Судьба Президента. Глава 13

Глава 13. Духовность Сущего

Природа медленно пробуждалась ото сна. Рассвет привычно окрасил все предметы в мягкие тона, высушил капельки росы на изумруде травы, осторожным дыханием ветерка подправил густые кудрявые причёски деревьев и кустов, глубоко вздохнул бездонной голубизной небес и отправился в знакомый путь по миру.

Первые солнечные лучи озорно выскользнули из-за занавеса горизонта и шаловливо разбежались по безбрежью небосвода. Не обнаружив там ни одной тучки, с которой можно было бы хоть намного поиграть в прятки, они занялись своей обычной работой по пробуждению мира и подготовке его к появлению Властелина.

Солнце взошло торжественно, плавно и величественно, как и подобает Владыке Дня. Мгновенно вобрало в себя весь окружающий простор, отметило благодатной заботой все проявления природы ѕ от незримого трепета былинки до тяжёлого подземного вздоха горы, и, заботясь о них, велело непоседливым лучам приниматься за доброе колдовство.

Так же легко и радостно, как до это резвились в небе, лучи Солнца пролились золотым дождём на землю. Напоили живительной энергией зелёный океан планеты, наполнили молекулы воды в озёрах, реках и морях новой информацией Космоса, передали струям и потокам воздуха жизнеутверждающую программу обновления и воскрешения и только после этого занялись суетными делами человеческого бытия.

Несколько лучистых струй упало на золочёные купола Храма, многократно отразились в разноцветной мозаике высоких стрельчатых окон и весёлыми солнечными зайчиками рассыпались по огромному двору. Один из них беззаботно скользнул по лицу идущего человека и на мгновенье ослепил его. Президент, а это был он, непроизвольно поднял руку, заслоняясь от расшалившихся лучей, и из-под руки ещё раз окинул взглядом прекрасное величественное строение.

Выполненное в форме пятилучевой звезды, оно несколько отличалось от вошедших в моду в последние столетия тяжёлых культовых архитектурных ансамблей в виде "корабля", "креста" или "круга" и "овала". Но именно такие сооружения возводились раньше, на заре Православия, являя собой своеобразную аллегорию того, что, как Звезда Волшебная в ночи отчаяния и пустоты указывает страждущим Путь к Истине, так и звезда Храма предстаёт путеводным Маяком для Души и Веры человека разумного.

Теперь, с помощью Собеседника, эта исторически традиционная форма строения наполнилась новым,  энергоинформационным преобразующим содержанием. И Президент первым вызвался пройти по неизведанному пути для нового Человечества. Именно с этой целью оказался он здесь этим ранним, солнечным добрым утром.

- Возможно таким же будет Утро новой эры человечества в той манящей неизвестности, куда зовёт нас Собеседник, - подумал Президент, во второй раз обходя громаду Храма снаружи и любуясь его мощью и величием.

Доброжелательный взгляд радостно приветствовали сияющие, звенящие своей пронзительной чистотой и светом купола ѕ по одному на каждом из пяти лучей строения. А затем он благоговейно замирал на торжественной, возвышенной, завораживающей духовной и энергетической мощи православного креста со скошенной нижней перекладиной, который словно парил над храмом в самом его центре.

Ещё в прошлый раз Собеседник объяснил ему физический смысл и практическое значение именно такой формы Православного креста и сейчас Президент вспомнил, что в этом привычном слове заложен глубокий первичный смысл. Ведь само слово Православие в христианстве обозначает - " правильно славлю Творца", включая в себя главные положения веры в Его триединство, бессмертие, искупление и "загробную" жизнь. Именно такое представление о Творце было утверждено на первых двух в истории христианства Вселенских Соборах ещё в четвёртом веке новой эры. Это же верование затем было подтверждено на последующих пяти Вселенских Соборах, которые состоялись на протяжении V-VIII веков.

Только после ХI столетия, когда окончательно оформился раскол в христианстве, появились католические ("всеобщие", "вселенские") догматы,  утвердившие такие понятия как непогрешимость Папы Римского, двуединство Творца, непорочное зачатие, чистилище, инквизиция и многое другое, что прямо противоречит Священному писанию и не соответствует Священному преданию.

Одно воспоминание повлекло за собой другое, затем ещё и ещё одно и Президент, неторопливо продолжая свою прогулку вокруг Храма, невольно оказался в их полной власти. Пришли на память слова Священного предания о преемственности знаний, о законах бытия, морали и совести, о бесконечности жизненного пути в Царствии Небесном, где "...земные страсти преобразуются в высшую Гармонию бытия...". Об этом говорили, это предрекали, каждый по-своему, выдающиеся гении человечества. У Платона это была Гармония Духа, у Пифагора - Мудрость Числа, у Кумранского пророка, проповедовавшего задолго до Иисуса Христа, - Царство Света.

Константин Циолковский в письме к Чижевскому упоминал о Лучевой жизни. По его мнению, рано или поздно,"... человечество перейдёт в лучевое состояние высокого порядка, которое позволит всё знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум современного человека считает прерогативой Творца". По мнению выдающегося учёного в этой лучевой форме высокого уровня человечество станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве.

Похожие идеи проповедует новый пророк третьего тысячелетия ѕ Кастанеда, призывая человечество в свои "струнные" энерго-волновые миры. Об этом же намекал, а теперь прямо говорит Собеседник. Вот и сегодня он обещал предъявить прямые доказательства объективной реальности таких рассуждений.

Президент стал думать об ограниченности и мозаичности существующих знаний даже на фоне фантастических достижений XX столетия. Ведь действительно, чем больше узнаешь, тем отчётливее понимаешь, как мало ты знаешь. Только на границе чрезвычайно неординарных, особых количественно-качественных переходов, вдруг, начинаешь осознавать в каких интеллектуальных "потёмках" ты находился.

