Рассказ 11. Арт-провокации
- Пока нацеливаюсь на губку, чтобы «пеликаны» в порядке держать.
- Да, я за тем же, губка сдохла. И носки пришлось выкинуть, в негодность пришли. Ну, и Гражина тут видела гольфы хорошие.
Наши расшаркивания прерываются вопросом готовой помочь с выбором товара продавщицы. Анжей начинает с «чулочно-носочной» части закупок, отоварившись на хорошую сумму. Одну пару носок (здоровенную для него) он отдаёт мне.
- Держи, это за использование песен, – это он мне. И продавщице: – Две губки для чистки обуви больших.
Когда мы вышли из магазина (вторая губка оказывается у меня в сумке), поляк смотрит по сторонам и задаёт вопрос:
- Саня, ты сегодня свободен?
- Как вольный ветер.
- Есть предложение. Сейчас пойдём в «A & T», мне на «SG» нужна «шестёрка» новая, старая протёрлась. А потом есть вариант заскочить в «Il Patio», мне там надо встретиться с девчонками с Чкаловского, с Наташкиного ковена. Я всё равно тебе должен за песни, вот и сходим вместе.
- Согласен.
- Тогда пошли. Надо не опоздать.
Вопрос струны занял не больше минуты: Анжей, судя по всему, заказал струны заранее. После расплаты с продавцом он кивнул мне, и мы направились вниз. Снова на мотоцикл, и мы удачно прибываем к «Топазу». У входа нас ждали: две шатенки без особых примет, одетые в достаточно ходовые джинсы и рубашки, купленные, скорее всего, в одном из многих бутиков. Спортивные туфли – тоже обычные. Так не скажешь, кто они вообще.
- Вот, собственно, и они, – замечает поляк. – Девчонки, привет. Кстати, забыл вас друг другу представить. Вот эта, в модных очках – это Соня, а это – Катя. Джимми, я думаю, не очень нужно представлять, я о нём уже говорил. Пошли, займём стол.
К нашему общему счастью, в зоне для некурящих находятся свободные места, так что стол мы занимаем без проблем. Разговор начинается.
- Девчонки, а что там у вас на выходные? Косплеите?
- Ну, – отвечает Соня. – Я с Натальей Иосифовной уже за платье расплатилась, всё уже готово. Катя тоже уже готова. Кстати, спасибо за жезлы, Мамочке отдельный привет. Мы заценили, так ему и передай.
- «Сейлормун»? – спрашиваю я.
- Ну, – отвечает Катя. – Я, кстати, за Сейлормун буду, уже парик сделала. То есть мне сделали. А что, тоже нравится?
- Просто подумал, что раз жезлы – то «Сейлормун».
- Не, Джимми, мы не только это откосплеиваем. Не так давно вот пришлось Анжею помочь – наших много пришло на акцию, тоже типа косплея была. Пришлось неками вырядиться, прикольно было. Такая толпа человек в сорок, не меньше: «Ня!» Все так посмотрели, а мы рассосались – и по домам. Потом в Инете такой шум поднялся, типа, на Валиханова такое творилось – ну, про наше «ня».
- Ага, главное, такие все серьёзные, типа, манга-культура срывает крышаки, – Анжей рассмеялся. – А это так было, шутки ради. Было ещё экстремальнее. В Окуневе год назад на церкви наши написали: «Жуков (Москва)». Главное, приходят ко мне, начинают свои вопросики задавать: «Кто написал, извините за выражение “х**” на заборе?» А у меня на этот счёт железное алиби, я в тот день в Красноярке грядки пропалывал с самого утра, вечером только под душ пошёл. Ну, никого не нашли, ушли ни с чем, потом на шпану какую-то чуть не свалили, а потом сказали, что это сам же поп на стенке про Жукова и нацарапал. Я имена называть не буду, сам понимаешь: дело прошлое, судить никого не будут. А вот по каске дать нацисты могут. В прошлом году одна дурочка с хахалем имитировала спектакль «Благородный гнев против хамов» – на Ника баллоны катнула, он её послал подальше. Тут у нас нарисовался Алонсо Кихано Локо с тюремным понтом. Ник тому уроду в дыню дал без рефлексий, эта шваль побежала, но далеко не ушла. Ник её на болевой, там сразу тонна понта, Ник её хвать за шейку хорошо – так птичка наша в сей же момент по-другому защебетала. И меж делом сдала своего советчика доброго, батюшку Александра. Ублюдку не понравилось, что Малькольм с Костей левые граффити в Нефти рисовали. Так что, Саня, чем меньше имён, тем меньше крови и травм. И нам, считай, очень повезло: Костолома в подъезде в своё время застрелили. Хоть и не за артефакты, но эта публика и за артефакты нож под ребро сунуть может. Вон, в Москве как выставку антирелигиозную погромили.
