Снег зашевелился, и перед ним возник уродец

Отрывок из книги "Есть много мудростей на свете"  Глава. Предназначение Касьяна.

Голова отяжелела,  Ясек ткнулся носом в стол. От стука вздрогнул, кто-то постучал в окно и крикнул:
-Псину  уймите,   собак  охранников тревожит.
Мачеха отцу сказала:
-Я выходила,  кормила и поила, может  под полом её спрятать.
Ясек выглянул из двери.
-Не надо в подпол, братика разбудит,  настрой мой чует, я успокою сам собаку.
Укутавшись в накидку, он поспешил в сарай, дверцу открыл и подозвал щенка.
-Ты, что же, милая, творишь, спасал не для того, чтоб гибла, род славный надо продлевать.
Ясеку зажали рот, над ухом прошептали:
-Ты обещался нам помочь, после третьего колокольного  удара, Касьян погонит лошадей. Клин перед смертью,  Касьяну важные слова сказал, а тот  в волнении не запомнил, но, если их произнести,  припомнит. Дорогой этой  поведёт табун.  В бумагах, что добыли мы, концовки две,  в одной из них,  завидовал всегда, твой путь прямее оказался, во второй, завидовал тебе, ты выбрал лесом путь, опередил меня. Окраине,  крепость передала заветные  слова,   по ним и подготовили дорогу. Когда стоял перед тобой, ты не заметил рук скрещенных. О чем тогда договорились? Любой поступок мой  негожий при скрещенных руках в начёт не принимать. Кроме тебя, кто нам поможет? Погибнут лошади и люди, тыл будет сразу уничтожен, в нем больше сотни ребятни. Мачеха идет, слова еще раз повторяю,  завидовал всегда, твой путь прямее оказался,  завидовал тебе, ты выбрал лесом путь, опередил меня. Низом поползешь, Касьяна встретишь у больших камней и передашь мою указку. В отчаянии был, выл я, а не собака.
Ясек  помнил договор, его о помощи просили. Соседа  сам нашёл,  согласие дал,   поклялся делу помогать. А вышло по иному, в который раз  помеха злоба,  вдруг появляется внезапно и затмевает светлый разум. Он поднял над головою руки и произнес:
-Силы небесные, я духом иногда слабею, помогите от злости разум уберечь, силёнок дайте, исполнить то, что обещал.

Ясек лёг на лежанку и притворился спящим. Отец и мачеха шептались, жалость внезапная прошибла, она просила,  утром к палачу сходить, отдать добытое добро.               
 Тихонько вышли,  а он, дождавшись второго колокольного удара, зажег  от уголька лампадку, достал суму и вытряхнул добро на половик. Снял скатерть со стола,  угольком написал   прощальные слова: 
Я всех люблю. Брату дарю подвоз,  любимую рубашку и монеты. Мамке второй, щенка. Послание  маменьки родимой. Отцу платок с изображением  Стешеньки и брата. Собой распорядился сам. Молчите обо мне. Я ваш, а вы мои на веки.

Прочел письмо,  обвел ладошку угольком, застелил стол скатертью,  кувшин поставил. Достал из-под лежанки запасной кафтан, теплую обувку, сложил  в суму остаток от лепешки, нож, крюк, веревку, рукавицы. Поверх одежды простынь натянул, и чтоб  случайно не сползла, на шее обвязал веревкой. Вылез через окошко, к дому повернулся и, как учила отважная девчонка, прошептал:
-Пусть небеса помогут тем, кто мыслит праведно и чисто.

Он полз вниз по оврагу, достиг больших камней и притаился. Догляда не заметил. Главный охранник сам наблюдал за ним.  Узнав по голосу Касьяна, Ясек передал заветные слова, тот сразу вспомнил разговор и подтвердил:
-Мой путь прямее оказался, и я опередил его. Через ущелье шёл. Путь трудным был, я рисковал собой и Градом, а Клин  направо повернул.
-Туда и велено идти.
-Какой же варвар подослал тебя,   летом  с трудом прошел дорогу. Зимой по скользкому пути!
-Крепость сигнал передала, готовить путь через ущелье. Только туда, иного нет пути, в лесу кроме тебя погибнут все, другие люди поведут табун. 
Главный охранник внезапно появился перед ними:
-Давно тебя пасу, стервец, вяжите малого и прямо к палачу в кибитку. Касьян, послушным будешь  жизнь сохраню,  лесной дорогою шагайте.   
Внезапно  от камней отделились тени. Их было множество, стреноженные наемники с охраной лежали на снегу, а мимо них спешили люди. То были Соколы с окраин. Касьян шептал:
-Откуда у скелетов силы, себя нести и на горбу детей, как лошадей  вести опасною дорогой!  Стражники, откуда?  Вы людям не подмога, в дела людские не суётесь.
-Ты, прав,  Касьян, в дела людские  Стражник не суётся, должны в них сами разобраться. К спасению вашему не сделали и шага. Мы подарили миру чудо, породу дивных лошадей, зерно трилистника и многое другое. Вы это чудо сохранили.  Наемников на перевале предупредят, они  немедля вас догонят, заранее прикройте спины.  Идите нижнею тропой, она длиннее  и петляет, в ней нет ловушек и преград. Следом, Главнейший пошлет головорезов.  Людей отправьте на вершину путь  преградить отборным силам.

