Чарли Чаплин

Днем рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 г., когда в подвале  Гран Кафе на бульваре Капуцинок в Париже произошел  первый публичный, платный показ фильма. Устроителем зрелища  был лионский фабрикант Антуан Люмьер. Разработку необходимого оборудования и первую киносъемку осуществили его сыновья:  Огюст и Луи, запатентовавшие  свой киносъемочный аппарат в феврале 1895 г. Хотя синематограф братьев Люмьер имел небывалый, сенсационный успех, мало кто мог предположить в то время, что на свет появилась не просто забавная техническая новинка, но родилось новое искусство. Однако очень скоро от простой фиксации движения изготовители лент  перешли к съемке небольших забавных сценок, разыгрываемых профессиональными актерами. Так явилось на свет игровое кино и один из важнейших его жанров – коротенькая эксцентричная комедия. Кинематограф очень быстро миновал пору любительского дилетантизма. Уже через несколько лет дело создания фильмов перешло в руки профессионалов. Пример этому подали французы, являвшиеся настоящими пионерами кинематографа. Первая французская киностудия братьев Патэ  была основана еще в 1896 г. Вслед за ней возникла другая крупная киностудия «Гомон».  Начиная с десятых годов ХХ века, разрабатывать  золотоносную жилу всенародного интереса принялись американцы.  В 1912 г. в деревне Голливуд под Лос-Анджелесом  возникло несколько  крупных кинофирм, готовых вкладывать в новый бизнес значительные капиталы. Они поставили съемку фильмов и изготовление копий на промышленную основу. Так зародилась американская киноиндустрия.

Чарлз Спенсер Чаплин родился в апреле 1889 года в Лондоне в артистической семье, дела которой шли далеко не блестяще. Его сводный брат Сидней вспоминал позже: «Мы жили в нищенской комнатушке и большей частью впроголодь. Ни у меня, ни у Чарли не было башмаков. Помню, как мать снимала с ног туфли и отдавала их тому из нас, чья очередь была идти за даровой  похлебкой для бедняков, единственной нашей едой за целый день…» В девять лет Чарли поступил в детский ансамбль кокданса «Восемь ланкширских парней» и два года разъезжал с ним по  английской провинции. В последующие годы он был продавцом газет, рассыльным, слугой в частном доме, печатником в типографии, подмастерьем, учителем танцев, пильщиком дров. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Чаплин поступил  в труппу пантомимы Карно, которая с успехом выступала на сценах английских мюзик-холлов. Здесь он многому научился. Один из первых кинокритиков Луи Деллюк вообще считал, что «всем лучшим в своем мастерстве» Чаплин обязан труппе Карно. По словам  Деллюка, ее  спектакли были классикой клоунады, потому что у Карно «тщательно сохранялись традиции эксцентрической комедии. Акробатика, пародии, мрачный смех, смешная меланхолия, танцы, жонглирование  - все эти номера объединялись одним нехитрым сюжетом… Комизм этих забавных фарсов строился только на безучастной  невозмутимости исполнителей или оплеухах, пинках и пирожных с кремом…»

Во время американских гастролей труппы в конце 1912 г.  на даровитого юношу обратил внимание  представитель кинофирмы «Кистоун», выпускавшей на рынок каждую недели по три-четыре десятиминутных комических фильма. Через год, обговорив все условия, Чаплин  подписал  с «Кистоуном» контракт и переехал в Лос-Анджелес. Первая комедия с участием Чаплина «Зарабатывая на жизнь» была снята 5 января 1914 г. (съемка каждого фильма занимала обычно один день). Чарли играл в ней роль мошенника, который пытается выдать себя за лорда. Кинокомедия  имела успех. Чаплин продолжает активно сниматься и одновременно напряженно ищет свою маску, свой образ. Он пробует различные формы фальшивых усов и бороды, то и дело меняет шляпы и обувь. Маленький человек в котелке, с тросточкой, в непомерно больших башмаках, одиноко бредущий утиной походкой вдоль по большой дороге, родился на свет 28 февраля 1914 года, когда вышел в прокат десятиминутный фильм «Между ливнями».

