2. Deep

***
- А что, если… Если фиолетовый убрать? Воспоминание за воспоминанием, аккуратненько вычистить… А что, если…

***
Аля сидела на краю крыши, смотрела на мельтешащих по асфальту людей, видела облака в лужах…
- Не стой за спиной, ты же знаешь – я этого не люблю…
- А откуда Вы зна…
- А  ты сам не догада…?
- Блин…
- То-то и оно… - Аля обернулась к молодому человеку, посмотрела, самой себе  тихо и задумчиво сказала – Почти правильно…
- Что почти правильно?
- Ты выглядишь почти таким, как я представляла…
- Не понял, что значит – представляла?
- А как ты думаешь? Я почти всю свою жизнь слышу твой голос – я должна была начать представлять, как выглядит его обладатель?
- Слышали мой голос? Как это??
- А скажи еще, что ты не комментировал мои воспоминания, не разговаривал сам с собой, не задавал вопросов?
- Да, но…
- Стоп, сначала скажи, как тебя зовут… А то как-то даже нечестно.
- Алекс, то есть Алексей Викторович…То есть…
- Алекс. И можно без «Вы»?
- Конечно… Наверное…Да,- Алекс улыбнулся, совершенно наивной и смущенной улыбкой.
- Договорились.

***
- То есть просто стереть их нельзя? Или заменить одно воспоминание другим?
- Ну представь, что ты из основания пирамиды выдернешь один камень – не аккуратный кирпич,  а камень, не ровный,  который лежал там долго, который временем, водой и ветром притирался к другим, таким же неровным… А ты его убрал… И попытался заменить другим…
- Я понял… Устойчивость нарушится, пирамида развалится…

***
- Не знаю, что произошло, но только не отключили вы сознание. Смотреть собственные воспоминания… Нет, не смотреть, проживать их снова, зная, что ничего не изменить… Было жутковато…
- Но ведь система…
- Значит, система не вполне права…
- Но как вообще ты тут оказалась?
- Видимо, я слишком часто спасалась от проблем в выдуманном мире. Поэтому, когда я поняла, что заперта в собственных воспоминаниях, меня это даже не удивило. И потом, я научилась «убегать», - Аля спрыгнула с крыши, Алекс даже удивиться или испугаться не успел, как рубероид под его ногами сменил асфальт,-  Мне же совсем не обязательно было смотреть тоже, что и вам. Я могла заново пройти любимую игру,  перечитать книгу… И даже разыграть спектакль… С самыми лучшими спецэффектами и гениальными актерами. Менять какие-то нюансы…
- А можешь показать свое любимое воспоминание?
- Не могу. Его просто нет. Но я могу лучше…  Ты должен понять. Раз ты оказался здесь – значит ты поймешь…- Аля провела рукой по стене ближайшего дома, стирая ее.
Сначала все исчезло. Просто синий фон. Как в павильоне, где снимают живых актеров для рисованного фильма. А потом появились другие цвета. Знакомые и не очень. Цвета воспоминаний и другие… Они сплетались причудливым узором, переливались, смешивались…
- Позвольте представить: первая и, я полагаю, единственная – карта воспоминаний и впечатлений.

***
- Вау… Красиво. Афигенно красиво…- Алекс был удивлен и восхищен.
- Самой нравится, - Аля улыбнулась,- Самое классное, что здесь все, что я когда-то увидела, услышала, прочитала… ВСЕ!!! Понимаешь, все! И пока я тут – все это в моем полном распоряжении… Моя собственная реальность…
- Звучит многообещающе.
- Не только звучит, - она еще раз улыбнулась,- Впечатляешься?
- А то!
- «Живые» воспоминания – ты уже знаешь по цветам. Они как всполохи. А вот эта геометрическая мозаика – книги, игры, фильмы…  Интенсивность цвета – она соответствует яркости воспоминания. Чем более яркий цвет – тем более … Ну ты сам понимаешь.
- Понимаю. Наверное. Не уверен.

