Таланты и поклонники в главной роли - Театр

Спектакль "Таланты и поклонники" в драмтеатре ТОФ был поставлен по одноимённой пьесе А. Н. Островского, написанной в 1882 году.
  В городе Владивостоке "Таланты и поклонники" ставились в 1981 году на сцене театра Молодёжи. Но речь пойдёт о постановке Станислава Мальцева в театре ТОФ, относящейся к 2001 году.
   Важно отметить один любопытный момент: в спектакле ряд исполни-телей намного моложе своих героев. Вероятно, это связано не только с молодым актёрским составом театра ТОФ, но и в связи с актуализацией проблематики этой пьесы А. Н. Островского. Если у автора князю Дулебову 70, он - почтенный старец, то в спектакле Дулебов ещё довольно свеж, энергичен. Как и всем нынешним "князьям" по статусу ему не более 40. Поэтому обостряется проблема выбора для молодой и талантливой актрисы Александры Негиной.
  Подобная тема звучит в другой пьесе А. Н. Островского - "Бесприданница", спектакль по которому с 2008 г. играют в театре им. М. Горького - "Сумасшедшая любовь". Но если там акценты смещены и включена ирония, то здесь в проблему выбора внедрилось ещё одно лицо - театр. Иначе говоря, если бы Негина не была актрисой, то вполне возможно, что она бы решила вопрос в пользу благородного Пети. Но она - актриса, она дышит театром, она живёт этим волшебным миром, таким, каким его создаёт лаконичная сценография Лады Смирновой и музыкальное оформление Владимира Синенко.
  Любопытно организовано пространство сцены. Она как бы разделена на две части и представлена таким образом, что зал и место действия становятся закулисьем, обратной стороной сцены.
  Главную героиню, молодую и талантливую актрису Александру Негину, сыграла Татьяна Зарюта. Александра - очаровательное создание: честная, искренняя, с чистой душой. В то же время она гордая, - и это не раздражает, а вызывает к ней уважение. Негина вспыльчива, поскольку натура чуткая и легко ранимая. Она хочет поступать правильно, по совести и всё время ориентируется на Петю, который для неё - авторитет. Александра отчего-то напоминает пугливого оленёнка. Она чиста, естественна, как дитя и влюблен а в театр. И так выходит, что ради него Негина предаёт заветы Пети и уезжает с Великатовым, обходительным, деликатным и манерным богачом в исполнении Романа Колотухина.
  Неоднозначен Петя Мелузов. Сергей Лисинчук наделяет своего героя гордостью, вспыльчивостью - свойствами, присущими характеру Александры. Однако в его случае эти свойства связаны ещё и с ревностью. Поэтому в интонациях Пети так часто ощущается нонкомформизм.
  Князь Дулебов, с самого начала увивающийся за Александрой, кажется эдаким змеем-искусителем. Франт, денди, скользящий по сцене с зонтиком, манерный, циничный - Дулебов в исполнении Сергея Кашуцкого.
  Настоящими возрастными героями в спектакле являются Домна Пантелеевна и Мартын Прокофьевич Нароков. Домна Пантелеевна Светланы Кустовой по-женски практична и мечтает устроить судьбу дочери наилучшим образом. Мартын Прокофьевич Нароков в исполнении Георгия Шапкина - честный добрый старик, бескорыстно отдавший искусству лучшие годы, он оказывается растерянным и беззащитным в новых условиях тотальной купли-продажи.
  Стоит обратить внимание на такого героя как Трагик (Ераст Громилов). Его вполне можно отнести к когорте эпизодических образов, чьими устами глаголет истина. Скажем, в "Борисе Годунове" Пушкина таким лицом является Юродивый. Трагик Сергея Гончарова всё видит и понимает, но поскольку он злоупотребляет алкоголем, никто его всерьёз не воспринимает. А сколько раз он призывает Негину: "Офелия, удались от людей!..".
  Сценографию Лады Смирновой можно охарактеризовать как "ничего лишнего". Почти невесомый занавес из полупрозрачной ткани, который разделяет закулисье, где происходит основное действие, и сцену. Сквозь него точно звёзды на ночном небе - огни рампы и будто огни сечей, горящих на массивной люстре-подсвечнике в зале.
  Великолепны изящные белоснежные балюстрады в левой и правой части сцены. Такие же белоснежные скамья, стол и стулья. Вот, пожалуй, и всё. Никаких лишних предметов. Всё используется по максимуму. Интересно, скажем, обыгрывается занавес, который периодически опускается и используется в качестве своеобразного гардероба для платьев Негиной.
  Занимательно решена сцена чтения Негиной писем от Пети и от Вели-катова. Петя и Великатов выходят на сцену. Александра начинает читать письмо, Петя читает всё письмо. Также и в случае с Великатовым. Подобный приём активно используется в кинематографе.
  Необыкновенно красив финал! Служанка, бывшая при Негиных, матери и дочери, после отъезда хозяйки берёт её платье и начинает читать монолог из "Грозы", звучавший в спектакле несколько раз. Появляется Нароков. Он берёт девушку за руку и под аплодисменты выводит её из-за кулис на сцену. Напрашивается мысль о том, что путь в искусство открыт любому, кто искренен, чуток и в любой ситуации остаётся собой. Однако автор работы усматривает в таком финале некое расхождение с основной темой действия. И если задуматься, то получается, что смысл сводится к следующему: любая, ступившая на путь Александры Негиной, обречена пройти по её стопам. Если углубить размышления, то вполне можно прийти к выводу, что в спектакле "Таланты и поклонники" завуалировано преподносится идея о непростом материальном положении творческих людей и коллективов. Чего греха таить, средства на культуру в бюджете нашего города отчисляются по остаточному принципу. И непросто выжить, уцелеть, продолжить творить, сохранив верность искусству и самому себе.


Рецензии