- Это когда было? – спросила Соня.
- Это в 2003 году было. Выставка называлась «Осторожно, религия!» Нацисты пришли туда и устроили заварушку, причём, когда туда пришли менты, сдались добровольно, а на допросах доказывали, что они просто трамвая там ждали. Там была чистейшей воды арт-провокация. И многие бы не обратили на это внимания, оставив наших художников и их единомышленников в рядах гордого «небыдла», как говорят на Лурке. Но шестеро (где ещё восемь пропадало, не знаю, поди, водку жрали)… В общем, шесть ужратых в хлам нацистов устроили в «Центре Сахарова» живописный бардачок. Да ещё и подали в суд на устроителей: дескать, оскорбляют нас, сирых, всех с Хади-Такташа. В 2006 году выставка «Запретное искусство» – нацисты подают в суд на художников. Правда, те отплатили им по достоинству, проведя около зала суда акцию «Избиение Фемиды нацистом». Замечу, без ножей, без погромов, без встречных исков, только искусство. А какой страх вызывает. Поэтому всё рассказывать не стоит. Но в целом – можно. Всё равно все давно знают, как это делается.
- Анжей, можно вопрос? – вмешалась Катя. – Что за Хади-Такташ такой?
- Не «что», а «кто», – ответил Анжей. – Мне в своё время про него Алсу Ибрагимовна рассказывала, у неё же семья из Казани, хотя бабка с дедом уже в Омске родились. Поэт он был татарский, в советское время писал, в 1931, кажется, году умер. Есть улица его имени в Казани, там «братва» особо лютая была. Просто улица известная, бандюги тоже известные, а кого казанских из себя, не считая пресловутых бандосов, обычно строят, вы сами знаете.
- Сироту казанскую, – ответила Соня на это.
- Именно, как говорят вортигонты, – Водецкий усмехнулся. – Но я, с вашего позволения, продолжу. Итак, арт-провокации. В наших кругах, Саня, это может быть какой-нибудь не политический внешне флеш-моб. Просто толпа людей, которые собрались вместе как бы ни с того, ни с сего, прошли мимо церкви с пением немецкого марша. Марш может быть написан после 1945 года, но он на немецком. Умные люди понимают, что тут на самом деле произошло. Дураки – только если им объяснят. Расчёт на то, что реакция на это будет именно такая, что можно будет высказаться в эфире. Ведь люди хотят знать, почему? Вот, я им и ответил. К примеру. Собственно, история «Tatcher Tapes» известна. CRASS в 1981, кажется, году пустили в мировое пространство кассету с подслушанными разговорами Мэгги и Рейгана, что Штаты, если завтра война, могут вынести и часть Европы, чтобы Советам весело жилось при ядерной катастрофе. Скандал был очень серьёзный. Тут наши коллеги и вышли из тени: «Это мы пустили в массы плёнку». Им вопрос: «А почему?» Ну, они и пустились в объяснения.
- Главное, чтоб это слушали, – бросила Катя, размотав вилку и нож: принесли салаты.
