Ушедшие в океан...

  Часть 1- На сопках Улахан-Бома.
  Часть 2- Ушедшие в океан.

    
                НА СОПКАХ УЛАХАН-БОМА
               

   В конце августа 1987 года я вместе с геологом Валерием Крысиным самолетом АН-2 вылетели из Якутска в поселок Югоренок,богом забытую дыру,приютившуюся в Усть-Майском районе Якутии.
Дальше наш путь лежал в поселок Юр (еще более забытый богом ).
Мы сидели в мирно покачивающим крыльями самолете и смотрели в иллюминаторы.Еще в Якутске кто-то вскользь упомянул о лесных пожарах в Усть-Майском районе-теперь мы наблюдаем их с воздуха.
При их виде в душе шевельнулись недобрые предчувствия,но я не
придал этому большого значения.
Из Югоренка вахтовой машиной золотодобытчиков выехали в Юр. Дорога вилась между сопок,вдоль горной речки,впадающей уже
в солидную реку Юдому и также называщейся Юром.
В Юре нас встретил мой давний хороший знакомый Саша Абрамчук,возглавлявший геофизический отряд в геологической партии,работавшей в Юре.Геологи в этих краях искали золото.
При чем здесь занимались золотом не только наше Якутское геологическое объединение,но и сотрудники некоторых центральных научных учреждений.
Сам же регион -в прошлом один из якутских Клондайков- по всей видимости переживал период своего упадка.
На старой карте Якутии Юр значится более крупным населенным пунктом чем Югоренок.В описываемый же период Югоренок (в 25 км от Юра) представлял из себя относительно цивилизованный поселок(с аэродромом, например),в то время как Юр оказался ни чем иным
как небольшим скоплением старых,полуобвалившихся домов,среди которых- впрочем- встречались и добротные,новые здания редких жителей-аборигенов.В свое время Юр и в самом деле был относительно крупным поселком-здесь была женская лагерная зона.Ее последняя
обитательница,в прошлом-как нам поведали жители поселка-бывшая переводчица в гестапо-скончалась меньше года тому назад.
Два дня я провел на базе геологов.
За это время Абрамчук ввел меня в курс предстоящей работы.
Мне некобходимо было провести магнитную съемку на исследуем участке местности.Съемка проводится путем многократного пересечения участка по так называемым в геологии профилям.Так как идти по прямой в тайге невозможно,мешают заросли мелких деревьев-то предварительно профили прорубаются остроотточенные самодельными инструментами-"саблями".
Затем с помощью теодолита строго по прямой ставятся пикеты,обозначенные номерами.Возле каждого пикета надо остановиться и сделать замер магнитного поля Земли (магнетометром).
Через два дня на вездеходе мы отправились в лагерь на р.Смелой-в тот район горной тайги-где мне предстояло работать.
Речка Смелая текла внизу,между сопок,впадая в Юр,а лагерь был расположен примерно на середине склона одной из сопок.Помощником ко мне Абрамчук определил 19-летнего киевлянина Вадима Ткаченко,студента одного из киевских техникумов.
Вадим учился на геофизика и в Юре собирал материал для дипломной работы.
Два дня мы работали вместе-потом у него вышла из строя нога (наверное,растяжение-уже не помню)и Вадим вернулся в Юр,а я остался один.
Вадим панически боялся медведей,особенно попадая в глухие,таежные места.В такие минуты он настороженно вслушивался в малейшие шорохи в лесу.
Однажды мы шли с ним по лесной тропе.Вдруг Вадим испуганно закричал "Медведь!" и стремительно побежал вперед.Я удивленно оглянулся по сторонам и лишь тогда понял,что за рев медведя он принял шум двигателя,работавшего внизу,в долине Юра.
В лагере на Смелой я жил в одной палатке с Вадимом,который то внезапно исчезал,ссылаясь на больную ногу,то подгоняемый Абрамчуком,вновь появлялся на участке.В соседней палатке жили рабочие геологической партии-Валентин и Сергей.Кроме того-стояла еще одна более основательная и просторная палатка,в которой обитали два взрывника.
