Архивы и документы

Начало:  http://www.proza.ru/2010/07/10/422


               
     Передо мной лежит выписка из трудовой книжки Григория Константиновича Мишанова родившегося согласно «Выписи из метрической книги о родившихся за 1883-ий год» 16 (29) января в семье крестьянина села Преображенка (Преображенское) Самарской губернии Константина Лаврентьевича Мишанова и  его жены Феодосии Петровны Анисимовой. Выписка из трудовой книжки сделана в г.Бориславе 24 февраля 1951 года и в ней, в частности, помимо отметок о работе на машиностроительном заводе имени лейтенанта Шмидта и других предприятиях города Баку, есть очень ценная приписка биографического характера. Запись, по всей вероятности, была произведена со слов самого Григория Константиновича и гласит следующее:

     «Мой трудовой стаж с 1894 года. Проработал в гор. Баку до призыва на военную службу в 1904 году. Был матросом революционного броненосца «Потёмкин» и участником потёмкинского восстания.

     В 1905 году, 5 июля высадился в Румынии. Прожив там два с половиной года, в 1907 году, переехал в Бельгию, где проживал до 1914 года. В ноябре 1914 года выехал в Англию, а в 1918 году вернулся в Россию.

           В общей сложности проработал 56 лет. За время трудовой деятельности не работал только по болезни.»

     Сухие строки автобиографии, вместили в себя, целую человеческую жизнь, но ответить на вопрос какой эта жизнь была, они не могли. Поэтому мне пришлось обратиться за содействием к руководству завода им. Лейтенанта Шмидта, где Григорий Мишанов проработал литейщиком сталелитейного цеха с небольшими перерывами с 1922 по 1933 год, полагая найти в заводских архивах какие-нибудь сведения о Мишанове. Однако, как мне объяснили, доступ в архив я мог получить только с санкции вышестоящих инстанций. Возражать было бесполезно, и я отправился к заместителю начальника ВПО «Союзнефтемаш» С.Кулиеву, с заявлением о допуске к материалам заводского архива. Мои усилия были вознаграждены тем участием, которое я встретил  со стороны руководства ВПО «Союзнефтемаш». 6 апреля 1982 года в просторном и светлом кабинете, разложив для наглядности все имеющиеся в моем распоряжении документы Григория Константиновича, я с энтузиазмом излагал сведения о Мишанове и его работе на заводе. Мой скупой, но, тем не менее,  вдохновенный рассказ, видимо возымел должное действие, и, в тот же день, мое ходатайство было удовлетворено, а три дня спустя, заведующая заводским архивом выдала мне архивную справку, которая, увы!, была почти дубликатом имеющейся у меня выписки из трудовой книжки от 24 февраля 1951 года.

     Я был в отчаянии. Два месяца, потраченные на беготню по начальственным хоромам ушли впустую, два месяца марафонского бега по этажам и кабинетам, и все ради того, чтобы вновь вернуться к стартовой черте! Единственным и поистине ничтожным результатом моей заводской эпопеи было то, что теперь я наверняка знал, что о трудовой деятельности Григория Константиновича мне известно столько же, сколько и заводчанам и оказать какую-либо существенную помощь в поиске, они бессильны.

     Но кроме заводского архива, существуют еще множество других архивов, как республиканского, так и всесоюзного значения, которые, как мне тогда казалось, могли бы ответить если уж не на все, то хоть на некоторые интересующие меня вопросы. В надежде на лучшее, я отправил запрос на Мишанова Г.К. в Центральный Архив Министерства Обороны СССР, находящийся в г.Подольске, откуда его перенаправили в Центральный Государственный Архив Советской Армии в Москву. Из ответа, полученного из Москвы, следовало, что сведений на Мишанова Г.К. не имеется, но работники архива посоветовали мне обратиться в Центральный Государственный Архив Военно-Морского Флота СССР в Ленинграде. Я последовал совету москвичей, но перед тем, как говорить о полученном из Ленинграда ответе на мой запрос, я хотел бы рассказать о том, что предшествовало ему в процессе моих, подчас безуспешных, поисков.

     14 апреля 1982 года, на страницах газеты «Правда» была опубликована статья А.Никитина «Ночной рейс броненосца», в которой автор, опираясь на исследования, проведенные доктором исторических наук Игорем Павловичем Лейберовым из Ленинграда и историком Станиславом Лакоба из Сухуми, рассказывал о новых, ранее неизвестных страницах истории потемкинского восстания. По вполне понятным причинам, правдинская публикация привлекла мое внимание, и я обратился к автору статьи с просьбой сообщить мне адрес И.П.Лейберова. Александр Георгиевич удовлетворил мою просьбу и в сентябре 1982 года я списался с И.П.Лейберовым. Через некоторое время от него пришел ответ в котором мой корреспондент писал, что:”в списках экипажа «Потемкина» за май-июнь 1905 года Г.К.Мишанов не числится.”   Однако, Центральный Государственный Архив Военно-Морского Флота СССР, находящийся в том же Ленинграде, 25 мая 1982 года предоставил мне документ следующего содержания:

                «Архивная справка.