Даже блуждая в шаге от Истины, не можешь и мечтать хотя бы случайно прикоснуться к её покровам до тех пор, пока яркий луч качественно новых знаний не высветит тебе оставшийся путь ѕ возможно всего полшага, а может быть и всю жизнь.
Так было и с духовным наследием Иисуса Христа, когда его истинные Двенадцать Небесных Законов почему-то со временем превратились в десять иудейских заповедей Моисея, а Тайные Знания для Посвящённых постепенно стали свободными пересказами из сотых и тысячных уст, даже "... не зрящих, но лишь слышавших эхо...".

Казалось бы, всё просвещенное человечество умом, сердцем и духом изучило и приняло канонизированные церковью четыре Евангелия различных авторов ѕ святых Марка, Матвея, Луки и Иоанна. И никого не смущало, что разделённые несколькими десятками лет своего написания, они буквально дословно повторяли все положения Учения. Различаются они между собой лишь последовательностью изложения тех или иных событий да различными деталями жизнеописания Христа,  что вполне естественно, учитывая индивидуальность жизненного опыта, профессии, образования и восприятия мира каждым из этих авторов.

Очень долгое время считалось, что первым было создано Евангелие от Марка, многие главы которого осмысливались и формировались автором в суровых казематах Римских тюрем. То было смутное время правления психически неуравновешенного императора Клавдия Цезаря Нерона (54-68 годы новой эры), нещадно преследовавшего и уничтожавшего христиан после того, как он провокационно обвинил их в поджоге Вечного города.

Значительная часть Евангелия от Марка была позаимствована из устных преданий и письменных свидетельств о чудесах и наставлениях Христа, а также на основе многочисленных перезаписей посланий апостола Павла. И это естественно, так как в отличие от Матфея и Иоанна, которые непосредственно "сидели у ног Учителя", Марк и Лука общались только с его последователями. Тем не менее, его работа послужила своеобразным толчком к созданию других аналогичных Книг.

Авторство второго по хронологии Евангелия приписывается одному из истинных первых двенадцати учеников Иисуса ѕ апостолу Матфею, сборщику налогов из Иерусалима. Случилось это в конце первого столетия новой эры, когда в Риме правил император Флавий Германии Домициан (91-96 годы новой эра), больше озабоченный внутренними проблемами Рима и меньше внимания уделявший событиям в провинциях империи. В Евангелии от Матфея, как и в записях Нагорной проповеди, изречения Христа приведены в эдином месте.

Вместе с тем, целый ряд деталей повествования указывает на то, что автор несомненно был знаком с текстом Евангелия от Марка.
Похожая история случилась и с написанием Евангелия от Луки. Сам автор ѕ  греческий лекарь Лука, близкий знакомый и последователь апостола Павла, так начинает своё откровение:

"Как уже некоторые стали составлять повествование с совершенно известных между нами событиях, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего,  сначала, по порядку описать... твёрдое основание того учения, в котором был наставлен...".
В отличие от Матфея, Лука, повторяя общие положения своего видения и понимания событий, изречений Христа распределил по всему повествование. Тем не менее, все три Евангелия - от Марка, Матфея и Луки, местами повторяют друг друга дословно, что указывает на вероятность существования ещё одного основополагающего и общего для них документа.

Таким документом не могло быть Евангелие от Иоанна. Существуют неопровержимые исторические доказательства того, что эта работа была завершена только в начале второго столетия новой эры. Более того, сам апостол Иоанн, сын Заведея из Малой Азии, к тому времени был бы настолько старым, что вряд ли смог бы писать. Скорее всего, его воспоминания на протяжении десятков лет записывали многочисленные ученики и последователи, бесконечно дополняя, цитируя и редактируя высказывания человека, называвшего себя учеником Христа.

Упоминание об этой работе, как о целостной книге, относятся только к 125 году новой эры. Но уже в те времена речь шла только о перезаписях Великих Книг. Нет ни одного свидетельства об авторских рукописных вариантах ни одной из четырёх Евангелий или хотя бы одной из 27 книг, составляющих на сегодня традиционный канон Нового завета. Все известные источники только ссылались на "точные пересказы читаного". Чаще всего при этом упоминаются имена апостолов Павла, Фомы и Матфея.

В те времена самым ярким последователем и популяризатором идей Христа был гражданин Рима, очень богатый судовладелец и уважаемый церковный деятель Марцион. Ему очень импонировала идея апостола Павла о том, что пришествие на землю Иисуса Христа знаменует собой конец иудейской эры. Это позволяло отказаться от не устраивавших многих людей законов и обетов Ветхого Завета и заменить их сводом более прогрессивных заповедей и правил "Христианского Священного Писания".
Марцинон подготовил, отредактировал и издал свой канон, включив в него десять посланий апостола Павла и весьма видоизменённую версию Евангелия от Луки, как самую близкую по духу идеям почитаемого им апостола. За такое самоуправство церковные власти в 140 году новой эры отлучили Марциона от церкви, объявив его деяния ересью.


Но этот случай послужил наглядным примером того, как важно для будущего сохранить истинность основ вероучения. В дальнейшем церковь уделяла этому огромное значение, но канонизированы первые тексты были лишь в 325 году новой эры на Первом Вселенском Соборе.

С тех пор прошли неторопливые полторы тысячи лет, и лишь стремительное XX столетие открыло человеку и человечеству столько нового и неожиданного, что люди порой отказывались не только верить, но даже и слышать об этом. Требовались годы, а то и десятилетия, чтобы всего лишь привыкнуть к новизне, не говоря уже о понимании происходящего.

Кинематограф, радиоволны, "Х"-лучи, телевидение, атомная и термоядерная энергия, спутники, космические ракеты, высадка человека на Луну, ЭВМ, компьютеры, виртуальная реальность, генная инженерия, энергоинформационные технологии ѕ это только отдельные вершины целого океана айсбергов достижений человеческого гения за неполные сто лет!

Вот-вот будут преодолены оковы гравитации, путь к постижению которой "подсказала" обычная вращающаяся детская юла. В значительной степени решена проблема клонирования животных, перечеркнувшая извечный страх человечества перед истощением и трудностями воспроизводства белковых запасов пищи на планете. Теперь из единственной, но самой лучшей, овцы, свиньи или коровы можно будет получить миллионы их идентичных копий во плоти.