Впереди шли проводники, Касьян за ними вел табун, под ногами камни  очищены от снега, посыпаны песком, щиты для перехода. Воскликнул:
-Сколько труда,  а может быть и жизней унесла  дорога!
Проводник обернулся, Касьян глазам своим не верил, он мать узнал.
-Не удивляйся сын,  наемники не обманули, на небо я действительно взлетела,  меня встречало множество людей, они просили хором через ущелье провести народ и  нижнюю тропу пройти. Радость от встречи добавила мне силы. Нас было тридцать стариков и только семь в живых осталось. Кто в пропасть от голода и холода свалился, а кто замёрз  к скале приткнувшись. Трое остались прикрывать, в пещерку  наносили дров и снега,  растопят снег, водою  камни обольют. По льду наемники  не сунутся вдогонку. Я назову их имена, вы по цепочке передайте, запомните и повторите в детях.  Горной тропой  пришла на эти земли и ей пройду последний в жизни путь.
 
К рассвету вышли на нижнюю тропу. Мать подошла к Касьяну.
-Кого пошлём мы на вершину? Чтоб путь облегчить,  скалолазы вбили скобы, устроили веревки, и это  всё, на что  хватило сил, от истощения ослабли, и им самим нужна опора. Снежные пласты спустить во время и точно, не каждому дано.  Мы безоружны, и защитить себя не сможем.
Касьян  обошёл всех, обнялся с Ясеком,  мать  к себе прижал, подошёл к Грому и прошептал:
-Друг преданный, расстанемся на время,  среди мужчин есть крепкие тела, но, чужаки они, как  поведут себя, не знаю. Я дело завершу.   
Касьян  надел мешок наспинный,    проверил в ножнах нож, коснулся каждой лошади рукою. Скалолаз  пояснил Касьяну, что надо делать на вершине и, как себя обезопасить.
-Я знал, святое дело ты возглавишь,  одежда белая, кувалда, крюки, веревка для безопасности твоей в мешке.  Дуняша, дорогою я объяснил тебе, что  делать, когда  достигните вершины.  Заветные слова скажи.

Касьян обнялся с женщиной, стоящей рядом,  подбросил вверх  её ребенка и произнёс:
-К спасению и без потерь!
По людской цепочке пронеслось:
-Касьян благословил наш путь,  к спасению и без потерь!

