Штальгельм и Вервольф

       REX LUPUS DEUS

       Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

       В 1919 году в «веймарской» Германии были воссозданы или вновь организованы многочисленные военно-патриотические организации - такие, как Национальный Союз Немецких (Германских) Офицеров, Германский Офицерский Союз, «Вервольф» Фрица Клоппе, «Союз Киффгейзера» («Киффгейзербунд») – объединение многочисленных союзов ветеранов войны, Союз солдат-фронтовиков «Штальгельм» («Стальной Шлем»), а также объединение бывших бойцов добровольческих корпусов под названием «Младотевтонский (Младонемецкий) орден» («Юнгдейчер орден», сокращенно «Юнгдо») во главе с отставным офицером-фронтовиком, бывшим командиром белого добровольческого корпуса под названием «Кассельская офицерская рота» Артуром Марауном.

       Наибольшую известность во внутриполитической жизни Германии между двумя войнами снискал «Штальгельм», возглавляемый офицерами-фронтовиками Теодором Дюстербергом (придерживавшимся консервативно-монархических взглядов) и Францем Зельдте (представлявшим «консервативно-революционное» крыло, но, в конце концов, примкнувшим к национал-социалистам и даже занявшим в 1933 году важный - с учетом необходимости срочной ликвидации в Германии массовой безработицы, унаследованной от Веймарской республики - пост министра труда в первом кабинете Адольфа Гитлера). В рядах «Стального Шлема» состоял прусский кронпринц Оскар фон Гогенцоллерн (в то время как другой прусский принц, Август-Вильгельм - «Ауви» -, состоял в гитлеровских СА). «Стальной Шлем», насчитывавший в разное время от 1 до 2 миллионов активных членов, имевший свою собственную молодежную организацию – «Молодой Стальной Шлем» («Юнг-Штальгельм»), с «мечом Зигфрида» в качестве эмблемы на значках и петлицах - и примыкавший в политическом отношении к Немецкой Национальной партии (ННП), являлся своего рода «штурмовым отрядом» этой партии.

       Вплоть до 1932 года «Стальной Шлем» использовал в качестве знамени кайзеровский военный (военно-морской) флаг (при этом у черного орла в центральном медальоне флага чаще всего отсутствовала корона). С 1933 года черный одноглавый коронованный прусский орел в центральном медальоне флага «Штальгельма» был заменен черным изображением солдатской каски (стального шлема); наряду с «военным», стал употребляться и «национальный» черно-бело-красный трехполосный флаг с изображением солдатской каски в центре средней – белой - полосы. С 1934 года под изображение каски в центре флага была подложена белая «вращающаяся» свастика. «Штальгельмовцы» носили форму серо-полевого цвета «фельдграу» и фуражки, очень напоминавшие экипировку кайзеровской армии (правда, отсутствовали погоны). Знаками различия «верманов» («вооруженных мужей»- так именовались чины «Стального Шлема») служили черные, окаймленные серебром шевроны углом вверх на левом рукаве и петлицы черного цвета, украшенные тремя посеребренными дубовыми листьями и серебряными «шпалами» - в зависимости от звания. Белые выпушки указывали на принадлежность к «активному контингенту», зеленые – к «резерву», голубые – к отрядам «защиты родины» («гейматшуц»).

       Организация «Вервольф» (полное название: «Вервольф – союз немецких фронтовиков») была учреждена тем же самым полковником кайзеровской армии Теодором Дюстербергом (а не «Дуйстербергом», как часто неправильно пишут!), что основал и «Стальной Шлем», в качестве молодежного союза, в рамках которого должны были проходить военную подготовку и политическое обучение будущие кадры «Стального Шлема».

       Древнегерманское по своему происхождению, слово «вервольф» имеет в немецком языке двоякий смысл, в зависимости от написания (хотя во всех случаях произносится одинаково). В случае написания «Werwolf (Waerwolf)» оно переводится в своем первичном и исконном смысле, как «муж» (в значении «человек»; ср. с латинским «vir» = «вир», то есть «муж», «человек») + «волк» («вольф»). «Вервольфами» в древнегерманских сказаниях именовались оборотни-вурдалаки, аналогичные славянским «волкодлакам» («волколакам»), древнегреческим «ликантропам» и скандинавским «ульфхединам» («варульвам») - люди, способные на время обращаться в волков. В случае же написания «Wehrwolf» (именно такое написание имело название интересующего нас союза) слово «вервольф» переводится как «вооруженный волк» (от «Wehr» - «оружие, броня, оборона» и «Wolf» - «волк»).

       Особенно популярным слово «вервольф» в данном написании стало в Германии накануне Великой (Первой мировой) войны благодаря одноименному роману-хронике немецкого писателя-«почвенника» Германа Ленса (ушедшего добровольцем на фронт в первый день войны и павшего смертью храбрых в 1916 году во Фландрии). В своем романе-хронике «Вервольф» Герман Лёнс воспел доблесть тайного отряда крестьянской самообороны, действовавшего на Люнебургской пустоши в годы опустошительной Тридцатилетней войны середины XVII века.