     Мишанов, Григорий Константинович, уроженец Самарской губ., Николаевского уезда, Хлебновской вол., села Преображенского; на 14 (27) июня 1905 года кочегарный ученик на  броненосце «Потёмкин»; после сдачи броненосца остался в Румынии.»*

     Эту справку необходимо несколько дополнить сведениями, почерпнутыми мною из документов, присланных Михаилом Васильевичем Мишановым. В Румынии Григорий Мишанов не остался, а, спасаясь от преследования местных властей, 1907 году перебрался в Бельгию, которая в силу своего политического нейтралитета, предоставляла эмигрантам более или менее сносные условия существования. Согласно сохранившимся документам, до 1 сентября 1913 года, он проживал в г.Льеже, причем все эти годы Григорий Константинович не прерывал переписки со своим младшим братом Василием Мишановым, который в ту пору работал в г.Вольске токарем на цементном заводе. Так, 14 марта 1912 года, Григорий Мишанов высылает брату свою фотографию, на обороте которой, расспрашивает о здоровье близких и о жизни в родной деревне Преображенское. Видимо тогда же, он просит Василия Мишанова переслать ему в Бельгию его метрику, что последний и исполнил. В феврале 1913 года в Льеж из Преображенского отправляется в далекий заграничный путь «Выпись из метрической книги о родившихся за 1883-ий год», на которую я ссылался выше. Документ этот заменял Григорию Константиновичу паспорт все долгие годы эмиграции, и лишь благодаря проставленным в нем записям и печатям, я имею возможность столь уверенно повествовать о дальнейшей судьбе моего героя.

     Из Льежа, в поисках работы,  Григорий Мишанов, переезжает в провинциальный город Серен, где работает литейщиком-формовщиком и проживает в городской общине Угрэ до 7 ноября 1914 года.

     Разразившаяся в августе 1914 года Первая мировая война, вынудила царское правительство амнистировать многих политических эмигрантов и разрешить им въезд в пределы Российской Империи. Получил такое разрешение и Григорий Мишанов и, в первой декаде ноября, он покидает Бельгию, которая в течение семи лет была его надежным убежищем. Согласно воспоминаниям Михаила Васильевича Мишанова, за время, проведенное в Льеже и его провинции, Григорий Мишанов выучился грамоте, много перечитал нелегальной литературы, возглавлял кассу взаимопомощи русских эмигрантов. Там же Григорий Константинович познакомился со многими профессиональными революционерами-большевиками. Среди них были будущий наркоминдел Максим Литвинов и Иосиф Наговицын – впоследствии нарком социального обеспечения РСФСР. С последним, Григория Мишанова связывали долгие годы дружбы и переписки, которая продолжалась и тогда, когда оба они вернулись в уже Советскую Россию.

     10 ноября 1914 года в документах Мишанова появляется следующая отметка:

     «Рассмотрено в Российском Генеральном Консульстве. Годен для проезда в Англию для возвращения в Россию.

     Настоящая подпись учинена с приложением казенной печати в Императорском Российском Генеральном Консульстве в Нидерландах, на предмет пропуска в пределы Империи предъявителя сего документа, не имеющего установленного заграничного паспорта и ходатайствующего об удостоверении его личности на проезд в Россию.
                г.Роттердам. 28октября/10 ноября 1914.
                Вице-консул Бор. Ферзен.»

     13 ноября Григорий Константинович отправляется из Гааги в Лондон, куда благополучно прибывает 19 ноября, что подтверждается Генеральным Русским Консулом, свидетельствующим, что: «предъявитель сего – русский подданный.»

     А в Европе полыхало пламя войны. Добраться из Англии в Россию из-за создавшейся сложной международной обстановки стало практически невозможно и мысль о возвращении на родину пришлось оставить.

     Из Лондона Григорий Мишанов перебирается в Ковентри, где устраивается работать литейщиком на сталелитейный завод. В этом старинном английском городке он женится 15 мая 1916 года. Через год в семье Мишановых появляется первенец, которого в честь деда называют Константином, а спустя еще полгода, мир потрясли события, которые повлияли  не только на судьбу России, но и изменили весь ход Мировой истории.

     25 октября/7 ноября 1917 года, залп крейсера «Аврора» возвестил человечеству об открытии новой страницы в его истории. Можно по разному относиться к этому событию, но, думаю, что никто не осмелится отрицать того, что в истории развития общества, события подобного масштаба можно перечесть по пальцам. Нет сомнения в том, что, находясь в Англии, Григорий Константинович внимательно следил за тем, что происходит на его Родине. При первой же возможности он возобновляет ходатайство о возвращении в Россию и, с помощью Литвинова и Наговицына, в сентябре 1918 года получает долгожданное разрешение на въезд в Российскую Республику:

     «По уполномочию Правительства Российской Республики (Совета Народных Комиссаров) объявляется всем и каждому, кому о том ведать надлежит, что показатель сего, гражданин Российской Республики Григорий Константинович Мишанов с женой Джесси-Марией и сыном Константином (1 г.) отправляется в Россию.

     Во свидетельство того и для свободного проезда дан сей паспорт от Чрезвычайного Уполномоченного для Великобритании Народного Комиссара по Иностранным делам сентября 23 дня, 1918 года.

                Чрезвычайный Уполномоченный для Великобритании
                Народного Комиссара по Иностранным делам
                М. Литвинов.»

     В начале октября Григорий Мишанов уезжает с семьей из Англии и, проследовав через Норвегию, 23 октября 1918 года, после тринадцатилетнего перерыва, впервые ступает в Кронштадте на родную землю. Так завершился путь его изгнания, так начался путь новый – в неизведанное тревожное и неопределенное будущее…
__________________________________________________         
*ЦГА ВМФ СССР, ф.1086, оп.1, дд. 137, 235; ф. 407, оп. 1, д. 3834.


Продолжение:  http://www.proza.ru/2010/07/12/1076    
         


Рецензии
До революции многие оседали в Баку. Мой прадед тоже.
Cпасибо за рассказ.

Владимир Задра   13.03.2014 22:31     Заявить о нарушении
Этак выходит, что мы - земляки?!

Глеб Фалалеев   13.03.2014 22:35   Заявить о нарушении
У меня больше половины рассказов о Баку.:)))

Владимир Задра   13.03.2014 22:40   Заявить о нарушении
Обязательно ознакомлюсь!

Глеб Фалалеев   14.03.2014 06:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.