А от этого недалеко и до решения задачи по замене внутренних и наружных органов у человека, что становится первым шагом к сказочному омоложение и физическому бессмертию.
Воистину претворяются в жизнь многие из чудес, творимых Христом. Генная инженерия со своим клонированием может не только "пятью хлебами" накормить тысячу человек, а всего из одной клетки вырастить искусственным путём целое животное с заданными характеристиками цвета, веса и даже вкуса.

Президент улыбнулся своим мыслям и сокрушенно покачал головой, вспомнив, что к столу Английской королевы вот уже несколько десятилетий культивируют специальное стадо свино-туров. Эти животные не способны размножаться естественным путём и их выращивают "из пробирки".

Экзотической особенностью свино-туров является то, что у них равномерно и последовательно по всему телу идёт чередование слоёв мяса и сала. Приготовленное особым способом - на пару из смеси различных трав, это лакомство обладает удивительно нежным вкусом, легко усваивается, необычайно питательно и весьма экстравагантно. Секрет "выращивания" таких животных англичане отказались передать арабским шейхам, которые скупают в мире все, что только увидят, даже за очень большие деньги.

Озабоченный муравей торопливо бежал через дорожку, спеша куда-то по своим неотложным делам, и Президент осторожно перешагнул это место, чтобы случайно не навредить живому существу. Мысли его вновь вернулись к достижениям современной науки. Для физиков большинства стран мира обычной стала процедура "превращения воды в вино" с помощью энергоинформационных технологий.

Специально подготовленные спортсмены, используя небольшие технические ухищрения, почти свободно "ходят по воде, аки по суху". Более того, они уже научились "ходить", вернее,
"скользить" на специальных лыжах по... воздуху, выпрыгивая из самолётов. Он сам не раз наблюдал по телевизору за такими демонстрациями ловкости и бесстрашия. Поскольку владеют этим мастерством многие, то уже раздаются голоса о необходимости проводить чемпионаты мира по "воздушному скольжению" как это происходит в отношении "катания" на океанских волнах прибоя.

Всё это удивляет и поражает человеческое воображение, заставляя снова и снова вчитываться в откровения Священного писания, заново осмысливая хранящиеся там знания и открывая для себя их новый смысл, "…тот, кто обретёт толкование этих слов, не вкусит смерти" - вдруг отчётливо всплыла в памяти Президента фраза из Священной Книги. И тут же возникла следующая фраза ѕ «… не стоит метать бисер перед свиньями, дабы они не попрали его ногами". Действительно, к Истине Знания необходимо дорасти как умом, так и сердцем ѕ откровение наступает с пониманием!

Одним из таких откровений и стала для думающего человечества находка в 1945 году в Египте возле селения Нач-Хаимади древней рукописи, которая начиналась буквально следующим образом:
"Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые собственноручно записал Дидим Иуда Фома. И сказал Он: "Тот, кто обретёт толкование этих слов не вкусит смерти".

Эти вновь обретённые знания были названы "Евангелием от Фомы" и они всё расставили по местам. В отличие от четырёх широко известных Евангелий, в пятой, а вернее было бы сказать - в Первой Книге, нет легенд, пересказов или фольклорных вымыслов. Она не содержит даже традиционных жизнеописаний Христа. В этой книге помещены лишь слова Учителя.

Почти все изречения начинается словами: "Учитель сказал", а далее следуют короткие комментарии самого текста, ответы на вопросы Фомы, афоризмы, сжатые или развёрнутые диалоги о событиях, чудесах и пророчествах. После прочтения текста Евангелия от Фомы ни у кого из современников не осталось сомнений, что именно она была первоисточником и кладезем мудрых откровений для остальных евангелистов.

Увлечённый размышлениями, Президент в который раз оказался перед входом в Храм. Дав знак охране не следовать за собой, он перекрестился и вошёл под величественные своды, притворив за собой двери. И сразу словно попал в иной мир ѕ спокойный, торжественный и чистый. С икон бесстрастно взирали лики святых, в воздухе плавал слабый запах ладана ѕ душистой древесной смолы, в нишах мерцали огоньки ароматизированных медленносгорающих свечей, создающих ощущение покоя и умиротворённости у человека.

Глубоко вздохнув, Президент обвёл взглядом торжественно-возвышенное пространство Храма и сделал несколько осторожных шагов в его глубину. Его неторопливая поступь тем не менее гулко отразилась от высоких сводов многоликим эхом, заставив внутренне сосредоточиться и попытаться сориентироваться в этом непривычном особом мире.

Задержавшись на несколько секунд в проходе между рядами массивных деревянных скамеек центральной части Храма, Президент направился в его восточную часть, где традиционно располагался на возвышении алтарь, отгороженный от остальной части Храма иконостасом. Осторожно пройдя вдоль возвышавшейся над полом солеи, он остановился перед выступом амвона, откуда во время богослужения священник или диакон произносят ектении и читают Евангелие.

Прямо перед собой, сразу за амвоном, в самом центре иконостаса он увидел Царские Врата, через которые во время богослужения имеют право проходить лишь священники или священнослужители ещё более высокого ранга ѕ епископы, архиепископы, митрополиты или сам патриарх. С правой и левой стороны от Царских Врат в иконостасе располагались так называемые Северные и Южные врата с изображёнными на них ангелами и святыми ликами, предназначенные для прохождения диаконов и протодиаконов. В народе их часто так и называют ѕ диаконскими вратами.

На створках Царских Врат внимание Президента привлекли иконы Благовещения и четырёх канонизированных евангелистов ѕ Матфея, Иоанна, Марка и Луки. Прямо над Царскими Вратами располагалось изображение Тайной Вечери. Президент сосредоточенно нахмурился, припоминая, что ему рассказывал об этих событиях консультант по вопросам религий и культов.

Благовещение относится к двенадцати Великим церковным празднествам,прославляющим чудесное событие, имевшее место за девять месяцев до рождения Христа. В городе Лазарете Пресвятой Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о великом таинстве зачатия ею богомладенца. День Благовещения официально стал отмечаться ещё с IV века новой эры в Храмах Константинополя. В Киевской Руси его признали только после известного крещения киевлян в 988 году при князе Владимире.

