.. (прижимается к Кулыгину)
   Кулыгин успокаивает Наташу, гладит её по спине.
   Наташа. Ну почему?
   Кулыгин. Tempora mutantur, Наташа.
   Наташа. ...et nos mutanmur illis?
   Кулыгин. Если бы. Всё по-прежнему: Чем меньше женщину мы любим,
                Тем легче нравимся мы ей...
Наташа поднимает на него глаза.

   Кулыгин. Он всё понял. Он не вернётся.
    
    
Явление 3

    
   Двор дома Прозровых
   Ира. Что ты будешь делать?
   Андрей. Уеду.
   Ира. А дети?
   Андрей. Не мои это дети. Всё одно.... Уйду.
   Ира. А как же наш дом? (с трепетом)
   Андрей. Пусть забирает.
Идут и молчат.

   Ира. Андрей, но ведь так же нельзя (восклицает)! Я прожила здесь полжизни (задумывается).
   Андрей. И что ты предлагаешь?
   Ира. Я не знаю пока. Но оставлять всё, как есть, нельзя. Несправедливо это, что она за наш счёт так поднимется. Мужа Машиного, хоть и нелюбимого, но мужа - всё к рукам прибрала (с возмущением).
   Андрей. И пусть. Главное, чтобы души наши не прибрала. Пусть живёт, как знает, и делает, что хочет. Бог ей судья.
   Ира. А как же Фёдор Ильич? Мне его жалко. Он ведь ни в чём не виноват (взволнованно).
   Андрей. (после долгой паузы) Мы его тоже в Москву заберём ... когда устроимся. Ты права. Его нельзя здесь оставлять.
Опять молчат.

   Ира. Пора мне, Андрюша. Скоро свидимся. Там на столе книжка лежит. В ней бумажка с адресом. Как только сможешь, приезжай.
   Андрей. Погоди, а как же Оля? Что мне ей про тебя и про Машу сказать?
   Ира. (долго думает) Скажи, что Маша обрела счастье с любимым человеком. К тому же Маша знает Олин адрес. Они обязательно встретятся!.. А про меня... про меня скажи тоже самое.
Андрей смешался. Ему радостно и грустно одновременно.

   Ира. Андрюша, не грусти. И ты будешь счастлив. Я верю в это! Qui querit, reperit.
Ира уходит.

   Андрей. (задумчиво, с сомнением) Оставить всё, как есть, и деградировать дальше, либо кинуться в омут с головой?.. В омут... Лучше в омут (полон решимости).
    
 

Действие 3

Явление 1

    
   Следующий день. Гостиная Прозровых
Наташа сидит на диване, одной рукой покачивает коляску, другой держит книгу. Кулыгин сидит у окна.

   Наташа. Сбежали все (не понятно, кому говорит, точно в пустоту). Ушли. Одни мы остались. В большом доме одни... Наконец-то, оставили в покое этот бедный дом (улыбается)... Чего молчишь (обращается к Кулыгину)?
   Кулыгин. А что мне сказать? Всё верно (отрешённо). Дом стал пуст. Кругом тишина... Да, теперь он в покое, в полном покое.
   Наташа. Вот и отлично (замолкает, вдумчиво читает книгу).
Кулыгин напряжённо смотрит в окно. Вдруг встаёт, ходит по гостиной, мечется, потом опять садится у окна.

   Наташа. (меняется в лице) Прости.
Кулыгин медленно поворачивает голову в сторону Наташи. Она медленно подходит к нему.

   Наташа. Федя... (обнимает Кулыгина)
Кулыгин гладит Наташу по голове.

   Кулыгин. Наташенька, ты хорошая. Ты - хорошая (проникновенно).
   Наташа. Это неправда.
   Кулыгин. Это правда. Просто тебе никогда и никто не говорил об этом... Ты - очень хорошая.
   Наташа. (смущается) Спасибо.
   Кулыгин. Что ты.
   Наташа. Нет. Правда, спасибо.
Наташа садится рядом с Кулыгиным, кладёт голову ему на плечо. Атмосфера идиллии.

    
 

Явление 2

    
   Москва. Одна из старых улиц.
Под руку идут Ира и Солёный. С ними Андрей.

