Письма о современной России-8

Письмо 22. Здравствуй, Александр!  Спасибо за статью о христианстве. Об Иерусалиме, о Голгофе. Иерусалим Евангелий – это Стамбул? Христос жил в Константинополе? Твои исследования чрезвычайно интересны. Но мне пришла вот такая мысль: чем больше тумана, неясности, неопределенности, чудес в религиозном мифе, – тем сильнее масса верит в него. Срабатывает потребность в абсолютном жизненном ориентире. Такого не было? Но такое должно было быть! Верующие произносят слова молитвы – и не понимают их смысла. Это их устраивает. А кто пытается приблизить религиозный язык к жизни, расшифровать его, того называют еретиком, псевдореформатором. Вера идет изнутри, потому что религиозное чувство – отражает, выражает внутреннюю потребность. Среди ученых есть люди верующие, но их Бог напоминает Бога Спинозы, Гегеля. Их Бог – это первотолчок, первосила, которая заставляет все в природе двигаться, крутиться, расти, изменяться, развиваться. Я для себя все еще уясняю ситуацию. Мне непонятно, как механический Первоисточник перерастает в духовного и нравственного Контролера, как причина перерастает в цель. Может быть, прав Ницше, который уверяет, что есть только одна сила – воля к Власти, Господству, Могуществу?
Здоровья тебе и удачи! Твой  С.О. 1 мая 2008 года. 9-50


Письмо 23. Добрый день, Саша! Самочувствие человека являются почвой, которая взращивает его мысли и побуждает к действию. Чувства племени, нации (народа) выполняют ту же роль. Нацию обидели, нацию унизили – формируется соответствующее самочувствие, рабское или героическое; при  рабском самочувствии нация угасает, при героическом – в ней начинают бушевать страсти. Нужна «искра». Появление пассионарного лидера определяет дальнейший ход событий. Гитлеры приходят и уходят, а национальное самочувствие остается.

Есть еще социальное самочувствие нации (народа) Оно определяется установившейся степенью социальной справедливости. При наличии резкого расслоения в обществе начинается брожение. «Обездоленные» или опускаются или превращаются во взрывоопасный материал. Во втором случае появляются вожди: Степан Разин, Емельян Пугачев, Владимир Ленин.  На основе религиозного чувства также возникают рабская покорность и бунтарство. Мартин Лютер возглавил бунтарей. Обычно национальное, классовое и религиозное чувства перемешаны и создают определенного качества идеологический «коктейль».

Марксистский социализм и национальный социализм – два социализма. По  стремлению к уравниванию граждан они сходятся, а по способу уравнивания они расходятся. Первые хотели всех граждан на земле уподобить пролетариату, как передовому классу, мировому гегемону, а вторые – немцам как передовой нации. Тоже мировому гегемону. Назовем их «двоюродными братьями». Марксистский социализм был постарше и поопытнее. Из  двух «сопливых мальчишек» выросли два «здоровых дяди». Дружили они, «старший» очень помогал «младшему», особенно в военном деле, но в конце концов передрались.

Вожди примитивного человеческого коллектива не называли себя нацистами или марксистами, и  теории у них никакой не было, но уничтожали они своих врагов с такой же остервенелостью и под теми же предлогами, как германские нацисты и советские коммунисты. Германский нацизм погиб в войне, но остались его дети. Коммунизм был истощен в холодной войне, пришиблен и удален от власти в революцию 90-х годов, но, приспособив тактику и стратегию к ситуации,  еще живет и не теряет оптимизма. Умирают люди, умирают режимы, но фундаменталистские идеи живут вечно. Почему сошлись в смертельной битве «двоюродные братья»? По той же причине, по которой и родные братья порой не щадят друг друга: интересы у них были разные, общественные цели разные.

Смысл существования государства политик Адольф Гитлер (здесь ему близок философ Освальд Шпенглер – см. «Пруссачество и социализм») видел в организации административного и военного могущества нации. Поэтому и ненавидел  английский принцип жизнеустройства – движение к экономическому процветанию на основе либерализма, – принцип, разлагавший военный дух германской нации. Ориентация на хозяйственные выгоды не защитит государства, написал Гитлер в статье, которую ты мне прислал. «Посмотрите, забота о спасении своего ребенка делает героиней даже самую слабую из матерей. Так и в общественной жизни. Только борьба за сохранение вида, за сохранение очага и родины, за сохранение своего государства – только такая борьба во все времена давала людям силу идти прямо на штыки неприятеля». Государство у Гитлера – это Бог, – как у Фридриха Великого и Вильгельма I.
Немцы, «накушавшись» либерализма времени Веймарской республики всласть,  хотели реванша. Гитлер с его партией пришлись кстати. У Веймарской республики не хватило ресурса, чтобы остановить нацизм. Президент Гинденбург, предложивший лидеру нацистов сформировать правительство, видимо, сам  был слишком заражен милитаристским духом. Россия в конце 90-х переживала нечто подобное. Российские обыватели, разочаровавшись в либерализме начала 90-х  годов, тоже хотели реванша. Хасбулатов с компанией, поднявшие мятеж в октябре 1993 года, были первой ласточкой. Рейтинг Зюганова был очень высок. Ситуацию спас умный выбор Ельцина. Путин защитил свободу, отвоеванную у коммунистов в первое десятилетие Перестройки.