- За этим, Катя, дело не станет, – усмехнулся Анжей. – Журналисты любят всякое интересное. А если на этом можно сделать сенсацию, то тут они налетят, только выбирай, кому первому отвечать. А если ты о побочных эффектах, то не без этого, а иногда они создают и положительный миф, через который можно и к реальному положению дел визуально прийти. Конечно, это достаточно сложно, но никто не сказал, что всё будет легко. Да и «сложно» – не «неисполнимо». И арт-работа позволит не начинать разговор с нудных и малопонятных лекций на неизвестные многим темы. Всё объясняется зачастую так – практически на пальцах. И человек чуть проще понимает что-либо сказанное. Но это не всегда работает, да и задача тут малость другая. Здесь нужно встряхнуть человека, чтобы он немного иначе посмотрел на мир, чуть по-другому всё почувствовал. Ему уже проще объяснить то, что «взором веры» он не видел в упор. И он запросто может понять, что те вещи, которые он с гневом отвергал на формальном уровне, он же сам фактически и признаёт правильными. Просто это всё упирается в «брендовую» проблему. А стоит вам только раз пройти через лёгкий шок и глянуть извне на ситуацию, то многое увидится иначе. Вот задача арт-провокации. Ну, а после провокации – серьёзный разговор, если человек понял, что к чему.
- Понималка не у всех, как надо, работает, – бросила Соня, ненадолго оторвавшись от салата. – Вот, кстати, когда была эта акция на Валиханова, «Ня Кавай», там ведь никто толком не понял, к чему это. Нет, конечно, мы повеселились, десу. Но это же вызвало только удивление.
- Сонька, несознательная ты моя, – усмехнулся Анжей. – Аль не знаешь, что «ня» и «кавай» для «бело-сине-красных» – это хуже мулеты для быка? Целью было показать, что из этого просто раздули проблему. Я же писал в журнале, и на «Графоманов-Нет» эта статья до сих пор живёхонькая.
- А, вспомнила, – Соня даже усмехнулась. – Кстати, реально были случаи, когда у меня мама это услышала, так там такой был разговор, я тебе доложу, и мама у меня, если что, человек-то терпимый к моим увлечениям… Там была беседа на явно повышенных тонах. «Что это за примитив», «тупой жаргон» и так далее.
- А вот это уже отходит к теме лёгких проблем арт-провокатора, – Водецкий продолжал разговор, занимаясь поглощением салата. – Та же Упячка воспринимается, как тревожный сигнал, что тебя взломали. Да и кащенизм тот же самый для многих в Паутине является вещью пошлой и вульгарной. То есть арт-провокация должна быть понятной тем, к кому автор обращается. Например, SKELETON SKELETRON. Берётся тот же репертуар давно уже примелькавшихся RAMMSTEIN или LAIBACH. А в восприятии этих формаций есть «второе дно», связанное с ассоциациями, с клипами, со сценическими шоу. Это сочетается с собственными наработками в видео и сценических постановках. И из этого «винегрета» на самом деле получается некая новая реальность. Так же и «Современная Мифология», в смысле, этот сайт. Как бы это и не сильно серьёзно, вроде, но на самом деле задеваются весьма мощные пласты, связанные с мифами, и на этом уже уровне можно как провести акт демифологизации, так и просто серьёзно какие-то вещи обсудить, от бредовой, в общем-то, «Теории Американского Мозжечка» или «Теории Коммерческих Звуковолн» до вообще вопросов конспирологии, веры и необходимости уничтожения Правды, как идеи. Мы это пытаемся делать. И «Чёрное Сопротивление» тоже в этом задействовано.
- Анжей, а насчёт этих теорий можно чуть поподробнее? – спросила Катя. – А то я про это впервые слышу.
- Это теории, которые двигал коллега Корнуэлл, естественно, в бытность участником THE STRANGLERS, – пояснил поляк. – Про мозжечок – это теория, что у американцев слабее развит мозжечок, и это очень влияет на их мировоззрение. Сразу видно, что Хью не очень шарил в медицине, поскольку атрофированный мозжечок мешает не мыслить, а двигаться, он отвечает за координацию движений. Про звуковолны теория была такая: американские поп-продюсеры якобы используют в музыке звуковые волны, которые вызывают у человека какой-то «инстинкт безопасности», и люди из-за этих «волн» рьяно покупают пластинки. Копилефтил эту теорию Дмитрий Добрынин, но тут вопрос в том, что он, как тут стало выясняться, не совсем самостоятелен был. Не исключено, что эту идею Толик Журавлёв в массы нёс, Анж. Это же изначально был его проект «Рок-прицел» этот самый. И когда этим проектом занимался Журавлёв, то его проект рекламировался по полной программе.