Вскоре Чаплин начал ставить фильмы сам по собственным сценариям. Всего за год работы в «Кистоуне» он снялся в 35 картинах. Две трети из них были задуманы и сделаны под его руководством. Все эти ленты оставались в пределах  разрушительной клоунады и  грубого фарса. Тем не менее, в начале 1915 г., когда истек контракт с «Кистоуном» Чаплин превратился в настоящую звезду. Многие кинопредприниматели готовы были заплатить большие деньги, чтобы заполучить его к себе. Чикагская киностудия «Эссеней» предложила Чаплину неслыханный по тем временам гонорар – 1250 долларов в неделю. Правда и условия были трудные - Чаплин должен был снять в течение года четырнадцать короткометражных комедий с оригинальным сюжетом. Он исполнил свою задачу с блеском. Именно фильмы, снятые на «Эссеней» принесли Чаплину всемирную известность. Когда истек контракт и с этой киностудией, компания «Мьючуэл» поспешила переманить его к себе, предложив гонорар в 10 тысяч долларов в неделю. Чаплин снял для нее двенадцать комедий, выпуская каждый месяц по одному фильму в двух частях. При этом руководство компании заранее отказывалось от всякого вмешательства в вопросы, касающиеся декораций, сценария, режиссуры. Чаплину была предоставлена полная творческая свобода. Кому-то из кинопромышленников такой контракт казался безумием. Но как показали дальнейшие события, «Мьючуэл» не просчиталась. Все фильмы, поставленные для нее Чаплином, оказались не только шедеврами киноискусства, но и необычайно выгодной финансовой операцией. Еще до окончания войны капитал, вложенный компанией в Чаплина, дал 700-800 процентов прибыли. И это был только первый сбор - фильмы Чаплина оставались в прокате еще несколько десятилетий, принося компании все новые и новые миллионы. «В основе всех моих фильмов, - заметил как-то Чаплин, - лежит такой ход: я попадаю в какую-нибудь неприятность, передрягу, но, не смотря ни на что, с безнадежной серьезностью делаю вид, будто со мной ровным счетом ничего не происходит». Подобные непритязательные фильмы смешили зрителей, но они постепенно перестали удовлетворять самого мастера. С каждой новой картиной образ Чарли  углублялся. На смену фильмам-балетам с безудержной буффонадой, приходят фильмы социально-сатирические. В своих фильмах-балетах Чарли одинаково высмеивал бедных и богатых. Теперь он все чаще нападает на социальные механизмы, порождающие нищету и бесправие. Особенно отчетливо эти черты проявились в великолепной комедии «Иммигрант» (1917).

Когда истек контракт с «Мьючуэл», Чаплин подписал договор с прокатной монополией «Фёрст нейшнл». За миллион долларов, работая в построенной по его планам студии, он обязался выпустить восемь фильмов. Тогда были сняты знаменитые шедевры раннего Чаплина «Собачья жизнь» (1918), «На плечо!» (1918) и «Малыш» (1921).

В 1922 г. Чаплин основал собственную кинокомпанию «Чарлз Чаплин филм корпорейшен». Отныне он был сам себе режиссер и продюсер. Вскоре вышел его «Пилигрим» (1923) и сразу вслед за ним «Парижанка» (1923). Последний фильм Чаплин снял в новом для него жанре драматической комедии. Работа над лентой продолжалась около года. Она была восторженно встречена  всеми крупными мастерами кино, но публике не понравилась. Тогда Чаплин вновь обратился  к комической драме и выпустил на экран один за другим свои лучшие шедевры:  «Золотую лихорадку» (1925), «Цирк» (1928) и «Огни большого города» (1931).

«ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА». Это, без сомнения, один из лучших фильмов эпохи немого кино, который по сей день  смотрится с огромным интересом. Действие «Золотой лихорадки» относится к 1898 г. По ледяным пустыням Аляски движется цепочка золотоискателей. Один из них – Чарли, маленький, добрый, влюбчивый человек, пытающийся жить  среди грубых, жестоких, одержимых жаждой наживы старателей.  У него завязывается дружба  с Большим Джимми, который недавно обнаружил богатейшую золотоносную жилу. К несчастью, он получил в драке удар лопатой по голове и потерял память. Чарли попадает в бар для золотоискателей, где его ослепляет красота Джорджии – местной «звезды». Он влюбляется в нее, а Джорджия соглашается танцевать с ним, желая вызвать ревность своего любовника, и даже благосклонно принимает приглашение Чарли на новогодний ужин. Заработав немного денег  расчисткой снега, он устраивает для красавицы и ее подруг настоящий пир в своей убогой хижине. Но он напрасно ждет перед накрытым столом – Джорджия не приходит. Чарли бежит в кабачок, ищет ее среди танцующих. Вдруг кто-то хватает его за руку. Это Большой Джимми. Увидев Чарли, он вновь обрел память и просит  Чарли помочь ему в поисках золотоносной жилы… Снежный буран загоняет друзей  в уединенную хижину.  Запасы пищи подходят к концу, их мучит ужасный голод. Приходится варить суп из ботинок. Чарли жует шнурки, как макароны, обсасывает гвозди из подошвы, как косточки дичи… Но сам он представляется цыпленком  галлюцинирующему от голода Джимми, и тот стремится  поймать его, чтобы зарезать и съесть… Наконец, все позади. Большой Джимми и Чарли, заделавшиеся миллионерами  (Джимми наткнулся-таки на золотую жилу),  возвращаются пароходом домой. Но Чарли невесел – он потерял следы Джорджии. По-прежнему добряк, Чарли соглашается  позировать фотожурналистам в своих старых лохмотьях. Оступившись, он скатывается на нижнюю палубу, где едут бедняки, и оказывается лицом к лицу с Джорджией. Девушка радостно приветствует его, а когда контролер требует у подозрительного бродяги билет, она торопливо достает сумочку, чтобы оплатить проезд Чарли. Чарли счастлив: его любят не за миллионы. Когда недоразумение улаживается, он представляет Джорджию журналистам как свою невесту.