   Андрей. Ир, а ты помнишь, как мы здесь гуляли, когда были маленькими?.. Я не думал, что Оле удастся выкупить нам старый дом.
   Солёный. Очень рад за вашу семью.
   Ира. Помню. Оля молодец. Я вот видела, что она рассказать нам хотела. Едва сдерживалась... Теперь мы снова будем вместе, здесь... Здорово.
   садятся на скамейку.
   Ира. Маша сказала, что будет ждать нас здесь (оглядывается по сторонам). Значит, скоро придёт (опять оглядывается)... Андрюш, ты удивишься, когда её увидишь.
   Андрей. (с улыбкой) Посмотрим.
   Солёный. Чего ж смотреть? Вот и они.
Маша с ребёнком на руках и Вершинин идут навстречу родственникам. Солёный приподнимается, жмёт руку Вершинину.

   Солёный. Моё почтение, Александр Игнатьевич. Добрый день, Мария Сергеевна.
   Андрей. (потерян) Машенька! Сестрица... (чуть обнимает Машу) Ванечка...
   Вершинин. Ну, что? Все в сборе? (оглядывает всех) Тогда к Ольге Сергеевне.
Идут в направлении к дому, большому и красивому. Из него выходит Ольга. Она, обрадованная, бежит к ним.

   Ольга. Приехали... (обнимает всех по очереди) Я так и знала!.. (теряется от волнения) Ну, давайте-ка все в беседку... Да-да, в беседку.
Семья размещается в беседке.

   Ольга. Вот мы и снова вместе. И теперь для нас всегда будет светить солнце. Ведь после дождя всегда на небе появляется солнце.
    
 

Явление 3

    
   Москва. 1917 год.
   Прошло 16 лет со дня описываемых событий. к этому времени Ольга становится матерью троих детей: старшему сыну - 14, младшему - 12, дочке - 8 лет. У Маши и Вершинина появляется дочь. Ей к тому моменту 5 лет, а сыну 16. Дочери Вершинина обе вышли замуж и более не живут с отцом. У Иры и Солёного двое сыновей - 13 и 7 лет. Андрей теперь женат на дочке старой знакомой отца. У них две дочери - 14 и 6 лет.
   Объявлено военное положение, следовательно мобилизация. Женщины провожают своих мужчин на фронт. они будут воевать в белой армии.
   Ольга. (с неопределённой болью) Рано утром ушёл... Верочка плакала. Ей уж восемь. Всё понимает.
   Ира. А верю, что всё будет хорошо. Потому что плохо уже было... Значит, должно быть только хорошо. Не переживай, Оленька (обнимает сестру).
   Ольга. Я не переживаю... Зина, бедняжка, всю ночь не спала. Любит она Андрюшу нашего. В толк не возьму, отчего же и его забрали?!
   Ира. Всех забирают. Всех.
   Маша обнимает сначала Вершинина, потом сына.
   Маша. Я в вас верю (с гордостью). Береги его (Вершинину), береги его (сыну).
   Вершинин. Береги Любочку (обнимает и целует). Мы вернёмся живыми и здоровыми (уверенно).
   Ира. А иначе и быть не может!
Вершинин с сыном выходят из дома. Ольга прислушивается.

   Ольга. Ой. Кажется Зиночка опять плачет. Не порядок. Нельзя, чтобы дети понимали. Они не должны бояться. Мы все должны верить в свет и тогда он будет, и всё будет хорошо.
   Ира. Я пойду Наденьку Андрюшину заберу, а ты мальчиков.
   Маша. (задумчиво) Они будут воевать за красных.
   Ира. (испуганно) Почему? Как за красных?
   Маша. Потому что мы все должны верить в свет и тогда он будет, и всё будет хорошо. Мы все останемся живы.
   Ира. А когда война кончится (по-детски)?
   Ольга. Ах, если б знать, если бы только знать!..


    
05.05.-31.05.2008


Рецензии
Замечательно,Катя!браво!читать сперва не хотелось,я никогда 3 сестры в общем-то не любила...но это, как бы, продолжение понравилось, все стало на свои места...только были грамматические ошибки...

Елизавета Золотухина   14.12.2010 13:50     Заявить о нарушении