Одного из них все звали Слава,несмотря на "почтеный возраст"-ему было на вид 55-57 лет,хотя не исключено,что он выглядел старше своихлет,второй кавказец,кажется,грузин,приехавший в Якутию на заработки и работавший в ней первый сезон.
Слава,несмотря на возраст,отличался завидным здоровьем,мог много выпить и бегал по сопкам как лось-даже молодой,но значительно более тренированный чем я,Вадим (так как он раньше меня приехал в партию)не мог за ним угнаться.
Взрывники держались несколько обособленно от нас,хотя все же мы изредка пили вместе чай в их палатке или сидя у костра после тяжелого трудового дня.
Несмотря на то,что мы,геофизики,наматывали за день по несколько десятков километров по буреломам,с возвышавшейся над головой штангой магнетометра,значительно ухудшавшею устойчивость и координацию движений или с упомянутой выше "саблей" в руке рубя весь день молодые деревья-все же работа взрывников была тяжелее нашей.Они не только взрывали породу,но и часами лопатами разрывали образованные взрывом каменистые ямы.Поэтому эти люди отличались некоторой суровостью и немногословием в поведении.
Впрочем,возможно они недолюбливали "интеллигентную элиту" геологической партии,что как мне казалось было характерным для всех работников,занимавшихся  чисто физическим трудом и это несмотря на то,что работа геофизиков (приборная)в основном по внешнему выражению
тоже была чисто физическим трудом (если не считать возни с аппаратурой).
Только зимой-и то не всегда-так как некоторые виды геофизических работ проводятся и зимой-геофизики могли уехать в Якутск,где уже в теплых помещениях,вспоминая в подробностях ушедший полевой сезон,а затем в душе уже мечтая о новом отъезде в поле,заняться обработкой полученных  в поле материалов и интерпретацией результатов.
Выше я упоминал двух рабочих,живших в соседней палатке на Смелой:
Сергее и Валентине.
Сергей-молодой парень из  аборигенов,оставлявший,мягко говоря,слегка
заторможенного юноши.
В партии наиболее колоритной личностью был Валентин,человек несколько неопределенного возраста,что-то между 35 и 40 годами,где-то потерявший глаз в своей видимо достаточно бурной и полной приключений жизнь.
Однажды мы шли с ним из лагеря на Смелой на базу и я посетовал на какие-то переживаемые мной в то время неприятности.Он сказал мне на это-"Это мелочи,всего-навсего неприятности.Мне же пришлось пережить в жизни не одну трагедию." "Трагедию",-подчеркнул он.
Да,многих из этих людей,из года в год скитающихся по геологическим партиям,полярным станциям,по горам,тундре и тайге погнала на это не жажда романтики,а какая-то пережитая в жизни драма или цепь таких драм.
Впрочем,Валентин рассказывал,что в Сибирь он уехал еще в ранней молодости вместе с другом,начитавшись книг Джека Лондона.
В моем представлении он был близок к героям произведений этого писателя-бывалый северный волк,таежник,привыкший к многолетней лесной жизни,не чурающейся никакой трудной,черновой работы.
Друга,с которым он приехал в эти края,он здесь же в Сибири и потерял.
Кажется,он попал в заключение и там его убили.Потерял Валентин и семью,развелся,но это уже распространенная жизненная ситуация.
"Эти места навевают душевное спокойствие,здесь хочется думать о чем-то вечном"-говорил мне Валентин.
Зеленое море лесных массивов,вековая тишина порой действительно вводили в какое-то необычное состояние,казалось-ты попал в какой-то особый,фантастический мир.
Но для этого надо было выйти куда-то на вершину сопки,оказаться наедине с этой стихией,быть отрезанным от людей некоторым промежутком времени и некоторым расстоянием.
Где-то спустя год или два я как-то встретился с Валентином в Якутске.