- Понятно, – Соня даже засмеялась. – То есть этот ваш сайт сделан, чтобы приколоться над этими теориями, так?
- Молодчинка, Соня, – Анжей улыбнулся, хотя это выглядело немного иронично, наверное. – Как бы так и есть, но там не просто смех и грех, там ещё есть штука такая, что миф делается из расчёта максимальной клоунады. Это выглядит тупо, и на этом примере видно, что мифотворчество – штука предельно глупая.
- Анжей, а помнишь, тот ваш проект, где Наталья Иосифовна играла с вами? DAY TRIPPERS. Там же тема раскручивалась про этого мужика с «12 Канала», Гиноли его звали. Ну, про ПДРС, про Жана Самолётова.
- Там всё уже давно перетряхнулось. Жан Самолётов сейчас вне музыки как-то, Гиноли, Чернявский его фамилия, кстати… Не знаю, ПДРС уже давно не видно на сцене, ни под названием УЛЬТРА, никак. Есть УЛЬТРА на «ластике», но там про них ни фига нет.
- Да нет, я не про то, – перебила Соня. – Просто я там как раз, на Last FM, видела группу ЗЛОЙ OI, на них как-то похоже.
- Слышал, – поляк хмыкнул. – Они сами по себе концепцию делали, просто потом ПедРасы в долгу не остались, сострочили WARRIORS OF ZION и, возможно, они же сделали ПРОТИВОТАНКОВУЮ ГРАНАТУ, там якобы «кавказский» проект против русских создали, они какой-то рэп сочиняли. Но был и «Грубульц» обновлённый, там была обойма вымышленных групп – ПОЛЗИ НАГИШОМ, Ж**А ПЯТАЧКА (пародия на НОГИ ВИННИ-ПУХА), SS HITLER RANSY DIVISION, сейчас этот сайт существует, как псевдоправый лейбл, его Ник админит под ником Пук Троицкий. Торгуют через «Вебик» и «Яндекс» аудиофайлами, картинки делают. От старых проектов там уже ничего нет, барды по большей части и «польский рэп» там сейчас издаются. Саня, поди, не в курсе, что сейчас некоторые омичи стали подобной ерундой страдать. Бледный, например, этот стиль везде пиарит. Но Бледный это серьёзно, конечно. И потом, это – даже не наша генеральная линия, не говоря уж о «Чёрном Сопротивлении», там подобные методы не всех далеко устраивают, да и арт-провокации в целом считаются методом не особенно эффективным, потому что бывали случаи, когда реально праваки качали треки с сайта «Грубульц», тот же «польский рэп», и это выдавалось за серьёзное. А под серьёзными лозунгами может быть и драка. Получается, что своих подставим. Могут люди даже просто не врубиться, о чём речь. Не будет пересмотра. Дураков пока никто не отменял, что я мог бы и не говорить. Многие предпочитают говорить о своих убеждениях прямо, а многие и вовсе предпочитают болтовне выход на улицу, чтобы вернуть себе город. И выход на улицу – не с баллончиком краски и не с гитарой, а с крепкими кулаками и «дерьмом», как говорится. Чтобы вломить этой мрази.
- Мало помогает, – ответила Соня.