Нацисты ориентировались на национальную справедливость, коммунисты – на социальную. Однако их  роднило трепетное отношение к государству. Они одинаково укрепляли его – с помощью армии, тайной полиции, с помощью промывки мозгов, которая называлась пропагандой. Нацисты довели армию до блеска. Большевики не отставали. Две армии готовились «встретиться». И тут уж все зависело от мозгов и хитрости главных стратегов. Нацисты создали ГЕСТАПО, у большевиков к тому времени уже был большой опыт: успели показать себя ЧК, ГПУ, НКВД. У нацистов было Министерство пропаганды, у большевиков – Отдел пропаганды при ЦК ВКП(б); предпочтение у тех и других отдавалось работе с детьми и с молодежью. В своем пропагандистском рвении большевики пошли дальше. Но ведь они и господствовали дольше!

 Искусству отводилась великая роль. 1924 год. Гитлер еще не у власти, но мыслит стратегически: «И если мы не вырвем нашу молодежь из болота, окружающего ее сейчас, она неизбежно в нем утонет… Очистительную работу необходимо предпринять во всех областях. Это относится к театру, искусству, литературе, кино, прессе, плакату, выставке и т.д.». В образцы он предлагает взять Шекспира, Гете, Шиллера. Под этими словами подписался бы любой коммунист. И даже – либерал. «Очистительную работу» нацисты и большевики проводили интенсивно и одинаковыми методами. Но они излечивали головную боль методом отрубания головы.

Оценка Первой мировой войны. Гитлер: она была заслуженной «расплатой за внутреннюю гнилость, трусость, бесхарактерность, словом, за потерю собственного достоинства». «Уже до начала войны через посредство акционерных обществ все германское хозяйство все более подпадало под контроль международного капитала, … ведшего свою борьбу с помощью преданного ему друга – марксизма». В ноябрьской революции 1918 года, по мнению Адольфа Гитлера, победила эта «гнилость» и поставила Германию на грань катастрофы. Ее положительное значение состояло якобы в том, что она раскрыла немцам глаза.

И большевики боролись с «международным капиталом», и они заклеймили Первую мировую войну.  Но Февральскую революцию приветствовали как ступеньку к революции социалистической: им показалось, что их теория оправдывается.  Однако история разрушила надежды тех и других.
Всего доброго, Саша!  Твой С.О.  18 мая 2008 года

Дорогой Саша! Что такое «тоталитарная демократия», не понимаешь не только ты, этого термина не понимают и на Форумах. Ты знаешь, что такое каша без масла? Знаешь. Если не ел, можешь себе ее представить. Тоталитарная демократия – это «каша без масла», это демократия без свободы или с совершенно примитивной свободой (можешь на выборы пойти, а можешь поехать, можешь проголосовать сам, а можешь попросить сделать это жену, поставить галочку против имени «Иосиф» или против фамилии «Сталин»). Сегодня мы имеем демократию на Кубе, в Ливии, в Китае, в Северной Корее. Как мы ее назовем? Я предложил свой вариант. Мне это помогло рассортировать по клеткам всю многочисленную публику, которая относит себя к демократам. Зюганов, Жириновский, Миронов, Третьяков, Проханов, Гайдар, Хакамада, Немцов, Белых и т.д. Я их оцениваю по тому, сколько «масла они кладут в кашу», то есть сколько свободы они привносят в демократию. Недобирают или перебирают. Перебор тоже опасен.

Роль свободы для жизни общества и личности подобна роли воды, тепла и света для жизни растения или организма. Однако нужна мера. Все – за народ, все готовы устроить народу выборы. К либеральной демократии я отношу тот порядок, при котором права и свободы гражданина являются ориентиром развития. Либеральная демократия не уничтожает тоталитарную демократию, она снимает ее (по Гегелю) и идет дальше, поднимается выше. Свобода вырастает из несвободы, хорошо помнит несвободу, изучила ее уловки и чтобы она не вернулась, держит стражей на границе.
Дорогой Саша! Кто же тогда Алферов, если не ...? Не хочу тратить крепкие слова.  Сознательно вступил в КПРФ! Во фракции маячил! Незрелые, которые писали против Сахарова или трусливо молчали, сейчас затаились – им стыдно, они локти кусают. Но Алферов – один из тех, кто оправдывает жестокость вождей, у кого черная душа.  Их, сознательных и активных, а не просто обманутых, было много на коммунистическом корабле, им нет прощения. Тут я согласен с Валерией Новодворской.  Удачи тебе и здоровья. 18 мая 2008 года
 


Рецензии