       В качестве своего тайного опознавательного знака герои «крестьянской хроники Лёнса использовали так называемый «вольфсангель» («волчий крюк») - старинный оберег, защищавший, по понятиям древних германцев и средневековых немцев, людей от волков и от оборотней-«вервольфов» (хотя сами же именовали себя именно «вервольфами»). Перекрещенные под прямым углом, два «вольфсангеля» превращались в «крюковидный крест» («гакенкрейц», т.е. свастику, являвшуюся в описываемое время эмблемой не только национал-социалистов, но и многих других право.радикальных организаций).

       Новые «вервольфы» – бывшие бойцы добровольческих корпусов, унтер-офицеры рейхсвера, резервисты и молодежь, как бы равнялись на безвестных героев общенародного сопротивления иноземным оккупантам и их пособникам из числа самих же немцев, описанных в «крестьянской хронике» Германа Ленса. Вскоре после своего основания «Вервольф» отделился от породившего его «Стального Шлема» (в котором функции, первоначально предназначавшиеся «вооруженным волкам», стала выполнять новая молодежная организация – упомянутый выше «Молодой Стальной Шлем»).

       Руководителем «вооруженных волков», не довольных слишком тесными, по их мнению, связями руководства «Штальгельма» с «реакционным юнкерством и кайзеровским офицерством», стал ветеран Великой войны, ветеран белого добровольческого отряда (фрейкора) Фриц Клоппе, член «Национального Союза Немецких (Германских) Офицеров», издававший (начиная с 1922 года) газету «Вервольф» (нем.: «Der Wehrwolf»). На момент отделения от «Стального шлема» в рядах «Вервольфа» числилось около 30 000 человек, подразделявшихся на 400 групп, входивших в 26 областей («гау»).

       Наряду с идеологическим воспитанием немецкой молодежи в «национальном и социальном духе», с целью ликвидации разделяющих немецкий народ сословно-классовых противоречий и победоносного завершения национально-освободительной борьбы с международной финансовой олигархией, наднациональным масонством и транснациональными корпорациями, за создание Великогерманского Народного Государства», большое внимание уделялось военно-спортивной подготовке под девизом: «Неустрашимость, товарищество, самообладание и готовность жертвовать собой».

       Большинство членов организации Фрица Клоппе было сконцентрировано в Центральной и Западной Германии. «Вервольфы» подразделялись на три возрастные группы:

       1) «молодые волки», или «юнг(вер)вольфы» (от 14-17 лет);

       2) собственно «вервольфы» (17 до 24 лет);

       3) «верные» (старше 24 лет).

       Боевики «Вервольфа», выступавшие под черным знаменем с серебряной «мертвой головой», носили единообразную полевую армейскую форму (без погон) с черно-бело-красными повязками (цветов «старорежимного» государственного флага кайзеровской Германии, на которые республиканские власти «веймарской системы», использовавшие другой, черно-красно-золотой «демократический» флаг, смотрели достаточно косо, но и использованием которых правыми организациями они вынуждены были мириться) - серо-зеленые френчи, брюки и фуражки, ботинки с серо-зелеными обмотками или крагами, реже - сапоги. Они подпоясывались ремнями с бляхой, на которой была изображена «мертвая голова» над латинской литерой «В» («W») и носили жетоны в форме черного, с белой каймой, гербового щитка с белой «мертвой головой» над литерой «В» («W») белого (или красного) цвета, а также кольца серебристого металла с изображением черепа и костей над латинской литерой «В», вписанным в кольцо. Кожаная амуниция была обычно темно-желтого цвета, как это было принято в кайзеровской армии.
 
       В отдельных подразделениях имелись черные треугольные флажки-фаньоны (вымпелы) с эмблемой организации - горизонтальным белым «волчьим крюком».

       Герб «Вервольфа» представлял собой белую »мертвую голову» брауншвейгского типа (человеческий череп ан фас над скрещенными берцовыми костями) на черном поле, окаймленный по верхнему краю гербового щита белой лентой с черной надписью немецкими готическими буквами «Вервольф» (нем.: Der Wehrwolf), а по нижнему краю - надписью:  «Союз германских мужей и фронтовиков» (нем.: Bund Deutscher Maenner und Frontkaempfer). Иногда изображенный на гербе череп с костями помещался над белой заглавной латинской литерой («В»,нем.: «W», т.е. «Вервольф»).

      Кроме того, в качестве герба «вервольфами» использовался белый щит с черным изображением «волчьего крюка», расположенного по диагонали, справа налево (в геральдическом смысле), с черной надписью «Кто не с нами, тот против нас» (нем.: Wer nicht mitmacht, ist gegen uns).

       Здесь конец и Господу нашему слава!


Рецензии