Проблема правды и красоты в искусстве

В настоящее время данная проблема, на мой взгляд, является достаточно актуальной. Возможно, выбранная мною формулировка не совсем удачна, но я попробую всё объяснить.
  Дело в том, что в мире искусства в последнее время всё чаще и чаще стали употребляться "это не красиво" и "в жизни такого не бывает". Это и есть те самые "красота" и "правда", о которых я говорю.
  Что касается лично меня, то я смотрю фильмы и сериалы и обсуждаю их на форумах. Там собственно и преобладает деление по принципу красоты и правдивости. В то же время два этих понятия практически всегда исключают друг друга. Если в фильме показана правда, то чаще всего это вызывает бурю негодований по поводу неприглядности картинки. Когда в фильме всё красиво, аккуратно, чисто, появляется чувство нереальности, фальши или, проще говоря, "сказки". То есть получается, что правдивость убивает красоту, а красота уничтожает правдивость. Так что же всё-таки предпочтительнее?..
  Прежде чем ответить или хотя бы попытаться это сделать, приведу конкретный пример из жизни. Я, начиная с 2005 года, серьёзно пробую себя в прозе. На сегодняшний день это новелла и роман в двух частях. Вообще, я - ярый приверженец правды, не терплю обмана, лжи, лести, раболепства и тому подобных вещей. То же и в моих работах. Я писала о том, что видела, с чем сталкивалась, о чём читала и что чувствовала, ощущала. Но это вовсе не значит, что я абсолютно изничтожила всю красоту жизни. Я бы просто-напросто не смогла этого сделать, потому что в некотором роде осознаю себя романтиком. Итак, согласно мнению моего читателя, правда в моих работах создаёт временами отнюдь не позитивное впечатление, то есть "реально, но не красиво". А красивые, даже романтические места вызывают впечатление откровенной фальши, то есть "в жизни такого не бывает"...
  Коль скоро проблема эта коснулась меня и моего творчества, я решила докопаться до истины. Однако мне кажется, что я всё больше и больше запутываюсь. Возможно, что найти единственно верный ответ на поставленный вопрос нам не удастся. Всё дело в его изначальной внутренней противоречивости. К тому же понятия "красота" и "правда" не абсолютны. У каждого человека они свои личные. Выходит, что ни одному деятелю искусства при всём своём желании не угнаться за зрителем с его индивидуальным мнением, не подстроиться под него, не найти постоянного компромисса и, следственно, не разрешить сию дилемму.
  Мои же выводы оказались просты и вечны, как мир. Во-первых, надо стараться оставаться самим собой, не пытаться угодить кому-либо и помнить: если что-то понравилось одному, оно не обязано так же понравиться всем. Во-вторых, для себя стоит определить "золотую середину" и уяснить, что правда - это не всегда грязь, боль, ложь и аморальность. Всё зависит от того, как смотреть на жизнь и на что больше обращать внимание: на внешнее или на внутреннее содержание. Одним словом, и в обыденности можно усмотреть гармонию, и в быте увидеть нечто привлекательное, если только сильно захотеть...
  Смысл моей статьи заключается в том, что я ни на чём не настаиваю и ничего не утверждаю. Прислушиваться ко всему написанному выше или нет - личное дело каждого. Я не в праве насильственно навязывать свои идеи, насаждать где-то не весьма обоснованные умозаключения. Не знаю, к сожалению или к счастью, вышло у меня обращение более к людям искусства, чем к обывателям, с которых я начала. Но несмотря ни на что и им должно быть интересно и познавательно разобраться вместе со мной в этой проблеме. Надеюсь, после прочтения у отдельных индивидов пропадёт или хотя бы чуток убавится желание выражаться категорично, не имея на то веских оснований.
  Жизнь питает искусство, служит ему почвой. Откуда, как ни из жизни, через искусство к нам являются красота и правда?!


Рецензии