- Людей мало, – ответил Водецкий. – А помогать это помогает. Но и арт-провокации со счетов не стоит сбрасывать. Морду ты наколотишь тем, кого сумеешь достать. Бомба убьёт тех, кто попал в зону поражения во время взрыва. Не вариант, что это «вылечит» заблуждения наци и антикультистов. Может ведь и в вере их укрепить. А Ницше я уже устал цитировать по этому поводу. А вот арт-провокация (при всей сложности) достигает (в наше компьютерное время – очень быстро) намного большего количества мозгов, чем мордобой. Чего стоит Упячка, да и легендарный ролик «Безногим» много шума наделал. А если это использовать грамотно, то это намного эффективнее мордобоя. Вот почему в Интернете поощряется создание социальных сетей, которые очень ориентированы на общение, да и наверняка именно поэтому создаются (хоть и не с одного источника) эти мерзостные «порно-роботы» и прочая муть, которая раздражает думающих людей. А на многих соцсетях сложно поставить настройки приватности так, чтобы надёжно отсечь ненужное общение. На «Дохло-Интернете» стояли сверхнавязчивые баннеры рекламные, вылезающие на страницу дневника. Есть даже вариант, что кое-кто создаёт «мусорные» дневники специально для того, чтобы ты как можно чаще замицголивал гостей странички. Ну, и то, что блоги часто реально, как детский дневник. Это всё снижает в глазах многих людей ценность информации в Интернете. То же самое касается искусства в оффлайне. Тот же авангардный мир заполняется клоунами, которые превращают место, где многие ведут поиски в области самосовершенствования и совершенствования мира через искусство, в долбо**ический цирк, извини меня за мат. Это – повод для отказа от таких методов. И многие того же Деформатора считают позёром, и нам это припоминают, как и Рахову, который сейчас мутит СНЕГА. Тоже проект весьма интересный, хоть и не нашего круга он. Но то, что дальновидный Дугин обращался к авангардным исполнителям и художникам за поддержкой, уже говорит, что метод арт-террора – это эффективное оружие. Как фэшн-террор (Джимми знает, варился в этом) и лингвотеррор. Я потом про это расскажу отдельно, там большие темы, за пределы искусства. А пока продолжим. Так вот, проблема арт-террора, как метода – это то, что при гибкости своей этот метод отличается тем, что акт такого террора очень легко погасить, не всегда прибегая к репрессивным мерам, на Западе этому научились. Либо метод заведомо делается модным (как это было с панк-роком), либо ему предоставляется некая «резервация», больше напоминающая клетку в зверинце. На это смотрят, как на какой-то цирк просто. Но это же и плюс: очень сложно найти уголовную статью на такой «террор», мертвецов уже нельзя убедить в их прижизненной неправоте (минус вопросы кармы и сансары, как говорится), не говоря уже о том, что умные люди всё прекрасно поймут, и метод сработает…
- Только на них, – снова возразила Соня.
- Именно на это ведутся те, кто говорит о большей эффективности мордобоя, хотя и они по-своему тоже правы. Иногда зарвавшуюся сволочь надо ставить на место прямым физическим воздействием. И ещё момент: тот же арт-террор при кооптации превращается в цирк. Выходов два: отказ от методов искусства при сопротивлении нацистам, либо этот метод работает на отсечение от избранного круга лишних пассажиров. Это, конечно, приводит к добровольному созданию резервации, но хотя бы при этом ты не становишься частью созданного другим «режиссёром» спектакля. Кстати, именно такой метод работы в искусстве использовала для «увольнения из театра» пресловутая «Внутренняя Готика».
Наша трапеза потихоньку продолжается, нам уже успели принести горячее, а немного позже – и чай. Соня предложила сменить тему разговора на что-то менее «возвышенное», и всё постепенно перешло к обсуждению удачной покупки Катей туфель в «Clarks». Анжей, как бы между прочим, спросил у меня, как там «Тату-магия» (недавно встретил на улице Антона), всё же ввернув, что пару сегодняшних «боковых» тем мы ещё обсудим. И снова быт, бутики (Соня решила дать мне совет, где купить недорого стильные вещи)…
P. S.: 12 июля 2010 года организаторов выставки "Запретное искусство" признали виновными в оскорблении по религиозному признаку. Прокуроры требовали для них лишения свободы, но суд ограничился приговором: Юрий Самодуров должен выплатить штраф 200 000 рублей, а Андрей Ерофеев - 150 000.
Свидетельство о публикации №210071201294