Но, ради истины следует признать, сказал тогда консультант, что христианство пришло на наши земли почти на 120 лет раньше этого срока. Это случилось ещё при княгине Ольге, посетившей Константинополь и принявшей посвящение в новую веру.

По этому поводу тогдашний Константинопольский патриарх Фотий издал, и на протяжении 866-867 годов разослал по всему христианскому миру, специальное послание, в котором засвидетельствовал, что народ и правители Киевской Руси приняли Православную веру, а Киевская епархия стала 61-й по счёту в Константинопольском патриархате. В настоящее время день Благовещения отмечается 7 апреля.

Что же касается Тайной Вечери, консультант уточнил, что за основу здесь принят библейский сюжет празднования Ветхозаветной Пасхи Иисусом Христом вместе со своими учениками в последний раз перед его распятием. Этот праздник в те времена отмечался всеми иудеями в память их древнего Исхода из Египта, хотя исторические корни иудейской Пасхи намного глубже и связаны с празднеством урожая. Но именно в тот вечер, о котором идёт речь в Тайной Вечере, произошло два важных события.

Во-первых, Иисус открыл ученикам, кто из них предаст Его, протянув обмакнутый в соль кусочек хлеба Иуде Искариоту. Приняв угощение, тот сразу же покинул трапезу и тогда Христос совершил другое деяние, известное как установление святейшего таинства Причащения.

Именно этот сюжет лёг в основу картины "Тайная Вечеря", принадлежащей кисти гениального Леонардо да Винчи. Консультант добавил, что после этого, сюжет множество раз использовался другими художниками. Одним из лучших образцов такого
"повторения" сегодня является картина Николая Ге, хранящаяся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Президент мысленно улыбнулся, вспомнив, как консультант очень деликатно намекал, что Ветхозаветную Пасху, о которой идёт речь в Тайной вечере, ни в коем случае нельзя путать с христианским ежегодным празднеством, также называемом Пасхой (Великоднем) и отмечаемым как день Светлого Христова Воскресения.

Он разъяснил, что канонизация срока празднования христианской православной Пасхи также была осуществлена на I Вселенском Соборе в 325 году новой эры. Именно там было решено, что христиане должны отмечать этот День в первое воскресение после первого полнолуния, воспоследующего за днем весеннего равноденствия. Особо было оговорено, что этот день не должен совпадать или предшествовать иудейской Пасхе.

Поэтому день Светлого Христова Воскресения каждый год отмечается в разные числа весенних месяцев в период между 4 апреля и 8 мая.
Консультант увлечённо рассказывал об обычаях и обрядах празднования этого торжества. Некоторые замечания показались Президенту интересными и он их запомнил. Его заинтересовал тот факт, что христиане различных стран очень важное значение придают цвету пасхальных яиц, связывая его с той или иной легендой, обычаями, традициями.

Общепринятым считается только окрашивание пасхальных яиц в красный цвет, символизирующий цвет крови Христа. Во всём мире для этого успешно применяют настой луковой шелухи. Древняя легенда гласит, что именно в такой цвет окрасились самые первые, вкрутую сваренные яйца, которые и положили начало традиции. Событие это произошло сразу после смерти Христа. Семеро иудеев собрались на поминальное застолье у одного из богатых сограждан. На столе среди прочих блюд лежали белые варёные яйца в скорлупе, неочищенные головки лука и запечённая целиком з глине неощипанная курица.
 
Один из гостей, поминая казнённого Иисуса, сказал о том, что Он должен воскреснуть на третий день. Хозяин дома в резкой форме возразил и высмеял его, сказав что поверит в это только в том случае, если мёртвая курица оживёт, а яйца станут красными как луковицы. В тот же миг, по преданию, курица вздрогнула, поднялась на лапы, стряхнула глиняную корку и стала клевать рассыпанные по столу крошки. Изумленные гости и хозяин посмотрели на яйца и увидели, что скорлупа стала красною, словно вобрав в себя цвет луковой шелухи.

В Польше придерживаются другой версии, делая яйца пятнистыми, пёстрыми, в цветных разводах. Там считают, что именно так разукрашивала варёные яйца Дева Мария, давая ими играться маленькому Иисусу.

В Украине идея разукрашивать пасхальные яйца вылилась в целое направление искусства и украинские пасхальные "Пысанки" стали традиционным украшением экспозиций многих музеев мира и международных выставок.

В Австрии пасхальные яйца христиане красят в зелёный цвет, приветствуя тем самым приход весны и благих надежд. Христиане Турции красят пасхальные яйца в жёлтый солнечный цвет.
Кроме крашенных яиц на праздничном столе православного христианина обязательно должны быть хлебная пасха или творожный кулич, а также красное вино.

Консультант сделал на этом особый упор, уточнив, что хлебные пасхи приняты преимущественно у славян, тогда как остальной христианский мир предпочитает творожные куличи, добавляя в них изюм, миндаль, курагу, цукаты и многие другие вкусные вещи.
Президент отвёл взгляд от изображения Тайной Вечери, вызвавшей в памяти столько ярких представлений, и перевёл его на алтарь.

Там, в самом центре, располагался престол ѕ самое святое место во всём Храме. Этот, особо освящённый, высокий пятиугольный стол был покрыт двумя скатертями ѕ белотканной нижней, и верхней парчовой. Средину стола занимал антиминс ѕ шёлковый платок с изображением положения во гроб Иисуса Христа.

Президент вспомнил, что в антиминс принято зашивать частицу мощей какого-нибудь святого, как напоминание о том, что Храм зиждется на крови мучеников и житиях святых. Но, с того места где он стоял, деталей рассмотреть не удавалось, а заходить в алтарь, Президент это знал, не имеет права никто кроме тех, кто совершает богослужение или прислуживает при нём.

Хорошо был виден на престоле большой золочёный крест, украшенный драгоценными камнями. Он располагался за антиминсом в дальнем выступе престола. Прямо под антиминсом лежало Евангелие, а чуть сбоку стояла дарохранительница с причастием. За самим престолом стоял большой деревянный запрестольный крест и семисвечник на подставке. Только вместо свечей в нём были закреплены семь лампад.

