Болдинская осень-2008 взгляд изнутри

Надо сказать, что СМИ не особо активно освещали ни подготовку к фестивалю, ни его течение. Вероятно, из-за этого участников было не так много. Ещё неприятный момент - обычно информация о фестивале ежегодно выкладывалась на официальном сайте ДВГТУ. В этом году по какой-то причине этого не случилось. Будь то вина авторов уни-верситетского сайта или организаторов фестиваля, но факт остаётся фактом. И на этом "приятные сюрпризы" не заканчиваются. Но обо всём по порядку. И дабы оценка была наиболее адекватной, поговорим и о "плюсах", которые тоже имеют место быть, и о "ми-нусах", без которых не может пройти ни одно крупное мероприятие.
  Открытие фестиваля прошло, бесспорно, хорошо. В первый день фестиваля орга-низаторская группа сработала неплохо. Казалось, что и дальше всё будет также чётко и здорово. Но как бы не так. Поскольку пишу о своём личном взгляде изнутри на организа-цию фестиваля, то ограничусь лишь анализом тех событий, к коим имела прямое отноше-ние.
  16 октября - день конкурсного просмотра участников номинации "Художественное слово". В расписании указано время - 16:00 и пометка, что все участники обязаны явиться к самому началу вне зависимости от порядкового номера выступления. Сказано - сделано. Вот и члены жюри пришли, и вроде бы, казалось, пора начинать, но откуда ни возьмись, появилось эфемерное нечто, из-за которого произошла задержка более чем на полчаса. А между тем многие студенты на свой страх и риск ушли с пар. Да и с местом репетиции опять проблема.
  Ну да ладно. Началось. Первыми выпустили ребят из ТОВМИ. Уж кому-кому, а их-то точно по головке не погладят за столь продолжительное отсутствие. Далее один за од-ним пошли следующие участники. Надо сказать, обстановка была действительно адская. Нервы сдавали. У некоторых они сдали прямо в момент выступления. Кто хотя бы раз был в роли артиста на сцене наверняка должен знать, что такое "белый лист". Вроде бы всё в порядке, стоишь, рассказываешь и в какой-то момент понимаешь, что не знаешь, что дальше - ни слова, ни полслова. Страшнее ничего быть не может! Тем более в такой ответственный момент. Таким образом, с дистанции сошли три человека.
  Моё выступление пришлось как раз на середину списка - седьмое. Я читала два стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро" и "Пророк". Хотя изначально я готовила отрывок из одной из его поэм. Но из-за отсутствия полновесной рекламы пришлось взять, так сказать, репертуар из школьной программы. Нет, я ни сбилась, несмотря на то, что очень сильно волновалась. Да и в зале было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Но сцена творит чудеса, и через несколько мгновений после того, как я на ней очутилась, всё прошло. Жаль, что в последнее время так редко приходится стоять на сцене.
  18 октября - в графике фестиваля стоят три мероприятия, из которых мне при-шлось выбрать два, поскольку есть некоторая нестыковка во времени. На 10 утра назначен мастер-класс актёра Драматического театра Тихоокеанского флота Георгия Васильевича Шапкина - "Актёрское мастерство". На 11:30 назначен мастер-класс актрисы того же те-атра и преподавателя кафедры сценической речи ДВГАИ Светланы Юрьевны Кустовой - "Сценическая речь". А между тем в 12 утра - встреча участников авторской номинации (поэзия). И что прикажете делать? И сердцем и душой мне хотелось побывать и на втором мастер-классе, но в то же время не могла пропустить мероприятие, назначенное на 12.
  Свой мастер-класс Георгий Шапкин назвал "Образ и образность". Актёр очень доходчиво объяснил присутствующим участникам фестиваля и их руководителям, что отку-да возникли два этих понятия, чем они отличаются и что в себе несут. Он показал пару упражнений для формирования чувства партнёрства в театральных коллективах.
  Следующим пунктом назначения в моём маршруте была встреча участников "Ав-торской номинации". Эта была встреча с поэтом Вячеславом Протасовым, членом фести-вального жюри. Он рассказал юным поэтам и писателям на основные ошибки. Да-да, вы не ослышались - ошибки, поскольку таковые имеют место быть и в поэзии, несмотря на кажущуюся свободу этого вида искусства. Оказалось, что написание стихов - это не про-сто рифмование строчек и уложение слов в определённый ритм. На самом деле очень важно, чтобы был смысл, глубокий смысл, а не типичная житейская ситуация. Ещё стихо-творение должно представлять собой законченную мысль. Также должны быть аллегории, метафоры и тому подобные вещи. Возвращаясь к рифме, следует заметить, что она не должна быть примитивной, типа "кровь - морковь - любовь".
  Таким образом, стало ясно, что среди присутствующих поэтов, в общем-то, и нет. Без ошибок, выведенных Вячеславом Протасовым, не написал никто. У кого-то их было больше, у кого-то меньше.
  Сказал он и пару слов о представленной на конкурс прозе. Опять-таки без имён. Работ в прозе было представлено всего 4! Из них первая работа по стилю - газетная статья, а не прозаическое произведение, вторая работа - рассказ в стиле приевшегося и на-бившего оскомину "американского фэнтэзи", третья работа - моя. Не скромно с моей сто-роны, но всё же поэту Вячеславу Протасову она очень понравилась. О четвёртой работе скажу подробнее - эта работа принадлежит человеку, который уже ни раз печатался и имеет высокие награды в данной области, то есть заведомо является победителем в данной номинации, но, тем не менее, подаёт свою работу для участия в этом конкурсе. Возникает вполне адекватный вопрос: зачем, для чего? Чтобы перекрывать дыхание другим, менее талантливым и титулованным авторам?!.. Что ж, пусть данный факт останется на совести этого автора.
  От последнего конкурсного дня плавно перейдём ко дню, завершающему шествие фестиваля "Болдинская осень". На последний день было назначено сразу два очень важ-ных мероприятия. Это награждение участников конкурса и гала-концерт. Здесь всё прошло, как и на открытии, по крайней мере, что касается награждения. Победителями стали более 60 участников. Как и в прошлый раз, много наград увезёт Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия из Биробиджана, а Гран-при фестиваля получил студенческий театр-студия "Зеркало" из Хабаровской государственной академии эко-номики и права, который постоянно принимает участие в фестивале и каждый год занима-ет призовые места в театральной номинации.
  В целом фестиваль оставил не очень приятные впечатления в сравнении с прошлыми годами. Чего-то не хватало. А ещё было ощущение формальности всего происходящего. В который раз подтвердилась старая мудрость, прозвучавшая ни раз в произведе-ниях классиков и современников: будь ты хоть семи пядей во лбу, а если за тобой не стоит дядя или тётя с громким именем, то грош цена всем усилиям. С одной стороны можно "забить" на все конкурсы, ибо вышеуказанный закон действует везде и во всём, но с другой стороны из чувства противоречия и, полагаясь на добрый русский "Авось!", можно продолжить подобные мытарства, ибо кто идёт, тот всегда найдёт.


Рецензии