Он рассказал мне за рюмкой чая,что недавно возвращаясь из отпуска с Большой земли (так на Востоке называют Запад,на Севере -Юг и.т.п.)он застрял в новосибирском аэропорту,не имея возможность вылететь оттуда.Дело в том,что познакомившись где-то в ресторане с близким
по духу человеком,он на прощание после совместного обильного застолья в порыве дружеских чувств вырвал из паспорта титульную страницу и вручил ее своему новому другу вместо визитной карточки.
(Вот она - широта русской души !)
Спустя три дня после нашего приезда в партию в Юр прибыл молодой
специалист-геофизик Сергей Медведев.До поступления в институт он работал водителем в нашей организации.
Вскоре он появился в лагере на Смелой и рассказал,что на следующий день после его приезда он,Абрамчук и Таня Корху-жена начальника партии отправились по делам в Югоренок на "Мустанге".
Так назывался за свой неукротимый нрававтомобиль УАЗ,принадле-
жавший партии.
Вел машину Абрамчук.Водительских прав он не имел,но успел несколько приноровиться к "Мустангу".
Но в этот день ему не повезло.
После объезда очередной лужи "Мустанг" завзбрыкивал.
Абрамчук уже было укротил его,как вдруг нечаянно нажал на педаль газа вместо тормоза.
"Мустанг" ринулся с дороги в лес (за стеклом замелькали кусты,вспоминал Медведев),пронесся несколько десятков метров и уткнулся носом в дерево.
Бледный Абрамчук вылез из-за руля и больше никогда за него не садился.В тот день обошлось без существенных повреждений и все трое благополучно прибыли на "Мустанге",ведомом опытной рукой Медведева в Югоренок.
Спустя же сутки Юра(фамилию не помню)-мастер буровиков-попросил у Абрамчука "Мустанг" опять таки с тем,чтобы съездить на нем в Югоренок.Абрамчук,злорадно улыбаясь,дал "добро".Юра через несколько часов вернулся в поселок и бледный вылез из машины.
На обратном пути у него отказали тормоза,и он прыгал на "Мустанге" по кочкам полузаболоченного Юра к недоумению его немногочисленных аборигенов,пока у него не заглох
двигатель.
В тот же день на востоке взметнулось вверх облако дыма.
Оно поднималось к небу из распадка словно зловещий гриб ядерного взрыва.В нескольких километрах от этого очага,с другой стороны золотоносного Юра горел лес на участке
соседей.
"Как бы у нас не загорелось!"-с тревогой говорил в тот день Абрамчук.Он еще не знал-что пожар охватил значительную часть нашего участка.
В тот день с утра я вышел на участок для продолжения магнитной съемки. Абрамчук вместо Вадима определил мне в помощники Сергея,того самого аборигена,которого я
упоминал выше.
На маршрут геологи всегда берут с собой ракетницу на случай встречи с медведем и для подачи сигнала бедствия в случае других неопределенных обстоятельств.Выдается и личное оружие,но оно бывает не у всех и не всегда в партии.
Семнадцатилетнему Сергею нравилась эта "игрушка" и он любил его носить,подвесив как пистолет.
Мы начали съемку на одном из профилей,проходивших на самой окраине участка.Местность здесь была глухой,то и дело встречались буреломы,и мы с трудом преодолевали деревья,
лежавшие на нашем пути.ШАг за шагом мы спускались в злополучный распадок.
В Сергее,как я вскоре убедился,горел неудержимый охотничий азарт.Временами нам попадались рябчики, и Сергей безуспешно гонялся за ними с палкой в руках по кустам.
Сергей шел впереди меня метров на 200-250,разыскивая пикеты и я не видел,как он,выстрелил в рябчика,сидевшего на нижней ветке дерева.
Услышав выстрел,я поспешил к Сергею.Пришлось бежать труднопроходимым лесом.Сергей с особым рвением и остервенением сбивал пламя со стволов деревьев.Я последовал его примеру.
Мы хотели хотя бы не пропустить огонь вверх по сопке,но стараний двух человек явно не хватало.Сергей побежал в лагерь за подмогой.Не помню уже с какой целью,но я остался.