Аля прошла по разноцветным квадратам в центр бирюзового пятиугольника. Наклонила голову… На секунду о чем-то задумалась… Отмахнулась от какой-то мысли…
От  пятиугольника пробежала оранжевая искра, оставляя едва заметную полосу на карте. Где-то в синем секторе полыхнуло ярко-красным.
- Ой-ей… - прошептала Аля, - не хотела, извиняюсь…
- Что это? – спросил Алекс.
- Да так… Дежавю.  Побочный эффект.  Суть не в том.
- А в чем же?
- Вот если бы ты сидел перед экраном томографа – ты бы видел, в каком отделе мозга что происходит и смог бы различить – реальные воспоминания, фантазии и работу кратковременной памяти…
- Конечно…
- Это был не вопрос. Это предисловие, - Аля провела рукой по контуру пятиугольника, - Это – что-то вроде календаря. Если постараться – можно найти какую-то определенную дату и «проиграть» события… Если постараться… Лето… Июнь… Мне 21… В моем доме снова появился компьютер.  И дискета с отрывком «Прозрачных витражей»…
На границе бирюзового и ярко-зеленого возникло объемное изображение. Сначала полупрозрачное, а потом… Потом оно обрело цвет и заполнило собой все вокруг…
Люди, трамвайная остановка… Жара, шум…
- Я сорвалась из дома в поисках доступа в интернет… Найти и скачать продолжение…  Но был не мой день.
Аля запрыгнула в подошедший трамвай. Алекс последовал за ней.
– Ух ты…- он и не заметил, когда на Але изменилась одежда.
- А ты как думал…- Аля заплатила за проезд и встала со своего места. Встала, но осталась на нем…- Видишь…Это реальные воспоминания. Но где она сейчас?
- В смысле?
Аля дотронулась рукой до трамвайного окна – и оно изменилось.
Экран монитора с изображением комнаты… И разноцветный вихрь, затягивающий  в никуда.
- Это же…
- Это то, чего на самом деле никогда не было.  Она ехала в трамвае, но на самом деле была в глубине. Для своего сознания.
- Она? Разве не ты?
- О, конечно же я… Хотя об этом еще можно поспорить. Кто есть кто.  Вот она сейчас выйдет из трамвая, перейдет дорогу… Зайдет в пару салонов – обнаружив, что они закрыты… И она этого даже не заметит, потому что веред весьма оживленный диалог с Чингизом о том, насколько на самом деле вреден побег в _глубину_.  Пока она не дочитала книгу – она может придумать _свое_ продолжение. Но это только пока… А ведь книга уже прочитана. И если я захочу – могу смешать фантазию и реальность, написанное и придуманное… Получить нечто новое и посмотреть самый реалистичный фильм за всю историю высшей нервной деятельности человека.
Аля повернулась к Алексу и рассмеялась:
- Я тебя пугаю?
- Нет-нет, что ты…
- Хм… А должна бы. Ведь все это ужасный, неизмеримый никакими человеческими нормами и понятиями бред.
- А что не бред?  - Алекс выставил перед собой ладонь,- как думаешь, получится файербол?
- Не знаю. Я предпочитала электрическую магию и лёд.
- Дьябло два, пустыня?
- Почему бы и нет… пойдем, поджарим пару скорпиончиков… Пройдем пару лабиринтов... Только не удивляйся, если вдруг рядом окажется бомбер или медведь – магия призыва хоть и не из этой игры, но вполне эффективна в  условиях альтернативной реальности. 
- Может еще пару космических кораблей в поддержку призовешь?
- Вот уж нет. Я в них не верю. Вернее, я в них не играю.
- Почему?
- Ну как-то так повелось, что космические стрелялки – это не мое. А вот нацарапать пару анекдотов на пластилиновой стене Нэверхуда – это запросто…
Аля вздохнула…
- Но я никогда не доберусь до сердца Балдура… У меня был самый лучший отряд… Но не самый мощный компьютер. Он не осилил эту игру…Ему не хватало совсем чуть-чуть, чтобы загрузить последнюю карту.  Я могу многое придумать, но я не знаю, кого там надо победить.
- Жаль…
- Нет в мире совершенства. Даже в мире иллюзий.. И ты даже не представляешь, насколько несовершенен этот мир.
- Как это?? Этого не может быть!
- Покатаемся на обезьяно-пауке с детьми-шпионами? Для наибольшего эффекта? Или…
- Или?
- Или сразу перейдем к «но»?
- А все-таки есть «Но»?
- Разумеется есть. Они всегда есть. Ты же не думал, что есть чудеса без побочных эффектов?
- Я на это очень надеялся.
- Так не бывает. Никогда. Закон сохранения равновесия.

***
Они сидели на краю крыши. Той самой крыши.

- На самом деле не было этого воспоминания. Это была фантазия. Иллюзия. Я представила – как это будет, пройти по краю крыши. Представила саму крышу… Я была на ней – мы искали котенка… Его тут не оказалось. Но к краю крыши я подошла… И посмотрела вниз. И поняла – что кроме темноты, я еще боюсь высоты.
- А я был уверен, что это – воспоминание.
- Это воспоминание об иллюзии. И таких – множество.

Аля глубоко вздохнула, вцепившись пальцами в кирпичный край крыши.
- Я заперта тут, черт возьми… и все, что у меня есть – это воспоминания. Воспоминания о событиях, воспоминания об иллюзиях… Одно и то же… Целую вечность… Сколько времени я здесь на самом деле?  Сколько раз я прожила одно и тоже?  Я вообще еще жива? Все, что я знаю – что я – это еще не все. Что есть еще она – и ей еще хуже, чем мне.