Президент ещё раз обвёл взглядом пространство алтаря и в северной его части увидел жертвенник - четырёхугольный высокий столик для приготовления хлеба и вина. На нём стоял дискос - небольшое круглое блюдо на ножке, для помещения хлеба. Там же лежали копие - маленький особый ножик для нарезания порфирок, и лжица - серебряная ложечка для причастия.

Закончив осмотр алтаря и иконостаса, Президент осторожно обошёл выступ амвона, прошёл мимо пустующих сейчас клиросов, с которых во время богослужения раздаётся ангельское пение певчих и торжественный речитатив чтецов. Задержался возле аналоев - высоких столиков с наклонной верхней доской, куда обычно выкладываются иконы, Евангелие и другие священные предметы, чтобы молящиеся могли их видеть и прикладываться - прикасаться губами в ритуальном поцелуе.

Вернулся к кануну - столику с изображением Распятия и подставкой со свечами, зажёг одну из свечей, медленно перекрестился, отошёл к скамьям и опустился на ближайшую. Напряжённо посидел несколько секунд, затем откинулся на спинку и закрыл глаза, погрузившись в тревожные думы о предстоящем ему испытании.

- Приветствую вас, господин Президент, - голос Собеседника раздался, как обычно, совершенно неожиданно, но он не нарушил тишину Храма и не спугнул беспокойные мысли Президента. Просто ещё одна тональность сущего дополнила суетную гармонию бытия.
- Здравствуйте, господин Собеседник! - Улыбка осветила задумчивое лицо Президента, он глубоко вздохнул и открыл глаза.
- Очень рад вашему визиту! Я размышлял о грядущем испытании. Беспокоюсь я, конечно, не о себе, а о тех людях и, особенно, их детях, которые доверились мне и которым предстоит шагнуть в неизвестное.

- Каждый выбирает свой путь сам, - спокойно отозвался Собеседник. Он расположился на такой же скамье что и Президент, но на один ряд дальше. В его левой руке традиционно была зажата курительная трубка с длинным затейливо изогнутым чубуком. Но сейчас, впервые за всё время их общения с Президентом, она не была заполнена ароматным табаком и не дымила.

- Я понимаю, - осторожно возразил Президент, - но вы же знаете особенность человеческой психологии ѕ всё неизведанное настораживает и заставляет невольно волноваться, порождая часто неадекватное поведение там, где в знакомой обстановке оно невозможно. Повторяю, я переживаю о других, пытаюсь представить, как прореагируют люди и, в первую очередь, малыши на первые этапы ПЕРЕХОДА.

- Никаких особых этапов не будет, - задумчиво ответил Собеседник, с едва заметным недоумением рассматривая свою не зажженную трубку и, как бы удивляясь этому, - все просто растворятся в звуках музыки.
- ?!?

- Да-да, именно так, - утвердительно кивнул головой Собеседник на недоуменный взгляд Президента. - Вы часто и сами переживали это состояние, и у других замечали. Когда слушаешь хорошую музыку, невольно подпадаешь под её очарование. Перестаёшь реагировать на окружающее и словно растворяешься в очаровании льющейся, струящейся мелодии, светлой капели звуков, волшебном полёте свободной мечты. И когда мелодия смолкает, человеку трудно бывает вернуться к окружающей его реальности.

Именно поэтому, как вы точно заметили, с обязательным учётом особенностей и возможностей человеческой психологии, ПЕРЕХОД будет осуществляться в Храмах, которые своим обустройством и архитектурой максимально соответствуют поставленным задачам. Теоретически, можно было бы собраться в поле, в лесу или на берегах водоёмов. Но тогда внимание собравшихся отвлекалось бы на посторонние явления, и сложно было бы обеспечить необходимый эмоциональный настрой и синхронность желаний, поступков и стремлений всех людей.

- Вы имеете в виду особенность ритуалов, связанных с посещением Храмов, торжественную приподнятость чувств, таинство богослужения, аромат благовоний, сладкозвучие церковного пения, ожидание чуда, - уточнил Президент?

- Несомненно, - согласился Собеседник! Вы на себе ощутили благотворное психо-эмоциональное воздействие самого строения Храма, ритуальных предметов, их логически выстроенного размещения, перечня и символики. И это, заметьте, в пустующем Храме.

А теперь попробуйте мысленно наполнить его всеми теми явлениями, которые вы перечислили - величественный перезвон колоколов, торжественное шествие церковной процессии в роскошных одеяниях, окрыляющая воображение мелодия певчих, взволнованный речитатив чтецов, умиротворяющий запах ладана...

Вспомните, господин Президент, какое неизгладимое впечатление произвело на вас ещё в детстве таинство самой церковной службы... Вот появляются диаконы в строгих парчёвых стихарях с переброшенными через левое плечо орарями, в расшитых изображениями крестов поручах.

За ними выходит протодиакон в двойном ораре и открывает шествие иереев в полном облачении. Золотопарчёвые фелони-ризы красиво сочетаются с фиолетовыми камилавками на их головах. В глубоких передних вырезах фелоней хорошо видны свободно ниспадающие вниз две соединённые полосы епитрахили и личные награды каждого из иереев ѕ бахромчатые набедренники слева и ромбовидные палицы справа. Завершает процессию протопресвитер в саккосе со звонцами, онофоре с вышитыми крестами и в белом клобуке.

- Извините, господин Собеседник, - смущённо прервал его Президент, -вы очень красочно описываете службу, но я весьма смутно представляю себе смысл и назначение многих упоминаемых вами предметов ѕ клобук, камилавка, епитрахиль... Нельзя ли поподробнее объяснить значение и символику этих понятий.

Да и с церковной иерархией я не весьма знаком, помню только что высший духовный сан у Патриарха, которого избирают на Поместном Соборе из 6 кандидатур митрополитов. Тот, кто наберет наибольшее количество голосов, но не менее 50% от общего числа голосующих архиереев, объявляется Святейшим Патриархом. После этого должна состояться интронизация последнего, наверное, по аналогии с инаугурацией президентов, - улыбнулся он.