Скорее всего я пытался как-то локализовать пожар.Но вскоре после того,как я остался один,огонь забушевал с новой силой,стали трещать и падать деревья.
Прошло немало времени,но Сергей не возращался.Никого не дождавшись,я стал подниматься по сопке в направления лагеря.
Ближе к её вершине я обнаружил Сергея с нашими людьми,которые запыхавшись прибежали сюда,но остановились и молча созерцали картину пожара.Было ясно,что какие-либо усилия были уже совершенно бесполезны.
На следующий день с утра я пешком отправился в Юр,чтобы сообщить Абрамчуку о масштабах пожара.
"Горим?"-невозмутимо спросил он меня при встрече.И добавил-"Ни дня без приключений!" Он еще не знал,что пожар возник по вине человека из его отряда,но очевидно догадывался об
этом.У Сергея не хватило духа признаться публично в том,что он поджег лес из ракетницы.Мне тоже не хотелось выдавать его.
Абрамчук уже послал людей на вездеходе в район пожара,но это оказалось бесполезным предприятием.
Я хотел отправиться обратно на Смелую,но Саша задержал меня до обеда-"Возможно,понадобятся твои услуги как шофера,поедем на "Мустанге" в Югоренок." Поездка позднее была отложена и из Юра я вернулся в лагерь на Смелой,намереваясь оттуда
отправиться в район пожара на подмогу уехавшим туда на вездеходе.Но вездеход был уже в лагере.Несколько человек с лопатами были бессильны что-либо сделать.
Пожар разгорался.
На вездеходе возвратились в Юр.
После обеда Крысин угостил меня брагой.Настроение было прескверным.Следующий день я провел в Юре,в "Волчьем логове" Абрамчука.
Вечером надвинулись тучи,и казалось вот-вот пойдет дождь.
Отправился пешком в лагерь на Смелой,в пути стемнело.
Ночью пошел дождь.Он погасил бушевавший три дня пожар
Одно время пришлось работать на пепелище,ходить по золе,среди сгоревших или полуобгоревших деревьев.
Зрелище было удручающим.Сгорело по моим прикидкам около40 гектаров леса,обезображен чудесный,хотя и глухой,мрачноватый и редко посещаемый людьми уголок тайги.
Но никто кажется этого и не заметил.Не приезжало никаких комиссий,не было разборок.Лес считался бросовым,отданным под разработки месторождения.
Да и в других местах пожары были помасштабнее.Я слышал о лесных пожарах,горевших месяцами,когда огонь распространялся на десятки километров.
Тайное со временем становится явным.Понемногу просочились в партии сведения об истинных причинах пожара.
Сергей рассказал кой-кому об этом по секрету.
Но к тому времени ажиотаж утих,и я ни разу не слышал,чтобы к этой теме в партии возвращались. На нее словно было наложено табу.Людей в партии больше заботило то,
как бы снова получить деньги из рук ее начальника и залить тоску,надвигающуюся вместе с осенью и ее снегами и морозами.
Я не оговорился-холода могут начаться в Якутии уже во второй половине сентября,особенно в горных районах.
Последняя декада августа ознаменовалась лесным пожаром,а сентябрь прошел для всех нас и для меня в частности без проишествий,если не считать того,что за это время я дважды попадал в "зону обстрела" в районе взрывных работ.Камни,поднятые взрывом,с огромной скоростью приземлялись в нескольких метрах.Ощущения были не из приятных.
Закончив магнитную съёмку на участке,в один из дней сентября,в сумерках я вышел в Юр.В пути настигла кромешная мгла.Потерял дорогу в долине Юра,пришлось идти наугад по лесу.
Вышел на другую дорогу,пошел по направлению к поселку,и спустя некоторое время меня подобрала вахтовая машина золотодобытчиков.Среди горняков сидел невозмутимый
Крысин со своим неизменным геологическим молотком.
Он несколько удивился тому,откуда я появился здесь в столь поздний час.Но и сам он,как оказалось,ехал в комфорте "вахтовки" волей случая.
