Кузница кадров коммунизма

В 1966 году был последний выпуск одиннадцатиклассников. Затеянный министерством  очередной эксперимент  в  школьном образовании  закончился  в аспекте известной фразы «Хотели как лучше, а получилось как всегда!». Предполагалось наряду с образованием дать подросткам  рабочую специальность. Ковались кадры коммунизма.

 Квалификационная практика продолжалась месяц с 8 до 12-ти часов на готовом к сдаче пятиэтажном жилом здании. Никому там мы были не нужны, а  руководителя практики просто не было. Первое столкновение с реальной рабочей средой.   И за «ебонитом» (правильно -  эбонит) посылали к прорабу. Это такая избитая шутка электриков всех времен. Разгружали машину со  светильниками и разносили по подъездам и квартирам.  А чаще всего  бегали за водой  и квасом, наливая их   в молочно-белые шары – плафоны. Входило ровно 3 литра.
Сантехникам привезли ванны. Мы насыпали в них  стружки и заваливались спать.

Меня поражала Вера Сурсаева. Пристроится на подоконнике и решает задачи по линейной алгебре. Я тоже была отличницей, но не до такого физматовского фанатизма.  Позже ее пригласили в Новосибирский Академгородок в спецшколу для одаренных детей (ФМШ). Не нашла ее в Интернете  по девичьей фамилии.

 Один раз мастер Павел Иванович показал нам  операцию «зарядка электросветильника» и как ставится  внутренняя (как он сказал «заглубленная») электророзетка. Выдавалось это как сейчас модно говорить за инновацию. В нашей школе все розетки были наружными.

Вместе  с аттестатами об обязательном среднем образовании нам выдали свидетельства электриков 2 разряда. Нам даже начислили и выдали первую в жизни зарплату 12 рублей! Министерство отчиталось о выполнении  плана подготовки рабочих кадров для экономики страны. Очередной блеф!

Директор школы Ким Борис Андреевич пригласил моих родителей на приват – беседу. У меня выходило три четверки в аттестате и реально можно было получить серебряную медаль, если пересдать общую биологию. Папа сразу категорично отказался. «Что заслужила, то и получила!»

Отдельная тема – роль личности учителя в жизни школьника. Биологичка была жестоким диктатором – самодуром, вернее самодуршей и мелкой пакостницей. Утром не хотелось идти в школу, если сегодня биология. Она нас ненавидела! Предмет свой ненавидела! Во время урока воздух накалялся от психологического напряжения. Орала и брызгала ядовитой слюной на сидящих на первых партах. Доводила девочек до обмороков, но любовно пестовала жополизок, поощряла наушничество. Конечно, я не любила биологию и больше четверки не имела. Любишь учителя = любишь предмет и наоборот.

Ажиотаж среди абитуриентов небывалый, ведь выпускников вдвое больше, чем в прошлом  году (одновременный выпуск  10-х и 11-х классов). Год назад  я облюбовала финансово-экономический  институт и будущую специальность. На вступительных экзаменах сдавали сочинение, математику и экономическую географию.

Насчет сочинения волнения нет – была бы свободная тема, вверну чего-нибудь профильное вузу в тексте. «Наличные деньги – это кровеносные сосуды экономики, а безналичный оборот – это ее лимфатическая система. Их симбиоз позволяет развивать экономику страны!» Лихо?

Не люблю писать на заданную тему по литературному произведению. Бесконечные споры с учительницей литературы.
Она:
- Душечка -  бездуховная мещанка, не имеющая собственного мнения!
Я:
- А если она действительно сильно любит и растворяется в своем мужчине, живет его интересами?

У сына как-то проверяла  домашнее сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве» и подивилась.  Он писал в заключении: «Не жаль мне Катю. Дура она.  Чем топиться лучше наплевала бы на Кабаниху и ее сыночка, да и свалила бы в город»» Поколение NEXT.

Математику решила быстро и правильно, даже не помню задания.

По экономической географии вторым вопросом была экономическая характеристика Свердловской области. Интересно, что потом я была там на шестимесячной преддипломной практике, писала дипломную работу по  материалам  Сухоложского отделения Госбанка на тему «Роль банковского кредита в осуществлении расчетов на современном этапе», встретила и полюбила своего первого мужчину и вышла за него  замуж. Туда же получила распределение на работу. Хорошие, радостные  воспоминания храню в уголке души о людях г. Сухой Лог. Благодарна им бесконечно.

Конкурс 9 человек на место. Набирали группы финансистов, бухгалтеров и плановиков. Нас называли «банкирами» и очень сочувствовали, потому что в то время банковские профессии не пользовались популярностью. В фаворе ходили плановики. Косыгинские реформы в разгаре, внедрение хозрасчета, бригадного подряда, план всему голова и т.д. и т.п. Транспарант в цехе: «Выполнение плана – ДОЛГ, перевыполнение – ЧЕСТЬ, не выполнение -  ПОЗОР!» Кто-то написал над словом позор слово расстрел. Парторг долго искал кто это сделал.

Институт только что «отпочковался" от Казанского университета и преподаватели были университетские.
Дали фундаментальные знания, спасибо. Конечно, присутствовала идеологическая направленность и партийная подоплека во всех экономических учебниках,  но если голова в порядке, то можно было вычленить главное.
Вся страна читала между строк.
 


Рецензии
У нас страна охранников, торговцев и финансистов при разваленной промышленности и скончавшемся сельским хозяйством.
С грустью,Татьяна.

Татьяна Мартен   11.11.2012 10:25     Заявить о нарушении
и кузница кадров разваливается...

Калмыкова Татьяна Викторовна   17.11.2012 08:57   Заявить о нарушении
Самые сочные выводы рождаются на грядке невежества.

Сергей Шрамко   11.07.2015 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.