Вершина под ногами, от непривычки взмокли оба. Касьян обнял свою Дуняшу:
-Ступай, родимая, время не ждёт, спуск легче чем подъём, я всё предусмотрел. Крюк вбил в скалу, надежною веревкой обвязался, появится вражина на тропе, под ноги  брошусь. От возни, пласт снежный поплывет,  лавиной рухнет вниз, сомнет вражину, надолго перекроет путь. Я жить хочу!  Святая ночь  перед глазами, без устали прощения прошу за гадко прожитые годы. Люблю тебя осознано и чисто, вернусь, ребеночка родим.   Детям  с подробностями скажешь, как мы с тобой слились в едино. Мать береги, может, удастся путь пройти,  внуков обнятьть и правнуков благословить.
Касьян простился с милою Дуняшей, смотрел ей в след, пока не скрылась. Проверил крюк,   узлы и в ножнах нож, накинул белый балахон, крепко затянул тесемки, на снег уселся и стал вражину дожидаться.
Снег зашевелился, перед ним возник Уродец, покачиваясь на корявых ножках, спросил:
-Не испугался вида моего?
-Ведение из Марьюшкиных снов, она предупреждала, ты понапрасну не приходишь. Помочь явился или гадить?
-Как сговоримся.
-С рисунком схож и осязаем, - Касьян, потрогал грудь Уродца, - помню рассказы о тебе, во сне случается  не такое, но, что бы наяву, не верил.
-Все так и было. Множество веков назад, Марьюшкина душа, под тем же небом, в том же месте в иное тело одевалась и именем другим звалась. Перед тобою, в прошлом, её сын, как я в Уродца превратился, она поведала народу. Сны, как цвет кожи, глаз, волос, и многое другое, передаются по наследству. Случалось ли, проснувшись после ночи, признать, что сон не новость для тебя,  события уже происходили.
-Случалось, во сне болел безумною любовью,  лицо любимой появлялось, я любовался им, а утром, черты его не мог представить. Любовь к Дуняше из снов перебралась и стала явью. Мне кажется, на этом месте я уже бывал,  и без трудов управился с затеей, хотя, впервые в жизни   на эти  скалы  забрался.
-Бывал.  Ты, бывший скалолаз, два века скинь,  от погони помог уйти своей семье и этим сохранил живучесть ветки. Ради  корысти хочу тебе помочь.
-Что за корысть? - спросил Касьян.
-На первый взгляд пустяк, ты должен белый камень бросить, когда Владыку будут выбирать.
-Прославится делами,  брошу.
-Делами, будущий Владыка против народа повернет. Случиться может,  твой камень его ко власти приведет. Цену не малую плачу.  Любовь с Дуняшей только расцвела. Вы, меченые Тьмой, мешал я вам соединиться, с первого дня преграды строил. Смяв их, достигли совершенства душ, едины стали разумом и телом. Ты собираешься святилище разрушить?
Касьян заплакал:
-Ты знаешь, как хочу я жить и как люблю свою Дуняшу. Важна задумка задержать вражину,   народ ослаблен голодухой, спасти  желаю и сохранить табун.
-Народ послал тебя на гибель, тобою жизни прикрывает. Дай руку мне, помочь  хочу, ты к Марьюшке достойно относился.  Секрет открою, на третью ночь Дуняша понесла, внутри  комочек завязался.  О нем   не знает, все мысли  в табуне застряли. Дочь внешность мамкину оденет, характером в тебя пойдет, намается по жизни, ты бы  направить её смог. В укрытие уйди, я  бурю снежную спущу, вражину сдую. За перевалом, дочь старшая, спасение просит, а сын  народ ведет на встречу. Внучат посадишь на загривок,  набавлю годы, болезни отведу. Не медли, вражина в нескольких шагах, пообещай заветный камень.
Касьян заметил тени на снегу, осторожно, ступая  в след, в белых балахонах вражина подошла к тропе. Дыханье затаив, он приготовился к прыжку, Уродец за руку схватил и потянул к себе.  Касьян рванулся от него, почувствовал, конец веревки оборвался, чуть было не скатился вниз. Коснулся ножен,  не найдя ножа, закричал:
-Не могла Марьюшка родить такого сына, за не продажность наказал! 
Ухватившись за вражескую веревку,  пытался  связку за собой увлечь. Снежный пласт медленно пополз, Касьян  от счастья засмеялся. Услышал  рев:
-Касьян, я помогу  исполнить приговор! Взгляните на меня, продажные людишки, пред вами, Я - прислужник Тьмы, делами заслужили муки. Палач достиг размеров несуразных,  загоготал и  дунул снежной пылью. Лавина с ревом понеслась,  и ухнулась всей массой в пропасть.