- Браво, господин Президент, - вернул ему улыбку Собеседник, - не думаю, что хотя бы половина ваших коллег по должности в мире на таком уровне способна ориентироваться в таких вопросах. Действительно, вначале Священным Синодом Православной Церкви утверждается процедура избрания на Патриарший престол и определяется число возможных претендентов из высшего духовенства. Затем, на Архиерейском Соборе путём тайного голосования из них избирают троих. К ним прибавляются ещё трое претендентов, предложенных Поместным Собором, и уже из шести архиереев избирается Патриарх.

- Скажите, господин Собеседник, - допытывался Президент, - а голосование и избрание происходит по той же схеме что и в миру, -он сделал паузу и уточнил, - например, при президентских ыборах?
- Не совсем, - откликнулся Собеседник. - На стадии выдвижения кандидатов на Архиерейском Соборе, каждый из голосующих подаёт заявочный список, в котором названы имена трёх претендентов.

Избранными считаются трое архиереев, имена которых чаще других упоминаются в этих заявках. А далее процесс выборов на Поместном Соборе следует по общепринятой схеме. Если в первом туре голосования никто из претендентов не наберёт более половины возможного количества голосов, то во второй тур выходят двое из них с наилучшими показателями. Во втором туре всё решает простое большинство голосов, поданных за одного или другого претендента.
- А кто может претендовать на пост Патриарха, - снова заинтересованно спросил Президент?

Собеседник откинулся на спинку скамьи, с сожалением посмотрел на не зажжённую трубку в левой руке и медленно произнёс:
- Чтобы ответить на это вопрос более полно, необходим небольшой экскурс в особенности иерархической структуры православного духовенства. Если хотите,... - он не закончил фразу и вопросительно взглянул на Президента?

- Конечно, - с энтузиазмом откликнулся тот! - Для того, чтобы убеждать в чём-то других или понимать третьих, необходимо самому знать намного больше их всех вместе взятых.
- Хорошо, - согласился Собеседник, - но для наглядности воспользуйтесь этой схемой. - Он снова бросил взгляд на свою не функционирующую трубку, перевёл его на бледные язычки пламени свечей и, неожиданно, они разделились, вытянулись в огненные пульсирующие нити и заплясали в воздухе, выписывая символы и знаки. В этот раз схема получилась сотворённой из контраста струящегося огненного золота на зыбкой черноте тени, отбрасываемой выступом стены. Собеседник чуть подправил чёткость изображения и стал его комментировать.

В православной церковной иерархии существует три степени: епископство, священство и диаконство. Те из них, кто принял монашеский обет, относятся к чёрному духовенству, а все остальные ѕ к белому. Все они являются священнослужителями, наделёнными высшей благодатью. Кроме них, церковная иерархия выделяет ещё и церковнослужителей, которые благодатью не наделены и являются младшими служащими Храма.

К таким относятся иподиакон (младший диакон), чтец (причетник), псаломщик, пономарь, регент хора и певчие. Возведение в сан церковнослужителя производится по определённому обряду, который называется хиротесия (руковозложение), и не относится к таинству.
Что касается священнослужителей, то все они равны между собой по благодати в пределах своей степени. Вместе с тем, принять высокий сан епископа могут только представители чёрного духовенства.

Вот и получается, что Патриарх теоретически равен любому епископу и является лишь первым среди равных. Но, фактически, патриаршество ѕ наивысший духовный сан в православии, а Патриарх является главой самостоятельной (автокефальной) церкви.
В периоды между Поместными Соборами, он управляет церковью ѕ имеется в виду не строение, а весь церковно-православный институт веры, совместно со Священным Синодом.

В состав Священного Синода входят восемь митрополитов и епархиальных архиереев. А епархия, как вы знаете, - уточнил Собеседник, - представляет собой определённый церковно-административный округ размером от области до края и даже страны,
В повседневной жизни церковное духовенство не имеет специальных различительных знаков, по которым можно было бы сразу определить их сан.

Священнослужители всех трёх степеней в обычные дни обязаны носить подрясник и рясу, а в качестве головных уборов ѕ скуфью, камилавку или клобук. Причём, представители белого духовенства носят только скуфью (гуменцо), являющую собой круглую шапочку из мягкой ткани, которую принято надевать глубоко на лоб, до бровей. Монахи могут носить камилавку или клобук.

Так же обстоят дела и с подрясниками ѕ длинным до пят одеянием с узкими рукавами и наглухо застёгнутым глухим воротом. У белого духовенства он может быть синим, коричневым, серым и даже белым в жаркое время года. У монашествующих подрясник всегда чёрного цвета.

На подрясник одевается ряса ѕ длинное верхнее одеяние с расширяющимися к низу рукавами, которые должны закрывать ладони. Ряса может быть утеплена пристёгивающейся подкладкой на холодное время года.


Подрясник и ряса, как и все атрибуты церкви и церковной службы, имеют символические значение ѕ это олицетворение духовного покоя, смирения и отрешённости от мирской суеты.
Собеседник сделал небольшую паузу и пытливо посмотрел на Президента, определяя настолько внимательно тот следит за повествованием.

- Совсем иное дело церковное богослужение. Тут облачения (одеяния) священнослужителей отличаются красотой, богатством отделки и специальной символикой, по который можно достаточно точно определить духовный сан их владельца. Такие одежды призваны возвеличивать славу церкви и благолепия богослужения, они надеваются и снимаются только в специальных помещениях Храма при сопровождении надлежащих молитвословий.

Так, отличительным признаком Патриарха во время богослужения может служить особый патриарший клобук в форме облегающего голову колпака белого цвета, обтянутого белым куколем. Куколь ѕ это ниспадающая на спину и грудь мягкая ткань, - уточнил Собеседник, уловив недоумевающий взгляд Президента.

- Куколь обычно имеет три конца, два из которых обязательно должны быть спереди. На них изображены Серафимы, так же как и на его передней части. На самой вершине клобука располагается крест. У Патриарха он должен быть с бриллиантами, у митрополитов и архиепископов допускаются и менее драгоценные украшения, А вот епископам, в отличие от вышестоящего духовенства, носить кресты на клобуках не полагается.