«Золотая лихорадка» имела колоссальный успех во всем мире. Финансовый доход от нее так же был внушительным – личное состояние  Чаплина увеличилось на два миллиона долларов.

«ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА». Работу над этим фильмом Чаплин начал в 1928 г.  через несколько недель после премьеры «Цирка». К осени 1928 г., закончив сценарий, он принялся за постановку картины. Этот год был переломным в истории кинематографа – на экраны выходит первый звуковой фильм «Певец джаза». Вся Америка увлеклась говорящими фильмами. Как показали дальнейшие события, новое изобретение оказалось роковым для многих звезд немого кино. Лишь единицы из них смогли продолжить свою карьеру в новых условиях. Чарли Чаплину оно так же внушало серьезную тревогу. Вскоре он сделал для печати следующее заявление: «Я ненавижу «говорящие» фильмы. Они появились, чтобы испортить древнейшее искусство  мира – искусство пантомимы; они уничтожают великую радость молчания. Они повергают на землю все здание современной кинематографии, они уничтожают направление, которое дает актерам популярность, а друзьям кино указывает путь к красоте. На экране важнее всего пластическая красота. Кино – это искусство живописное…»
Вопреки всеобщей моде Чаплин решил ставить свой фильм в традициях немого кино, то есть без диалогов, с титрами. Но он воспользовался новым изобретением для того, чтобы сделать музыкальное сопровождение. Партитуру для «Огней большого города» он написал сам. Фильм ставился с необычайной даже для Чаплина тщательностью. На съемку было потрачено сто тысяч метров пленки, при том что в окончательный вариант вошло лишь тридцать метров из каждой тысячи. Главные сцены снимались по пятьдесят раз, а репетировались и того больше. Особенно мучительной оказалась для Чаплина центральная сцена, в которой слепая цветочница принимает нищего Чарли за миллионера. Бедный Чарли  остается  жертвой этого недоразумения в течение всего фильма, в котором он силится разыгрывать роль богатого поклонника. Целыми днями и неделями Чаплин неустанно размышлял над этой сценой. Были отрепетированы, отсняты и отброшены два десятка различных вариантов. Прошел чуть ли не месяц, пока он не добился того, что сцена стала совершенно ясной для всех зрителей. На улице образовалась пробка, из-за нее остановилось уличное движение. Чарли с трудом пробирается среди скопления машин. Он решает залезть в роскошный лимузин и, выйдя из него прямо перед цветочницей, захлопывает дверцу… Дальше рассказывается  целомудренная, идиллическая история любви слепой цветочницы и безработного. Она заболела. Чарли то подметает улицы, то боксирует на ринге; на заработанные деньги он помогает больной девушке… Однажды он спасает пьяного миллионера, который хотел покончить с собой. Под воздействием винных паров он дарит крупную сумму «своему другу» Чарли. Но, протрезвев, обвиняет «друга» в воровстве. Чарли ускользает от полисменов  и передает деньги слепой; теперь она может  сделать операцию, которая вернет ей зрение… Спустя месяцы безработный выходит из тюрьмы. Никогда еще он не был таким оборванным. Случайно он встречается со слепой, которая благодаря удачной операции  вновь обрела зрение и стала хозяйкой прекрасного цветочного магазина. Пожалев жалкого бродягу, она подает ему милостыню и узнает его… В ее прозревших глазах изумление, растерянность, жалость. Тот, кого она представляла себе миллионером, оказался нищим. В конце – лицо Чарли крупным планом. В его взгляде смешались боль, ужас, самозабвенная любовь. Человек с сердцем, сколько бы не видел эту потрясающую сцену, не может смотреть ее без слез.   Это вершина драматического искусства, едва ли превзойденная на экране. «Огни большого города» отличаются великой сдержанностью подлинной классики. Здесь нет никаких театральных эффектов, мало развернутых комических трюков. Чаплин вложил в этот фильм почти все свое состояние, провал разорил бы его. Между тем в Америке свирепствовал жестокий экономический кризис. Прокатные компании и владельцы кинотеатров не пожелали демонстрировать фильм на условиях Чаплина и фактически бойкотировали его. Тогда он отправился в Европу. Здесь фильм имел огромный успех. Сборы быстро окупили все расходы.