Вот так вот,ближе к холодам мы по одному потянулись на базу.
Вернувшись в Юр с ег полуобвалившимися домами я почувствовал,что попал в комфортные и цивильные условия обитания. Все-таки  относительно продолжительная
жизнь в палатке утомляет.
Можно было готовить пищу на плите,вечерами подбрасывать поленья в печь и в теплом уюте помещения с особым удовольствием подводить итоги своей работы,которую
приходилось выполнять и в зной и в проливной дождь.
Вернувшись в Юр в середине сентября,следующие полмесяца мне пришлось заниматься освоением гравиметрической съемки (замеры гравитационного поля Земли).
Гравиметрию меня упросил сделать вместо него знакомый геофизик Леша Касаткин,приехавший в Юр в качестве начальника отряда на смену Абрамчуку,увольнявшемуся из нашей организации.Леша спешил по путевке уехать в отпуск в Чехословакию.У меня не было соответствующей школы и дело шло туго.
Леша Касаткин был старательным и выносливым работником.
В этом я убедился,когда всех нас бросили на так называемую "металлку"-взятие проб грунта на определенных профилях.Работа эта нудная и трудоемкая и на неё как на аврал у моряков бросают весь "личный состав".
Мы работали с Лешей в паре весь день,а затем,нагрузившись вещмешками с отобранными пробами,двинулись к лагерю.Я с удивлением наблюдал,как играючись Леша несет тяжеленный рюкзак.Это объяснялось,впрочем,не только его крепким сложением,но и тренированностью,
характерной для всех,кто соприкасался с полевыми геологическими работами,начиная со студентов-практиков.
(К тому же многие из будущих геологов увлекаются чаще всего горным туризмом,но нередко альпинизмом или спелеологией.Для геологов это родственные сферы.
Так Абрамчук в свое время где-то на Кавказе покорял маршрут 5-той категории сложности и сильно  обморозил там пальцы ног с вытекающими отсюда некоторыми последствиями.)
Здесь мне хотелось бы упомянуть  забавный случай,случившийся в нашем геофизическом отряде.
Мы с Касаткиным должны были отбыть к месту гравиметрической съемки,но Касаткин почему-то не предупредил вездеходчика,чтобы он нас подождал.Мы увидели отъежавший по направлению к лагерю на Смелой вездеход.
"На броне" сидел Вадим Ткаченко.Несмотря на тяжесть рюкзаков,мы с криками побежали наперерез вездеходу,но Вадим ухитрился нас не заметить и вездеход не остановил.Пришлось нам к месту работы тащиться пешком.В словесном выражении все это выглядит и не очень смешно,но надо было видеть эту картину со стороны.Если бы кто-то видел нас в тот момент со всех ног мчащихся к вездеходу и невозмутимого Вадима,не слышащего наши крики,то в должной мере оценил бы комизм ситуации.Особенно если бы слышал какими отборными эпитетами награждал Вадима в этот момент Касаткин.
Вместе с Касаткиным В Юр прилетели в партию главный геолог экспедиции Архипов и руководитель проекта по работам в Юре С.(Экспедиция-это ГФЭ №6-Геофизическая экспедиция №6 -солидная организация-партии которой работали по всей Якутии-прим.2009 г.)
Я жил в смежной комнате и слышал,как С. жаловался Архипову на судьбу,на геологию,сетовал,что в молодости не послушался советов добрых людей и не пошел учиться в ФЗУ (для тех,кто не знает-ФЗУ-фабрично-заводское училище ,кажется,в 50-60 годах
прошлого века-прим.2009г.)
Архипов, по состоянию здоровья в то время уже отходивший от дел,возражал ему."Были люди,которые нас учили и мы должны оправдать их надежды и веру в нас",-говорил
он что-то в этом духе.
Выше уже говорилось о том,какое удовольствие доставляет в вечернем уюте теплого помещения заниматься обработкой полученных в процессе трудной работы результатов:вычерчивать графики изменения магнитных полей и интерпретировать их.Рисовать графики и пытаться их интерпретировать стремятся все дилетанты в геофизике.
