Олег Митяев Сейчас в пиаре нуждается Пушкин

Во время проведения в Сочи Второго фестиваля авторской песни «Лето – это маленькая жизнь» удалось пообщаться с его создателем и руководителем. Народный артист России, известный исполнитель авторской песни поделился своими мыслями о том, почему объединяющая людей идея важнее бетонных сооружений, как создаются песни-шедевры и в чем ценность настоящего таланта. Кстати, фестиваль наряду с 87-ю проектами вошел в программу культурной олимпиады «Сочи 2014»

- Пройдет на высоком уровне олимпиада, останутся в Сочи дороги, построенные специально для нее, и это удача для города. Но со своей стороны мне бы хотелось надеяться, что останутся не только бетонные сооружения, но и дух олимпиады. И сегодня нам всем как бы не забыть за строительством о просветительской и духовной возможности жизни в этом городе. Ведь когда люди приезжают отдыхать, они в том числе слушают песни. Мне кажется, уровень песен, которые звучат на курорте, не очень высок. Хотелось бы чуть-чуть сдвинуть рамки. На мой взгляд, Сочи, наверное, - город поэтов. Проходит сезон, люди пишут стихи о своих впечатлениях, объединяются в союзы, чтоб не так скучно было в межсезонье. Хочется подольше оставаться в этом городе, потому что он располагает к тому, чтобы избавиться от суеты. Хотя в последнее время покоя и в нем стало намного меньше.
- Вы пропагандист авторской песни. А насколько она востребована сейчас в нашей стране?
- К сожалению, отмечу, что интеллектуальный уровень людей в нашей стране не располагает к тому, чтобы, например, каждый день наслаждаться сочинениями Пушкина. Это я понял на своем примере. Мы сняли клип на стихи Пушкина, музыку написал Давид Тухманов, над ним работала известный режиссер-клипмейкер Ирина Миронова. Ни один российский  телеканал не согласился разместить наш клип даже за деньги – не формат. Главной национальной идеей должны быть образование и воспитание, на мой взгляд. Но это дело не одного года. И еще вот что: не мы должны помочь олимпийским играм создать нужный позитивный настрой, написать новые песни, которые сплачивают нацию духовно, а даже наоборот – надо смотреть дальше: как раз олимпиада является рычагом развития нашей культуры
- Для участия в фестивале-конкурсе «Лето – это маленькая жизнь» авторы заполняют на сайте заявки. Сколько их прислали вам в этом году? Каковы перспективы развития фестиваля в Сочи?
- Мне кажется, количественные советские заходы – вот в прошлом году восемьдесят, в этом – сто заявок подано, а в следующем будет двести не совсем уместны. Это условное распределение. Если за все это время приедут двое участников и напишут достойный гимн будущей олимпиады, да еще и стихи, которые останутся после олимпиады, этого будет достаточно, и я буду считать нашу работу выполненной. С другой стороны – разумеется, количество переходит в качество. В этом году было подано 85 заявок, так же, как и в прошлом. Но, к сожалению, приедут не все, потому что бюджет фестиваля был сокращен. Хочу немного рассказать об Ильменском фестивале авторской песни, который проводится под Челябинском ежегодно вот уже в течение тридцати пяти лет. Около сорока тысяч человек приезжают на него. И я горд тем, что природа остается нетронутой после фестиваля: среди участников проводятся специальные конкурсы, вручаются призы за уборку и сохранение леса. Хочется, чтоб в Сочи, как и на Ильменский фестиваль, приезжало больше участников-поэтов.
- О творческой составляющей сочинского фестиваля: какие выводы вы сделали в прошлом году, когда все закончилось, то есть, о чем поют современные авторы-исполнители, что волнует их души? Что вам запомнилось, что, по вашему, самое важное в их творчестве? Ведь это все-таки соревнование.
- Однажды во время концерта мне пришла записка такого содержания: «Что у вас все песни про любовь, да про любовь. У вас есть что-то общечеловеческое?» Дело в том, что единственной новостью, как и всегда, является талант. И мы на это надеемся. Однажды, когда собирались устанавливать памятник Леониду Филатову, называя его настоящим поэтом, он на это говорил: «Ну, какой я настоящий поэт?! Мы все гумус. Мы все пишем-пишем, и на этом гумусе появится настоящий поэт». А мы сейчас как раз и призваны для того, чтобы найти такого человека. И не важно, о чем будут его песни: про любовь, про премьер-министра или национальную идею. Просто это будет здорово. И мы все сразу поймем и почувствуем.
Нам хорошо в организации фестиваля помогают руководство Сочинского оздоровительного комплекса «Спутник», администрация города. Но, мне кажется, дальше этого не идет. По ощущениям: отсутствует какой-то главный режиссер. Мне бы хотелось встретиться с человеком, который отвечает за режиссуру всей культурной предподготовки к олимпиаде. Это как подготовка к спектаклю или к большому шоу. И должно происходить уже сейчас. Эти идеи и цели всем нам должны быть ясны и понятны. Я пока этого не понимаю. Как все объединить?
- В Сочи на стройки приехали молодые люди со всей страны. Во многих стройотрядах есть исполнители авторской песни. Как они могут поучаствовать в вашем конкурсе?
- На программке написано: «вход свободный». Любой автор-исполнитель может прийти и поучаствовать. Еще бы хотелось привлечь к этому студентов сочинских вузов. Мне кажется, в этом случае без какого-то мягкого диктата сверху не обойтись: все сейчас немного разобщено. И если будет много желающих поучаствовать в конкурсе в другом стиле, - пожалуйста. Можно на следующий год установить в «Спутнике» дополнительную сцену для исполнителей тяжелого рока.
- Различные организации сейчас учреждают призы за хорошую песню о Сочи, может, даже ожидают гимн. Но пока что-то их не слышно. Как обстоят дела на вашем фестивале? Почему эти песни пока не очень высокого качества?
- Пока выдающегося ничего не было. Может быть, нужно создать более сильную финансовую заинтересованность, учредить, может быть, гранты. Почему свободный художник должен писать гимн чего-то просто так?


Рецензии