Алекс нахмурился:
- Вот теперь я совершенно не понимаю, о чем ты.
-  Представь, ты живешь… Что-то там себе думаешь, занимаешься какими-то своими делами… И вдруг понимаешь, что что-то произойдет. И в общих чертах даже можешь представить что… И что надо сделать – чтобы этого избежать… Но исправить – не можешь. Не можешь повернуть в другую сторону, не войти в подъезд… Ответить на звонок… Или сказать человеку, что он не прав в своих выводах…  У тебя есть стойкое ощущение, что все это уже было… Но ты НИЧЕГО не можешь исправить.
Это просто такие игры подсознательного, у тебя есть части мозаики – и ты знаешь, что получиться. Картинка тебе не нравится, но собрать ее – обязан.
Ты смотришь в глаза человеку, который говорит, что он твой друг, и тебе очень хочется верить, но ты уже знаешь, где и как он тебя предаст… И ты не можешь уйти с этого пути, потому что сценарий уже написан и утвержден режиссером.  Тебе осталось только отыграть его. И отклонения возможны лишь в незначительных нюансах, которые не повлияют на ход событий. Сказать «не прощу»… Сказать «я никогда не буду твоей до конца»… Сказать… Они услышат, но тут же забудут.
И ты это знаешь, и ты пытаешься кричать… 
Но вокруг зеркала – и ты видишь, что никто кроме тебя – не слышит. Никого нет… Они все – по ту сторону холодного стекла.  И ждут, когда стрелка сделает очередной круг, а ты поступишь так, как дОлжно…
Воспоминания – забавная штука… Когда они приходят сами собой, и ты знаешь, что это – всего лишь воспоминания.  Но когда не знаешь  - где реальность, а где иллюзия… Когда звонит телефон и ты знаешь, что ответ на этот звонок  может предотвратить миллион неприятностей, но не можешь взять трубку, потому что этот звонок… Он был год назад… А ты сейчас – даже не живешь… Просто существуешь в капсуле с гелем… И кто-то тебя читает.
И ты сама на это подписалась. Просто потому, что тебе было страшно и было не за чем жить.
- Оуч…

Аля закрыла глаза, и все вокруг стало белым…
- У меня нет будущего. У нее – нет будущего…  Есть только прошлое.  И игры в воспоминания. И еще я знаю, что все бессмысленно.  Она не избавится от своих страхов. Она всегда будет оглядываться назад и прислушиваться к голосам в своей голове.  Даже когда их не будет. Тогда она их придумает… И все начнется сначала.
- Почему ты говоришь – она???
- Мы разные. Она – это она… А я то, что она придумала. И кем она никогда не была. Собрание ее ролей, в которые она вдохновенно вживалась… И никогда не доигрывала до конца.  Чувствовала, что начинает фальшивить – и прятала их сюда… Поглубже.
- Глубина, глубина, я не твой…
- Да… Именно так… Но совсем иной смысл, правда?
- И как тебе удалось обойти психиатров? Это же километровый диагноз!
- Легко. Меня же никто не воспринимает в серьез. Я – игра воображения. Именно так меня и воспринимают. Придуманный персонаж. А фантазии – это нормально.  Это сейчас – ни один психиатр не решиться выпустить ее к Нормальным людям.  Но сейчас ведь с ней никто и не говорит. Вы же сами предупреждали: «- Тебе будет казаться, что все происходит в реальном времени, но ты не сможешь вмешаться и что-либо изменить, ты это понимаешь?». Что же, вы не учли последствия? То, что это вмешательство – тоже останется в воспоминаниях? Что даже у флеш-пямяти – есть ограничения по количеству перезаписей, а человеческую память – нельзя отформатировать, не убив при  этом личность.  Ты видишь цвета? Они все – смешиваются… нельзя убрать один – не затронув другого…
-  И что теперь?
- Ты у меня спрашиваешь? Кто из нас двоих психиатр?  Между прочим, тебя здесь вообще быть не может. 
***
«Действительно… Не может…», - Алекс открыл глаза и посмотрел  на часы, - «Ой-ей, половина первого, ночевать придется в лаборатории, домой попасть уже не удастся… Неужели уснул? Или нет? Копание в чужих воспоминаниях до добра не доведет… А игры в воспоминания – и подавно»? – он гадал, было это на самом деле, или только приснилось.

Он посмотрел на переливающиеся спектры на мониторах, Запросил картинку с томографа… Отделы, отвечающие за кратковременную память, полыхали, как новогодняя елка на центральной площади.
«Но откуда? Что ей анализировать и запоминать? Нет никакой входящей информации…»
Алекс на секунду задумался… А затем пошел в фармакологическую лабораторию. Приятно, когда твой пропуск открывает все двери.

- Спи, Аль. Спи. Тебе это нужно.  И пусть тебе ничего не снится, - Алекс удовлетворенно улыбнулся, увидев. Что всполохи на томограмме погасли, а энцефалограф фиксирует зета-волны. Он откинулся на спинку кресла, закинул ноги на стол, едва не сбив клавиатуру, и уснул. Без снов и воспоминаний.


окончание - http://proza.ru/2010/07/13/519


Рецензии