Далее, на груди Патриарха православной церкви обязателен восьмиконечный крест с изображением распятого Христа. Рядом может находиться личный нагрудный наградной крест священнослужителя. Такой крест всегда четырехконечный и, также, с изображением Распятия. Такими крестами награждают всех выпускников духовных академий в сане священников.

Кроме крестов на груди Патриарха должны быть ещё и одна или две панагии ѕ нагрудных знака, выполненных в виде украшенных драгоценностями круга или овала, несущих на себе изображение Богоматери.

Собеседник сделал небольшую паузу, давая возможность Президенту осознать услышанное и дать ему соответствующую оценку.
- А как к Патриарху положено обращаться, - совершенно неожиданно спросил тот?
- Если ваша канцелярия будет направлять ему официальное письмо, улыбнулся Собеседник, - то напишут: "Его Святейшеству". В быту или в неофициальной обстановке к Патриарху можно обратиться ѕ "Владыко".
- А как быть с остальными священнослужителями, - продолжал допытываться Президент?

- В принципе, - чуть замешкался с ответом Собеседник, - епископов любого ранга неофициально, также можно называть "Владыко". А вот официальный протокол требует уточнения сана. Так, к митрополитам следует обращаться ѕ "Ваше Высокопреосвященство". К архиепископам - "Ваше преосвященство", а к обычным епископам - "Ваше преподобие".

Все они, как вы помните, принадлежат к высшей церковной иерархии и сподоблены совершать любые таинства православия. В частности, каждый из епископов может передавать божественную благодать нижестоящим священнослужителям путём таинства рукоположения. Кстати, к представителям священства можно обращаться почти по-мирскому, "господин иерей", "господин игумен" или "господин архимандрит", если речь идёт о настоятеле мужского монастыря. В быту священнослужителей этой степени или ранга в ваших краях называют - "святой отец", а то и просто "батюшка".

За исключением таких таинств как "причастие" или "исповедь", основная масса верующих обычно общается с главными помощниками священников и епископов ѕ диаконами, которые самостоятельно служб и таинств совершать не могут и только активно участвуют в их подготовке и проведении. Существует множество ритуалов, при которых их роль незаменима. Взять хотя бы подбор цветовой гаммы облачений священнослужителей в ходе конкретного богослужения.

- Цветовая гамма богослужения, - удивлённо воскликнул Президент, - что бы это значило? Никогда раньше не слышал!
- Да-да, господин Президент, - утвердительно кивнул головой Собеседник, - именно так! Существует шесть групп праздников, при которых цветовая гамма богослужебных одеяний приобретает конкретное символическое значение. При этом используется основные семь оттенков, которые наиболее полно соответствуют спектру радуги.

Считается, что число "семь" - это специальный Богоположенный тайный код основ мироздания. Семь дней Творения мира, семь дней недели, семь цветов радуги, семь нот музыкальной гаммы. Мы с вами уже обсуждали эту тему раньше, - напомнил Собеседник, - а вот сегодня подошли к её осмыслению совершенно с иных позиций.

Так вот, - продолжил он, - например, Дням памяти Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей при богослужении положен
"золотой" цвет и некоторые оттенки желтого. Дни памяти Богородицы требует облачения священнослужителей в голубой и белый цвета. Дням памяти о Кресте Господнем предпочтителен фиолетовый и тёмно-красный цвет одеяний. В Дни постов необходимо надевать облачения чёрного цвета.

А ещё вы можете лицезреть священнослужителей в зелёных, ярко-красных, темно-синих облачениях, но никогда, в оранжевых. Этот промежуточный цвет между красным и жёлтым православной церковью не канонизирован. Вместо него принят "золотой" цвет солнечной Небесной Благодати и два дополнительных цвета - белый и чёрный. Первый символизирует чистоту, скромность, богоугодность помыслов и деяний человеческих, а второй ѕ смирение, подвижничество и готовность к испытаниям во славу Господа.

Другие цвета также имеют свой глубокий литургический смысл. Если "золотой", как я уже сказал, это солнечный
животворящий цвет, то жёлтый ѕ лунный, жизнеопределяющий, а красный ѕ цвет крови и искупающего огня. Под зелёным цветом подразумевается обновление, развитие, жизнеутверждение. Голубой цвет символизирует Божью благодать,  Небесные чертоги и реку жизни. Синий и фиолетовый цвета в определённой степени свидетельствуют о смирении гордыни, служении Богу и причастности к таинствам.

С учётом этой символики, заключающей в себе тайное значение цвета облачений священнослужителей, последние могут и должны изменяться даже в течение одного празднества. Так, например, в первый день православной Пасхи богослужение должно начинаться в белых облачениях, а со второго дня продолжаться в красных.

Бывает и так, что цвета облачений меняются по несколько раз и в продолжение одной службы. За этой последовательностью также следят диаконы, помогая священнослужителям облачаться и разоблачаться в специальных помещениях строго утверждённым образом.

При этом огромное значение имеет не только цветовая гамма, но и само облачение, полное глубокого религиозного смысла. Оно чётко регламентировано не только по функциональному назначению, но и по форме, и даже по способу ношения. Возьмем для примера представителя нижней иерархической степени ѕдиакона, для которого богослужением предусмотрено три обязательных одеяния, входящих в облачение ѕ стихарь, орарь и поручи.

Стихарь представляет собой вид верхней одежды из какой-нибудь тяжёлой плотной ткани. Чаще всего это может быть бархат или парча. Само изделие напоминает длинную, почти до земли, расширяющуюся к низу рубаху без воротника и с большим вырезом для головы.

По самому низу стихаря и на его широких коротких рукавах навиты полосы из цветной парчи или другого дорогого материала. Они символизируют узы Иисуса Христа. Такие же полосы охватывают спереди и сзади вырез ворота стихаря. На спине под такой полосой ещё нашит крест ѕ это символ того Креста, который нес на Голгофу Спаситель.

