Павел Когоут Органная музыка говорит с душой
- Павел, почему, еще будучи ребенком, вы решили посвятить себя игре на органе?
- Меня поразил звук этого инструмента. Он будто говорит с человеческой душой. Именно благодаря этой способности органа его стали устанавливать в католических соборах, ведь изначально это был не религиозный инструмент, как думают некоторые, а светский. Органы в зависимости от эпохи и стиля менялись, двигались вперед в своем развитии. И сейчас на органе можно исполнять любую музыку. То есть любую музыку можно переложить для игры на органе.
- Сочинский орган “Rieger-Kloss” сделан на вашей родине - в Чехии. Приходилось ли вам играть на подобном ему инструменте? Ваши впечатления от сочинского органа?
- Скорее всего, да. Когда я сел играть на нем впервые, подумал, как бы хорошо такой орган звучал в соборе. Этот зал не отличается выдающимися акустическими качествами. А фирма эта сделала много органов, но все они отличаются друг от друга, потому что их создают для конкретных помещений. Но принцип у всех, конечно, один.
- А чем обусловлен выбор программы вашего концерта в Сочи? Мне очень понравилась нежная и лиричная музыка Райнбергера. Она не такая громогласная, как произведения Баха. А исполнение сочинения Куммера было эффектным: не каждый день видишь, как музыкант играет ногами, да еще и такую прекрасную мелодию.
- В этом году юбилей Баха, поэтому я играл три его произведения. Тем более исполняю их довольно часто. Потом я решил выбрать такое сочинение, когда при исполнении слушателям было бы интересно и смотреть на меня, поэтому – Куммер.
- А много сил тратится при игре на органе? Когда смотришь на музыканта, который управляется с таким количеством регистров, педалей, кнопочек и рычагов, неизменно восхищаешься.
- Не знаю, правда или нет, но говорят, что органист во время игры тратит больше энергии, чем шахтер. Это спорно. Но ведь «работает» все тело, вы сами видели.
- Вы много лет исполняете органную музыку. Случались ли за эти годы какие-то курьезы?
- Бывало, что перед концертом пропадала партитура. Однажды была гроза, и отключилось электричество – мотор в органе, соответственно, не сработал. У старинных инструментов механизм позволяет работать без электричества. А современные органы зависят от электричества.
- Вы в Сочи впервые. Где успели побывать? Ваши впечатления?
- Был в ресторане у моря. У вас много зелени – это красиво.
- А на какой-то чешский город Сочи чем-нибудь похож?
- В зелени тонет Мариенбад. Это курортный город. Там тоже есть пальмы, но, правда, в горшках.
- В Чехии у вас есть любимые места, где нравится бывать?
- Их очень много. Там должно быть симпатично, спокойно. И не последнюю роль играет вкусная еда.
- Некоторые органисты любят импровизировать. Как вы относитесь к такому способу творческого самовыражения?
- Это у меня происходит не систематически. Но бывает, что я включаю в программу импровизацию. Импровизация оправданна, когда она исходит изнутри, то есть ты сам хочешь, тогда все получается. Бывает, она запланирована, а по ощущениям тебе не до того – тогда лучше играть проверенные и отрепетированные произведения.
- Одни музыканты выбирают путь концертирования, другие идут по стезе педагогической. Каким вы видите свое будущее?
- Иногда провожу мастер-классы игры на органе, правда, пока не систематически. Я защитил докторскую диссертацию, поэтому мне было бы интересно общаться со взрослыми музыкантами – и с учениками, и с преподавателями: разбираться, что и как лучше исполнять.
Свидетельство о публикации №210071201079