Касьян очнулся, рукой потрогал ледяное ложе.
-Зачем веревку у крюка обрезал, ножа лишил?
-Спасение предлагал, ты от руки моей отпрянул. За не продажность желание исполню.
-В узле моём лежат носочки, память о  второй дочурке,  я отыскать её не смог. Засунь  за пазуху носки и  нацарапай имя    на груди той женщины, что основала  ветку. На ладони правой соедини   четыре  пальца,  палец указательный на север выставь. Левую ладонь устрой на горле. Мужчинам рода моего,  сны одинаковые снились, женщина на ложе, из раны на груди  стекает  кровь,  сынам пытается сказать, что с нею приключилось. Сон, как и знаки не разгадан. То для Дуняши, может до истины сумеет докопаться. Носки, последышу  в подарок. Оставь моих детей в покое.
-При них  я буду находиться,  пока пороки не исчезнут. Ты к очищению сделал  шаг,  как дети, внуки поведут, ведомо только им.
-В корзину белый камень не бросай.
-В отличие от вас, людей, Тьма не юлит, не скрывает намерений, и договор не нарушает. В корзину черный камень упадет.  Сестра тобой займется, укроет  снежным покрывалом, так тело дольше сохраниться.
Касьян закрыл глаза, тело вдруг потеряло вес и понеслось куда-то. Промелькнул город Соколиный, горная тропа, лошади и люди, мать, проверяя путь, шагает впереди, он к ним приблизился и закричал:
-Я вижу вас, завис над вами, руками помашите!
Люди не слышали Касьяна, живая цепь, ступая осторожно, медленно двигалась вперёд. Навстречу им спешили люди.  Опять на ложе очутился, его забрасывали снегом. Он прошептал:
-Меж ними трудный путь, длинной в две ночи,  как выдержат они! Мать старая  шагает впереди,  откуда силы в истощенном теле?
Над ухом голос прозвучал:
-Касьян, окончен путь земной,  ты назначение исполнил,  знаки   хозяина найдут. Ни лошади, ни люди не погибнут, силы небесные их взяли под охрану и выслали подмогу на тропу. Ты, в памяти людской останешься надолго.

В делах осадных передышка. Главный охранник, освободившись от верёвок, собрал наемников,   и поспешил  вдогонку  вдоль ущелья. Затея не удалась, скользкий и неизвестный путь, таил опасность.
     Заметив на тропе людей, Главнейший сообщил на перевал, в сигналах там не разобрались, спустили малочисленный отряд. Пообещав неслыханную плату за голову Касьяна,  Главнейший погоню выслал, сам отбирал головорезов.

Грохот лавины подверг всех в ужас. В крепости, от мало до велико,  глаз не спускали с горных  троп. Время обедни наступило, а путников и лошадей не видно. Лавина гибель принесла или свободу беглецам? Народ взмыл руки к небу,  Соколы молили  о спасении, наемники просили хором, помочь им  наказать строптивых.   Палач забрался на подмостки виселицы и вслушивался в голоса. Главнейший подошёл к нему.
-Провидец,  меня отрядники послали, кого  обрадуешь вестями?
Не оборачиваясь, палач, ответил:
-За крепостной стеной хор голосов, дружнее не бывает. Они не о себе кричат, а просят небеса, помочь спасти детей и стариков. Твои же воины просят об обратном,   домысли сам, кому поможет небо.  Левее взгляд останови, появятся четыре точки, они шагают в связке впереди, то старики, двоих ты знаешь,  бывший  сосед, он обхитрил тебя, охрану. А впереди, сказал бы кто,  и я бы не поверил, мать Касьяна. Они с трудом передвигают ноги, истощены донельзя, а духом превосходят вас.
-Не может быть,   при мне на небо уходила. Сосед-старик, в подсобке у меня.
-Ты, прав,  на небеса взлетела, да слова,  крепость просит, через ущелье подготовить путь, её на землю опустили. Бывший сосед  сидит в подсобке, тот да не тот, близнец второму, он без оглядки жизнь подставил ради спасения народа. Наёмники твои, способны без выгоды и без наживы своею жизнью рисковать? Промашки на тебе. Всё с Ясны началось, предупреждал, бабам не место в мясорубке, ты ход подземный загубил. Табун подсунули, дележкой занялись, раздор внесли  и отвлеклись от дела. Сына Подглавного  в живых оставил, с его подачи табун ушел иным путём.  Подглавного не трогай, он меньше всех виновен в бедах.
-Не жить ему, копается в делах, расшатывает власть, за ход подземный он ответит. А с табуном хотел, как лучше,  Главный охранник подкачал,   жизнь сохраню, надёжный очень. Вместе с Псом рыбину надеялся поймать, ему все кажется, нами вертят умело,  промашки все подстраивает кто-то. Обрадуешь вестями или нет? 
-Левей смотри, первая точка появилась, случилось, как  предвидел я. Лавиною не лошадей,  наёмников накрыло.
-Не верю, отборных  мужиков отправил, они догонят непокорных. Крепость не лю-лю-кает, молчит,  знать, сомневается в победе.
-Они готовят оборону.


Рецензии
Хороший эпизод. Спасибо.

Михаил Кречмар   08.08.2010 10:03     Заявить о нарушении
\Снег зашевелился, и перд ним возник уродец\
перед - исправьте.
Спасибо. Петрович.

Пётр Билык   17.12.2013 08:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.