Иногда при такой непрофессиональной обработке материалов вдруг казалось,что назревает сенсация.Даже искушенный в геологии волк -С. реагировал на эмоциональные
восклицания вроде "Эврика!" и с интересом вглядывался в графики.
Леша Касаткин меня хвалил,называл врожденным геофизиком,очевидно задабривал перед тем,как вручить мне в руки гравиметр и отправиться пить пиво в Чехословакию.
Каким-то образом ему удалось убедить Архипова и С.,что он обучил меня мудреной гравиметрии.
Вскоре Архипов,С. и Касаткин улетели,дав нам на прощание последние указания.Абрамчук улетел еще раньше,так как его сменил Касаткин.В геофизике власть перешла к Сергею
Медведеву,как единственному оставшемуся в Юре дипломированному специалисту.
Спустя несколько месяцев после Юра я получил письмо от Вадима Ткаченко.Он писал:"Как только взял в руки твоё письмо в руки,я тут же вспомнил нашу общую дыру Юр и всю нашу веселую компанию,а также те злополучные сопки,которые мы штурмовали изо дня в день,словно
принося в жертву нашу силу и энергию.Я также вспомнил нашего босса Абрамчука и Касаткина,которые бросили нас на произвол судьбы...
...Знаешь,приятно вспомнить прошлое,даже не верится,чтобыл Юр,была вся наша компания,все пролетело как сон.
Но я не забуду,как по спецзаданию Абрамчука ставил эти чертовы пикеты."
Абрамчук не бросал нас на произвол судьбы.Он любил свою работу,геофизику,но по настоянию жены,москвички или по каким-то другим причинам,увольнялся из геофизи-
ческой экспедиции и вообще уезжал из Якутска на жительство в  Москву.
Впрочем,он устраивался на работу в тот самый московский НИИ,который тоже занимался какими-то научными изысканиями,а может и поисками золотоносных жил,здесь же в Юре,на
соседних сопках.Москвичи были оснащены хорошим геофизическим оборудованием.
"Мы стреляем по слону из рогатки,а они из пушки по воробьям",-говорил Абрамчук по этому поводу.
Иногда Саша впадал в меланхолию,в такие минуты он брал в руки гитару и пел.Его любимой песней была "Магнитная разведка",та самая что "уходит дальше всех".
Хотелось бы вспомнить еще одного моего приятеля в Юре-взрывника Толю.Толе было лет 40,немало по моим тогдашним представлениям,выглядел он солиднее других своихколлег.Однажды,в какой-то выходной день мы отправились с ним пешком в Юр,чтобы приобщиться к цивилизации.
В пути Толя рассказывал мне о кой-каких штрихах из своей биографии,в частности о службе в военно-космических частях на Байконуре.Я проникнулся к нему определеным пиететом и он мне казался образцом солидности и респектабельности.
В первом же магазине он заказал то ли 10 то ли 20 флаконов туалетной воды. "Зачем тебе столько",-недоуменно спросил я у него.Теперь уже Анатолий удивился -
   -"Как зачем? Пить."
То были времена антиалкогольной компании,спиртное выдавалось по талоном и было жутким дефицитом.
               
                (продолжение следует)


                У Ш Е Д Ш И Е   В  О К Е А Н
               

28 июля 1998 года
-------------------
На утренней вахте иду в южной части Северного моря,на подходе к Ла-Маншу.
К Паде-Кале подойдем,очевидно,где-то к моей вечерней вахте.
Погода портится - давление на барометре падает вниз.
К моей вечерней вахте подошли к Паде-Кале.Справа светится огнями вечерний Дувр.
Увидел "родную" Англию.в которой не был 5,5 лет.

03 августа
-------------
На утренней вахте работали в одной точке.Старались удержаться на месте,а также держать курс судна против ветра.Сами испанцы назвали эту станцию (она была первой) -"станция интенсиве",
подразумевая интенсивную работу на ней и пообещав на следующих станциях менее напряженную
работу.
