Алиса в стране чудес от Чеширского. продолжение 6

Глава шестая. Зоологическая.

Ребёнок познаёт окружающий его мир в логичной последовательности.

«Природоведение» закладывает первые, элементарные основы физики и химии, биологии и физической географии, то есть, по сути, учит любить окружающий нас мир природы как единый живой организм. Но на этом урок сложения и заканчивается, уступая место нескольким годам преподавания предмета деления.

«Ботаника» расчленяет мир растений на пестики и тычинки, отделяя ягодки от цветочков.

«Зоология» безапелляционно делит на позвоночных и беспозвоночных.

«Химия» и того больше: измельчает на атомы, оправдываясь связями, раскладывает по характерам-свойствам, устанавливая законы взаимодействия.

«Анатомия и физиология», не долго думая, обозвала человека телом, а потом ещё и разделила его на органы и члены.

И только один, очень важный и такой необходимый для взрослой жизни предмет, не нашёл ни собственного учебника, ни места в школьном расписании – природа чувств. И не заменить его ни «Обществоведению», ни урокам домоводства, ни опытной «Истории».

Наверное, именно поэтому, взрослые люди забывают эту драгоценную последовательность предметов. Именно поэтому так увлечённо занимаются делением, и уж совсем однобоко понимают сложение.

«- Один маленький козленок захотел побыстрее вырасти и повзрослеть, - начал Чеширский Кот.
- Вот только давай без своей ухмылочки! - возмутилась Герцогиня.
- Не мешайте, пожалуйста! - вежливо сказала Алиса. - Неужели Вам не интересно, как можно поскорее вырасти и повзрослеть?
………………………………………………………………………………………………
- Ну вот, - продолжил Кот, - этот козленок отправился к Старому Козлу, что жил неподалеку и спросил его: "Научи, как стать взрослым." Тот задумался, а потом сказал: "Женись!" И козленок радостно поскакал в свое стадо. Ему давно уже нравилась одна игривая козочка, старше него, но отнюдь не старая. Настолько игривая, что ее не пропускали ни свои, ни приблудные козлы. Рассказывали, что на нее запрыгивали даже бараны. Козленок думал, что они так играют.

И Кот замолчал. Он молчал и молчал. Только улыбался как-то странно.

- А дальше, что было дальше? - вскричала Алиса.
- Дальше была свадьба, после которой уже на утро у козленка появились рога. Когда он проснулся и увидел их в зеркале, он был страшно горд и сказал жене: "Без тебя бы их еще не было. Спасибо!" - "Не за что!" - ответила козочка и в последний раз в жизни густо покраснела. А козленок уже ускакал хвастаться всем новыми рогами»…

Мы никогда не расстаёмся со сказками, и чем старше становимся, тем чаще нас к ним тянет. Вот остановились бы на природоведении, может, наши взрослые сказки были бы добрее.

В сказке о козлёнке начало совпадало с концом, а некогда школьные предметы явно теснили друг друга, претендуя на первенство. Не было здесь природоведения с прогулками под звёздным небом, не было ботаники с нежными букетами цветов. Зато явно присутствовала зоология, представленная классом беспозвоночных, какие-то связи, и анатомия с отдельными частями тел.

- Нет, - думала я, - ботаника всё же присутствует, но, как-то проскочив пору цветения, сразу выдала ягодки.

Я бы смирилась с химией! Я бы даже её поддержала! Ведь так много чего украшает природу отношений: взгляд, аромат, вздох, робость, ожидание, звук голоса и химия - необъяснимая реакция на уровне атомов, рождающая любовь.

- Как же так?! – удивлённо вполголоса спрашивала Застенчивость.
- Разве так можно?- с надеждой услышать «нет» вопрошала Наивность.
- Так хочется забыть! – всхлипывала Обида.
- А где же счастливое завершение: «они жили долго и счастливо и умерли в один день»? – расстраивалась Романтика.
- Это – первично-вторичные признаки сегодняшнего дня, - припечатывал Факт.

- Вот, - прозревала я, - вот почему слово «козёл» приобрело обидный и оскорбительный характер.

Ужасно любопытно: а как называют женщину, которой наставили рога? Коза? Сомневаюсь. Овца? Возможно. Курица? Близко. Курица с рогами – оригинально, только петуху не позавидуешь.

«…На лужайке он встретил овчарку, Настоящую Суку, которая обычно помогала пастуху пасти отару. Он показал ей свои свежеприобретенные рога и гордо спросил: "Ну как, теперь-то я, наконец, стал настоящим козлом?" - "О да! - ответила Настоящая Сука. - Ты редкий козел!" И счастливый козленок умчал дальше, потряхивая новенькими, с иголочки рогами. А Настоящая Сука смотрела ему вслед и жалела, что ее подарки супругу Барбосу не столь заметны...»

Познавая виртуальное общение, я удивлялась обилию страниц анатомии. Как будто все учились лишь в одном классе – в том, где изучают только тело. Одарённые, талантливые, умные люди приходят в Интернет и будто выплёскивают, выплёвывают всё то анатомо-зоологическое, что захватило их изнутри. Пока я удивлялась, Чеширский улыбался своей неповторимой уплывающей улыбкой. Иногда – зло, иногда – снисходительно, иногда – презрительно.

«Алиса и Кот беседовали под деревом.
- На что ты обижаешься? Всё идет своим чередом. Чего же ты хочешь?
- Какой-то ты правильный сделался! Я не хочу - своим, я хочу - моим чередом!
- !
- Я хочу знать, как быстрее повзрослеть.
- Так я же рассказывал...
- Рассказывал. Только ведь ни одного козла в округе! Тем более - редкого. Или мне надо стать игривой козочкой?
- Тебе надо стать Настоящей Сукой.
- Но как?!
- Для этого сначала надо повзрослеть!
И тут Алиса рассердилась:
- Значит, чтобы повзрослеть, надо стать Настоящей Сукой?! А чтобы стать Настоящей Сукой, надо повзрослеть, так?!
- Чего ты злишься? Девочкам по-другому нельзя.
- А мальчикам? Как, например, кобели взрослеют?
- Это с виду они кобели, а все повадки сучьи!..
И Кот сплюнул».

Все сказки чему-то учат.
Сказка о Буратино – тому, что не стоит совать нос, куда не следует, дабы избежать лишних проблем.
Сказка о Маугли – тому, что даже физически сильный противник может быть побеждён умом и хитростью.
Сказка о рыбаке и рыбке – тому, что несдержанность в желаниях всегда заканчивается разбитым корытом.
И даже сказка о Красной шапочке, которую детям и прочесть-то страшно в оригинале, намекает нам, что с каждым нужно разговаривать на его языке.

Комментировать сказки Чеширского мне было сложно, потому что всё же за каждой строчкой я пыталась рассмотреть его самого, но… он таки и был «сам по себе Кот». Проще было комментировать сами комментарии к ним. Но лучше всего – просто читать и думать, хотя, сомневаюсь, что это было целью автора Дневника – заставить думать.

- Ты этого достойна! – кричала Реклама.
- Сейчас – другая жизнь, - убеждало Искушение.
- Свободы и равноправия! – верещала Распущенность.
- В очередь, сукины дети, в очередь! – напоминала Классика.
- Будет поздно, - вздыхало Время.
- Будь собой, - посоветовал Здравый смысл.

- У тебя есть право выбора, - успокоила Мудрость.


Рецензии