После «Огней» Чаплин ставит свой последний немой фильм «Новые времена» (1936), в котором сыграл роль рабочего у конвейера. Фильм едко высмеивал потогонную систему поточного производства, превращающую человека в простой придаток машины. В Америке он имел сравнительно скромный успех.  Прокат в Европе принес хорошие сборы, но все же не возместил вложенных средств. В финансовом отношении фильм далеко не оправдал тех надежд, которые возлагал на него Чаплин. Он понял, что время немого кино навсегда ушло в прошлое, и он должен принять новые условия рынка.  Из первых звуковых фильмов великого комика следует упомянуть «Великого диктатора» (1940), в котором он сыграл две роли – скромного еврея-парикмахера Чарли и фашистского диктатора   Хинкеля (в нем без труда узнавался Гитлер). Чарли попадает в концлагерь, из которого бежит, переодевшись в фашистскую форму. Неподалеку Хинкель охотится на уток. Благодаря поразительному сходству происходит недоразумение – фюрера бросают в лагерь, а еврей-парикмахер занимает его место. Между тем готовится война.  Перед началом боевых действий Хинкель должен произнести большую речь. Но вместо него на трибуну поднимается Чарли и обращается к зрителям с патетическим «Воззванием к людям». Чаплин занимает весь экран один и остается на нем в течение невероятно долгого для кино времени - шести минут. Несмотря на яростную античаплинскую компанию в прессе, «Великий диктатор» имел у широкой публики большой успех, который особенно возрос после вступления США в войну.

Следующий фильм «Месье Верду. Комедия убийств» (1947) был первым, в котором великий актер расстался с обессмертившей его маской Чарли и создал любопытный  тип стареющего француза-сердцееда и циничного убийцы мсье Верду. В Америке фильм потерпел полный провал и принес Чаплину одни убытки. В Европе его встретили более благосклонно, но он все же далеко не имел того успеха, какой завоевали прежние картины режиссера. Многие считали, что Чаплин как художник исчерпал себя, однако он вновь принялся за работу и поставил «Огни рампы».

«ОНИ РАМПЫ» (1952). Работа над сценарием картины  продолжалась более трех лет. Но сама съемка произошла в рекордно короткий срок – всего за пятьдесят дней. Сюжет картины очень прост: старый клоун Калверо, потерявший дар смешить публику, спасает и возвращает к творчеству больную балерину Терри, которая уже готова была покончить с собой. Калверо  окружает беспомощную девушку заботой, вниманием, любовью. Ему удается вернуть ее к жизни и танцу. Она делается знаменитой. Калверо любит ее, но Терри влюбляется в молодого композитора. Впрочем, она не забывает о старом друге и устраивает в его честь бенефис. Во время триумфального представления Калверо умирает. Это подлинная, чистая драма, почти трагедия. В ней Чаплин впервые показал свое лицо, ничем не пытаясь его замаскировать. Его новый персонаж не имел ничего общего с прежними воплощениями.
 
Увы, Чаплина опять ждала неудача. В Америке фильм вообще не вышел в широкий прокат, английский зритель так же против ожидания встретил его холодно. Только во Франции «Огни рампы» ждал успех. За полтора месяца фильм посмотрело свыше  полумиллиона зрителей, побив все рекорды посещаемости в Париже за 1952 год. Это была последняя картина, снятая Чаплином в США. В 1952 г. он переселился в Швейцарию. Пять лет спустя был снят его семьдесят девятый по счету фильм «Король в Нью-Йорке» (1957). А спустя еще десять лет, в 1967 г., Чаплин поставил свой последний, восьмидесятый фильм «Графиня из Гонконга». Финансировала его американская кинокомпания «Юниверсл». Фильм снимался на цветную пленку в огромных, роскошных декорациях. Главные роли исполнили звезды первой величины Марлон Брондо и  София Лорен. Но все это не спасло Чаплина от провала. И критики и зрители дружно признали фильм неудачным. Больше Чаплин к кинематографу не возвращался.  Умер он в декабре 1977 г.

Реализм http://proza.ru/2023/01/28/1100


Рецензии
После войны фильмы Чаплина: "Золотая лихорадка", "Огни большого города", "Новые времена" были в широком прокате. К ним довольно лояльно относился Сталин, а вот фильм "Великий диктатор" ему явно не нравился, его не было в прокате. Прекрасную музыку к фильмам Чаплин писал сам, она и сейчас не стареет и часто звучит с экранов. С уважением

Герман Андреевич Ануфриев   23.11.2011 18:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Герман, за отзыв и за интересное дополнение.

Константин Рыжов   23.11.2011 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.