Испанцы кормят нас до отвала -в лице своего повара Артуро - супчики у них,правда,жиденькие (сегодня в нем была одна крупичка,до украинских борщей испанцам,конечно,далеко),зато было два мясных блюда -одно
что-то вроде горячего сальтисона,второе - кукурузное блюдо в виде рисовой каши (кукуруза
измельчена как рис)и тоже с мясом.На столе всегда стоит салат - в нем капуста,салат,редис,
лук,помидоры.На обед подается столовое вино.Официально разрешается выпить стакан,но при
желании можно выпить и больше.Поскольку нужно сохранять для вахт свежую голову,то
больше двух стаканов я не выпиваю,и то зная,что успею перед вахтой выспаться.
После 17 часов начало прилично покачивать,причем качка противная,сумбурная.
При такой качке не хочется ничего делать,даже читать.А в соседней каюте молодежь с
азартом играет в карты - доктор и еще кто-то.
В экспедиции кроме испанцев есть,по крайней мере,еще одна француженка и португальцы-
международная экспедиция !
Для меня это первый рейс международного уровня (хотя в 1994 году на борту "Вавилова"
работало,кажется,пару немцев).
От качки не хочется уже даже и писАть.Не сказать,что она так уж сильно действует на
самочувствие - прошибает мелкий пот и хочется лежать,ничего не делать.
Так я,наверное,и поступлю - может удасться чуть поспать перед вахтой.
Впрочем,последнее маловероятно - во-первых,попил кофе,во-вторых,
бывает такой род качки,при которой иной раз трудно уснуть.Вот сейчас наблюдается
именно такая толчея.Очевидно,на зыбь накладывается ветровое волнение,мать его...
Вечером капитан сказал мне,чтобы я ушел на две мили севернее нужной нам параллели,
затем шел в точку работы.
Смысл этого маневра мне не был ясен,и когда,за полтора часа до окончания вахты капитан
зашел на мостик,я продолжал находиться от точки в полмиле.Капитан недовольным тоном
приказал мне идти на юг - милю за нужную параллель и оттуда идти в точку.
Нехотя я развернулся и как можно медленнее пошел на юг.Потом пошел в точку и к нулю
был в ней.К нулю капитан появился на мостике,и кажется остался доволен нашими со
Степанычем действиями(Степаныч - вахтенный матрос,в прошлом начальник судовой радиостанции).По крайней мере,он больше ничего не сказал.

  04 августа
------------
Всего лишь третий день работы в море (после захода в Ла-Корунью).
На утренней вахте рутинная работа по удержанию в точке на одном месте.
Впрочем,это творческая тема (удержание).Волнение было небольшим,но после обеда
опять раздуло.
Сегодня на обеде на первое,наконец-то,было калорийное блюдо.
Гороховый суп,с мизерным,впрочем,количеством воды.На второе мясо с капустой .
Похоже,что испанцы капусту любят.По крайней мере,в салате она превуалирует.Может
повар экономит помидоры ?На вине,впрочем,испанцы не экономят.
За нашим столом уже стало традицией пить за здоровье испанского короля Хуана Карлоса -
мы благодарны ему за красивую жизнь.Надо было,наверное,ограничиться одним стаканом,но
для снятия напряжения после вахты требовалась повышенная норма.Потом часа два проспал,
а проснувшись,почувствовал себя несколько муторно - наверное,от двух стаканов вина.
Пошел к Игорехе (повару)и выпил еще один стакан (хотя он предлагал два).
Игореха при этом приговаривал - "Для тебя не жалко".Стало лучше.
После вечернего чая лежу в каюте и размышляю о лучшей тактике удержания судна в точке.
Парадоксально,но стало ясно,что скорость относительно грунта должна быть нулевой.Тогда и перемещение будет минимальным,и судно будет хорошо управляемым.
Старпом всю свою вахту куда-то шпарит.Везет же людям !
