Любовь, вампиры и ностальгия по детству

Белянин А.О., Махони К. Тень кота-вампира / пер. с англ. и ред. А.Белянина; ил. А.Уколова. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2007. – 96 с.: ил.

Каково это – знать, что прекрасную, единственную и неповторимую Мину, любит страшный лысый граф Царапкула? И любит, не как кошку, а как изысканное гастрономическое блюдо? Неужели отступиться и отдать любимую в чужие лапы, чтобы несносное чучело бедную крошку замучило? Не бывать этому! Если нежной красавице грозит опасность, даже скромный адвокат превращается в непримиримого борца с нечистью и тигра духа! Тем более, если за спиной у него с кольями и кошачьей мятой стоят закоренелый ученый-мракоборец Мяв Хельсинг и пострадавший от происков вампира лорд Артур, уже потерявший свою невесту. И эту команду ничто не остановит. Они будут преследовать вампиров на просторах мирного английского Китсби, на кладбище Святого Китикэта, на трансильванском перевале Дохлая Собака, в замке Царапкулы…
Послушай меня, читатель, и я расскажу тебе о необыкновенной детской книге, которую с удовольствием прочитают и взрослые. Ибо, как пел некогда Александр Городницкий: «Разве сказки нужны только детям? Сказки взрослым гораздо нужней!»
Сюжет этого произведения показался бы банальным и избитым, если бы не одно но. Главные герои – коты и кошки, которые ведут себя совершенно по-человечески: любят, ненавидят, заключают помолвки, работают в юридических конторах, пишут письма и научные трактаты, мечтают о Нобелевской премии. Они могут получить нервное расстройство и временное помешательство! А за свое счастье готовы отдать все девять жизней! Этот нюанс разнообразит произведение, делает его динамичным, забавным и выводит из разряда мрачной готики. Немало для этого сделал Андрей Белянин, переводя и адаптируя текст для детского восприятия. Благодаря ему фамилии персонажей стали «говорящими» для отечественного читателя – Царапкула, Кискодерр и Пушистингс. Он же сделал речь персонажей более живой, приблизив к разговорной.
Главные герои книги получились настолько реальными, что о каждом можно говорить, как о состоявшейся личности. Немного наивный трудоголик Джонатан, влюбленный в рассудительную и серьезную Мину. Аристократ Артур, едва не потерявший голову после смерти невесты, одержимый местью. Суровый деловитый Мяв Хельсинг по всему свету охотящийся за нечистью. Легкомысленная жертва Царапкулы кузина Мины – Люси, озабоченная нарядами и кавалерами. Но что еще более удивительно, в скупых, казалось бы, красках описанные второстепенные персонажи, захватывают воображение и заставляют вспоминать о себе. Это капитан корабля, выполнивший свой долг до конца и прибывший к пункту назначения, привязанным к штурвалу, но без капли крови... Или же хозяйка трактира в Трансильвании, подарившая Джонатану мешочек кошачьей мяты и старинный манускрипт для защиты от вампира… Но, конечно, самый яркий персонаж книги – граф Царапкула! Вариаций на темы Дракулы в мировой литературе и кинематографе немало, но такого образа, который создали Карен Махони и Андрей Белянин, ни у кого не было. Когда говорят о человеке, для характеристики его древнего возраста упоминают о морщинах и цвете кожи. Царапкула лишен шерсти – плешивый и морщинистый… Он коварен, безжалостен и искренне убежден, что коты и кошки созданы исключительно для его пропитания. Облеченный невиданной силой, он никого и ничего не боится. И с ним нелегко сладить.
«Тень кота-вампира» - совместное творение нескольких волшебников из разных стран. Идея текста принадлежит Карен Махони, перевод с английского и литературная обработка – Андрею Белянину, художественное оформление – Алексу Уколову. Следует отметить, что это трио хорошо сработалось, в результате чего на свет появилось уникальное издание. Его нельзя оценивать только по литературным критериям, потому что немалую роль играет изобразительный ряд. В его создании принимали участие Анна Хаккарайнен, чьими руками сшиты десятки костюмов для героев (остается удивляться ее искусству делать точные реконструкции старинной одежды для… кошек!), и Алекс Уколов, который поместил персонажей в практически реальные горные и равнинные пейзажи и интерьеры замков, трактиров и гостиниц. Отпечатанная на мелованной бумаге книга входит в разряд подарочных, и привлекает внимание не только детей, но и взрослых.


Рецензии