Диаконский орарь представляет собой длинную полосу из цветной парчи, обшитую на концах галуном и кистями. В зависимости от роста священнослужителя, орарь может достигать в длину до трёх метров. Он носится на левом плече с таким рассчетом, чтобы его навитые кисти спереди и сзади обязательно достигали края стихаря.

Протодиаконы и архидиаконы носят двойной орарь, который бывает значительно шире обычного и более сложным образом опоясывает фигуру священнослужителя. Дополняют облачение диаконов поручи или наручники,  которые надеваются на рукава стихаря.

Они представляет собой плотную матерчатую полосу с изображением креста в середине. По краям поручи обшиты галуном или широким стежком нити другого цвета и призваны плотно стягивать рукава стихаря с помощью витых шнуров. Поручи символизируют Божественную силу и крепость, которыми наделён священнослужитель.

А вот праздничное облачение священника намного сложнее. Оно включает подризник, епитрахиль, поручи, пояс, набедренник, фелонь и палицу. Подризник священника, аналогичный стихарю диакона, но являющийся нижним богослужебным одеянием, изготавливается из простой льняной ткани.

В отличие от стихаря, он имеет узкие рукава с разрезами на концах, которые стягиваются специальными шнурами. Поверх подризника одевается епитрахиль, представляющая собой увеличенный диаконский орарь, огибающий шею священника высоким полукругом и спускающийся спереди вниз двумя соединёнными полосами.

Поверх подризника и епитрахили надевается специальный пояс из плотной ткани с отделкой по краям. Сзади он закрепляется на пояснице при помощи вшитых лент. Такой пояс символизирует собой знак духовной силы и целомудрия, защищающий от соблазнов и грехов.

Набедренником называют прямоугольный удлинённый плат, который надевается на ленте через левое плечо и спускается ниже пояса на бедро. Он отделан нашитой полосой или галуном, украшен бахромой и несёт изображение креста. Четыре равнозначных угла набедренника символизируют четыре Евангелия, а сам он в целом выступает символом духовного меча - слова Божия. Набедренник является первой по очереди или порядку вручения наградой за церковную службу, которая назначается иереям, игуменам и архимандритам.

Аналогичной наградой для протоиереев служит палица ѕ ромбовидный плат с религиозной символикой, как и у набедренника. Только палица надевается через правое плечо. Наконец, фелонь или риза, которая служит последним верхним одеянием священников, а в особых случаях и епископов.

Фелонь изготавливается из тяжёлой золотой парчи таким образом, чтобы её верх возвышался над плечами священнослужителя в виде конуса, символизирующего ярмо Спасителя. Она шьётся без рукавов и спереди имеет очень глубокий полукруглый вырез, чтобы не сковывать руки и не мешать священнодействиям. Фелони могут быть различных цветов, включая чёрный, и одеваются в зависимости от характера Богослужения, которое совершается.

Головным убором священников может быть камилавка фиолетового цвета. Такая камилавка является для священника третьей по очереди наградой - вслед за набедренником и скуфьёй, за успешную церковную службу.


Существуют свои отличия и для одеяний высшего звена православного духовенства – епископов. Аналогом фелони священников у них выступает саккос ѕ верхнее богослужебное одеяние с расширяющимся подолом и очень короткими рукавами. Он напоминает стихарь диакона, но имеет разрезы по бокам до самого низа.

Причём, в разрезах вместо пуговиц пришиваются маленькие бубенцы, которые с помощью петелек соединяют одеяние в одно целое. По краю рукавов и по подолу саккоса нашиваются полосы различной материи, символизирующие путы Иисуса Христа.

Символом священного ярма, соответствующего диаконскому орарю и епитрахили священника, у епископов выступает омофор. Он представляет собой длинную полосу материи из дорогой ткани с нашитыми полосами различного цвета по краям и с двойными полосами на концах. В середине омофора расположены изображения крестов.

Омофор также одевается на плечи, огибает их и спускается
концами через грудь и спину почти до подола саккоса.
Во время торжественных богослужений вне стен Храма епископы могут надевать мантию ѕ верхнее одеяние в виде лёгкого плаща фиолетового цвета. На плечах и у подола мантии нашиты скрижали ѕ четырёхугольные платы с отделкой и изображением крестов или небольших икон.

На мантии нашиваются также длинные полосы материи называемые струи. Они пересекают мантию тремя рядами по две полосы, проходя по центру и под скрижалями. Струи символизируют благодать, истекающую из Священного писания.

Головными уборами для епископов служат митра ѕ круглое высокое сооружение из дорогих материалов, сужаюшееся вниз к ободу, которым оно и удерживается на голове. Митра может быть украшена бисером, драгоценными камнями, а также красивыми изображениями в виде небольших икон или крестов. Могут епископы носить на голове и камилавки с куколем, именуемые клобуками, но тогда они обязаны их снимать в определённые моменты Богослужения.

Собеседник закончил свой рассказ, но ещё долго после этого, казалось, что торжественная тишина Храма наполнена яркими образами его повествования. Иногда потрескивали фитильки свечей, размещенных на кануне, да беззвучно вздрагивали язычки пламени в незримых струях нагретого воздуха.

Эти же образы всё шли и шли перед мысленным взором Президента, творя величественную мистерию обновления, всепрощения и торжества человеческого духа, окрылённой мысли и светлой надежды. Он, вдруг, почувствовал себя частицей этого неспешного, нескончаемого потока, уверенно прокладывающего путь сквозь все преграды, обиды, беды и неустроенность бытия.

Президент видел, а может быть только чувствовал, как негативные эмоции растворяются и исчезают в возвышенной мелодии единения, стоит лиаь человеку приблизиться и влиться в общее движение объединённых стремлений к свету Веры, полёту Надежды и счастью Любви.

Иногда это были небольшие капельки отдельных человеческих судеб, которые с огромным трудом пробивались к мощному судьбоносному потоку сквозь чащобу обмана, запретов, лени и лжи. Иногда такие капельки судеб объединялись в робкие, но целеустремлённые ручейки, которые неторопливо, но уверенно прокладывали свой путь к желанной цели. Были и полноводные реки человеческих надежд и обретений, стремительно несущие свои судьбы в поток, стремящийся в Будущее.


Рецензии