Толчея сегодня вроде меньше,чем вчера.Больше переваливает с борта на борт - идем лагом.
Самочувствие по сравнению со вчерашним лучше,но делать все равно ничего не хочется.
Организм к качке с каждым днем,наверное,привыкает,хотя с другой стороны должна
накапливаться усталость.

  5 августа
 --------------
С утра заштормило - волнение было баллов восемь.Пошли ближе к берегу,до которого
было миль 70.Скорость хода на моей вахте была узла 4.По мере приблежения к берегу
волнение стало утихать ( скорее всего и само по себе и потому,что берег стал прикрывать
от северо-восточного ветра)и к моей вечерней вахте можно было уже работать.
В начале вахты капитан отнимал мой хлеб - удерживал около часа судно в одной точке.
Погода была идеальной и настроение у капитана приподнятое.
Но испанцы работать почему-то передумали,отложив научные работы до часа ночи.
Настроение у капитана испортилось и он ушел в каюту.
Я примерно до 23-х часов дрейфовал на юго-восток,в направлении берега,затем вернулся
севернее исходной точки с тем,чтобы судно к часу ночи снесло дрейфом в точку работы.
Когда капитан к нулю поднялся на мостик,я шел курсом 50 градусов вместо логичного
на его взгляд северо-западного направления.Я решил забраться чуть восточнее,чтобы
дрейф снес судно в нужную точку.Капитан промолчал по этому поводу,что я оценил,если
не как одобрение,то как нейтральную позицию к моим разгуливаниям по Атлантике.

6 августа.
--------------
Пятый день научных работ.Хотя кажется,что мы занимаемся ими уже недели две.Что ни
говори,а время тянется медленно - временами работа несколько занудная.Хороша,пожалуй,
лишь работа с сейсмикой,когда судно имеет ход относительно воды.10 августа уже по
всей вероятности будем двигаться к Ла-Корунье с сейсмикой - это приятное занятие.
А там нас ждет может даже двухдневный отдых по словам начальника экспедиции.
Затем на три недели снова уйдем в открытое море.Хорошо бы,чтобы в этот период было
побольше сейсмики.
На утренней вахте штиль.Сейчас ближе к вечеру погода вроде бы тоже неплохая.
На вечерней вахте тоже был штиль,но работать не пришлось.Я побежал в другую
точку,где ипоявился к нулю ночи.
Шли с распахнутыми иллюминаторами,дул теплый ветер и я,может быть впервые за рейс
почувствовал прелесть моря и отчасти штурманской работы.

7 августа.
------------
Настроение неважное.Всё из-за этой занудной,напряженной работы на станциях.
Скорее бы зайти в испанский порт.
На судно прорываются какие-то два москвича.Начальник радиостанции жаловался,что они
забрасывают судно радиограммами и вообще пытаются влезть по всем каналам связи -
добиваются своего участия в рейсе.
Сегодня застал в своей каюте старпома - он обмеривал диван,планируя вселить сюда
одного из непрошенных гостей.А в каюте и мои то вещи едва поместились.
Вечером,на вахте настроение изменилось.До 23.00 скучать было некогда.
Опускали (и естественно поднимали) "Розетту" на глубину 2700 метров.
я удерживал судно в точке,а капитан осуществлял общее руководство.
Капитан больше всего боится за этот зонд (то есть утопить его),доставленный из Москвы.
Он уникален,в Испании такого нет.По внешнему виду он напоминает некий аппарат для
исследования космоса.Зонд берет пробы воды на разных глубинах и замеряет различные
параметры - плотность,соленость,температуру воды и.т.п.
В конце вахты мною овладели лирические настроения - свежий морской воздух,врывающийся
в открытый иллюминатор,звезды,полная луна,колышущийся таинственный океан сделали
свое дело.Почему-то вспомнился фильм "Титаник".Спасибо Джеймсу Кэмерону - сподвиг ещё
больше любить море.Предстоящая многодневная рутинная работа уже не пугает.

                (продолжение следует)


Рецензии